Почему я скорее против Битрикс24 в его нынешнем виде

Потому, что сегодня Битрикс24 может создавать у руководителей предприятий иллюзию идеального решения. А в нынешнем виде это не так.

В этой статье я расскажу о своем опыте использования Битрикс24 в качестве руководителя направления внутреннего информационного развития. (Внутреннее информационное развитие в моем случае - это обучение, информирование, внутренний маркетинг, часть бизнес-процессов, качество принятия решений и т.п. без четких границ.)

Переход на платформу Битрикс24 по подписке был реализован за месяц до моего прихода в компанию. Ранее вся коммуникация строилась через корпоративную почту и групповые чаты WhatsApp. Общая численность персонала на момент внедрения была около 250 человек. С запуском Битрикс24 использование корпоративной почты свелось к коммуникации с внешними контрагентами.

Основная ценность платформы виделась в системе постановки задач.

Почти сразу руководителям компании стало понятно, что заставить сотрудников следить за своими задачами смогут только финансовые штрафы. Пусть почти символические, но за каждый день просрочки по каждой задаче. Ежедневно стал публиковаться список штрафников. Само наличие штрафов - это политический вопрос, похожий на сохранение или отсутствие в разных странах смертной казни. Технологический вопрос - это стремление к 0 количества несправедливых приговоров.

Довольно скоро оказалось очевидным, что задачи не должны множиться беспорядочно. Еще до меня был написан регламент работы с задачами в первой редакции. Во второй редакции регламента, которая писалась через год уже под моим руководством, задачи были разделены на виды:

  • шаблонные
  • нестандартные

Разделение необходимо для выстраивания эффективного взаимодействия между отделами. Признак шаблонной задачи - она возникает регулярно. Определившись на уровне руководителей отделов с требованиями к качеству исполнения, шаблонные задачи можно массово ставить и выполнять уже на уровне рядовых сотрудников. Однако, если у рядового сотрудника возникает потребность в привлечении другого отдела по какому-то не шаблонному вопросу, обращение в виде задачи следует оформлять от руководителя к руководителю. Множество мелких вопросов, которые конкретные сотрудники могут решить просто по личной просьбе, были оставлены за пределами формализации. Качество исполнения шаблонных задач достигло какой-то универсальный “нормы” эволюционным путем. Частота случаев постановки “нерешаемых” задач, зашкаливающая в первые месяцы, снизилась через пару лет до незначительного минимума.

Слабым местом Битрикс24, на мой взгляд, является функционал информирования.

Чтобы понять проблему, разделим внутреннюю корпоративную информацию на типы:

  • Информация, которую нужно усвоить в самом начале работы - зона обучения
  • Информация, которую нужно периодически подсмотреть - справочники
  • Новости, которые должны вызвать действия или изменения в привычном образе действий (новинки, новые характеристики известного продукта, новые условия чего-либо, конкурс и т.п.)

К сожалению, по каждому пункту пришлось искать сторонние решения.

Для обучения и справочников я сделал корпоративную википедию на “движке” оригинальной Википедии - бесплатном MediaWiki. Об этом опыте будет рассказано в отдельной статье. Почему я не воспользовался wiki, встроенной в Битрикс24? На родном функционале у меня просто не получались красивые страницы с разнообразным типом контента. Перебирая варианты, я остановился на решении, которым на Wikipedia.org пользуются миллиарды людей ежедневно.

Внутренние новостные потоки в настоящее время идут через 3 различных канала:

  • Групповые чаты WhatsApp
  • Instagram
  • Живая лента Битрикс24

Каждый канал имеет свою специализацию. Групповые чаты WhatsApp нужны для информации, реакция на которую должна быть мгновенной. Когда-то мы пробовали использовать для этих целей чаты Битрикс24, но почему-то работа родного мобильного приложения требует значительно более высокого качества интернет-соединения, чем WhatsApp.

Instagram используется для около рабочих сообщений - поздравлений с днем рождения, фото с корпоративов, награждений победителей конкурсов и т.п.

Живая лента Битрикс24 остается для информации, которую иногда требуется найти по прошествию времени. Для сообщений на определенные темы создаются специализированные группы. Заметка о новом способе отработки каверзного возражения отправляется в группу "Фишки продаж", на которую автоматически подписаны все менеджеры по продажам.

Что не так с Живой лентой?

"Лента" как идея - эта форма выдачи развлекательного контента. Здесь подразумевается, что ценность всех сообщений примерно одинакова. Листаешь, останавливаешься где-то подольше, листаешь дальше. По факту процент усвоения рабочей информации, опубликованной в ленте, очень низкий.

Какие решения я использовал для повышения эффективности сообщений из "ленты"?

Первое - лично выбирал самые важные публикации и прикреплял подборку заголовков со ссылками к ежедневным сообщениям о новых штрафах. Повторение в течение недели одних и тех же заголовков являлось мета-сообщением пользователям: вы ничего не пропустили.

Второе - просил прочитавших конкретное важное сообщение ставить в комментарии плюс. Новые комментарии поднимают пост наверх. Так его увидят больше людей.

Текущая встроенная реализация "важных сообщений" требует серьезной доработки. Наш опыт показывает, что люди легко живут с неприметным квадратиком в правом верхнем углу, информирующем о сотнях и тысячах непрочитанных сообщений.

Почему сегодня я скорее искал бы сочетание альтернатив, нежели рекомендовал единый портал Битрикс24?

Проблема Битрикс24 в том, что он одновременно эффективен и несовершенен. Он требует постоянной работы не только в нем, но и над ним. Он требует правил, требует осторожности. При малейшем недосмотре вы кинете своих сотрудников в океан белого шума. В этом случае вы можете даже не понять, почему через время их личная производительность вместо стремительного роста пошла вниз.

Какие рекомендации я мог бы дать команде Битрикс24?

  • Сделать "Живую ленту" более управляемой. Например, разрешив модераторам закреплять отдельные сообщения, адресованные разным сотрудникам. Из закрепленного сообщения можно сделать отличное меню. Активнее продвигать использование тегов.
  • Осуществлять консалтинг и обучение, как именно с помощью Битрикс24 можно повысить производительность конкретной компании. Другими словами, рассказывать не только о том, что теперь вы добавили на руку пятый палец, но и как с ним играть на пианино.

Обо мне

Интересуюсь научным подходом к управлению.

Специализируюсь на содержательной стороне корпоративных информационных потоков.

Пишу статьи о своем профессиональном опыте.

В настоящее время ищу предложения о работе от крупных компаний.

0
30 комментариев
Написать комментарий...
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Mihail

Думаю дело в том что WA у всех и его не надо ставить и он практически не глючит и за ним не охотиться Роскомнадзор.

А делиться личное и рабочее , видимо, разными чатами.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Mihail

Видимо вы евангелист телеграмма.
Я же к инструментам отношусь безэмоционально.
И если уже есть WA и он на 80% удовлетворяет потребностм , то почему бы его не использовать.
Так то есть и Slack. Да и вообще чат не подходит для _контроля_ распространения информации

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Mihail

Многим людям симпатичен Линукс, но пользуются они виндой.
Многие не самые технологически лучшие решения стали популярными . И варианта два - упорствовать и остаться без аудитории или использовать выбор большинства.
Неисповедимы поступки челрвеческие

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Alexey Reshetnyak
Автор

Совершенно верно! Попытка перехода на телеграм предпринималась. Неаккуратно описал это на Хабре https://m.habr.com/ru/post/337086/

Возврат на вотсап был политическим решением одного из стейкхолдеров, так сказать, демонстранстрация кто здесь хозяин.

На Хабре не рассказал о том, что как только у меня оказался телеграм, понял, что могу сделать полезный бот. Менеджеры по продажам постоянно просили живые, а не обработанные фото товара. Я загрузил все в бота. Бот и сейчас живее всех живых и прирастает пользователями из оптовых партнёров.

После блокировки телеграме в течение пары месяцев он работал нестабильно. Десктопные версии, кажется, испытывают проблемы до сих пор.

С удовольствием предпринял бы повторную попытку перехода.

Ответить
Развернуть ветку
Альберт Штерн

А ещё лучше Discord!

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Струков

Тоже в свое время разочаровался в Битрикс24. В итоге остановился на корпоративном мессенджере Teams для общения внутри организации, а вот для базы знаний так ничего и не нашел надежного и удобного (

Ответить
Развернуть ветку
Viktor Mann

Базу знаний можно сделать в MS Onenote, там связка с Teams есть

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Струков

Там интерфейс перегруженный(

Ответить
Развернуть ветку
Svetlana Beregulina

В конце статьи: "Обо мне В настоящее время ищу предложения о работе от крупных компаний."
Надеюсь вы потом напишете статью на тему "Влияние и эффективность статьи про Битрикс24 для привлечения внимания при поиске работы" :-)))

Ответить
Развернуть ветку
Егор Добрынин

А ничего, что система развивается в сторону CRM, а не Task management? Вы ничего не сказали про роботов в задачах, про стандартные и альтернативные решения по блоку отчётности по задачам?

Были выполнены доработки функционала, если это специфическая задача и не 10-15 сотрудников?

Ответить
Развернуть ветку
Alexey Reshetnyak
Автор

Продукт претендует на всеохватность.
CRM на Битрикс24 была нами реализована в направлении бизнеса, где не требовалась интеграции с 1С. К сожалению, это очень малая доля.

Ответить
Развернуть ветку
Alexey Gavrilov

Посмотрите Skill Cup (https://skillcup.ru/). Он решает большинство подобных задач по микрообучению сотрудников, возможно, вам подойдет

Ответить
Развернуть ветку
Ivan Eremin

Буду краток: вместо того, чтобы заниматься бизнесом, человек занялся приложением, которое отлично помогает заниматься бизнесом.

Ответить
Развернуть ветку
123

Добрый день, к сожалению не очень понял, в чем проблема была с Битрикс24, сам в нем работаю уже много лет и поводу проблем:
1. Информирование. Есть приложение, лента оповещений, е-мейл оповещения, мобильное приложение, которые моментально оповещают о комментариях, изменениях статуса, создании задачи или ее редактировании.
2. Как CRM для рабочей группы также отличный инструмент, есть фильтры, канбан и тд, все настраивается по проект и тд (есть и в других CRM)
3. Бесплатный таймтрекер (не всем нравиться но все же). Я например пользуюсь, это позволяет актуально оценить результативность

Скорей всего в данном случае основной проблемой стало то, что сотрудники негативно восприняли внедрение CRM (если сразу было понятно что только под угрозой штрафов они туда зайдут).

По поводу месенджеров и таблиц этот способ хорош только когда заданий мало и на моем опыте когда они крупные. Если много мелких задач + с десяток проектов с месенджерами Вы что-то либо забудете либо больше времени будете тратить на напоминание, когда в Битриксе поставить задачу и описать минутное дело. Если у Вас проблема с информированием, то таблица для Вас худший вариант, она точно ни чего не отправит и не скажет, и если Вы не пишите лично или исполнитель очень ответственный и постоянно смотрит изменения в Гугл таблице (что очень редко бывает), то и информирования по сути не будет.

Ответить
Развернуть ветку
Konstantin Gavrilenko

Коллега просто не знает Bitrix24 ....

Ответить
Развернуть ветку
VVV

Пробовал Битрикс24 как внутри компании, так и для личных проектов на пару человек. Основная проблема была в тормознутости: веб-интерфейс тяжелый, долгий, приложение как будто торренты качает, постоянно какие-то глюки, спасибо хоть информация не терялась.

Сейчас для тасков использую Issues в Gitlab. Все шутро и удобно, плюс есть интеграция с PhpStorm (хотя и у Битрикс24 вроде бы тоже должна быть).

Для личных записей Trello или Todoist отлично подходят.

Ответить
Развернуть ветку
Sergei Timofeyev

Кстати, вопрос очень интересный и многогранный. Он не относится непосредственно к какой-либо платформе. Это может быть Redmine, Jira, какой-то свой трекер для компании. Закон Ома гласит о том, что ток всегда будет идти по пути наименьшего сопротивления. Что ток, что человек - одно и то же. В нашей компании наблюдается ровно то же. Люди стараются не делать то, чего не хотят: ставить задачи, обслуживать задачи. Это требует определённого понуждения, который должен исходить из главы компании. При этом необходимо понимать немаловажные факторы удобства использования: создания, работы с задачей (веб версия, приложения и т.п.); их структурирования в отчётах и поиске; соответствия бизнес-процессам компании. Когда это соблюдается и по этому высчитывается некоторый KPi, то вся работа плавно перетекает в этот трекер.

Ответить
Развернуть ветку
Тарас Рудой

В природе человека сопротивляться всему новому и не знакомому. Со временем и мотивацией со стороны руководства, для компании портал превращается в удобный инструмент, который заменяет практически все каналы коммуникаций как вовне, так и внутри.
Битрикс сложен и избыточен для задач в небольших группах и для одиночек.

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Никифоров

Сталкивался с Битрикс24 для себя лично и в рабочей среде. Для крупной компании возможно и удобный инструмент. Но, если нужен задачник, то Битрикс - головная боль. Пересел на Trello и доволен как слон.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Никифоров

А мне это и было нужно, собственно. Личный задачник.

Ответить
Развернуть ветку
Александр Мазалецкий

Господи, прочитал статью и честно у вас хаос, whatsapp, ibdtagram, ленты, сколько всего вашим сотрудникам нужно держать при себе открытым. Это жесть!
Поставьте себе Slack и работайте с ним для коммуникаций на крайняк, настройте увдомления на каждом канале, сформулируйте регламенты для ведения задач и потом дрючьте всех чтобы соблюдали.
На крайняк возьмите связку Slack+Asana там отличная интеграция, добавьте интеграцию в документами, Dropbox, настройте уведомления в Slack по задачам и тогда Slack у всех станет единым окном.

В принципе это также можно выстроить в Битрикс24, он как раз хорош для небольших компаний, когда больше 100 человек, это уже не то, нужно более соврешенное искать.
Собственно я к чему, прочитав статью, я побольшей части увидел не проблему в Б24, а в построении процессов, извините.

Ответить
Развернуть ветку
Alexey Kosulin

Кто то Pyrus пользовался? Не внедрял пока, но на этапе тестирования выглядит все удобно. Ну и ценник, приятный.

Ответить
Развернуть ветку
Смарт Вэй

А почему не пользовались бизнес процессами? Или разработкой внутренних приложений для битрикс24?
Битрикс24 очень медленный и совсем не user frandly. Но все, о чем говорится в статье - допиливается в первый месяц работы.

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Карп

Ощущение, что автор плохо изучил сам функционал crm и отсутствие этих знаний и правильной мативации сотрудников и привел к разочарованию и написанию этой статьи!

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Иванов

Камон, ну Дискорд же + телеграм. Закрывает все потребности. В дискорде тот же декстоп + смартфон, а разделение на разные комнаты бесценно, голосовые и проч, проч.

Ответить
Развернуть ветку
27 комментариев
Раскрывать всегда