{"id":14268,"url":"\/distributions\/14268\/click?bit=1&hash=1e3309842e8b07895e75261917827295839cd5d4d57d48f0ca524f3f535a7946","title":"\u0420\u0430\u0437\u0440\u0435\u0448\u0430\u0442\u044c \u0441\u043e\u0442\u0440\u0443\u0434\u043d\u0438\u043a\u0430\u043c \u0438\u0433\u0440\u0430\u0442\u044c \u043d\u0430 \u0440\u0430\u0431\u043e\u0447\u0435\u043c \u043c\u0435\u0441\u0442\u0435 \u044d\u0444\u0444\u0435\u043a\u0442\u0438\u0432\u043d\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f71e1caf-7964-5525-98be-104bb436cb54"}

Заработать на блокнотах ручной работы: история рукодельницы из Башкирии

Алина — мама особенного ребенка из маленького башкирского села. Так как её сыну нужен круглосуточный уход, она не могла устроиться на обычную работу, поэтому четыре года назад занялась рукоделием на дому, стала делать блокноты ручной работы. Свои изделия она продаёт по всей России.

У Алины не было опыта в бизнесе — тем не менее сейчас ей удается зарабатывать по 40–80 тысяч рублей в месяц. Для маленького села, где средняя заработная плата 10–15 тысяч рублей, — это большие деньги. Историю успеха можно повторить — Алина рассказывает о своем опыте и дает советы, как это сделать.

Из статьи вы узнаете:

Продукция, которую делает Алина, — это планеры, большие блокноты ручной работы. У неё есть собственный бренд под названием Byfami.

Публикация в Instagram-аккаунте Алины — мастерица с планерами ручной работы

Средняя стоимость авторской вещи — 3500 рублей. Сейчас Алина получает по 13–15 заказов в месяц, большинство — из Башкирии.

Клиенты ценят работы за эксклюзивность — заказчик выбирает цвет обложки, страниц, оформление, стиль мотиваторов, которыми перемежаются странички, цвет карточек, которые кладутся в кармашки, и так далее. За четыре года Алина не повторила дизайн ни одного блокнота.

С чего начать бизнес в сфере хенд-мейда

Первым делом — выберите нишу и оцените, насколько востребована услуга. После этого проанализируйте целевую аудиторию: кто готов покупать ваш товар и за какую цену. И сделайте им уникальное предложение. На примере Алины расскажем, как это сделать.

Выбрала нишу

Алина увидела в соцсетях подарочный альбом для новорожденного — в нем указывают рост, вес малыша, вставляют первые фотографии, записывают первые слова и так далее. Рукодельница сделала такой же для своего ребенка — домашние и подруги работу оценили, поэтому она решила делать такие вещи на заказ.

Изготовление таких альбомов отнимает много времени. У Алины его не было, поэтому она решила перейти на планеры.

Первый блокнот мастерица создала для подруги — изделие продала за 1000 рублей. Эта покрыло затраты на изготовление (200 рублей) и принесло прибыль.Тогда же Алина завела аккаунт в Instagram и стала выкладывать фотографии готовых планеров.

Планер ручной работы — это не просто блокнот для записей, это альбом с мотивационными цитатами и мини-карточками

Проанализировала целевую аудиторию и нашла канал продаж

Когда Алина определилась с нишей, то начала анализировать целевую аудиторию — тех людей, которые будут покупать блокноты. В среднем блокнот стоит 3000–4000 рублей. Средняя зарплата в поселке 10–15 тысяч рублей, стало ясно, что найти заказчиков в офлайне будет сложно.

Алина сделала ставку на социальные сети — основным каналом продаж стала страница в Instagram. Собирательный образ типичного заказчика бренда Byfami:

Девушка 25–30 лет, уровень доходов средний или выше среднего. Ведет активный образ жизни, вкладывает деньги в саморазвитие и обучение. Ей важен статус и престиж, она любит оригинальность и эксклюзив, не жалеет средства на качественные вещи, любит самовыражаться, в том числе и с помощью аксессуаров.

У Алины был негативный опыт — она хотела провести мастер-класс по изготовлению блокнотов в своем поселке. Вход на мероприятие стоил 2500 рублей. Для рекламы рукодельница сделала публикацию в местной группе под названием «Мамочки Раевки» и получила негативную реакцию — ценник показался слишком высоким, мероприятие не состоялось.

Сделала уникальное предложение

Каждый планер — это уникальная вещь, мастер делает её для одного единственного клиента. Поэтому Алина создала в Instagram конструктор блокнотов: в нём заказчик сможет выбрать все: от цвета обложки до дизайна страниц.

Вид конструктора на странице в Instagram

Дизайн разрабатывается под каждую коллекцию: есть одна для мужчин и две–три для женщин.

В блокноте кроме пустых страниц есть и специальные. Например, с трекером привычек, с колесом жизненного баланса, календарем, списком задач и так далее.

Советы от Алины: с чего начать свое дело в сфере хенд-мейда

Определите, нужен ли покупателям ваш товар

Если вы начинаете бизнес в сфере хенд-мейда, выясните, насколько востребовано то, чем вы хотите заняться. Для этого можно посмотреть статистику запросов в сервисе «Яндекс.Вордстат» — он показывает, что чаще всего ищут люди.

Запросы выбирайте с теми словами, которые предполагают намерение покупки, например, «сколько стоит мыло ручной работы», «заказать мыло ручной работы», «купить мыло ручной работы».

Например, по запросу «купить мыло ручной работы» — в месяц 8083 показа по России. Если сузить регион только до Ленинградской области — 640 запросов.

Кажется, что здесь такая услуга, как мыловарение, не очень популярна. Но не забывайте о тех, кто предпочитает покупать мыло в офлайн-магазинах.

Результаты выдачи сервиса «Яндекс.Вордстат» по запросу «купить мыло ручной работы»

Учтите доставку

Допустим, кусок мыла вы продаете за 150 рублей. Если в среднем у вас закажут по три–четыре куска, то доставка в другой регион обойдется примерно в сумму заказа. Но если вы делаете качественный продукт, клиенты готовы переплачивать.

Найдите свою целевую аудиторию

Проведите опросы в соцсетях: у себя на странице, закажите рекламу с опросом в крупных группах во «ВКонтакте» или Instagram, например. Выбирайте сообщества со своей целевой аудиторией.

Например, если вы шьете постельное белье для детских кроваток, ваши основные клиенты — это молодые мамы. Они состоят в группах для мам, барахолках и группах для тех, кто интересуется вещами ручной работы.

Сообщества можно найти по ключевым словам в поиске «ВКонтакте», таким как «хенд-мейд», «ручная работа», «мама и малыш», по таким же хэштегам в Instagram.

Если ваш товар дороже, чем аналогичный в магазине, выбирайте сообщества, где более 10 тысяч подписчиков. Там собираются люди с разными запросами и разным достатком.

Как рассчитать затраты на изготовление и назначить цену товара

Определившись с конечным продуктом, Алина начала учиться качественно делать планеры — обучение проходило по роликам из YouTube.

Параллельно мониторила аккаунты конкурентов и признанных мастеров в нише скрапбукинга: вбивала в поиск Instagram слова «скрапбукинг», «альбом», «блокнот» и так далее.

Затем смотрела контент, оформление страницы, частоту размещения публикаций и Stories. А также на то, какие изделия предлагают конкуренты и какие цены выставляют. Так Алина определила среднюю цену по рынку и «стандартную» комплектацию блокнота ручной работы.

Алина на рабочем месте

Сначала мастерица не тратила деньги на покупку оборудования, обходилась тем, что есть. У неё было:

  • швейная машинка;
  • портновские ножницы;
  • канцелярский нож;
  • старый принтер.

Когда убедилась, что дело приносит доход, то купила оборудование:

  • ламинатор;
  • принтер с цветной печатью;
  • удобные ножницы;
  • ручной резак;
  • полупрофессиональный фотоаппарат (чтобы делать снимки для соцсетей);
  • несколько дыроколов.

Не считая затрат на оборудование, на материалы для работы у рукодельницы уходит 15 тысяч рублей в месяц.

Затраты на материалы для работы

Себестоимость одного блокнота Алина считает так:

Общий объем материала: количество материала на один блокнот = количество блокнотов, которые из него можно сделать.

Общая сумма затрат на материал: количество блокнотов = сумма затрат на один блокнот.

К примеру, если метр искусственной кожи стоит 100 рублей, а в дело пошло 50 см, затраты на кожзам — 50 рублей.

Потом Алина складывает суммы, потраченные на каждый материал, — кожзам, картон, бумагу, кольца и так далее.

Советы от Алины: как установить цену и какие нюансы учитывать при изготовлении товара

Назначайте среднюю цену

Когда начинаете бизнес, узнайте среднюю цену по вашей нише, для этого промониторьте страницы конкурентов. Посмотрите, что предлагают они, и подумайте, что могло бы отличать вашу продукцию.

Если вы начнете делать что-то эксклюзивное и редкое — то цену можно повысить. Например, делать типовые блокноты или делать вещи под заказ — две большие разницы. В первом случае существенно экономится время на общение с клиентом: уточнения по дизайну, по оплате и доставке. Мы уже писали о том, как составить финансовый план для бизнеса.

Учитывайте время на изготовление товара

Изготовление блокнота может отнимать от трех часов до пары недель — зависит от загруженности как самого мастера, так и заказчика, которому нужно ответить на вопросы.

Вопросы могут возникнуть, если заказ сложный или нестандартный. Для экономии времени Алина создала отдельный аккаунт в Instagram, где все блоки планера разбиты по темам. Заказчику остается только просмотреть их и выбрать понравившиеся варианты.

Заложите резерв на дополнительные траты

Стоит учитывать расходы на материалы: в процессе работы вы можете испортить деталь, например, криво вырезать, замарать клеем и так далее. И затраты на оборудование: да, оно служит долго, но со временем ломается или устаревает.

Повышайте цену, когда растет уровень качества товаров

Для примера: обычный планер стоит 3000–3500 рублей. Такой же планер с обложкой, которая расшита двумя сотнями бисеринок, стоит уже 5000 рублей.

Где и как продавать продукцию ручной работы

Основной канал активных продаж для Алины — это страница в Instagram. Есть группа «ВКонтакте», но подписчики не проявляют активности, эта группа создавалась как запасная площадка. Контент в паблик копируется из аккаунта в Instagram.

Наполнение аккаунта

Страницу в Instagram Алина перевела на бизнес-аккаунт — чтобы просматривать статистику. Рукодельница отслеживает количество просмотров и лайков, охват публикации, её популярность.

Как считает Алина, Instagram — это соцсеть для визуалов, то есть для тех, кому важна красивая картинка. Поэтому в аккаунте публикует только качественные фотографии. Снимки делает сама, в домашней обстановке — тщательно выбирает освещение и декор. Для фона использует лист светлых обоев или поверхность стола.

Пример поста Алины с фотографией

Тексты пишет сама — о тайм-менеджменте, о целеполагании, о семье и своих эмоциях. Большая часть контента — это фотографии планеров с указанием цен. Контент-план мастерица не составляет, пишет спонтанно. Публикации выкладывает хотя бы раз в два дня — ведь чем реже они появляются, тем меньше подписчиков видят обновления страницы.

Обычно Алина выкладывает материалы после шести вечера — по наблюдениям рукодельницы, в это время публикации просматривает максимальное количество пользователей.

Продвижение аккаунта

Первыми подписчиками аккаунта были друзья и родственники Алины. Сейчас у мастерицы аудитория в 3826 пользователей.

Алина не настраивает таргетированную рекламу и не использует хэштеги. Она делает ставку на рекламу у блогеров.

Сначала она покупала рекламу, но такой формат сотрудничества оказался дорогим и приносил мало новых клиентов. К примеру, благодаря упоминанию в Stories за 1500 рублей, Алина получила всего три–четыре новых подписчика и ни одного заказа.

Сейчас она рекламируется по бартеру — блогеры делают публикации, а мастерица дарит им планеры. Так как целевая аудитория Алины — женщины 18–35 лет, активные и целеустремленные, то и блогеров она ищет таких же: мониторит страницы известных людей с большим количеством подписчиков.

Если блогер согласен, он получает авторский блокнот и делает обзор: делает публикацию, отмечая аккаунт Алины, или записывает Stories.

Так, например, откликнулась популярный блогер Ивета Урлина, у которой 121 тысяча подписчиков — она сняла Stories и сделала публикацию. После этого на страницу Byfami подписалось 400 новых подписчиков, пять из которых сделали заказ.

Планер ручной работы для блогера Иветы Урлиной

Иногда мастерица проводит благотворительные розыгрыши, чтобы собрать деньги для больных детей, которым нужна операция.

Выглядит это так: Алина делает блокнот, выкладывает фото и пишет пост с условиями участия в розыгрыше. Нужно перевести любую сумму на счёт больного ребенка, а скриншот оплаты отправить ей. Каждому участнику она присваивает порядковый номер. В день розыгрыша в случайном порядке выбирается номер победителя, который получит блокнот.

Совет от Алины: где найти первых клиентов

Чтобы начать продвижение бренда в интернете, найдите сообщества где собираются мастера и любители хенд-мейда. Например, «Ярмарка мастеров» — крупный портал, на который заходят от 200 тысяч до полумиллиона потенциальных заказчиков.

Как выбрать способ доставки и оплаты

Алина работает по постоплате: сначала отправляет клиенту товар, а заказчик пишет в личных сообщениях в Instagram, что получил планер. И только после этого переводит деньги на банковскую карту или на счёт платёжной системы PayPal.

Работать по предоплате рукодельнице некомфортно — она считает, что не заработала деньги, пока клиент не получит товар.

Блокноты мастерица отправляет «Почтой России». Товар предварительно упаковывает в плёнку, которая защищает от ударов и царапин, и оформляет бандероль — она стоит 250 рублей, что дешевле посылки.

Алина не может пользоваться услугами служб доставки — она живет в маленьком поселке, где нет ни одного офиса такой компании. Если клиент находится не очень далеко, в радиусе 100–200 км, рукодельница отправляет пакет с водителем пригородной маршрутки — стоит это 200 рублей. Доставку всегда оплачивает заказчик.

Совет от Алины: что учесть при выборе способа оплаты

Новичкам — работайте по предоплате

Если покупатель боиться рисковать — показывайте, как работаете над товаром, присылайте фото и видео. Например, сегодня готова обложка, завтра — наполнение и пр. В это время можно договориться о предоплате — клиент видит, что вы работаете и начинает вам доверять.

Предусмотрите разные способы оплаты

Заведите несколько карт и кошельков: «Яндекс.Деньги», Qiwi, Webmoney и так далее. Пусть люди выбирают ту систему оплаты, которая им удобна. Это забота о клиенте, которую он непременно оценит.

Как расширять деятельность

После того, как планеры начали активно покупать, Алина придумала формат мероприятий для клиентов. Она начала проводить мастер-классы по изготовлению блокнотов.

Площадки выбирает в Уфе — городе-миллионнике. Билеты стоят от 3000 рублей — цена для мегаполиса вполне приемлемая. Весь материал и оборудование предоставляет рукодельница. Запись на мастер-класс ведётся в соцсетях.

Единственный недостаток мастер-классов — на организацию уходит много времени и усилий.

Преимущество этого формата в том, что клиенты сами делают блокноты, мастер экономит силы и время. Так, за несколько часов она бы сделала один блокнот, а здесь выходит несколько. Мероприятие приносит мастеру хорошую прибыль.

Чтобы попасть на мастер-класс, нужно заранее зарегистрироваться и обсудить с Алиной дизайн будущих изделий

На один мастер-класс обычно приходит семь человек. В таблице покажем соотношение затрат и прибыли для одного мероприятия.

За один мастер-класс Алина в среднем зарабатывает 13–14 тысяч рублей

Так как Алина мама особенного ребенка, к ней обратился представитель благотворительного фонда и предложил бесплатно предоставить помещение для мастер-классов.

В начале марта Алина примет участие в ярмарке мастеров хенд-мейда, часть выручки от которой направят на оплату лечения ребенка со спинальной мышечной атрофией.

Советы от Алины: как развивать свое дело

Делегируйте все, что можно

После того, как появится стабильный поток заказов, рутину можно делегировать. Алина нашла копирайтера и поручила ему правку всех публикаций и ведение темы тайм-менеджмента.

Откройте ИП

Если вы начнете дело в сфере хенд-мейда, то, скорее всего, станете самозанятым — человеком, который работает без работодателя и не нанимает сотрудников.

Когда вы откроете ИП, то легализуете свои доходы и сможете выйти на новый уровень — нанимать помощников (самозанятые этого не могут), заключать договоры на крупную поставку с юридическими лицами (например, сделать набор подарков к восьмому марта для сотрудниц нефтегазовой компании). Подробнее о налогах для ИП — самозанятого и ИП, а также о том, что выгоднее выбрать.

Создавайте запас продукции

Это выручит вас в праздники, когда все торопятся купить подарки и не готовы ждать их неделями. А еще можно выставлять свой товар в магазинах — взять в аренду полку или витрину.

Смелее

История Алины — это не столько о бизнесе или успехе. Она о том, как обычный человек решился на любимое дело и выбрался из, казалось бы, безвыходной ситуации: достойной работы нет и возможности работать по найму тоже нет, а надо заботиться и растить ребенка-инвалида.

Алина поступает смело — и ее начинание помогает решать финансовые проблемы и самореализоваться. В интервью, на основе которого написана статья, Алина не рассказывает, тяжело ли ей делать блокноты и успевает ли она спать — значит это того стоит.

Надеемся, ее история вдохновит вас.

0
5 комментариев
Василий Пупкин

штучный товар да еще и ручной работы - бред собачий и дикие галлеры

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Наталья Дорофеева

Хорошая история. Ещё раз доказывает, что было бы желание, а возможности можно создать самому)

Ответить
Развернуть ветку
Pavel Petrischev

мне понравилось, терпение и трудолюбие, у нас тоже семейный бизнес не большой по handmade. очень приятно когда приходит заказ. окрыляет и наполняет осмысленностью и надеждой.
Удачи!!

Ответить
Развернуть ветку
Khabib96

осталось подвязаться с франшизой сдэка

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
2 комментария
Раскрывать всегда