{"id":14268,"url":"\/distributions\/14268\/click?bit=1&hash=1e3309842e8b07895e75261917827295839cd5d4d57d48f0ca524f3f535a7946","title":"\u0420\u0430\u0437\u0440\u0435\u0448\u0430\u0442\u044c \u0441\u043e\u0442\u0440\u0443\u0434\u043d\u0438\u043a\u0430\u043c \u0438\u0433\u0440\u0430\u0442\u044c \u043d\u0430 \u0440\u0430\u0431\u043e\u0447\u0435\u043c \u043c\u0435\u0441\u0442\u0435 \u044d\u0444\u0444\u0435\u043a\u0442\u0438\u0432\u043d\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f71e1caf-7964-5525-98be-104bb436cb54"}

Эти ваши айтишники: бросить работу в IT и начать писать книги

Восемь лет отпахать в IT, бросить работу, уехать в Берлин и писать книги. Реальность, а не сюжет нового сериала Кинопоиска. Рассказывает Миша Чинков

Я никогда не считал писательство своим кредо, но желание накинуть полотно текста из воды и святого духа захватывало меня всю жизнь. Более-менее серьезные потуги начались в универе, когда вкатывался в IT. Так у меня появился блог на вордпрессе, в него писал где-то полтора года. Потом случилась эмиграция, работа, осознанная безработица, а дальше – первые публикации и презентация книги в магазинах Берлина.

Содержание

Как я попал в IT и причем тут бабушки у подъезда

Я учился на Факультете Информационных Технологий в универе в Пензе, где я родился и рос. На факультет поступил случайным образом: десять лет назад ЕГЭ по информатике считался самым легким, поэтому я сдавал его с целью обеспечить себе запасной аэродром, если не получится поступить на эконом в Питер. Так и вышло: в Питер меня не отпустили родители, поэтому я стал учиться на айти.

На первом курсе я всё ещё думал, что айти – это не моё. Планировал перевестись в СПбГУ на эконом после летней сессии. Штудировал учебники по -макро и микроэкономике, готовясь к вступительному экзамену.

Подрабатывал курьером за 282 рубля в день в попытках накопить денег на поезд и хостел – 2014 год. Работал шесть дней в неделю, потому что за субботу был положен двойной оклад

Развозя письма от налоговой по всему городу, я уже тогда прокачивал необходимые инженерам софт-скиллы (умения, связанные с личностными качествами), уговаривая бабушек открыть мне чертову дверь подъезда.

На втором курсе я начал смотреть в сторону сисадминства, ибо язык программирования Си на первом курсе меня очень сильно испугал. Сейчас, когда над софтвар-инженерами стебутся кликухами «формошлёп», «JSON-грузчик» и «YAML-девелопер», программирование не кажется таким сложным. Но тогда мне было стремно.

Сразу смекнув, что образование не дает нужных специалистам знаний, я окунулся в чудесную вселенную из книг о сетях, архитектуре компьютера и Linux

Где-то на четвёртой («Unix и Linux: руководство системного администратора») я прикинул, что было бы неплохо начать практиковаться. Подошёл к нашему куратору, что работал в интернет-лаборатории. Спросил, есть ли место. Так и понеслось.

Это было странное начало карьеры, потому что и денег мне не платили (первый год), и работы для меня не было. Что-то потаскать, поддержать, настроить юзерам почту. Так и жили: большую часть времени я продолжал читать техническую литературу и слушал в бэкграунде житейские разговоры своих коллег бальзаковского возраста. Периодически ходил на пары, что-то слушал или даже сдавал.

Тем не менее это было потрясающее время. У меня загорались глаза от штук, которые я видел, трогал и изучал. Я мог практиковаться на реальных серверах с базами. Видел настоящий дата-центр каждый день, мог пощупать «железо» руками. Поставил на все устройства Linux, оставив Dual Boot с виндой для богомерзких лабораторных работ в универе. Сидел на ЛОР-е и в IRC-чатах, задавал тупые вопросы, получал душные ответы

Потом в моей жизни появилась эмиграция, и у меня заговорила душа

От души исходили достаточно графоманские тексты, которые было стыдно показывать – но я все же показывал. Друзьям нравилось, я стал выкладывать их в телеграм-канал. Начал писать на регулярной основе три раза в неделю, параллельно закупая рекламу для роста аудитории.

Дальше случился год молчания. За это время от канала отписалась примерно половина людей (с 2500 человек до 1500), зато остались все свои. Так из моей жизни ушел «блогинг». Вместо него пришло «писательство».

В чем заключается отличие блогерства от писательства?

Для меня блогинг – это про базу знаний, а писательство – про художественные тексты

Художественные тексты тоже могут быть основаны на реальных событиях, но задача у художки иная – передать атмосферу, взять читателя стилистикой текста, техникой письма, сценарием. Задача блоггинга – поделиться сухой выжимкой из жизненного опыта или рассказать про какую-то новую штуку.

Начал писать в январе 2022 г. Да-да, в новом году начал новую жизнь, как завещали предки. Из-за фрустрации от работы сил было мало, поэтому процесс обычно шел по выходным, когда о работе можно было забыть. Так я за два месяца написал четверть материала.

Потом ушел в саббатикал. Говоря проще – в безработицу.

Уволиться, чтобы писать

Сейчас кажется, что я бы так серьезно не задумывался о писательстве, если бы меня перло от работы. А меня перло – первые лет пять так точно. Повезло попасть в нужные конторы, в которых мог и быстро расти, и с коллегами общий язык найти, и контрибьютить (работать с пользой) со скоростью света.

А потом что-то сломалось.

Думаю, работа была не столько основной причиной моего ментального упадка, сколько его побочным эффектом.

Если ты завязываешь свою жизнь на карьере – читай, на конкретной компании в конкретное время, – то твоя жизнь пойдет под откос, когда в компании что-то пойдет не так

А оно обязательно когда-нибудь пойдет не так: по внешним или внутренним причинам.

Так и вышло. Мне было плохо по всем фронтам, я обвинял во всех своих грехах рабочее место и продолжал менять работы, уходя в конце испытательного срока. Дела на работе шли настолько плохо, что стонал не только я, но и вся моя команда. Имея в своей колоде карточку ПМЖ, я решил уволиться в никуда и подумать, чем бы хотел заниматься дальше.

Вот и получилось, что в писательство я пришёл с восьмилетним опытом работы DevOps-инженером

Поразмыслив, как мое прошлое в айти влияет на моё настоящее в писательстве, я выделил ряд особенностей:

  • усидчивость: программирование и любого рода около-программирование это, по большому счету, сидение за экраном ноута часами в непрерывном рабочем потоке. В этом плане писательство похоже на программирование. В первую очередь, на одиночное программирование pet-проджектов без командного взаимодействия. Научившись сидеть два-три часа в одном потоке, проще концентрироваться и просто делать задуманное шаг за шагом
  • аналитический подход к работе: самиздат разбавляет творчество необходимостью структурировать работу над выпуском и продвижением книг, а также считать деньги по статьям доходов и расходов. Опыт работы с Deployment Pipelines – конвейерами публикация нового софта – помог мне наладить и оптимизировать процесс выхода книги на ранних этапах своего творчества.

Итак, я сел писать первую книгу в январе 2022. За март доделал оставшиеся три четверти материала и к 1 апреля уже имел на руках готовый черновик.

Идеи наши, бензин — ваш. О чем писать айтишнику?

Раз я стал писателем, то было бы неплохо придумать себе долгосрочный проект с концепцией, целями и прочим эджайлом.

В один прекрасный день я находился в отпуске: на небе было солнышко, за углом кофейня, на столе флэт уайт, на коленках ноут. Там я и придумал свою первую книгу

Итак, идея: написать мемуары о своих странствиях в Couchsurfing (одна из крупнейших гостевых сетей, участники которой предлагают друг другу помощь и ночлег во время путешествий)

Тема каучсерфинга идеально подходила для дебюта. Посыл простой, текст без осложнений и философии, материал в голове уже есть, ничего лишнего придумывать не надо. Так и получилось: я вспомнил всех, кого встретил на кауче, записал их в хронологическом порядке, сгруппировал их по локации и хронологии событий – и вот уже готово содержание книги, ее «каркас».

Написание книги свелось к некому «progress bar»: написать сто историй, каждая написанная история продвигает материал к финишу на один процент. Писались истории без вымысла – все, что попадало в книгу, происходило наяву с максимальной точностью до минуты.

Почему было так важно сохранить правду в художественной повести? Я просто хотел рассказать как все было. Как другу в баре. Показать читателю реальность, чтобы он смог сделать выводы самостоятельно, без авторского давления.

Релиз на ЛитресЛитрес

Когда писатель только начинает свою карьеру, перед ним встает вопрос, куда идти: в самиздат или классическое издательство. Подумав минуту, я выбрал самиздат по ряду причин:

  • ХОЧУ РЕЛИЗ СЕЙЧАС!!! БЫСТРА-БЫСТРА!!
  • Не хочу жесткой модерации
  • Хочу сохранить исключительные права на свое творчество, решая самостоятельно, что мне с книгой делать. Например, для меня принципиально выкладывать электронную книгу в свободный доступ

Выбирая между Литрес и Ридеро, решил пойти в Литрес, потому что, как пользователь, знаю его лучше

Выбрал Бесплатный пакет публикации, ибо не ставил перед собой цели заработать на книге. Мне больше хотелось быть писателем-альтруистом, все работы которого находятся в свободном доступе – кажется, меня в студенчестве укусил Ричард Столлман.

В процессе публикации взял услугу персонального помощника. Помощник помог быстро заполнить данные о книге, пройти модерацию, сделать верстку под разные форматы eBook и сделать обложку. Весь конвейер публикации от платежа за услугу до выхода книги на сайт занял где-то неделю.

Дальше пришло время корректуры: правки орфографии, пунктуации, грамматики и так далее. Корректуру тоже заказал на Литрес, на мой небольшой по объему текст (50к слов) набежало 7к рублей (~EUR 100).

Здесь даже комментировать нечего: без корректуры ничего у тебя не выйдет. Каким бы ты грамотным ни был, в твоем тексте всегда будут ошибки, несуразицы и пробелы в знаниях. Отдав текст на корректуру, ты снимаешь с себя эту огромную головную боль и в конечном итоге получаешь приемлемый для читателя текст. Ничто так не раздражает читателя, как ошибки и опечатки в тексте.

Приключения в Берлине: опыт презентации книг

Идея сделать презентацию книги в Берлине стала одним из драйверов выхода книги. Дескать, напишу сейчас книгу, соберемся с друзьями в баре, почитаю им тексты – вот это жизнь!

Наблюдая за опытом своих товарищей по писательству, прикинул, где бы я мог выступить. Написал владельцам трех баров, с одним из них договорились буквально за пять минут созвона

Так решился вопрос с местом встречи: сделали афишу, анонс в соцсетях, друзья-котики любезно репостили.

Эвент проходил в конце июня: к тому моменту у меня не было ни аудиокниги, ни перевода, ни печати. Все по QR-кодам: ссылка на eBook, ссылка на телеграм, тегайте в инсте*, если будете что-то выкладывать. Вечер прошел лампово, пришло пятнадцать человек – половина из них друзья.

С печатью английской версии на руках я обежал все книжные магазины в округе Берлина. Идея показалась мне интересной: помимо задачи поставить свою книгу на полку «живого» магазина, хотел получить фидбек от «живых» людей, да и просто попрактиковаться в питче.

В процессе уловил алгоритм сотрудничества с книжными магазинами:

  • сам называешь цену, за которую хочешь продать свою книгу (EUR 10)
  • магазин называет процент комиссионных (~30%)
  • оставляешь магазину ~2 экземпляра на полку
  • вернувшись домой, отправляешь им мейл с подтверждением. Так у магазина сохранится твой контакт для обратной связи
  • как только экземпляры будут проданы, магазин тебя оповестит, накинет деньжат и попросит еще
  • возвращаешься в пункт 3
  • если за три-шесть месяцев книга не продалась – возвращаешься в магазин и забираешь свое «добро»; не получилось, не фартануло

И что дальше?

Первая книга — «Кауч» — вышла 20.05.2022. Вторая — «Возрождение» — вышла 30.01.2023. На момент публикации статьи обе книги в своей сумме вышли на следующие показатели:

  • 100 проданных бумажных копий напрямую из моих рук (тиражи были напечатаны в типографии)
  • 200 скачиваний на Литрес
  • 1000 скачиваний англоязычных версий на Amazon

В моих планах продолжать развиваться по принципу «кофе 4-в-1»:

  • писатель: перейти с мемуаров на фикшн-произведения, сконцентрировавшись на социальной прозе в сеттинге 21-го века. Научиться писать сценарии, оживлять героев и в целом метафорично высказываться;
  • менеджер: продолжать выпускать книги на постоянной основе – раз в год-два – работая с уже собранной командой из дизайнера, редакторки и типографии;
  • маркетолог: совершенствовать навыки онлайн-продаж, пробовать разные способы промо книги, увеличивать аудиторию в своих каналах: телеграм, инстаграм* и e-mail рассылка со своего сайта;
  • спонсор: так как самиздат в первые годы – дело убыточное, для меня важно продолжать свою основную возобновленную работу в айти и развиваться в этой сфере, чтобы были средства на публикацию и промо книг ;)
Миша Чинков
автор, айтишник
Бросили бы работу ради писательства?
Да, мечтаю об этом!
Нет, а кушать тогда на что?
Писательство — уже моя работа!
Показать результаты
Переголосовать
Проголосовать

*запрещенная в России социальная сеть

0
4 комментария
Паша Копылов

Так вдохновила твоя история, Миша!) ты такой навероятный!)))) так рад тебя встретиться и познакомиться, хорошо что нас свёл Каучсерфинг!)

Ответить
Развернуть ветку
Максим Сытько

Необычно. Желаю успехов в творческом пути)

Ответить
Развернуть ветку
Анна Орехова

Спасибо, очень интересно! Особенно понравилось про опыт работы с магазинами, не задумывалась о таком канале. Миша, были реальные продажи в магазинах?

Ответить
Развернуть ветку
Elena Eliseeva

до чего смешно. типичная история того, кто не мог нормально работать, бесил все команды и ушел в самиздат :)))) ну это просто реально только для миллениалов такая байка кто не понимает как работает мир. следующее - разочарование в писательстве, новая идея фикс, новый вбуханные мамины деньги, новый вариант самиздата в другом типе бизнеса потому что ни в компаниях, ни в издательствах труд не оценили))) вот ты попробуй найти НАСТОЯЩУЮ РАБОТУ, построить настоящую карьеру или НАПИСАТЬ НАСТОЯЩУЮ КНИГУ, которую опубликует издательство ,и которая разойдется хотя бы тиражом 30 000 (спойлер для тех кто не знает: с тиража 30 000 автор зарабатывает около 500 000 рублей, что значит примерно месячная зарплата *настоящего* it-шникав Берлине. а обычный тираж даже у принятых издательством книг - 3000 , и то не всегда раскупается. в общем это статья про непонятых жизнью миллениалов которые нифига не хотят делать, ничего не умеют и умудряются не свихнутся еще при таком количестве фейлов в жизни. вот за последнее респект.

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Раскрывать всегда