Как в регионе заработать на PR-агентстве 5 млн рублей за год

И почему я всё же задумался о переезде в Москву.

Всем привет. Меня зовут Антон Утехин, я основатель и руководитель агентства «PR Partner — Самара». В этой заметке я хочу поделиться своим опытом создания PR-агентства в регионе.

Во время одной из первых своих фотосессий Из личного архива

Началось всё в 2016 году, когда одно самарское адвокатское бюро попросило помочь с продвижением в самарских СМИ. К тому моменту я уже 10 лет работал журналистом — в разные годы был собственным корреспондентом «Интерфакса» и «Ведомостей» в Самаре.

Накопилась некая усталость, хотелось перемен, поэтому я охотно согласился с предложением. Мои работодатели были не против — единственное пожелание состояло в том, чтобы комментарии юристов не выходили в моих статьях.

У меня стало хорошо получаться — о юристах регулярно писали во всех самарских СМИ, приглашали на телевидение, запускали собственные радиопередачи. По цитируемости в первый год мы обогнали все существующие самарские юридические компании.

Это не осталось незамеченным. Ко мне за помощью с PR стали обращаться юридические компании из других регионов. И так постепенно стала нарабатываться клиентская база.

В какой-то момент мне захотелось дальнейшего развития. Идея работать фрилансером меня не устраивала — я хотел собственное PR-агентство. Где-то на просторах Facebook увидел предложение о франшизе PR-агентства PR Partner. С выручкой в 100 млн рублей агентство входило в топ-10 крупнейших в стране.

Условия были достаточно обременительными для простого регионального журналиста — паушальный взнос составлял 500 тысяч рублей. Также добавлялся ежемесячный роялти в размере 3% от выручки в первый год работы и 5% в последующие годы. Денег на первый взнос у меня не было. Привлекать партнёров и соинвесторов я не хотел.

Я оформил ООО, договорился о рассрочке платежа тремя частями, взял потребительский кредит на 200 тысяч рублей и купил франшизу.

Тогда я узнал о программе поддержки предпринимательства от правительства Самарской области. По ней предполагалась компенсация на открытие бизнеса до 500 тысяч рублей. Я несколько раз встретился с ответственным департаментом в министерстве экономического развития, чтобы они помогли мне правильно всё оформить и подготовили документы.

По условиям нужно было проработать один год, нанять минимум двух людей, а затем подать заявку на компенсацию. Само собой, что никто мне никаких гарантий не давал, но шансы были достаточно высокие — я вполне подходил под все критерии.

С этими мыслями я оформил ООО, договорился о рассрочке платежа тремя частями, взял потребительский кредит на 200 тысяч рублей и купил франшизу. Тогда я ещё не знал, что программа поддержки будет закрыта в следующем году и ничего от государства я так и не получу.

Первый год — взлёты и падения

Встретили в московском агентстве меня тепло. Я две недели проходил стажировку в Москве — мне рассказывали про услуги агентства, меня брали на встречу с клиентами, учили продавать услуги по PR, передали мне чек-листы, клиентские брифы, образцы коммерческих предложений, примеры выполненных работ и многое другое.

Более того, руководительница агентства Инна Анисимова первое время выступала в роли моего личного наставника, помогая развивать агентство. Такая помощь была важна — особого опыта в бизнесе у меня не было, всё приходилось делать вслепую.

Презентацию агентства провели по всем законам жанра — сняли отель, пригласили маркетологов, заказали кейтеринга с запасом. Потом ещё два дня булки доедали в офисе Из личного архива

В Самаре я снял половину небольшого офиса на окраине города. Нанял себе сотрудника, который помогал мне вести клиентские проекты. В основном это были юридические компании, банки и застройщики. Средний чек тогда составлял около 25–30 тысяч рублей в месяц.

Вскоре москвичи передали мне клиента из Самары, с которым, оказывается, давно уже вели переговоры. Сумма годового контракта составила около 1 млн рублей — за эти деньги мы организовывали публикации в самарских СМИ, обучали руководство завода искусству общения с журналистами, писали пресс-релизы, PR-стратегии и многое другое.

Отработали мы с ним, правда, около четырёх месяцев. Затем завод столкнулся с финансовыми сложностями и отказался от PR в регионе. Было тяжело терять клиента, который тогда делал половину выручки. И примерно тогда же я узнал, что правительство из-за экономии средств решило закрыть программу поддержки предпринимательства, поэтому о 500-тысячной субсидии пришлось забыть.

Второй год эмоционально оказался гораздо сложнее первого. Мы проиграли несколько тендеров, некоторые клиенты всё же уходили от нас, а новые соглашались не так охотно, как того хотелось бы.

В тот момент большую часть паушального взноса я уже оплатил, оставался только потребительский кредит, поэтому выплаты не сильно давили на меня. Оставалось активно продавать — звонить, встречаться, предлагать свои услуги.

На меня работал хороший имидж журналиста — самарские пиарщики и маркетологи были хорошего мнения обо мне. Это позволяло заключить первые контракты. Мы делали проекты с крупными самарскими банками и заводами. Оставались у меня и юридические компании. Это позволяло заработать в первый год около 1,8 млн рублей выручки.

Второй год эмоционально оказался гораздо сложнее первого. Мы проиграли несколько тендеров, некоторые клиенты всё же уходили от нас, а новые соглашались не так охотно, как того хотелось бы. Но выручка росла.

Из-за роста доверия к нам постоянные клиенты стали заказывать больше, рос средний чек, появлялись новые заказы. Кроме того, на контракт стали выходить заказчики, с которыми мы вели переговоры около года.

В итоге нам удалось привлечь ещё пару крупных клиентов, с которыми мы заключили годовые договоры. Это позволило смотреть в будущее с оптимизмом — мы переехали в хороший офис в центре Самары, закупили мебель, наняли ещё одного сотрудника.

По итогам 2018 года общая консолидированная выручка составила уже около 5 млн рублей. Что-то мы делали как франчайзи агентства PR Partner, какие-то проекты вели от своего имени. В основном у нас заказывали услуги по организации публикаций в СМИ, а также размещение через нас рекламных материалов в региональных изданиях.

У нас были очень интересные проекты — по итогам наших активностей в Госдуму вносились новые законопроекты, после наших публикаций министры и чиновники самых высоких рангов звонили нашим клиентам с предложением познакомиться. Бывало, что после публикаций в СМИ к клиентам напрямую обращались новые покупатели. К сожалению, самые интересные кейсы я назвать не могу из-за ограничений NDA.

Сейчас мы участвуем в одном крупном тендере на 5 млн рублей, к нам обратились ещё ряд крупных предприятий, которые ищут себе подрядчиков в регионах. Однако, несмотря на такие результаты, я всё же настроен переехать в Москву.

Уверен, что при должном упорстве вполне реально довести выручку регионального коммуникационного агентства до 10–15 млн рублей в год. Но я не вижу смысла оставаться в Самаре. Ниже объясню, почему.

Почему владельцы региональных рекламных агентств — несчастные люди

Рекламный рынок интернет-рекламы в России за последние два года вырос на 10–15% и по итогам 2018 года оценивается в 469 млрд рублей. При этом региональный рынок Самары ежегодно снижается на 3–6% и оценивается в 1,4 млрд рублей. И за эти полтора миллиарда мы конкурируем со всеми — с издателями газет и журналов, с телевидением, с SMM-специалистами, с блогерами и даже выпускниками «Бизнес Молодости».

С региональными СМИ ситуация ещё более плачевная: за последние три года количество изданий сократилось вдвое — с 1500 до 735. В итоге я заключил для себя, что работа на рекламном рынке в Самаре — это попытка заработать на падающем рынке.

Во время мастер-класса по организации публикаций в СМИ Из личного архива

Как заработать

В Самаре можно хорошо зарабатывать на PR, выполняя одно из условий:

  • Приближённость к власти. Основные бюджеты на медиаактивности сейчас даёт региональное правительство. Заказывает коммерческие публикации в СМИ, продвижение среди блогеров и в различных социальных сетях, проводят региональные форумы и мероприятия, заказывают программы обучения и так далее. Правда, принцип выбора подрядчиков для этих целей лично мне не до конца понятен — могу только догадываться об этом. Наш регион не особо заметен в информационном пространстве: губернатор не говорит с молодёжью, как глава Якутии, не проводит масштабные ИТ-форумы, как в Ульяновске, с приглашением первых лиц страны, не попадает на страницы федеральных изданий с позитивной повесткой дня.
  • Личное знакомство с владельцами крупных предприятий. Работа на кого-то из богатых самарцев может быть источником стабильного заработка. Не секрет, что для продаж доверительные отношения часто важнее, чем уровень профессионализма. Я слышал, что один фрилансер на сотрудничестве с самарским олигархом зарабатывает до 1 млн рублей в месяц.
  • Чёрный PR. Всегда востребованная услуга: самарские чиновники и предприниматели обожают поливать говном друг друга в публичном пространстве. Это используется как инструмент политического давления, как элемент переговоров и выбивания преференций. Последняя история с гробом около здания правительства Самарской области ярко иллюстрирует эту тенденцию.

Почему Москва манит

С коммерческим традиционным PR в регионе несколько сложнее. Все федеральные сети выводят бюджеты в Москву. Наверное, сокращение бюджетов — это самая популярная причина отказа. Не так давно я около двух недель торговался за 30 тысяч рублей с одним крупным самарским заводом с выручкой в несколько миллиардов.

«Мы бы и рады с тобой расширять сотрудничество, но у нас просто нет бюджетов на работу с регионами», — искренне объяснял мне маркетолог. И я ему верю. Крупные федеральные компании, как правило, предпочитают нанимать единого подрядчика на всю страну.

Зарабатывать в регионах можно — где-то за счёт энтузиазма, где-то за счёт упорства. Если приложить усилия и делать хоть что-то - прибыль не заставит себя ждать. Но мне не дают покоя амбиции. Острое желание быть причастным к чему-то масштабному заставляет меня смотреть в сторону Москвы.

Антон, зачем тебе эта Москва? Тут полно таких, как ты. И кто-то из них значительно сильнее и умнее тебя.

Такой фразой отреагировал на мою идею о переезде в столицу хороший знакомый, который сейчас занимает руководящую должность в одном из крупнейших банков страны. И он прав — в столице множество талантливых пиарщиков и маркетологов. Впрочем, и возможностей для роста в столице больше.

Именно конкуренция или сотрудничество с лучшими специалистами стимулирует достигать каких-то новых высот. Мне кажется, что лучше попробовать и разочароваться, чем сожалеть о том, что когда-то не попробовал. В каком формате я трансформирую свою деятельность я пока не решил. Возможно, это будет работа внутри компании, возможно, партнёрские проекты.

P. S. Мои результаты и моя точка зрения не являются объективным отражением реальной экономической ситуации в регионах. Это мой опыт и моё мировоззрение. Уверен, что за эти два года можно было бы добиться гораздо лучших результатов. Мне предстоит научиться ещё очень многому — от управления персоналом до особенностей бухгалтерского учёта.

0
34 комментария
Написать комментарий...
Леонид Васильев

Пробуй! Тут ты прав! Лучше попробовать и обломаться, чем думать что было бы, если...

Ответить
Развернуть ветку
Anton Utehin
Автор

Все верно - тоже так рассуждаю)
На самом деле Москва может быть промежуточным этап - есть много разных идей и желаний.

Ответить
Развернуть ветку
Nikolay Kenig

Вот опять. Все в Москве, а Россия загнивает

Ответить
Развернуть ветку
Anton Utehin
Автор

Ну, таковы реалии рынка. Москва растет, а регионы не очень. Большинство предпринимателей тут занимается выживанием, а не развитием.

Ответить
Развернуть ветку
Constantine Geist

Москва растёт, а регионе не очень, потому что туда уезжают люди со словами "Москва растёт, а регионы не очень". Если бы все не валили в Москву, то и регионы бы росли. Замкнутый круг получается. Всех бы собрать в одну кучу и объяснить что почём.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Alex Nosov

Не росли бы. Проблема в том, что Москва давно вытряхивает все ресурсы с регионов. Налоги у нас платятся не по месту ведения деятельности, а по месту регистрации. В итоге набегают в регионы московские ОООшки и ПАОшки, получают деньги с местного населения, а отдают в казну Москвы. Привет с Дальнего востока, у нас ресурсов больше, чем у всей остальной страны и разнообразнее, а людей меньше. Но регионы дотационные.
Был у нас во Владивостоке одно короткое время честный и открытый мэр. Так вот со всех его выступлений касательно бюджета, можно привести такие цифры. Бюджет Владивостока 13 млрд. При этом, город собирает 56 млрд и отдает в краевой бюджет, получая обратно всего 6 млрд. Основная часть бюджета, это НДФЛ, от общей суммы которого поступает в город всего 15%. Оборотка малого бизнеса 600 млрд, крупного и среднего 700 млрд. Но если сопоставить все, что с этих денег должно было упасть и бюджет города, то сильный не срост.
Поэтому, от того, что люди едут на запад ничего не меняется, просто людей становится меньше номинально, к росту регионов отношения не имеет.

Ответить
Развернуть ветку
Валерий Штейнер

Что и по чем ?

Ответить
Развернуть ветку
Леонид Васильев

Никто никуда не загнивает... В регионах куча годноты, один Ingate чего стоит.
Но я для своей студии Папин Сайт однозначно выбираю путь в Москву. Другой менталитет бизнеса решает.
Поэтому и поддерживаю автора сабжа.

Ответить
Развернуть ветку
Alex Nosov

Менталитет совсем другой. Да и уровень развития. Мой Приморский край отстает от Москвы лет на 5-7. Меня Москва не привлекает, но когда решил менять место работы, смотрел любопытства ради вакансии там. Так вот там много предложений по 150 за ту работу, которая здесь оценивается в 35-50. Там верхнюю планку встречал на уровне 350, а тут на уровне 90, но с большим кругом не прямых обязанностей. И это все при том, что там профессионалов больше, а тут дефицит. Но этот дефицит почему-то не поднимает на них цену. 100% собеседований и переговоров закончились предложением работы, а посты о поиске нового места в ФБ и ИГ дали сразу четыре фриланс-проекта. Но уровень бизнеса местного не тот, тут до сих пор считают, что это не надо или не на столько важно, чтобы за это платить.

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Лукиенко

Москва не виновата в том, что она растёт. Москва уже давно сама себя окупает и работает в +

Ответить
Развернуть ветку
Евгений Битюков

Конечно, развиваться надо! Вернуться всегда успеешь.

Ответить
Развернуть ветку
Anton Utehin
Автор

Это верно) Может, и не приживусь там.

Ответить
Развернуть ветку
Roman Khoroshev

Ну верно все, особенно про "работа на рекламном рынке в Самаре – это попытка заработать на падающем рынке". Золотые слова. В США есть несколько центров в которых ты можешь быть успешен, все зависит от сферы деятельности. Можешь заниматься чем-то глобальным, удовлетворить свои амбиции и хорошо заработать. В России центр по сути только один и это Москва. Правда в UK похожая история.

Ответить
Развернуть ветку
Anton Utehin
Автор

Вот и у меня похожие мысли

Ответить
Развернуть ветку
Anton Utehin
Автор

Хотя в Самаре есть крутые компании. Правда работают они на международный рынок или на Москву:)

Ответить
Развернуть ветку
Денис Коротков

Антон, обязательно попробуй свои силы в столице. Тем лучше, что старые клиенты останутся.

Ответить
Развернуть ветку
Anton Utehin
Автор

Денис, спасибо за поддержку

Ответить
Развернуть ветку
Александр Иванов

Антон, заработать это когда в мешок кладёшь денежки которые достал из бизнеса, а потом из этого мешка на себя тратишь, на машины, квартиры, женщин и вино.

Ехать в столицу без какой-то киллер-фичи глупо - за трудолюбие здесь никто платить не будет. Ищи себя лучше в Самаре, набирай команду и все такое.

Ответить
Развернуть ветку
Anton Utehin
Автор

Можно же совмещать. Текущие проекты вполне можно вести и из Москвы.

Оставлять Самару полностью конечно не планирую - сжигать мосты не обязательно. Вы правы - здесь есть команда, проверенная в бою, есть зарекомендовавшие себя подрядчики. Этот ресурс также планирую использовать.

Машина, квартира, женщина и вино есть%)

Ответить
Развернуть ветку
Владислав Кабанов

Ты не понял. Тебе говорят о том, что заработок и выручка - совершенно разные вещи.

Ответить
Развернуть ветку
Roman Khoroshev

Ага, а то тут 15 млн человек и все с киллер фичами. За трудолюбие здесь платят и платят больше чем за трудолюбие в регионе.

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Затолокин

А где телеграмм канал то(

Ответить
Развернуть ветку
Anton Utehin
Автор

Какой канал? На самом деле это крутой инструмент. Мы делали для ряда клиентов каналы в рамках поддержки мероприятий.
Но там нужен уникальный контент. Я пока не придумал как можно сделать интересный региональный канал без сплетен и скандалов.

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Затолокин

Забудьте , нормальная статья , просто большое количество, кто пишет о себе здесь любит в конце для самопиара ещё упомянуть свой телеграмм канал, в принципе ради которого статья обычно и пишется )

Ответить
Развернуть ветку
Anton Utehin
Автор

А, я понял о чем вы. Сам как пиарщик искренне не понимаю зачем люди и компании пишут пустые посты с очевидной рекламой. Это же пустая трата времени и денег в большинстве случаев.
В контенте нужно исходить из интересов читателей - давать в материале то, что им нужно.

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Лукиенко

Давать в материале то, что нужно людям? Серьёзно? Т.е. если я пью молоко, вы меня им всю жизнь поить будете и даже сок не дадите попробовать? Провинциальный PR)

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Лукиенко

Во-первых телеграМ, во-вторых в регионах телега вся давно занята Москвой. Большинство того, что ведётся в регионах, ведётся либо из Мск, либо из Спб

Ответить
Развернуть ветку
AndreyS

Золотые слова

Ответить
Развернуть ветку
Ангелина Банева

+

Ответить
Развернуть ветку
Anton Utehin
Автор

++

Ответить
Развернуть ветку
Ангелина Банева

Подписываюсь под каждым твоим словом

Ответить
Развернуть ветку
Anton Utehin
Автор

Спасибо)

Ответить
Развернуть ветку
Руслан Серазетдинов

Только вчитавшись, увидел, что 5 млн за год — выручка, а не прибыль.

Ответить
Развернуть ветку
31 комментарий
Раскрывать всегда