Из науки в собственный бизнес: уроки, которые я вынесла

Привет, я Лена Серёгина, основательница аналитического бюро Datalatte, хочу рассказать вам, как я училась физике и менеджменту, чтобы потом найти себя в аналитике

В закладки
Аудио

Многие люди боятся попробовать себя в новой сфере, даже если очень хотят в ней развиваться. И всё же иногда лучше рискнуть и сменить специализацию, чтобы открыть для себя новые перспективы и возможности. В этом я убедилась на собственном опыте.

Мечты взрослеют вместе с нами

В детстве я была фанатом Ландау и мечтала стать физиком. А чтобы воплотить мечту в реальность, поступила в МФТИ. Там мне удалось познакомиться не только с теорией: с третьего курса работала на базовой кафедре, где решала много практических задач.

И если на первых курсах мне очень хотелось остаться в науке, то, приближаясь к выпуску, я всё больше понимала, что для меня это не лучший вариант. Физика оказалась мне не так интересна, как я думала вначале.

Ещё во время работы на базовых кафедрах я переквалифицировалась с физики на экономику. Тогда я начала участвовать в самых разных проектах, связанных с грантами, бизнесом и сотрудничеством с центром «Сколково». Время от времени занималась и аналитикой, в том числе в области маркетинга.

Знакомство с «Яндексом»

Аналитика вызывала у меня больший интерес, чем любые другие профессиональные направления, с которыми мне удалось соприкоснуться к тому моменту. Однако я не совсем понимала, какими должны быть мои следующие шаги, чтобы погрузиться в эту сферу, получить все необходимые для развития навыки, а затем и закрепиться в ней.

Я нашла интересный для себя способ: скачала данные из сервиса «Мой Круг», чтобы узнать, куда чаще всего идут работать выпускники нашего факультета. Оказалось, что самый популярный вариант после научной деятельности в России и за границей — работа в «Яндексе». Недолго думая, посмотрела открытые вакансии. Но мне по-прежнему не доставало компетенций в сфере аналитики, куда я так стремилась попасть.

После долгих поисков я узнала о существовании Школы менеджеров «Яндекса», в которой надеялась получить недостающие знания о том, как устроены цифровые продукты. Я отправила свою анкету, и после тестового задания и собеседования меня приняли в группу.

Снова в школу

С первой встречи я поняла: это моё место. Интересные задачи, а главное — интересные люди, с которыми можно легко и быстро найти общий язык. Мне до сих пор иногда приходится возвращаться к лекциям, когда я решаю рабочие вопросы на похожие темы: аналитика, управление программистами, дизайн и искусство презентаций и многое другое.

Новые горизонты

В конце обучения в Школе менеджеров «Яндекса» каждому из нас нужно было подготовить дипломную работу. Когда я выбирала для неё тему, организаторы посоветовали мне сосредоточиться на технических проблемах, и я подготовила проект, связанный с метриками.

После его защиты стала стажёром в «Яндексе», а затем и штатным сотрудником. Я принимала активное участие в выстраивании аналитики «Яндекс.Браузера» с нуля, а затем применяла этот опыт в «Яндекс.Такси». А потом — после декретного отпуска — решила воплотить в жизнь ещё более амбициозные планы — завести своё собственное дело.

Используя опыт, полученный в Школе менеджеров и во время работы в «Яндексе», в 2017 году я открыла собственное аналитическое бюро. Мы занимаемся обучением, оказываем консалтинговые услуги и берём задачи клиентов на аутсорсинг.

Команды, работающие над проектами, обычно состоят из нескольких экспертов в различных областях аналитики, data science и data processing. Я специализируюсь на задачах, у которых нет стандартного решения. Параллельно преподаю курс Binary PO во ВШЭ и являюсь автором методик работы с метриками и данными. Я счастлива, что в нашем портфолио уже есть такие клиенты, как Skyeng, Qiwi и издательство «Манн, Иванов и Фербер», а НИУ ВШЭ — наш партнёр.

Конечно, у меня есть амбициозные планы по развитию бизнеса. В будущем я хочу построить агентство, которое станет для компаний единым поставщиком независимых консультаций по аналитике.

Выводы, которые я для себя сделала

Принимая решения, которые потом оказались судьбоносными с точки зрения профессионального роста, я следовала одному главному принципу: надо ставить перед собой цели, соответствующие твоим ценностям.

Существует стереотип, что если поступил в вуз на ту или иную специальность, значит, работа должна ей соответствовать. Но такие условности только мешают делать то, что действительно интересно. И очень важно помнить хорошо знакомый всем тезис, который тем не менее часто забывают: никогда не поздно начать заново. Именно такую возможность дают школы, курсы и центры дополнительного образования и переквалификации.

Не менее важные принципы я сформулировала для себя, когда методом проб и ошибок выстраивала собственный бизнес. Их всего пять, но они помогают избежать множества подводных камней, с которыми сталкивается начинающий предприниматель.

Сразу оговорюсь: речь идёт не о фрилансерах. Перейти на самозанятость — это ещё не значит открыть своё дело. Бизнес начинается тогда, когда появляется прибыль не от продажи твоего времени, а от продажи продукта или услуг твоей команды.

Принцип №1

Не нужно оформлять ИП или юридическое лицо просто потому, что в офисе не нравится и не получается реализовать свой потенциал. Если эти проблемы есть, с появлением собственного бизнеса они останутся вместе с вами, ведь принципы работы не изменятся, только вместо начальников будут клиенты.

Сначала надо как следует разобраться в себе, чтобы понять, почему возникают сложности, и найти точки роста. Только когда этот этап пройден, имеет смысл выходить на рынок. Когда я открывала своё дело, я оказалась в непростой ситуации, потому что не последовала этому принципу. И в результате мне пришлось быстро наращивать недостающие soft skills уже в условиях рынка, что намного более сложно и рискованно.

Принцип №2

Следующий принцип может показаться банальным, но это не делает его менее полезным. Никогда не работайте без предоплаты. Почти все мои знакомые, которые занимались самостоятельным консалтингом или стартапами, хоть раз оказывались в ситуации, когда им не платили за услуги.

Даже если вам кажется, что с заказчиком сложились дружеские отношения и всё будет идеально, не доверяйте этому чувству. В конце концов, человек может оставить вас без вознаграждения не из желания обмануть, а потому что так сложились обстоятельства. Не стоит забывать и о других мерах предосторожности. Не пожалейте времени и денег на юриста, чтобы он хотя бы в первый раз помог вам грамотно составить договор. И, конечно же, обязательно зарегистрируйте ИП или ООО.

Принцип №3

Не смешивайте дружбу и бизнес. Кто-то советует вообще не работать с друзьями, но с таким подходом я категорически не согласна. Одни из лучших проектов я подготовила вместе с друзьями. Если ты хорошо знаешь человека, вам приятно проводить время вместе и вы ещё и зарабатываете при этом, что может быть лучше?

Но бывало и так, что я тратила много времени на обсуждение работы с друзьями и это ни к чему не приводило, поскольку они воспринимали наши разговоры как обычное общение, а не решение реальных задач. Поэтому в таких случаях надо заранее договариваться о целях встречи.

Принцип №4

Если вы выходите на рынок с принципиально новым продуктом или услугой, которую ещё никто не предлагал, вы столкнётесь с тремя типами людей.

  • Первый из них — скептики. Они всегда будут говорить, что у вас ничего не получится, что вам надо или предложить что-то другое или вообще отказаться от собственного проекта. От таких людей лучше на время отгородиться, потому что при запуске своего дела и без того много сложностей, от которых опускаются руки. Важно поддерживать мотивацию всеми доступными средствами.
  • Вторая категория — ярые советчики. Эти люди будут рассказывать, как вы должны продавать свой продукт. Но у них часто нет реального опыта в этой области, поэтому прислушиваться к их советам явно не стоит.
  • Третий тип — те, кто попробовали запустить на рынок то же, что и вы, но не добились успеха. С одной стороны, их опыт может быть очень ценен, потому что он поможет вам не допустить тех же ошибок. С другой — эти люди так и не смогли найти работающий сценарий, а потому их советы вряд ли подскажут, как воплотить в жизнь вашу задумку.

Получается, начинающему предпринимателю вообще никого не надо слушать? Это не совсем так. Просто не стоит воспринимать чужие советы и мнения как руководство к действию. Вместо этого выслушайте их и подумайте, что полезного вы можете извлечь из этих слов.

Принцип №5

Не бойтесь рисковать и менять свою стратегию, даже если она выстроена на несколько лет вперёд. Около года назад, когда мой бизнес быстро развивался, мне поступило предложение какое-то время поработать по найму над сложным проектом за чуть меньшие деньги.

Причём для этого нужно было почти полностью свернуть деятельность Datalatte. Большинство моих знакомых сказали бы, что это безумие, но я согласилась — это было правильное решение.

У меня была сильная команда, много клиентов, заказы шли один за другим, однако я понимала, что не развиваюсь. А для достижения моих амбициозных целей мне нужен был быстрый рост, получить который можно только в новой агрессивной среде. Работая по найму, я преодолела много трудностей и теперь могу продавать гораздо лучше, чем год назад. Так что в конечном счёте это решение оказалось очень выгодным для бизнеса.

Многие люди воспринимают собственный проект как свободу, к которой надо стремиться, несмотря ни на что. Но в большинстве случаев свой бизнес становится ещё большей несвободой, чем работа по найму. Главное — не сохранять самостоятельность всеми правдами и неправдами, а постоянно расти над собой и увеличивать свою ценность.

Материал опубликован пользователем.
Нажмите кнопку «Написать», чтобы поделиться мнением или рассказать о своём проекте.

Написать
{ "author_name": "Елена Серёгина", "author_type": "self", "tags": ["\u0441\u0442\u0430\u0440\u0442\u0430\u043f\u044b","\u0441\u043e\u0432\u0435\u0442\u044b_\u0441\u0442\u0430\u0440\u0442\u0430\u043f\u0435\u0440\u0430\u043c","\u0441\u0432\u043e\u0439\u0431\u0438\u0437\u043d\u0435\u0441","\u0441\u0430\u043c\u043e\u0440\u0435\u0430\u043b\u0438\u0437\u0430\u0446\u0438\u044f"], "comments": 17, "likes": 24, "favorites": 76, "is_advertisement": false, "subsite_label": "life", "id": 64504, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Mon, 15 Apr 2019 12:30:45 +0300", "is_special": false }
0
{ "id": 64504, "author_id": 283568, "diff_limit": 1000, "urls": {"diff":"\/comments\/64504\/get","add":"\/comments\/64504\/add","edit":"\/comments\/edit","remove":"\/admin\/comments\/remove","pin":"\/admin\/comments\/pin","get4edit":"\/comments\/get4edit","complain":"\/comments\/complain","load_more":"\/comments\/loading\/64504"}, "attach_limit": 2, "max_comment_text_length": 5000, "subsite_id": 199123, "last_count_and_date": null }
17 комментариев
Популярные
По порядку
Написать комментарий...
5

Спасибо) Для себя выписал 4 вещи:
- Никогда не поздно начать заново
- Никогда не работайте без предоплаты
- Фильтруйте что советуют люди. Принимайте только то, что вам нужно и полезно
- Не смешивайте дружбу и бизнес

Ответить
0

советы 1) очевидные или 2) спорные

Ответить
2

в статье про аналитику, а на сайте - инфобизнес и тренинги. "юнит эконимика для самых маленьких". в проектах нет ничего о реализованных проектах по дата саенсу.

Так что за бизнес? Реально проекты по данным, конкуренты Алгомоста? или инфоциганство с тренингами "аналитика в табло?"

Ответить
0

изучите, пожалуйста, хотя бы определение инфобизнеса) и сайт!)
Мы не делаем тренингов "аналитика в табло" - на сайте НЕТ этого предложения. Дата саенс - в стиле "import from" тоже не делаем. Автор статьи занимается продуктовой аналитикой и анализом данных более 9 лет, и это и есть основной хлеб автора и компании.
Бизнес - это аутсорс аналитика. И воркшопы - его неотъемлемая часть, так как это единственный быстрый способ привить аналитическую культуру в компаниях и умах.
Ну и про "юнит эконимика для самых маленьких" - мы ее не преподаем отдельным курсом, но помогаем делать исследования по этой теме. Часто кроме базвордов люди не понимают, как с ней работать, но словосочетание хайповое и Вы за него ухватились, видимо, так как в темах на аутсорс оно упомянуто в одном из пунктов.
Удачи!

Ответить
0

Давай на ты?

Сайт изучил - в разделе проекты

*Воркшопы для профессионалов
*Школа Аналитики
*Митапы про личностный рост

Из всех страниц сайта торчат консультации по 5 тыс рублей - в разделе услуги

✓ метрики и пирамида метрик,
✓ экономика продукта и unit экономика,
✓ Веб-аналитика и сквозная отчетность,
✓ сбор и хранение данных, архитектура аналитических хранилищ,
✓ выбор BI, отчетность и дэшборды,
✓ анализ рынка на открытых данных,
✓ инсайты на основе данных с помощью визуальной аналитики.

Ни одного реального примера проекта (даже без рефернса) нет.
Описания команды нет. Рейтинг на каггле? Репа на Гитхабе? Рейтинг на стаковерфлоу?
нет.

Пока все что выше в услугах - это описательная статистика + настройки баз данных и коннекторов.
В чем дата саенс?

Есть примеры проектов - расскажи их вместо "не делайте бизнес с друзьями "

Пока это все выглядит как монетизация бренда бывшего работодателя через проведение тренингов, где расскажут про то что можно в crm класть куку из ga и utm метки. За 5 тысяч рублей. - отсюда и аналогия с инфоцыганами

Но при этом очень все на пафосе ("Автор методик по работе с данными", "Когда выходишь на рынок с принципиальным продуктом"

И очень странно, что ты о себе говоришь в третьем лице (у автора) - я даже пошел перепроверил ФИО.

Ответить
0

1) референс на реальные проекты есть, хотя перечислены не все клиенты = все это проекты про аналитику и анализ данных
2) раздел проекты Вы так и НЕ изучили. Вы привели тут в пример проекты, которые на сайте заявлены как дополнительная деятельность ПОМИМО основной деятельности!)))
3) Описания команды нет. Рейтинг на каггле? Репа на Гитхабе? Рейтинг на стаковерфлоу?
нет. - это разумно, раньше было, почему потом исчезло, можете порассуждать на досуге, если интересно. " Рейтинг на каггле? Репа на Гитхабе? Рейтинг на стаковерфлоу?" - смеюсь, простите. Какое это все имеет отношение ко мне? Еще раз, мы не про обучение ml алгоритмов, что касается Kaggle, хотя их используем в работе. Репа на Гитхабе и Рейтинг на стаковерфлоу нужны, чтобы что-то кому-то доказывать, пока что это в рамках сайта мне не требовалось)
4) "Пока все что выше в услугах - это описательная статистика + настройки баз данных и коннекторов.
В чем дата саенс?" - мы НЕ обещаем НИЧЕГО из того, что Вы тут перечислили.
5) "Пока это все выглядит как монетизация бренда бывшего работодателя через проведение тренингов, где расскажут про то что можно в crm класть куку из ga и utm метки. За 5 тысяч рублей. - отсюда и аналогия с инфоцыганами"= и где же на сайте есть упоминание бренда бывшего работодателя? Да, многие из нашей команды работали в Яндексе, но все, что мы монетизируем - это опыт, который нам дала эта замечательная компания. "тренингов, где расскажут про то что можно в crm класть куку из ga и utm метки" - рассмешили. Я этим никогда не занималась не только на уровне тренингов, но и по работе не приходилось. Хотя всех Веб-аналитиков, как своих коллег, очень ценю, уважаю и обращаюсь к ним за помощью. А Вы их почему так обижаете? Такой комментарий Вас не очень красит.
6) Я Вам желанию профессиональных успехов, а не бессмыленной траты времени на хейт ) Я не сильна в копирайтинге и веб-дизайне, и вероятно что-то на сайте не вполне понятно. Но Ваша манера излагать мысли и эмоциональность делает очень плохую оценку в продуктивность дальнейшего общения и его ценность.

Ответить
1

Я чет даже не растерялся.

Лен, нет правда, был шанс хорошо презентовать продукт.
Дать ссылку на описание проекта, рассказать про реальные проекты, представить команду и тд.

А сейчас от тебя видны лонг риды - суть которых "Все секрет, почему не скажу, подумайте, догадайтесь, кагл не нужен, дата Сайнс не нужен, я 118 лет в яндексе, нет веб аналитикой не занималась, за сайт я не отвечаю, не сильна"

И ни слова о реальных проектах и реальных решениях. Об экспертизе, о вкладе в сообщество. Но с легкостью вылетает

"Команды, работающие над проектами, обычно состоят из нескольких экспертов в различных областях аналитики, data science и data processing. "

Но что за команды, что за проекты - как и все у вас секрет.
Давайте я запишусь на консультацию за 5 тысяч рублей. - где мы поговорим о реальной задаче ( у меня есть кейсы), может так получиться понять.

Ответить
1

Дрогой "Иван" (не уверена, что это настоящее имя). Я же написала Вам, что не имею интереса в общении. Ну скандалите Вы, ну пишете нерелевантный бред . позоритесь, окей. Чем я могу Вам помочь? Даже если человек, сидящий под Вашим именем работает в компании, где возникли интересные мне задачи, или умеет писать код на питоне, прошел курсы по DS/статистике/слышал слово "кука", допустим, как Вы думаете, буду ли я тратить на него свое время при той самопрезентации, что Вы себе сделали с первого же комментария?

Негативные эмоции разрушают нейронные связи ;-) еще раз удачи Вам)

Ответить
0

сьезд засчитан.

Ответить
0

"И очень странно, что ты о себе говоришь в третьем лице (у автора) - я даже пошел перепроверил ФИО." Эта статья написана с моих слов сотрудниками Яндекс) По правилам VC она опубликована от первого лица.

Ответить
0

Что вы имеете против датасаенса в стиле “from sklearn.* import *”? :)

Проверке статистических гипотез хотя бы учите?

Ответить
0

статистике учим конечно =) это маст.
против “from sklearn.* import *” ничего не имею, но и за ничего не могу сказать. Это далеко не основной навык для извлечения смысла из данных. Без него можно войти в профессию и добрать, только лишь с ним - сложновато будет.

Ответить
1

Как убрать рекламу из статьи ?

Ответить
1

Успехов автору

Ответить
1

Удачи Вам =)

Ответить
1

Удачи автору!

Ответить
{ "page_type": "article" }

Прямой эфир

[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "Article Branding", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cfovx", "p2": "glug" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "bscsh", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-1104503429", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=bugf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Баннер в ленте на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudx", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 16, "label": "Кнопка в шапке мобайл", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byzqf", "p2": "ftwx" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvc" } } }, { "id": 19, "disable": true, "label": "Тизер на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cbltd", "p2": "gazs" } } }, { "id": 20, "label": "Кнопка в сайдбаре", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cgxmr", "p2": "gnwc" } } } ] { "page_type": "default" }