«Это какие-то неправильные игрушки»: как мы за 1,6 млн рублей получили пять наглядных уроков работы с дебиторкой

История о том, как мы потеряли 1 622 000 рублей и после этого изменили работу с отсрочками. Спойлер: не помогло даже решение суда в нашу пользу.

Как хорошо всё начиналось

Сеть магазинов «Правильные игрушки» был первым нашим розничным партнёром. Когда мы начинали сотрудничество, у них было около 120 магазинов по всей России (сейчас 20). Первый договор мы подписали в 2013 году. Работать договорились «под реализацию»: мы отгружаем наши игры партнёрам, они их продают и переводят нам деньги за проданный товар с отсрочкой три недели.

Три года, вплоть до октября 2016 года, всё было замечательно: игры «Банда умников» становились всё популярнее, объёмы продаж росли, годовой оборот по этому контрагенту тогда составлял 4 млн рублей, и не было ни одной просроченной оплаты. Казалось бы, что могло пойти не так?

В итоге пошло не так буквально всё. Вот пять уроков, которые мы извлекли из этой истории.

Первый звоночек

Ну как звоночек. Скорее нормальный такой колокольный звон. В октябре 2016 года «Правильные игрушки» стали жаловаться на проблемы с деньгами, задерживать оплаты, регулярно срывать сроки, нарушать договорённости. После хорошей порции писем и звонков контрагент начал демонстрировать признаки жизни и худо-бедно оплачивать задолженность.

Урок 1. Если партнёр становится изворотливым как трос для прочистки канализации — с вероятностью 90% следует перевести его на предоплату и остановить отгрузки до момента погашения долга.

Что сделали мы? Мы посмотрели на деньги, подумали: «Ну, вроде платят», и продолжили отгрузки в рассрочку. В тот же момент состоялось знакомство с Петром Сахновым (по данным СПАРК, на тот момент совладельцем ООО «Правильные игрушки») — эдаким хорошим полицейским со стороны клиента, который радостно подтверждал графики гашения и «помогал» с оплатами.

Досудебные реверансы

Что дальше? А дальше история повторилась: отгрузки шли, а поступление денег снова прекратилось. Опять начались переговоры в духе:

— Давайте платите.

— Да-да, вы у нас первые в очереди на оплату.

В конце 2016 года от «Правильных игрушек» пришёл заказ сразу на полтора миллиона. Учитывая, что эта сумма в несколько раз превышала сумму стандартного заказа и была сопоставима с суммой всей накопившейся задолженности, мы сразу почувствовали неладное и полностью стопнули все отгрузки по контрагенту.

Урок 2. Если партнёр уже имеет систематические проблемы с оплатой и внезапно делает заказ, который в разы превышает объём стандартной поставки, — велик шанс, что он не планирует его оплачивать.

Следующие полгода мы постоянно согласовывали всё новые графики выплат, которые при этом не соблюдались. Пётр держал лицо, апеллировал к высшим силам и начал страдать от аллергии на словосочетание «график погашения задолженности».

В июле 2017 года нам пришлось признаться самим себе, что мы потеряли контроль над ситуацией, поэтому подключили внешнего юриста для решения этого вопроса. Начали с того, что прислали уважаемым партнёрам досудебную претензию. Получив этот документ, наш менеджер в «Правильных игрушках» Николай Ф. засуетился и предложил решить всё мирным путём с возвратом остатков и полной компенсацией до 31 августа.

Вообще, мы не очень хотели забирать долг товаром, поскольку это выглядело менее выгодным вариантом. Поэтому настаивали на компенсации деньгами.

Урок 3. Если партнёр предлагает вернуть товар в счёт погашения долга, имеет смысл рассмотреть этот вариант. Ведь даже если удастся получить деньги по суду, это будет дольше. Намного дольше.

Суд, мировое соглашение и приставы

Выждав положенный срок с момента, когда контрагент получил претензию, мы собрали все документы и обратились в суд.

Первое заседание было назначено на декабрь 2017 года. А в феврале 2018 года «Правильные игрушки» вышли на нас с мировым соглашением. Мы подписали мировое и график оплат, в соответствии с которым контрагент обязуется выплатить всё до копейки не позже 27 апреля.

Первые две оплаты по графику пришли вовремя. А вот дальше (сюрприз!) — контрагент перестаёт платить и не берёт трубку. «Правильные игрушки» снова ведут себя неправильно.

Окей, сразу идём к судебным приставам, которые сообщают нам: «Срок мирового соглашения не истёк, нам пофиг, что ответчик не соблюдает условия, приходите после 27 апреля, чао». И ведь не поспоришь — с точки зрения закона они правы.

Урок 4. Если есть возможность сократить срок мирового соглашения, это нужно сделать. Ответчик может перестать платить на третий день, а ждать приставов придётся до последней даты в графике погашения.

Исполнительный лист как средство для растопки печи

После окончания срока мирового соглашения мы пошли в суд и получили исполнительный лист, с которым явились к приставам. Те открыли исполнительное производство и честно спросили у «Правильных игрушек», не изволят ли господа выполнить законные обязательства. Господа сказали: «Нет, чёт неохота».

«Ну, на нет и суда нет», — сказали приставы и пошли выставлять инкассовые поручения на банковский счёт «Правильных игрушек». На деле это означает, что как только на счёт должника падают деньги, они автоматически улетают к приставам.

В сентябре наш юрист идёт к приставам и спрашивает: «Как дела?». А приставы сообщают ему две радостные новости. Новость первая: в очереди за долгами «Правильных игрушек» мы не одни. Как минимум несколько контрагентов точно так же ждут от них денег по суду. И там суммы долгов гораздо больше, чем у нас. Новость вторая: на счету «Правильных игрушек» за последние несколько месяцев денег не появлялось.

Урок 5. Не стоит верить в суперспособности приставов. Если кто-то должен вам денег по суду, это ещё не значит, что вы эти деньги увидите. И самое смешное — ответчику за это ничего не будет.

Эпилог

Время на исполнение листа вышло, арестовывать на счетах «Правильных игрушек» по-прежнему нечего.

Формально ООО «Правильные игрушки» сейчас в процессе банкротства, но фактически сеть магазинов «IQ TOY Правильные игрушки» вполне себе работает и, вероятно, даёт финансовую отдачу. Например, один из двадцати магазинов сети находится в «Галерее» — торговом центре с самой высокой стоимостью аренды в Петербурге. Имеет ли это отношение к фиктивным сделкам, выводу активов или даже мошенничеству — не нам судить.

Ну а мы теперь в сто раз внимательнее относимся ко всем эпизодам ПДЗ и больше не попадаем в такие ситуации.

0
160 комментариев
Написать комментарий...
Eugene Gultyaev

После пары схожих случаев я перестал стремиться видеть в людях хорошее, теперь на любого нового контрагента вешается ярлык "мудак", пока он не докажет обратное.

Ответить
Развернуть ветку
Alexey Ivanov

это неправильно. он может доказать, что не мудак, а потом раз - и мудак.

Ответить
Развернуть ветку
Eugene Gultyaev

Таки да, согласен, но хоть какой-то предварительный фильтр

Ответить
Развернуть ветку
Александр Прилипко

предварительный фильтр = предоплата 50%, если с вопроса о предоплате начинаются проблемы, дальше не ходить.

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Атеев

С постоянными клиентами так не получится. Все обычно со 100% предоплаты начинают, а потом уже в рассрочки влазят

Ответить
Развернуть ветку
Эван Макгрегор

Постоянные не испытывают уже надобности, а стартовый ритейл опасен погореть.

Ответить
Развернуть ветку
157 комментариев
Раскрывать всегда