Как запустить стартап?

Я запустил и поучаствововал в 12 стартапах за последние 7 лет. Не все удачные, часть с внешним инвестированием, часть на свои. Кое-что понял и хочу поделиться своим взглядом на запуск стартапа.

Для начала определимся с термином стартап, чтобы понимать друг друга правильно.

Стартап — начинающий бизнес, без понимания как заработать денег. Идея, на которой, возможно, можно заработать денег.

И вот здесь самое главное — нужно проверить идею, если точнее сказать спрос на предложение, на идею.

Многие бегут делать продукт, я это называю творческой самореализаций, а не проверкой идеи.

Разработка MVP, минимально жизнеспособный продукт

Что это такое? Многие думают, что это именно Продукт, сервис или типа того.

На самом деле это воронка продаж, экономика привлечения клиентов, определение стоимости клиента.

Если сказать проще, вам надо сделать всего несколько шагов:

  • Определить канал привлечения потребителей
  • Настроить трафик
  • Сделать лендинг с предложением, оффером
  • Собирать лидов, заявки, намерения людей
  • Определить экономики, сколько стоит намерение

Не надо пилить продукт! Собирайте намерения людей купить. Считайте экономику!

Виталий Кузнецов, стартапер

Да-да — не надо пилить продукт! Пилите воронку продаж!

Надо понять, сколько стоит привлечение заинтересованного клиента, которому можно продать.

Если вы не сможете продать идею и определить стоимость потребителя — продукт будет бесполезен.

Частое заблуждение — люди начнут пользоваться продуктом и тогда купят. Это не так. Всем плевать на продукт, если он не решает конкретной боли. А проверь боль можно без продукта.

Важно проверить боль и, если разработка продукта будет дешевле привлечения клиента — можно пилить продукт :-)

Числа для примера, все конверсии вымышленные. Важно понять логику и суть проверки идеи.

Представьте для примера, вы собрали 500 заинтересованных людей, которые, возможно, захотят купить. Собирали вы по 100, ещё раз 100 и потом 300. Т.е. нашли как привлекать и увеличивать поток лидов. Значит можно вложить денег и получить тысячу заявок. В теории конечно.

Важно отслеживать всю воронку, все конверсии всех этапов. Аналитика рулит!

Итак, вы потратили 50 тысяч рублей на рекламу и получили 500 заявок, значит заявка стоит 50.000₽ / 500 = 100₽. Неплохо.

Предположим, конверсия в покупку будет 5%, т.е. реально купят 25 человек.

Клиент стоит 50.000₽ / 25 = 2.000 ₽.

Предположим у вас продукт стоит 1500₽ в месяц или 10 тысяч за разовую покупку. Здесь вы сможете посчитать затраты и окупаемость.

Если взять стоимость привлечения 2000₽ и 1500₽ в месяц и клиент с вами будет 6 месяцев, оборот с клиента будет 1500×6 = 9.000₽, стоимость его это 2000/9000*100 ≈ 23% от чека.

В общем — постройте юнит-экономику.

Ну и так далее можно посчитать кол-во клиентов, общий оборот, издержки и понять, выгодно ли это или нет.

Это всё модель, которую уже можно проверять.

Но в начале надо научить привлекать лидов.

Вам не надо создавать продукт и париться над разработкой — вам надо научиться привлекать клиентов. А потом уже вы можете сделать прототип, предложить бета-тестирование и т.д. и т.п.

Надеюсь материал был полезен. В следующий раз расскажу про юнит-экономику и как её создать, поговорим про лендинги, трафик, конверсии и аналитику.

Получил фидбэк, что ответа как бы нет — отвечаю :-)

Как запустить стартап — сделать воронку, трафик, лендинг, захват лидов, получать намерения людей.
Без продукта, просто обещать позитивное будущее.
Если экономика сошлась — можно делать продукт, разрабатывать, закупать и т.д. и т.п.

0
137 комментариев
Написать комментарий...
Alexandr Drobushevsky

Я так понимаю, 12 стартапов за 7 лет - это 12 лендингов?

Ответить
Развернуть ветку
Vitaly Kuznetsov
Автор

Смешно… Нет, это запущенные проекты с трафиком, экономикой и продажами.

Ответить
Развернуть ветку
Марианна Скворцова

сайты, короче? ))

Ответить
Развернуть ветку
Vitaly Kuznetsov
Автор

Проекты.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Vitaly Kuznetsov
Автор

например https://rentmania.com/ был кофаундером, были во ФРИИ с проектом, оттуда многому научился.

я не люблю публично рассказывать, так как это лишь зависить и злобу собирает)

http://artbayard.ru/socialgroom/ вот прошлым летом сервис запили, но фейсбук поменял api и импорт у нас сломался)

Ответить
Развернуть ветку
Daniil Khanin

ты не был кофаундером, ты был СТО, доли у тебя не было.

Ответить
Развернуть ветку
Vitaly Kuznetsov
Автор

да плевать) я помог проекту ожить. А мнение твоё не основа на наших переговоров с Аркадием. Единственная ошибка — не зафиксировать отношения на бумаге... Это да) Но кого это уже волнует.

Ответить
Развернуть ветку
Daniil Khanin

Виталя, ты зря сейчас ёрничаешь, я акционер Рентмании с первых дней, и ты не был кофаундером ни одного дня. Зарабатывать она начала тоже после тебя, успокойся, ты был в команде, ты сделал свою работу. Но кофаундером ты не был.

Ответить
Развернуть ветку
Mike Espoo

Не берусь разбираться был ли Виталий сооснователем или нет, но фирмы часто не знают своих героев.
Некоторое время назад я очень многое сделал для одной крупной фирмы, исключительно благодаря моей помощи фирма сейчас выводит свои продукты за рубеж. Но никто в фирме, кроме одного топа, не знает этого.
Вот так стараешься, делаешь, а потом ты никто.

Ответить
Развернуть ветку
Vitaly Kuznetsov
Автор

дело не в том, кто-то ты или нет по мнению других — важно самого себя оценивать и использовать опыт для роста.

Ответить
Развернуть ветку
Daniil Khanin

то есть если ты пришел по найму ты сам для себя считаешь себя учредителем компании и ее директором это нормально? ты серьезно сейчас?

Ответить
Развернуть ветку
Alexandr Drobushevsky

Заверстал сайт и уже в кофаундерах )

Ответить
Развернуть ветку
Александр Иванов

А если интернет им в офис провёл - вообще отец-основатель.

Ответить
Развернуть ветку
Vitaly Kuznetsov
Автор

не учредителем, а ко-фаундером, это немного разные слова в моём понимание... походу дела следующая статья будет про термины и будет ещё более хайповой)

Ответить
Развернуть ветку
Daniil Khanin

флаундер это и есть учредитель (и я не о тех, кто записан в бумажки у государства)

Ответить
Развернуть ветку
Vitaly Kuznetsov
Автор

юридически да, по смысле не всегда, это вечная борьба понятий, собственник, учредитель, файудер, основатель, бла бла бла :-) это реально стоит всего обсуждения?

Ответить
Развернуть ветку
Daniil Khanin

учредитель или кофаундер это важная роль, очень важная роль в том числе для получения инвестиций, так что ты зря так.

Ответить
Развернуть ветку
Vitaly Kuznetsov
Автор

я участвовал в этом, мы записывали ролики, мы заполняли формы, мы участвовали в переговорах во фри, мы вместе отдувались за просранные метрики… А ты был в комнате с Калаевым, когда нам не хотели давать второй транш? Я был и я знаю всякое… Больше не буду называть себя ко-фаундером рентмании и всё пройденную боль. Моя правда на моей совести.

Ответить
Развернуть ветку
Daniil Khanin

Причем тут это? После ФРИИ рентмания выкупила долю фрии, и получила 750 000 долларов инвестиций. Но почему то учредитель у рентмании один. Ты был в команде, Виталя, был, и был полезен, но учредитель это другое совсем другое

Ответить
Развернуть ветку
Vitaly Kuznetsov
Автор

какой-то пустой разговор... я много чего могу сказать, но воздержусь, ты всегда везде пытаешься быть правым — помогу тебе :-) ТЫ ПРАВ :-)

Ответить
Развернуть ветку
Daniil Khanin

причем тут прав или нет, я акционер Рентмании в текущий момент, ты не был им ни когда, ты не был основателем компании в том числе ты был вторым СТО в команде и отвечал за продукт. Ты был в ФРИИ, что тоже верно. Ты был полезен, но ты не учредитель компании.

Ответить
Развернуть ветку
Vitaly Kuznetsov
Автор

А я нигде не писал что был учредителем :-) ОК значит я зря отдувался перед трекерами, считая себя частью этого, мог бы сэкономить много нервов)))

Ответить
Развернуть ветку
Daniil Khanin

повторюсь, ты писал кофаундер это тоже самое что и соучередитель (я без учета юридических вопросов). А отдувался ты как часть команды перед трекером, или по твоему на трекшины ходят только учредители?

Ответить
Развернуть ветку
134 комментария
Раскрывать всегда