{"id":14276,"url":"\/distributions\/14276\/click?bit=1&hash=721b78297d313f451e61a17537482715c74771bae8c8ce438ed30c5ac3bb4196","title":"\u0418\u043d\u0432\u0435\u0441\u0442\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u0432 \u043b\u044e\u0431\u043e\u0439 \u0442\u043e\u0432\u0430\u0440 \u0438\u043b\u0438 \u0443\u0441\u043b\u0443\u0433\u0443 \u0431\u0435\u0437 \u0431\u0438\u0440\u0436\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Как создать корпоративную команду по футболу и с её помощью привлечь новых сотрудников, клиентов и партнёров

Меня зовут Артур Мурадян, я генеральный директор транспортной компании «Трафт». В этой статье я поделюсь опытом развития бизнеса и управления мотивацией сотрудников с помощью корпоративного футбола.

Предыстория

Корпоративный спорт существовал задолго до того, как его стали всерьёз рассматривать в качестве инструмента мотивации и развития персонала. И сто лет назад сотрудники предприятий часто проводили досуг вместе, играя в футбол на лужайке у завода.

Первоосновой корпоративного спорта вообще принято считать конкурсы профессионального мастерства, первые упоминания о которых относятся ко времени формирования цеховой культуры в Средневековье.

До определённой поры спорт сотрудников не воспринимался частью единого рабочего процесса. Сегодня всё иначе. В корпоративные команды приглашают клиентов и партнёров, нанимают оплачиваемых тренеров и терапевтов.

Свои футбольные и хоккейные лиги организовывают отраслевые компании, а семьи участников формируют активные сообщества болельщиков. Бюджет некоторых корпоративных команд в докризисные годы мог равняться совокупным расходам компании на маркетинг.

Допустим, вы решили создать в своей компании проект по корпоративному спорту. С чего начать и как развивать этот проект? Вот краткое руководство к действию.

В нашей фирме корпоративная футбольная команда «Трафт Сабурово» существует с 2005 года. Она выросла из внутрикорпоративной и сегодня успешно выступает в Любительской футбольной лиге Москвы (ЛФЛ).

В своё время команда помогла существенно продвинуть бизнес и получить новые связи, контракты, партнёрства, поскольку многие наши заказчики так же сильно любят футбол. Некоторые первичные заделы для контрактов создавались именно на футбольном поле.

Это сегодня каждая игра собирает своих зрителей, и у команды есть постоянный костяк мотивированных игроков, тренер, красивая форма, герб. Было время, когда состав команды почти полностью менялся каждую игру, а весь проект создавался на коленке. Когда нет понимания, как ваш спортивный проект будет выглядеть в целом, начинайте двигаться поэтапно.

Выбор внутрикорпоративного вида спорта

На начальном этапе вы должны выбрать, какой спорт — командный или индивидуальный — вас привлекает. Безусловно, командный вид предпочтительнее, ведь он подразумевает одновременное вовлечение большого числа сотрудников.

Но возможны и индивидуальные виды — гольф, теннис, гребля и даже плавание и парашютный спорт. В этом случае более серьёзная нагрузка придётся на процесс тренировок, ведь они будут индивидуальными у каждого сотрудника.

На финальной зрелищности мероприятий вид спорта не сказывается, но влияет на нетворкинг-потенциал. Шанс, что ваш будущий заказчик скорее увлекается футболом, нежели верховой ездой, более высок.

Однако при развитии корпоративного спорта не стоит переусердствовать с прагматизмом — не забывайте, что ваша задача не только привлечь новых заказчиков, но и укрепить нематериальную мотивацию и боевой дух компании.

Адаптация выбранного спорта в коллективе

После того как вы определились с видом спорта, самое время провести исследование предпочтений внутри вашей компании. Не стоит навязывать коллективу непривычный для него вид спорта. Если коллектив консервативный, сделайте ставку на состязание, понятное и интересное большинству.

С благодарностью вспомните этот совет, когда в пиковые нагрузки компании сотрудники не будут отлынивать от очередной тренировки. Ведь их интерес к игре тогда перевесит упадок сил и лень, от которых никто не застрахован.

В особо редких случаях можно экспериментировать с видом спорта, но на то должны быть хорошие причины. Так, столичная переводческая компания Neotech в последние годы активно развивает в качестве корпоративного спорта яхтенные регаты.

Процесс адаптации данного увлечения прошел в компании достаточно органично, поскольку многие в коллективе увлекаются рыбалкой, а потому умеют и любят управляться с различными плавательными средствами.

Несколько московских PR-агентств внедрили у себя батутный спорт, поскольку клубы находятся в шаговой доступности от офиса, что позволяет сотрудникам найти время на занятия даже при самом жёстком графике.

Первичный состав спортивной команды набирается из числа сотрудников самой компании. В дальнейшем, по мере увеличения масштаба и амбиций команды, в неё можно привлекать и профессиональных спортсменов, играющих за гонорар.

Однако коммерциализация корпоративного спорта на этом этапе не должна превратить его в дорогую игрушку в руках босса, иначе весь потенциал по части социальной ответственности бизнеса и развития HR-бренда сойдет на нет.

Профессиональные игроки не должны восприниматься как «джокеры», которые сами будут играть и добывать компании трофеи. Ведь задача — достигать желаемых спортивных целей вместе с сотрудниками, повышая командный дух, а не за счет профессиональных спортсменов на аутсорсе. Тем не менее на определённом этапе вопрос повышения качества игроков может встать остро.

Сегодня команда «Трафт Сабурово» почти полностью состоит из футболистов, закончивших футбольную спортшколу, либо из действующих или закончивших профессиональную спортивную деятельность игроков.

Реалии таковы, что уровень ЛФЛ растёт с каждым годом, и в высших дивизионах окружных лиг нет слабых команд, растёт число футболистов, которые параллельно выступают за большие клубы, также появляются по-настоящему профессиональные клубы и в самом ЛФЛ. Всё это заставляет нас переделывать некогда корпоративную команду в профессиональную. Такое может произойти и с вами.

Зачастую результаты спортивного проекта в компании не сразу оправдывают ожиданий. Нередкий случай: создали команду под выход в более высокий дивизион любительской лиги, но в первый год этого сделать не получилось – очень часто команды снимаются и спустя сезон-два начинают свою жизнь уже в менее амбициозном формате.

Есть и другая опасная крайность — спортивный результат иногда становится важнее рабочего. Сотрудник может так увлечься игрой, что из-за тренировок начнёт раньше уходить с работы и перестанет справляться с обязанностями.

Бывает, люди, покинувшие компанию, продолжают выступать за её команду. Это стандартная практика в тех случаях, когда человек хорошо играет. Иными словами, увольнение сотрудника совсем не означает для него потерю дорогой сердцу команды: всё опять-таки делается ради спортивного результата.

Ошибки у всех разные: кто-то пренебрегает тренировочным процессом, кто-то организацией и дисциплиной. Важно держать под контролем всю ситуацию в целом. Поможет в этом пирамида корпоративной команды.

Пирамида корпоративной команды

Мы выделяем три аспекта, которые обязательно нужно учитывать при организации корпоративной команды.

Суть «пирамиды» в том, что качество команды, её успешность и привлекательность для профессиональных спортсменов оценивается по трём критериям, входящим в её основу. И отсутствие эффективности хотя бы на одном из уровней пирамиды ограничит перспективу команды, её рост и развитие.

На примере нашей футбольной команды разберём основные этапы создания проекта по корпоративному спорту.

Команда

Формировать её желательно хотя бы на 50% из числа действующих сотрудников. Но перспективы участия в отраслевых чемпионатах и участие в любительской лиге могут привести к необходимости пригласить в команду несколько профессиональных футболистов.

Следите за балансом кадров в команде. Вы должны четко понимать, нужна ли вам корпоративная или профессиональная команда, выступающая под вашим брендом.

Имидж

При создании футбольной формы важно соблюсти меру в брендинге — не стоит превращать майку игрока в рекламную витрину, ведь это всё же не профессиональный спорт с его спонсорской поддержкой. Ваш бренд и без того получит известность благодаря грамотному позиционированию.

В дизайне формы логотип компании не следует делать больше, чем логотип команды. Если логотип команды и компании представлен одним и тем же знаком, то размер не должен превышать стандартные размеры лейбла на груди в верхней правой части.

Если очень хочется подчеркнуть корпоративную связь команды, то можно саму форму выдержать в узнаваемых цветах фирменного стиля. Попробуйте оформить эмблему команды в общепринятой геральдике, когда название команды и ее опознавательные знаки (например, название города или района, где она базируется) вписываются в рамку в виде щита или круга. Это красиво, аккуратно и узнаваемо по подаче.

Мотивация и результат

Вам следует заранее понять: будете ли вы развивать футбольную команду по «взрослым» правилам, когда её масштаб позволит это сделать, или же останетесь в корпоративном формате. Оба варианта имеют равное право на существование и определяются только амбициями владельца.

Но если вы пойдёте по первому пути, то столкнётесь с необходимостью формировать полноценный ФОТ для игроков. Это могут быть разовые ставки за каждую игру (порядка 5–7 тысяч рублей за каждую игру на человека) или оклады за месяц (в среднем 30 тысяч рублей), в течение которого у вас проходит определённое количество официальных игр и тренировок. Кроме того, при переходе на профессиональные рельсы нужно ввести системы денежного поощрения за победу команды (40–50% к размеру разового вознаграждения) — всё как в профессиональном футболе.

Если такая финансовая стратегия кажется для вас чрезмерной и преждевременной, можно остановиться на «офисном» формате, когда состав команды почти полностью состоит из сотрудников, не получающих дополнительную финансовую мотивацию.

Но здесь важно заранее спланировать рабочее время каждого футболиста. Ведь тренировки и сами игры вряд ли будут проходить в рабочее время. Скорее всего, это будут выходные. Вероятно, участникам футбольной команды следует дать один укороченный день в месяц перед очередной игрой. Такие мелочи положительно влияют на мотивацию игроков, когда речь идет о долгосрочном развитии команды и её турнирных сражениях в течение девяти и более месяцев.

Кроме того, заранее зафиксируйте для себя, что вы хотите получить от команды в итоге. Хотите вывести её в любительскую лигу или сделать самым сильным локальным игроком среди аналогичных команд в отрасли? Запишите эту цель. Предварительная визуализация целей поможет избежать иллюзорных ожиданий.

«Сила команды равняется устремлениям и воле каждого ее участника». Осознание этого классического для любого HR-руководителя постулата, будучи поданное через призму спорта, даёт очень сильную мотивацию продолжать встречи на поле каждую неделю, несмотря на обстоятельства.

Если у одних владельцев корпоративных команд футбол становится вопросом личных амбиций (и человек начинает систематически вкладывать в команду значительные средства), а у другие хотят максимально органично развивать её без денежных катализаторов, то этим двум командам существовать в рамках одного игрового процесса крайне сложно.

Вот почему следует заранее определить свою нишу, исходя из конкретных целей, и двигаться в выбранном направлении, чтобы не оказаться единственной некоммерческой командой среди гигантов с большими бюджетами или, наоборот, профессиональной командой среди любителей.

Награждение — важная часть корпоративного спорта. Интегрируйте награды с уже сложившимися программами поощрений в компании, получив дополнительное вовлечение сотрудников в игру.

Тренер и безопасность

Желательно найти его на стороне из числа профильных специалистов. Нагрузки в корпоративном футболе сопоставимы с профессиональными в том смысле, что для спортсмена-любителя риск получит травму столь же высок. Чтобы минимизировать и без того повышенную опасность травм, следует заранее подойти к вопросу тренера, который как минимум будет показывать примеры правильного разогрева и растяжки мышц перед тренировками.

Кроме очевидного профессионализма, внешний тренер будет независим от игроков и сможет легко принимать подчас непопулярные решения, которые важны для общего результата, но могут встретить сопротивление, если бы тренер был выходцем из той же корпоративной среды.

Врача для корпоративного проекта постоянно держать в штате необязательно, но иметь возможность вызвать его в случае чего на игру или тренировку всё же нужно. В этом помогут существующие сервисы вызова врача в один клик, один обойдется в среднем в 2500 рублей. Вызвать врача можно достаточно оперативно, за несколько часов до игры или в случае какого-то форс-мажора на поле.

Тренировки

Важная часть игрового процесса, которой не следует пренебрегать. Тренировки можно ставить в сетку расписания в будни на вечернее время после 19:00. Но сами игры желательно выносить на выходные.

Практика показывает: попытка разместить всю активность в рабочую неделю приводит к «выгоранию» даже самых мотивированных игроков, ведь они уже чисто физически не успевают совмещать работу и тренировки.

Болельщики

Важный актив любого сообщества болельщиков — семьи игроков. Так, мы тестировали символический клуб группы поддержки из числа жён наших футболистов. Женщины придумывали кричалки и гимн команде и по возможности присутствовали на играх, подбадривая игроков, разучив специальные танцы чирлидеров. Дети в этот момент могут участвовать в создании красочных плакатов и баннеров, которыми оформляется футбольное поле.

Хороший проверенный ход — разово привлечь в команду в качестве «приглашенной звёзды» одного, а лучше сразу несколько сотрудников компаний ваших клиентов и партнёров, ведь в этом случае количество болельщиков кратно повышается.

Сотрудник пригласит на игру не только свою семью, но и коллег по работе. Если приглашаете в свою команду на показательную игру одновременно двух и более сотрудников сторонних фирм, не поленитесь предварительно узнать, нет ли между ними каких-то рабочих конфликтов (нередкое явление). Это поможет избежать лишних конфузов на поле.

Массовые мероприятия и нетворкинг

Можно и нужно подавать заявки со своей командой на различные муниципальные и общегородские соревнования, которые часто проводят префектуры по случаю различных праздников. Это бесплатный пиар для вашей команды и возможность заявить о себе потенциальному кругу новых компаний, некоторые из которых также могут участвовать в соревнованиях.

Деловые знакомства благодаря корпоративному спорту в основном направлены на получение новых клиентов и партнёров. Достигнуть эффекта можно действуя постепенно.

Для начала следует внедрить аккуратную цепочку касаний электронными письмами группы контактов, интересных к разработке. Письмо раз в месяц с анонсом предстоящей игры или открытой тренировки корпоративной команды не будет слишком назойливым в общей деловой переписке, но спровоцирует заинтересованное лицо к продолжению общения.

Не забывайте, что задача команды — укрепление не только внешних, но и внутренних связей в компании. Не формируйте состав команды только из сотрудников в рамках одного иерархического звена, а обязательно подключайте к ней топ-менеджмент и руководство, чтобы в процессе игры шло неформальное общение. Это и полезнее, чем в кулуарах, и эффективнее, так как закрепляется совместными эмоциями.

Структура команды и система оповещения

План мероприятий корпоративного спортивного проекта формируется во многом исходя из возрастной градации членов команды. Внутри любительского спорта в компании у нас идет деление по возрастным группам: дети, молодежь, взрослые мужчины и женщины, «ветераны».

По каждому направлению планируются мероприятия на год, которые объединены в общий календарный план. Отдельное внимание уделяем «ветеранам», наиболее опытным сотрудникам компании. Для них даже небольшой мини-формат в рамках корпоративного турнира из одной-двух игр становится важным фактором коллективного признания.

Компании важно не только проводить соревнования, но и правильно рассказывать о них. Если в компании существует своё издание или интранет-портал, не стоит игнорировать регулярное анонсирование в них текущих результатов. Постепенно в обсуждение результатов команды втянутся многие сотрудники.

Социальная ответственность

Важным становится и социальная составляющая проекта. Без большой цели начинать спортивный проект в компании попросту незачем. Мы считаем: пока наши профессиональные спортсмены не будут понимать, что они играют не для кого-то, а для тех детей, которые приходят на соревнования и смотрят их по телевизору, наш спорт так и останется вещью в себе.

Такое же чувство ответственности мы культивируем в наших корпоративных футболистах. Вот почему ни на тренировках, ни тем более на играх — никакой нецензурной брани, жёсткой борьбы на грани фола и потасовок в раздевалке. Следим за этим внимательно и штрафуем как за нарушение корпоративной дисциплины.

Оптимизация расходов

Сегодня создать новую команду для ЛФЛ или собственных корпоративных нужд без вложений, только лишь на голом энтузиазме игроков, увы, нельзя. Для участия в ЛФЛ неизбежны вложения в части взносов за участие в чемпионате, а также еженедельной аренды стадиона с привлечением судей. Ещё и форма.

Для корпоративной команды важно проводить игры систематически, чтобы появился должный эффект от нетворкинга. Это требует вложений. Но можно оптимизировать траты. Вот некоторые из вариантов этой оптимизации:

  1. Коллективная аренда зала и оплата тренера и судьёй вместе с другой командой (хороший судья на игру может стоить около 5 тысяч рублей и примерно 7–10 тысяч тренер).
  2. Приобретение более дешевого комплекта формы для тренировок и закрытых игр; покупка готовой футбольной формы в магазине, которая подходит по корпоративным цветам, без заказа дополнительного брендирования и вышивки (экономия до 450-600 рублей на каждый комплект).
  3. Не бойтесь пробовать арендовать для тренировок муниципальные ФОК, причём делать это стоить в теплое время года, начиная с апреля, когда его традиционные арендаторы по бесплатным квотам на посещение зала перемещаются на улицу. Практика показывает, что в тёплое время года найти для своих тренировок два-три часа в неделю можно даже в спортивных комплексах, расположенных в ЦАО. У вас могут попросить символический взнос за уборку зала порядка одно-двух тысяч рублей, но это всё равно дешевле, чем платить 30–40 тысяч за 90 минут тренировки на большом городском стадионе.

Если у вас есть собственный опыт создания и управления корпоративными командами, обязательно расскажите нам; мы с радостью применим результативные техники и у себя!

0
5 комментариев
Artem Ishonin

Могу про хоккей рассказать. Корпоративная команда Тинькофф, которая пережила смену спортивного вектора и продолжила существовать после отказа банка поддерживать ее финансово. Про новых сотрудников, клиентов и партнеров, правда, не сильно много чего расскажу - влияния на них я не очень заметил.

Ответить
Развернуть ветку
Компания Traft
Автор

Артём, очень интересно. А против кого играли? Другие компании?

Ответить
Развернуть ветку
Artem Ishonin

В Мск хоккейных лиг, более-менее приличных, 4 - государственная НХЛ, самая большая РТХЛ, самая старая ОМХЛ и самая молодая ЛХЛ. Везде играет десяток-другой корпоративных команд - в старших дивизионах в основном ГазМяс и банки (как и в футболе руками ребят из КХЛ/NHL), в нижних - их вторые команды, плюс ребята типа РосОборона, Касперского, Мэйла, МосЦветТорга, клубы болельщиков Спартака/Динамо/ЦСКА. Подавляющее большинство команд с корпоративным спортом не связано.

Хоккей сам по себе кратно дороже. Порог входа на человека от 100к за экипировку начального уровня + 12-15к в месяц за 8-10 тренировок + 25-35к за регулярный сезон + 10-15к плей-офф.

Ответить
Развернуть ветку
Константин Панфилов

Спасибо за материал. Конечно, не хватает более подробной сметы по расходам на это всё. И более детального описания того, как команда влияет на новых сотрудников, клиентов и партнёров — хотя это в заголовке заявлено.

Ответить
Развернуть ветку
ФК ОФИСНЫЕ ХУЛИГАНЫ

Крутая статья! Автор молодец!

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Раскрывать всегда