ТикТок мог быть русским

или как мы продолбали свой первый стартап

Привет! Меня зовут Лев Клебанов. Расскажу, как в 2015-м мы с друзьями делали первую в мире платформу для видеочелленджей. Как с нейросетями вместо мозгов мы заработали первые деньги и провели чемпионат мира за 100к деревянных. Обо всём этом ниже.

Идея-Которую-Нельзя-Называть

Итак, 2015-й. Я менеджер проектов и потихоньку схожу с ума от рутины заказов для крупных банков. Вот тут 👇 Может, даже кто-то узнает местечко =)

34 часа без сна, из них 31 час работы – мой антирекорд

Имея кучу друзей-айтишников, логично было замутить какой-нибудь IT-бизнес. Оставалось найти идею. В то время видеоконтент становился всё более популярным, за это я и зацепился.

Что, если создать платформу для челленджей, где можно бросать видеовызовы другим людям?

Тогда как раз жёстко хайпил Ice bucket challenge, где люди на видео обливали себя водой со льдом. Мне хотелось многократно повторить его успех, поставив дело на поток.

Изначально я представлял это с уклоном в треш-контент в духе “смотрите, как я далеко пропрыгал на тазике по лестнице”. TikTok, который спустя пару лет круто раскроет тему челленджей, на тот момент еще не существовал.

Закинул мысль своим друзьям. В итоге нам показалось перспективней сделать платформу, на которой можно устраивать не дичь, а адекватные онлайн-соревнования — самим или под началом каких-нибудь крупных брендов вроде RedBull.

Тогда на пике были шоу вроде “Минута славы”, в соцсетях многие компании проводили свои видеоконкурсы. Но процесс сбора заявок и отбора участников был довольно муторным. По сути, конкурс приходилось пиарить на каждой площадке с нуля, а потом собирать ссылки и ролики участников по всему интернету.

Макдональдс устраивает конкурс на лучшее исполнение песни про булочку с кунжутом

Мы хотели сделать платформу, где можно запустить челлендж “под ключ”. И что не менее важно, со временем на платформе должна была собраться своя активная аудитория, участвующая в разных соревнованиях.

Идея нам настолько понравилась, что мы сразу решили – её нельзя никому рассказывать, а то украдут! Да даже не будем общаться с потенциальными клиентами-брендами, пока не выкатим работающий продукт!

С участниками челленджей мы тоже не общались – они же и так участвуют в конкурсах, значит и в наш их можно будет привлечь. Вместо всех этих пустых разговоров, ныне зовущихся custdev’ом, мы решили просто начать. Сделать сервис и запустить первый конкурс под нашим брендом – показать, как же всё круто работает.

Just do it, понимаешь?

Это я готовлюсь резко стать долларовым миллиардером

Сделаем быстро, но не сейчас

Представление о стартапах у нас было ну очень приблизительное. В духе “Пацаны с универа в Калифорнии собрались и накодили что-то крутое и масштабное”. Да, еще мы слышали, что надо делать MVP. Ну, базовая версия, так ведь?

По работе у всех был плотный загруз, поэтому решили все вместе взять отпуск осенью и улететь на Кипр – у Кирилла там как раз был уютный домик. Цель поездки – сделать MVP.

Предварительно обсудили концепт – это будет сайт и мобильная аппка со списком конкурсов и видеороликами. Ролики можно оценивать как по лайкам, так и по оценкам жюри, также можно настраивать этапы отбора.

Бэкенд решили делать на Django. Для базы данных взяли знакомый нам Postgresql. С фронтендом тоже долго не думали – jQuery тогда еще был на коне. Ролики решили заливать на Vimeo, потому что на YouTube нельзя вставлять свою рекламу.

Оставалось понять, как мы всё это сделаем. Сюрприз-сюрприз: классических frontend/backend/mobile разработчиков среди нас почти не было, поэтому каждый взял тот кусок работы, который хотел.

Слева направо:
Я – менеджер проектов и экс-системный аналитик. Беру на себя руководство и бэкенд.
Леша – еще один системный аналитик. Ответит за Javascript.
Паша – разработчик хранилищ данных. Будет пилить приложение под Android.
Кирилл – айтишник, который ищет себя. Займется аппом для iOS.
Дима – разработчик BI с небольшим опытом в дизайне и верстке сайтов. Ну хоть тут ничего придумывать не надо.

Спасало, что у всех нас был базовый опыт разработки со школы и универа.

Кипрская школа программирования

Наш высадка на остров выглядела так.

1-й месяц: все сидят разбираются с новыми технологиями. Дима поехать с нами не смог и ваяет дизайн в свободное от работы время. Пашу тоже постоянно дергают по работе, он пытается выживать в стиле “поспим на том свете”.

Павлик работает в режиме многозадачности

2-й месяц.

Паша улетает домой, продолжает кодить оттуда.

Леха проигрывает драку с волной и тоже летит лечиться.

Кирилл к этому моменту понимает, что программирование ему не заходит, и покидает команду проекта.

Дима заканчивает дизайн основных блоков и начинает верстать первые страницы.

Я запиливаю основу бэкенда, ловя дикий кайф от Python и Django. Развернул инфраструктуру в AWS – это такой навороченный облачный хостинг с блекджеком и Джеффом Безосом.

Классно, интересно, но по итогу MVPшка не готова, цель не достигнута.

Один из ранних макетов того, что должно было получиться

Боже, как мы готовились к успеху!

Вернувшись в Россию, мы договорились собираться каждую субботу и фигачить плечом к плечу.

История начинала безмерно растягиваться. Играли роль и отсутствие опыта с применяемыми технологиями, и загруз на основной работе, но главная причина – мы делали тонну лишнего.

Так, мы запилили поиск по сайту, чтобы пользователь не потерялся в нашем море контента.

Я делал систему кеширования, чтобы выдержать наплыв пользователей, если мы сразу завирусимся.

А еще у нас была сделана нейросетевая модерация видео для взрослых, чтобы к нам в систему вдруг не залили обнаженку. Переживали, что при ручной проверке не справимся с наплывом участников…

Сколько у нас было к тому моменту роликов на платформе? Ни одного, Карл! =D

Модерировать видео для взрослых? Да легко! Когда видео заливается на S3-хранилище, триггер будит Lambda-функцию, которая с помощью ffmpeg нарезает видео на кадры каждые 5 секунд и заливает их в AWS Rekognition. Если нейросеть выявляет подозрительное, то модератору приходит e-mail и видео ждет ручной проверки. Если нет, то сразу система заливает ролик на Vimeo. Итого: 4 рабочих субботы потрачены с невероятной пользой для бизнеса.

Мы нещадно продолжали жечь свои выходные на проект.

Спустя время из команды отвалился Паша, который делал Android-приложение – не вкатила ему мобильная разработка. Вселенная пыталась сказать нам: “Пацаны, ну не нужно вам сейчас делать аппы, хватит и сайта”. И мы таки вынули беруши с уходом Павлика ¯\_(ツ) _/¯

В общем, прошло 9 месяцев со старта работ – женщина бы уже успела родить. Мы? Делаем MVP.

Деньги надо?

И тут к нам обращается ОДНА крупная компания. И ей срочно нужно провести видеоконкурс с тысячами участников. И её стандартный подрядчик отказался ей помочь. И по счастливой случайности она вышла на нас.

БИНГО.

Нужно было сделать сайт конкурса плюс всю систему управления контентом, включая подгрузку данных о роликах из Excel-файлов.

Заказчик хотел разместить конкурс на своем домене и с весьма специфичным дизайном. Поэтому речь шла не о запуске конкурса на нашей площадке, а об использовании нашей технологии “под капотом” разработанного на заказ сайта.

И все же мы были в восторге.

Да мы бы даже бесплатно всё сделали, лишь бы проверить ядро нашей системы в действии.

Дима выступал для заказчика менеджером, так как именно с ним изначально завязалось общение. При этом он оставался нашим дизайнером и верстальщиком. Однако заказчик в упор отказывался принимать, что менеджер может быть еще и дизайнером. Пришлось нам попросить одного друга (который вообще-то программист) посидеть на встрече и покивать с умным видом. А делал дизайн в итоге все равно Дима =D

В итоге за 12 дней мы всё сделали и таки подзаработали. В моменте это ощущалось как быстрые деньги. Но в реальности, конечно, они до сих пор самые медленные в моей жизни =)

И все же мы были довольны. Особая гордость – первая созданная нами система проработала более года вообще без поддержки. А когда, наконец, сломалась, я зашел (пароли, конечно же, никто не менял) и поставил на расписание процесс очистки, который ранее забыл включить – все продолжило работать как часы.

Бросить нельзя уволиться

Окей, протестили свой бэкенд за чужой счет. А что дальше то?

Я понял, что с нашими бешеными скоростями проект может заглохнуть, не доехав до старта. Предстояло не только доделать техническую часть, но и собственно организовать первый конкурс, заняться его продвижением – задач было еще навалом. Да еще и Лешу так напрягли по основной работе, что ему временно было совсем не до конкурсов.

Я пообещал себе, что точно доведу проект до запуска, а дальше посмотрим. Уволился с работы.

Уехал в тихое место на севере Тайланда, чтобы ничего не отвлекало. И все двигалось весьма бодро, пока я не сел на байк и не сломал ногу.

Танцуют все!

Я прилетел в Россию, врачи поставили мне внутрь кости в ноге металлический стержень. Возвращаюсь к работе в режиме росомахи.

Платформа уже была почти готова к запуску. Решили, что будем делать конкурс танцев. Ну а что еще может делать человек со сломанной ногой?

Формат — в духе танцев на ТНТ, только онлайн. Танцоры – открытые и отзывчивые люди, поэтому подумали, что привлечь их к чему-то новому будет проще.

Мы хотели заявить себя как международную площадку, поэтому назвали конкурс Street dance planet и решили делать его сразу на весь мир.

Выделили бюджет: 50к на призовые, 50к — на маркетинг и прочие расходы.

Участие для всех бесплатное.

Я оформил англоязычную страницу в синей запрещенной соцсети и русскую в VK. Наконец-то предстояло начать активно общаться.

Я писал танцорам везде, где только мог. Потом в довесок настроил таргетинг. Бюджет и ставки у нас были маленькие, поэтому реклама активно наливала нам людей из бедных стран – в основном из Африки и Азии.

Здравствуйте, я вас по телевизору видел

Помимо участников, важно было найти судей для конкурса. Я хотел жюри из разных стран и разных стилей. Первая судья вызвалась помочь бесплатно. Это была хореограф из Аргентины Agustina Cumba, команда которой регулярно ездила на финал Hip Hop International в Америку. Отличный старт!

Также я активно написывал крутым российским танцорам. Моей мечтой было заполучить в состав жюри Алену Двойченкову, которая покорила меня своим бомбическим выступлением на Танцах на ТНТ.

Я написал ей письмо, но две недели ответа не было. Я уже не рассчитывал на успех, как приходит сообщение – Алена с радостью поучаствует. Опять же, человек вызвался помочь нам просто так, от души поддержать бесплатный конкурс для всех желающих. Я танцевал от радости – сорри, тут обойдемся без видео =)

К таким прекрасным девушкам в жюри хотелось добавить какого-то классного парня. А что может быть более мужским направлением, чем брейк-данс? Я раскопал какой-то старый рейтинг би-боев и начал писать всем подряд. Большинство ребят игнорировали меня либо сразу, либо после первых фраз.

И все же Thiaz Lopez a. k.a. bboy Thesis из Америки, который был где-то на 12-м месте этого древнего рейтинга, ответил с интересом. «Так как вы не мои друзья, и я вас не знаю, дайте хотя бы какое-то небольшое вознаграждение – например, 250 баксов. ” Я согласился. Написал в наших соцсетях, что третьим судьей будет Thesis. И тут начали сыпаться сообщения в духе »чегоооооооо??? ВЫ КАК умудрились вообще????!” Оказалось, что за пару месяцев до этого Thesis выиграл самый престижный баттл в мире и был действующим чемпионом мира по брейк-дансу. А я был даже не в курсе =D

В общем судьи для ноунейм площадки получились просто отпад, до сих пор не верится.

Где же порно? =(

В итоге нам удалось собрать 110 видео из 54 (!) стран мира. Было очень обидно, что никто не залил порно — мы же такую систему модерации навернули!

Тем не менее, не все прошли проверку – кто-то присылал групповые танцы, хотя в условиях было одиночное выступление. Кто-то заливал что-то странное. В итоге прошли не все (на ютуб их перенесли, чтобы не потерять).

Победила у нас в итоге девочка брейкер

Уровень выступлений был далеко не топовый – сказывалась небольшая сумма призовых, слабый PR и неизвестность площадки. Но все же поставленная задача была выполнена, мы показали систему в действии. А главное был очень крутой фидбек и от участников, и от судей. Нам писали ребята из Руанды, что у них нет даже зала, они танцуют прямо на улице. Они записали видео на единственный в их компании телефон с камерой и возможность получить обратную связь от танцоров мировой величины было для них чем-то невероятным.

Такие сообщения было очень приятно читать. Очень. Но…

Я сгорел

Вроде бы вот оно – мы запустили платформу, которую делали 2 года(!), можно идти продавать. Но мне становилось нехорошо при мысли продолжать.

Я через нехочу немного подергался, пописал брендам и блогерам, которым могло бы быть интересно проводить у нас конкурсы для своей аудитории. Успеха не было, но, откровенно говоря, я и не сильно старался.

Решил взять небольшую паузу – поехал в Будапешт на месяц, где занимался помощью отцу с его научной работой. Одновременно я читал Lean startup и слушал стэнфордский курс лекций от Y Combinator. Ловил один фейспалм за другим. Сколько времени можно было бы сохранить, если бы я узнал все это до, а не после.

Увы, через месяц отторжение к проекту никуда не ушло – я четко осознал, что это просто не мой продукт. Я не тот человек, который участвует в видеоконкурсах и интересуется ими. Ну разве что танцы на ТНТ =D

Вместо того, чтобы создавать что-то, что я считаю важным, я просто попытался поймать тренд и заработать денег.

И это даже не то чтобы плохо. Возможно, если бы мы быстрее получали результаты, мое отношение было бы другим. Но тогда я понял, что просто не готов продолжать этим заниматься. Остальные ребята тоже не горели желанием развивать проект, и в итоге это все просто сошло на нет – сервис мы отключили. The end of the road.

На случай изобретения машины времени

Что можно было сделать иначе? Примерно всё, но вот основное:

  1. Пообщаться с брендами на старте, узнать их проблемы при организации соревнований. В цифрах посчитать, кто и сколько готов платить за решение этих проблем.
  2. Не бросаться в программирование очертя голову, а попробовать сначала провести челлендж “на коленке”. Поговорить с участниками разных конкурсов, узнать их мотивацию, проблемы и впечатления от таких конкурсов. Понять, сможем ли мы собирать сообщество вокруг наших мероприятий, сколько это стоит и какой даёт охват.
  3. Решать проблемы по мере их поступления. Делать разработку только в том объеме, который необходим для текущих потребностей (а сейчас еще многие вещи можно сделать с помощью no code).
  4. Постараться сразу найти спонсоров и PR-партнеров для первого конкурса, чтобы не вкладывать свои деньги в призы и продвижение, либо вкладывать меньше. Мы договорились с крутыми судьями, под такие имена можно было точно кого-то найти.

Жизнь после проекта

У ребят все в порядке. Леша вырос до Head of digital transformation в банке. Дима – Head of BI в крупном дистрибьюторе. Паша был главой аналитики в Делимобиле, а теперь в Movavi. Кирилл пошел в офлайн-бизнес и развивает сеть аптек.

Я поехал в Израиль поучиться на лайф-коуча – подумывал сделать IT-продукт в этом направлении, но не случилось. Там же закрепил полученные в стартапе знания, сдав экзамен на архитектора AWS.

Вернулся в Россию и пошел в Яндекс.Погоду продакт-менеджером, чтобы прокачать свои навыки работы над продуктом.

В Погоде мне понравилось. Развивать массовый b2c продукт было куда интереснее, чем пилить один b2b проект за другим, как было на предыдущих местах.

Но желание сделать что-то свое никуда не исчезло, и в 2020м началась новая история – я создал поисковик жилья HomeBro, привлек полмиллиона пользователей и ушел из Яндекса. Про это я уже подробно рассказывал =)

Как вы считаете, актуальна была бы такая платформа видеоконкурсов в 2023ем?

0
142 комментария
Написать комментарий...
Alexander

unsuccess story порой гораздо интереснее ванильных известных историй успеха

Ответить
Развернуть ветку
Lev Klebanov
Автор

спасибо)

Ответить
Развернуть ветку
139 комментариев
Раскрывать всегда