60 дней фильмов
и сериалов
18+
Условия подписки Плюс
Мульти: clck.ru/YMaCq
VC60
Забрать

Как создать бизнес в новом сегменте экономики: кейс на рынке онлайн-образования в России

Еще шесть лет назад в России не было полноценной инфраструктуры для цифрового образования. В 2018 году россияне вложили в онлайн-образование 1,4 млрд рублей, по данным ведущего российского производителя онлайн-касс и программного обеспечения АТОЛ. Первые шаги в этом направлении сделала команда GetCourse, которая за пять лет создала крупнейшую в стране онлайн-платформу для образовательных услуг. Пришла пора рассказать как встроиться в растущий рынок и какие задачи приходится решать начинающей компании в новой отрасли.

Ежегодно рынок платных услуг в сфере онлайн-образования растет на 17-25%. За последние десять лет появилось много людей и компаний, которые готовы делиться знаниями, а ещё больше — их потенциальных учеников. Чтобы стать связующим звеном между ними, команда GetCourse решила по меньшей мере четыре принципиальные бизнес-задачи.

Создать технологию

Пять-шесть лет назад передать знания, умения и навыки по сети было не так просто, как кажется. Преподаватели использовали соцсети, видеохостинги, мессенджеры, плохо проработанные онлайн-сервисы для работы с учениками.

Большой бизнес был вовсе невозможен: учет потребителей, оплата услуг, предоставление доступа разного уровня к контенту, анализ поведения учащихся, защита информации — все эти процессы не были автоматизированы. Чтобы создать онлайн-курс приходилось сооружать сложную конструкцию из разных сервисов, обращаться к десяткам подрядчиков и тратить уйму времени на управление этой махиной.

В 2013 году три веб-разработчика решили объединить разрозненные инструменты для онлайн-образования в одну платформу. В отличие от предшественников и немногих конкурентов она должна была образовать единый цикл услуг.

Сначала мы создали систему дистанционного образования (Learning Management System, LMS), в рамках которой пользователи получали доступ к тренингам, а преподаватели могли добавлять вебинары, видео, тексты, задания. Далее была сконструирована CRM, чтобы вовремя открывать и закрывать доступ к тренингам.

Затем мы разработали модуль работы с пользователями и информацией о них. После в систему были интегрированы почтовые сервисы и механизмы платежей. Наконец, мы внедрили модуль веб-аналитики, позволяющий отслеживать, как ведут себя пользователи, что им интересно, а что не очень.

В итоге на свет появилась универсальная платформа, которая позволяла запустить онлайн-школу любой тематики с нуля. Первым тренингом на её базе стал курс по маникюру, педикюру и ногтевому дизайну, который стал мегапопулярным и принес нам первый миллион рублей — всего через месяц после старта GetСourse.

Дмитрий Останин
Сооснователь GetCourse

Тогда нам казалось, что носители других знаний выстроятся в очередь на подключение к GetСourse, но все оказалось сложнее.

Как диверсифицировать модель и расти на 36% в год

Быстро обнаружилось, что тренинговые компании и авторы курсов не спешат покупать платные аккаунты. Потенциальные клиенты оказались консервативными: они продолжали пользоваться личными сайтами, закрытыми группами в соцсетях и другими подобными инструментами.

Если действующие школы не желают подключаться к платформе, то нужно эти школы создавать самим, решили мы. GetCourse начала привлекать авторов курсов и совместными усилиями делать обучающий продукт: преподаватели дают свои знаниями и компетенции, а весь «продакшн» от съемок до продаж берем на себя мы.

С выбором направления долго думать не пришлось: супруга одного из основателей платформы оказалась преподавателем в школе рисования. Нашей команде, состоящей преимущественно из «технарей», пришлось на время переквалифицироваться в продюсеров образовательного курса.

Школа рисования Вероники Калачевой

Был разработан тренинг для взрослых художников. За три года маленькая студия с 15 учениками превратилась в самую большую школу рисования в мире с оборотом в 150 млн рублей. Впоследствии GetCourse создал еще пять онлайн-школ, которые стали самостоятельным направлением бизнеса (B2B2C), помимо платформы (B2B).

Создание смешанной модели позволило поддержать основной бизнес и не зависеть от инвестиционных вливаний, что характерно для наших западных аналогов, скажем Coursera.

Но, как и всякая технологическая компания, по мере роста бизнеса мы столкнулись с кадровым голодом.

Найти людей

Вырастая из стартапа, любая IT-компания сталкивается с необходимостью привлекать больше разработчиков. Однако поначалу денег немного, а хороший программист — редкий и недешевый специалист. Успешные и опытные сотрудники предпочтут работу в отраслевых гигантах с именем. Молодой компании с последними трудно конкурировать.

Чтобы быть привлекательным, нужно создавать собственный бренд, который будет интересен не только клиентам, но и сотрудникам. В решении этой задачи GetCourse также помогла смешанная бизнес-модель, а именно — направление с развитием собственных онлайн-школ.

Дмитрий Останин
Сооснователь GetCourse

Появился новый проект — лайф-коучинговый курс, авторами которого стал знаменитый резидент Comedy Club Павел Воля и спортсменка Ляйсан Утяшева. Тренинг, в рамках которого звездная чета учит «прокачивать тело и мозг», стал очень популярным. Такие проекты помогли построить бренд GetCourse, повысить его известность. Впоследствии нам стало легче привлекать не только клиентов, но и персонал, заинтересованный в работе в новом, необычном месте. К тому же такие кадры помогают сделать компанию адаптивной, что очень важно в непростой правовой среде России.

Образовательный онлайн-проект Ляйсан Утяшевой и Павла Воли

Адаптироваться к изменениям

Любому бизнесу в нашей стране нужно уметь быстро реагировать на законодательные изменения, которые в России происходят практически постоянно. Онлайн-продажи не стали исключением — с принятием 54-ФЗ вся онлайн-торговля переходила на новую модель учета.

Клиенты наших школ (а также учащиеся по линии B2B2C) должны при оплате услуг получать электронный чек, который одновременно отправляется в ФНС. За нарушение грозят гигантские штрафы. Все платежи у нас безналичные и проходят через сайт, поэтому ставить настоящую кассу было бессмысленно.

Поэтому мы взяли в аренду онлайн-кассу: это облачный сервис. Мы изучили несколько сервисов, которые интегрированы с агрегаторами платежей, прежде чем выбрали АТОЛ Онлайн. Убедившись в надежности сервиса по аренде онлайн-касс АТОЛ, мы стали рекомендовать их клиентам.

Не трудно догадаться, что курсы часто ведут не профессиональные бизнесмены. Они не посвящены в вопросы кассового обслуживания, бухгалтерского учета и оплаты. Поэтому было важно подобрать такой платежный сервис, который бы отвечал нашим требованиям: простота в использовании, понятный интерфейс и соответствие обновленному законодательству.

Резюме

Мы зашли на растущий рынок и нащупали свое уникальное торговое предложение: полнота и удобство инфраструктуры поддержки онлайн-курсов.

B2B-клиенты платформы – не университеты, а малые предприниматели, преподаватели со своим контентом. Таким клиентам в первую очередь важны удобство и простота запуска и ведения бизнеса. Удобства загрузки учебных курсов недостаточно для них, важны другие факторы – автоматизация маркетинга, учета учащихся и общения с ними, бизнес-аналитика, автоматизация бухгалтерии и обработки платежей. Существенно и то, что наша компания демонстрирует желание и способность постоянно дорабатывать платформу под новые требования рынка и законодательства.

!function(e){var o={};function t(n){if(o[n])return o[n].exports;var r=o[n]={i:n,l:!1,exports:{}};return e[n].call(r.exports,r,r.exports,t),r.l=!0,r.exports}t.m=e,t.c=o,t.d=function(e,o,n){t.o(e,o)||Object.defineProperty(e,o,{enumerable:!0,get:n})},t.r=function(e){"undefined"!=typeof Symbol&&Symbol.toStringTag&&Object.defineProperty(e,Symbol.toStringTag,{value:"Module"}),Object.defineProperty(e,"__esModule",{value:!0})},t.t=function(e,o){if(1&o&&(e=t(e)),8&o)return e;if(4&o&&"object"==typeof e&&e&&e.__esModule)return e;var n=Object.create(null);if(t.r(n),Object.defineProperty(n,"default",{enumerable:!0,value:e}),2&o&&"string"!=typeof e)for(var r in e)t.d(n,r,function(o){return e[o]}.bind(null,r));return n},t.n=function(e){var o=e&&e.__esModule?function(){return e.default}:function(){return e};return t.d(o,"a",o),o},t.o=function(e,o){return Object.prototype.hasOwnProperty.call(e,o)},t.p="",t(t.s=0)}([function(e,o,t){"use strict";t.r(o);const n=e=>{if("object"==typeof Air){Air.import("module.ajaxify").one("Before page changed",()=>{e&&e()})}};((e="teaser",o=[],t="vc")=>{const r={root:e,index:e+"--index",entry:e+"--entry",loaded:e+"--loaded",location:e+"--%location%",sitename:`${e}--${window.__codename||t}`},a=document.querySelector("."+r.root),i=document.querySelector('[air-module="module.feed"]');if(a){a.classList.add(r.sitename),-1===r.location.indexOf("location")&&a.classList.add(r.location),i?a.classList.add(r.index):a.classList.add(r.entry);const e=()=>{a.classList.add(r.loaded)};return new Promise(t=>{var i;(i=o,Promise.all(i.map((function(e){return new Promise((function(o){var t=document.createElement("img");t.onload=()=>{o(t)},t.onerror=o,t.src=e}))})))).then(()=>{t({showBanner:e,oneBeforePageChange:n,rootHTML:a,css:r,siteName:window.__codename})})})}})("kpsk-footer",["https://leonardo.osnova.io/db4d29e8-6b05-57c9-a668-8be251b5999f/","https://leonardo.osnova.io/4bc540c7-94c3-523d-a568-289bb3048c90/","https://leonardo.osnova.io/f9b0fdc7-0122-5954-86d2-a9c7b69464e5/","https://leonardo.osnova.io/b955990b-dbc0-5bf5-b6b4-d580e1ae8174/"]).then(e=>{e.showBanner()})}]);
0
2 комментария
Популярные
По порядку

Наслышан о Вашей платформе. А у Вас можно принимать платежи по своим каналам, а вести в ЛК на Вашей платформе?

1

Только так и работаем. Все платежи идут напрямую по вашим каналам. Мы в данном процессе обеспечиваем только технологическое присоединение.

0
Читать все 2 комментария
До чего шутки доводят: как с помощью смелого SMM Vizit подняли продажи

Коммуникация бренда Vizit в социальных сетях — одна из самых обсуждаемых за последние пару лет в России. Агентство Panda Digital рассказало, как получилось к этому прийти, о сложностях и результатах.

Как поздравить коллег с новым годом: 5 идей от b2b-направления СберМаркета

Надоели сладости, корпоративный мерч и фигурные свечки? Рассказываем, чем еще можно порадовать коллег в преддверии 2022 года.

The Office
Почему аренда самоката стоит как каршеринг и зачем отказываться от франшиз: интервью с главой Whoosh Дмитрием Чуйко Статьи редакции

До продажи бизнеса есть ещё «как минимум» два года, а пока Whoosh подумывает о запуске в Европе и учится сам собирать электросамокаты.

Сооснователь и гендиректор Whoosh Дмитрий Чуйко
Модемы, роутеры и интернет-центры Yota можно приобрести на Avito, OZON и «СберМегамаркет»
Все, что нужно знать об оценке REITs
Аборты и эвтаназия — убийство, а геноцид с целью сделать всех счастливыми — правильно

Какие еще моральные суждения выносит искусственный интеллект?

Российско-швейцарская WayRay представила свой первый прототип электромобиля с AR-остеклением Статьи редакции

За четыре года стартап хочет подготовиться к серийному производству и получить разрешения на движение по дорогам общего пользования.

WayRay Holograktor WayRay
Использование YOLOv5 для задачи детекции

Ликбез по нейронным сетям

Как канадские любители снегоходов и квадроциклов открыли для себя Россию

«Важно найти свою нишу и быть готовым к тому, что ничего не получится».

null