Как запустить стартап?
Я запустил и поучаствововал в 12 стартапах за последние 7 лет. Не все удачные, часть с внешним инвестированием, часть на свои. Кое-что понял и хочу поделиться своим взглядом на запуск стартапа.
Для начала определимся с термином стартап, чтобы понимать друг друга правильно.
Стартап — начинающий бизнес, без понимания как заработать денег. Идея, на которой, возможно, можно заработать денег.
И вот здесь самое главное — нужно проверить идею, если точнее сказать спрос на предложение, на идею.
Многие бегут делать продукт, я это называю творческой самореализаций, а не проверкой идеи.
Разработка MVP, минимально жизнеспособный продукт
Что это такое? Многие думают, что это именно Продукт, сервис или типа того.
На самом деле это воронка продаж, экономика привлечения клиентов, определение стоимости клиента.
Если сказать проще, вам надо сделать всего несколько шагов:
- Определить канал привлечения потребителей
- Настроить трафик
- Сделать лендинг с предложением, оффером
- Собирать лидов, заявки, намерения людей
- Определить экономики, сколько стоит намерение
Да-да — не надо пилить продукт! Пилите воронку продаж!
Надо понять, сколько стоит привлечение заинтересованного клиента, которому можно продать.
Если вы не сможете продать идею и определить стоимость потребителя — продукт будет бесполезен.
Частое заблуждение — люди начнут пользоваться продуктом и тогда купят. Это не так. Всем плевать на продукт, если он не решает конкретной боли. А проверь боль можно без продукта.
Важно проверить боль и, если разработка продукта будет дешевле привлечения клиента — можно пилить продукт :-)
Представьте для примера, вы собрали 500 заинтересованных людей, которые, возможно, захотят купить. Собирали вы по 100, ещё раз 100 и потом 300. Т.е. нашли как привлекать и увеличивать поток лидов. Значит можно вложить денег и получить тысячу заявок. В теории конечно.
Важно отслеживать всю воронку, все конверсии всех этапов. Аналитика рулит!
Итак, вы потратили 50 тысяч рублей на рекламу и получили 500 заявок, значит заявка стоит 50.000₽ / 500 = 100₽. Неплохо.
Предположим, конверсия в покупку будет 5%, т.е. реально купят 25 человек.
Клиент стоит 50.000₽ / 25 = 2.000 ₽.
Предположим у вас продукт стоит 1500₽ в месяц или 10 тысяч за разовую покупку. Здесь вы сможете посчитать затраты и окупаемость.
Если взять стоимость привлечения 2000₽ и 1500₽ в месяц и клиент с вами будет 6 месяцев, оборот с клиента будет 1500×6 = 9.000₽, стоимость его это 2000/9000*100 ≈ 23% от чека.
В общем — постройте юнит-экономику.
Ну и так далее можно посчитать кол-во клиентов, общий оборот, издержки и понять, выгодно ли это или нет.
Это всё модель, которую уже можно проверять.
Но в начале надо научить привлекать лидов.
Вам не надо создавать продукт и париться над разработкой — вам надо научиться привлекать клиентов. А потом уже вы можете сделать прототип, предложить бета-тестирование и т.д. и т.п.
Надеюсь материал был полезен. В следующий раз расскажу про юнит-экономику и как её создать, поговорим про лендинги, трафик, конверсии и аналитику.
Получил фидбэк, что ответа как бы нет — отвечаю :-)
Как запустить стартап — сделать воронку, трафик, лендинг, захват лидов, получать намерения людей.
Без продукта, просто обещать позитивное будущее.
Если экономика сошлась — можно делать продукт, разрабатывать, закупать и т.д. и т.п.
Я так понимаю, 12 стартапов за 7 лет - это 12 лендингов?
Смешно… Нет, это запущенные проекты с трафиком, экономикой и продажами.
сайты, короче? ))
Проекты.
Комментарий недоступен
например https://rentmania.com/ был кофаундером, были во ФРИИ с проектом, оттуда многому научился.
я не люблю публично рассказывать, так как это лишь зависить и злобу собирает)
http://artbayard.ru/socialgroom/ вот прошлым летом сервис запили, но фейсбук поменял api и импорт у нас сломался)
Был кофаундером в Рентмании? Тогда почему в выписке учредителей нет упоминания о вас?
https://www.rusprofile.ru/egrul?ogrn=1137746598945#xblock_founder
потому что кофаундер это не учредитель))) вы не путайте стартапы и юридические аспекты)
Давайте про юридические аспекты. Когда документы подавали на регистрацию, почему вас не внесли в список и не указали вашу долю? Или когда делали join в проект?
был какой-то прототип сервиса нерабочий, я присоединился со своим опытом аналогичного, мы сделали перезапуск мощный, прошли ФРИИ, проект пошёл дальше, я вышел и пошел тоже дальше.
если вы стартапы начинаете с юридических моментов — это прекрасно, но есть нюансы... не всегда юридические вопрос важны.
строго говоря эта выписка вообще мимо, особенно с этого сайта. У Рентмании голова в Финляндии.
Данил 300 раз написал что он акционер компании Рентмания.
ты не был кофаундером, ты был СТО, доли у тебя не было.
да плевать) я помог проекту ожить. А мнение твоё не основа на наших переговоров с Аркадием. Единственная ошибка — не зафиксировать отношения на бумаге... Это да) Но кого это уже волнует.
Виталя, ты зря сейчас ёрничаешь, я акционер Рентмании с первых дней, и ты не был кофаундером ни одного дня. Зарабатывать она начала тоже после тебя, успокойся, ты был в команде, ты сделал свою работу. Но кофаундером ты не был.
Не берусь разбираться был ли Виталий сооснователем или нет, но фирмы часто не знают своих героев.
Некоторое время назад я очень многое сделал для одной крупной фирмы, исключительно благодаря моей помощи фирма сейчас выводит свои продукты за рубеж. Но никто в фирме, кроме одного топа, не знает этого.
Вот так стараешься, делаешь, а потом ты никто.
дело не в том, кто-то ты или нет по мнению других — важно самого себя оценивать и использовать опыт для роста.
то есть если ты пришел по найму ты сам для себя считаешь себя учредителем компании и ее директором это нормально? ты серьезно сейчас?
Заверстал сайт и уже в кофаундерах )
А если интернет им в офис провёл - вообще отец-основатель.
не учредителем, а ко-фаундером, это немного разные слова в моём понимание... походу дела следующая статья будет про термины и будет ещё более хайповой)
флаундер это и есть учредитель (и я не о тех, кто записан в бумажки у государства)
юридически да, по смысле не всегда, это вечная борьба понятий, собственник, учредитель, файудер, основатель, бла бла бла :-) это реально стоит всего обсуждения?
учредитель или кофаундер это важная роль, очень важная роль в том числе для получения инвестиций, так что ты зря так.
я участвовал в этом, мы записывали ролики, мы заполняли формы, мы участвовали в переговорах во фри, мы вместе отдувались за просранные метрики… А ты был в комнате с Калаевым, когда нам не хотели давать второй транш? Я был и я знаю всякое… Больше не буду называть себя ко-фаундером рентмании и всё пройденную боль. Моя правда на моей совести.
Причем тут это? После ФРИИ рентмания выкупила долю фрии, и получила 750 000 долларов инвестиций. Но почему то учредитель у рентмании один. Ты был в команде, Виталя, был, и был полезен, но учредитель это другое совсем другое
какой-то пустой разговор... я много чего могу сказать, но воздержусь, ты всегда везде пытаешься быть правым — помогу тебе :-) ТЫ ПРАВ :-)
причем тут прав или нет, я акционер Рентмании в текущий момент, ты не был им ни когда, ты не был основателем компании в том числе ты был вторым СТО в команде и отвечал за продукт. Ты был в ФРИИ, что тоже верно. Ты был полезен, но ты не учредитель компании.
А я нигде не писал что был учредителем :-) ОК значит я зря отдувался перед трекерами, считая себя частью этого, мог бы сэкономить много нервов)))
повторюсь, ты писал кофаундер это тоже самое что и соучередитель (я без учета юридических вопросов). А отдувался ты как часть команды перед трекером, или по твоему на трекшины ходят только учредители?
в данном случае речь идет о другом, ни о том, что делал Виталя, а о том, кем он был, это все разные вещи. Если вы работаете по найму, не надо говорить, что вы директор и уж тем более, что вы основали компанию.
каждый видит что хочет или может, если ты акционер — безумно за тебя рад, спрашивать подтверждения ни буду, я не копаюсь в чужом белье :-)
я не буду ничего подтверждать, я лишь указал на факты, кофаундер это те кто учреждают компанию, а ты был вторым СТО в компании, при этом основную работу делал уже третий СТО. Не хорошо просто приписывать себе чужую работу. Ты был СТО рентмании во времена ФРИИ это правда, ты многому научился и был полезен тоже верно. Но ты не был кофаундером, и я им не был, хоть и пришел в компанию под номером 2. Но участником стал сильно позже.
мне проще сказать, что я был не прав, чем доказывать правоту, ибо в моих интересах не заниматься словоблудием. ОК я не был ко-фаундером, я ошибочно понял свою роль в проекте.
я же говорю ты ёрничаешь не понятно почему, и сильно обидчив. ты был СТО, ты сделал стартовое ядро, на котором было много тестов, но Рентмания потом поменялась и сильно, не уверен, что там есть еще что-то от твоей работы, но не буду утвреждать, я код не видел, да и про правоту тут сложно, Рентмания была придумана в ноябре 2013 на Харвесте, который тогда еще делал Ринат Гарипов. Это было очень давно! там же я и познакомился с Аркашей.
И я был на этом харвесте, искал проекты, и как раз вписался в проект. В коридоре я разговаривал с Аркадием и сказал, что подобное уже делал. Я не ёрничаю и не обижаюсь. Я лишь говорю как считаю и вижу.
это мне не известно.
Я ещё до их победы в перерыве познакомился и изъявил желание сделать проект лучше. Но это уже история…
это делает тебя основателем? серьезно? странно, почему первый СТО был в Беларуси?
ничего, мне не интересно это обсуждать, я уже признал, что был не прав в понятии со-основателя — теперь стартапы делать буду исключительно с регистрацией юрлица с вхождением в долю до старта чего-либо. Набью в этом шишек и поделюсь опытом))
нет, регистрация лишней не будет, но не обязательна. основатель это другое, сильно. не достаточно рядом стоять.
ой знаешь, я за время всех проектов-стартапов чего только не увидел и не услышал :-) пришла идея, озвучил, завтра уже запустил её другой... Бывает всякое :-) но да, я согласен, что такой нейминг ко-фаудера действительно не стоит мне применять в этом проекте) даж стыдно.
если твою идею так легко повторить просто услышав, то это плохая идея и не стоит на ней заморачиваться.
Это оч смешно!
Комментарий недоступен
ну как бы я уже не с ними :-) зато опыт и знания.
всё же продолжен тренд) интересно даже.
— импорт элетного японского чая;
— сервис контролирования долгов;
— электронный документооборот контроля качества выпускаемой продукции фармакологических компаний;
— сервис благодарностей;
— кредитный калькулятор;
— мониторинг тайных покупателей;
— организация праздника новорожденных с совместной покупкой подарков
— интернет-магазин керамической плитки, керамогранита с автоматизацией импорта товаров от десятка поставщиков;
— продажа электро-сёрфа (когда-то прям ноу-хау было :-));
— продажа/стройка домов как новый экологичный стиль жизни, больше маркетинговая упаковка;
— анти-очки, очки для компьютера, российский аналог Gunnar;
— социальная сеть для молодых родителей;
— разработка бесплатного ПО, монетизация на установки тулбаров;
— продажа гироскутеров;
это всё, что в голове прям крутится, были какие-то ещё которые так и не запустились… типа производства чехлов для телефонов с led-дисплеем…