Как создать бизнес в новом сегменте экономики: кейс на рынке онлайн-образования в России

Еще шесть лет назад в России не было полноценной инфраструктуры для цифрового образования. В 2018 году россияне вложили в онлайн-образование 1,4 млрд рублей, по данным ведущего российского производителя онлайн-касс и программного обеспечения АТОЛ. Первые шаги в этом направлении сделала команда GetCourse, которая за пять лет создала крупнейшую в стране онлайн-платформу для образовательных услуг. Пришла пора рассказать как встроиться в растущий рынок и какие задачи приходится решать начинающей компании в новой отрасли.

В закладки

Ежегодно рынок платных услуг в сфере онлайн-образования растет на 17-25%. За последние десять лет появилось много людей и компаний, которые готовы делиться знаниями, а ещё больше — их потенциальных учеников. Чтобы стать связующим звеном между ними, команда GetCourse решила по меньшей мере четыре принципиальные бизнес-задачи.

Создать технологию

Пять-шесть лет назад передать знания, умения и навыки по сети было не так просто, как кажется. Преподаватели использовали соцсети, видеохостинги, мессенджеры, плохо проработанные онлайн-сервисы для работы с учениками.

Большой бизнес был вовсе невозможен: учет потребителей, оплата услуг, предоставление доступа разного уровня к контенту, анализ поведения учащихся, защита информации — все эти процессы не были автоматизированы. Чтобы создать онлайн-курс приходилось сооружать сложную конструкцию из разных сервисов, обращаться к десяткам подрядчиков и тратить уйму времени на управление этой махиной.

В 2013 году три веб-разработчика решили объединить разрозненные инструменты для онлайн-образования в одну платформу. В отличие от предшественников и немногих конкурентов она должна была образовать единый цикл услуг.

Сначала мы создали систему дистанционного образования (Learning Management System, LMS), в рамках которой пользователи получали доступ к тренингам, а преподаватели могли добавлять вебинары, видео, тексты, задания. Далее была сконструирована CRM, чтобы вовремя открывать и закрывать доступ к тренингам.

Затем мы разработали модуль работы с пользователями и информацией о них. После в систему были интегрированы почтовые сервисы и механизмы платежей. Наконец, мы внедрили модуль веб-аналитики, позволяющий отслеживать, как ведут себя пользователи, что им интересно, а что не очень.

В итоге на свет появилась универсальная платформа, которая позволяла запустить онлайн-школу любой тематики с нуля. Первым тренингом на её базе стал курс по маникюру, педикюру и ногтевому дизайну, который стал мегапопулярным и принес нам первый миллион рублей — всего через месяц после старта GetСourse.

Дмитрий Останин
Сооснователь GetCourse

Тогда нам казалось, что носители других знаний выстроятся в очередь на подключение к GetСourse, но все оказалось сложнее.

Как диверсифицировать модель и расти на 36% в год

Быстро обнаружилось, что тренинговые компании и авторы курсов не спешат покупать платные аккаунты. Потенциальные клиенты оказались консервативными: они продолжали пользоваться личными сайтами, закрытыми группами в соцсетях и другими подобными инструментами.

Если действующие школы не желают подключаться к платформе, то нужно эти школы создавать самим, решили мы. GetCourse начала привлекать авторов курсов и совместными усилиями делать обучающий продукт: преподаватели дают свои знаниями и компетенции, а весь «продакшн» от съемок до продаж берем на себя мы.

С выбором направления долго думать не пришлось: супруга одного из основателей платформы оказалась преподавателем в школе рисования. Нашей команде, состоящей преимущественно из «технарей», пришлось на время переквалифицироваться в продюсеров образовательного курса.

Школа рисования Вероники Калачевой

Был разработан тренинг для взрослых художников. За три года маленькая студия с 15 учениками превратилась в самую большую школу рисования в мире с оборотом в 150 млн рублей. Впоследствии GetCourse создал еще пять онлайн-школ, которые стали самостоятельным направлением бизнеса (B2B2C), помимо платформы (B2B).

Создание смешанной модели позволило поддержать основной бизнес и не зависеть от инвестиционных вливаний, что характерно для наших западных аналогов, скажем Coursera.

Но, как и всякая технологическая компания, по мере роста бизнеса мы столкнулись с кадровым голодом.

Найти людей

Вырастая из стартапа, любая IT-компания сталкивается с необходимостью привлекать больше разработчиков. Однако поначалу денег немного, а хороший программист — редкий и недешевый специалист. Успешные и опытные сотрудники предпочтут работу в отраслевых гигантах с именем. Молодой компании с последними трудно конкурировать.

Чтобы быть привлекательным, нужно создавать собственный бренд, который будет интересен не только клиентам, но и сотрудникам. В решении этой задачи GetCourse также помогла смешанная бизнес-модель, а именно — направление с развитием собственных онлайн-школ.

Дмитрий Останин
Сооснователь GetCourse

Появился новый проект — лайф-коучинговый курс, авторами которого стал знаменитый резидент Comedy Club Павел Воля и спортсменка Ляйсан Утяшева. Тренинг, в рамках которого звездная чета учит «прокачивать тело и мозг», стал очень популярным. Такие проекты помогли построить бренд GetCourse, повысить его известность. Впоследствии нам стало легче привлекать не только клиентов, но и персонал, заинтересованный в работе в новом, необычном месте. К тому же такие кадры помогают сделать компанию адаптивной, что очень важно в непростой правовой среде России.

Образовательный онлайн-проект Ляйсан Утяшевой и Павла Воли

Адаптироваться к изменениям

Любому бизнесу в нашей стране нужно уметь быстро реагировать на законодательные изменения, которые в России происходят практически постоянно. Онлайн-продажи не стали исключением — с принятием 54-ФЗ вся онлайн-торговля переходила на новую модель учета.

Клиенты наших школ (а также учащиеся по линии B2B2C) должны при оплате услуг получать электронный чек, который одновременно отправляется в ФНС. За нарушение грозят гигантские штрафы. Все платежи у нас безналичные и проходят через сайт, поэтому ставить настоящую кассу было бессмысленно.

Поэтому мы взяли в аренду онлайн-кассу: это облачный сервис. Мы изучили несколько сервисов, которые интегрированы с агрегаторами платежей, прежде чем выбрали АТОЛ Онлайн. Убедившись в надежности сервиса по аренде онлайн-касс АТОЛ, мы стали рекомендовать их клиентам.

Не трудно догадаться, что курсы часто ведут не профессиональные бизнесмены. Они не посвящены в вопросы кассового обслуживания, бухгалтерского учета и оплаты. Поэтому было важно подобрать такой платежный сервис, который бы отвечал нашим требованиям: простота в использовании, понятный интерфейс и соответствие обновленному законодательству.

Резюме

Мы зашли на растущий рынок и нащупали свое уникальное торговое предложение: полнота и удобство инфраструктуры поддержки онлайн-курсов.

B2B-клиенты платформы – не университеты, а малые предприниматели, преподаватели со своим контентом. Таким клиентам в первую очередь важны удобство и простота запуска и ведения бизнеса. Удобства загрузки учебных курсов недостаточно для них, важны другие факторы – автоматизация маркетинга, учета учащихся и общения с ними, бизнес-аналитика, автоматизация бухгалтерии и обработки платежей. Существенно и то, что наша компания демонстрирует желание и способность постоянно дорабатывать платформу под новые требования рынка и законодательства.

#онлайн_образование #бизнес #личный_опыт #GetCourse

Материал опубликован пользователем. Нажмите кнопку «Написать», чтобы поделиться мнением или рассказать о своём проекте.

Написать
{ "author_name": "Дмитрий Останин", "author_type": "self", "tags": ["\u043e\u043d\u043b\u0430\u0439\u043d_\u043e\u0431\u0440\u0430\u0437\u043e\u0432\u0430\u043d\u0438\u0435","\u043b\u0438\u0447\u043d\u044b\u0439_\u043e\u043f\u044b\u0442","\u0431\u0438\u0437\u043d\u0435\u0441","getcourse"], "comments": 2, "likes": 15, "favorites": 29, "is_advertisement": false, "subsite_label": "life", "id": 59852, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Thu, 28 Feb 2019 14:10:45 +0300" }
{ "id": 59852, "author_id": 262044, "diff_limit": 1000, "urls": {"diff":"\/comments\/59852\/get","add":"\/comments\/59852\/add","edit":"\/comments\/edit","remove":"\/admin\/comments\/remove","pin":"\/admin\/comments\/pin","get4edit":"\/comments\/get4edit","complain":"\/comments\/complain","load_more":"\/comments\/loading\/59852"}, "attach_limit": 2, "max_comment_text_length": 5000, "subsite_id": 199123 }

2 комментария 2 комм.

Популярные

По порядку

0

Наслышан о Вашей платформе. А у Вас можно принимать платежи по своим каналам, а вести в ЛК на Вашей платформе?

Ответить
0

Только так и работаем. Все платежи идут напрямую по вашим каналам. Мы в данном процессе обеспечиваем только технологическое присоединение.

Ответить
0
{ "page_type": "article" }

Прямой эфир

[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "bscsh", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-1104503429", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=bugf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Плашка на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudx", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 16, "label": "Кнопка в шапке мобайл", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byzqf", "p2": "ftwx" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvc" } } }, { "id": 19, "label": "Тизер на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cbltd", "p2": "gazs" } } } ]
Нейронная сеть научилась читать стихи
голосом Пастернака и смотреть в окно на осень
Подписаться на push-уведомления
{ "page_type": "default" }