Основные типажи студентов на курсах дополнительного образования для взрослых. Прочитайте про себя

Плотно пообщавшись с коллегами из других направлений образования для взрослых, могу утверждать, что предложенные типажи встречаются почти везде. Типология сформировались за мои 10+ лет преподавательского опыта и применима не только к изучающим английский язык. И наверняка здесь есть и про вас.

На объективность не претендую, делюсь собственными ощущениями, основанными на практике. В качестве иллюстраций сделала схематичные рисунки, где синяя линия — это примерный график прогресса от времени. Время горизонтально. Заранее прошу прощения у экспертов в математике и смежных областях, ибо картинки лишь для наглядности.

Любовь Салихова
Преподаватель и методист в изучении английского. Знаю, как помогать разным людям

Суперзаряженные мегазвезды или ужаленные суетологи

В контексте английского: срочно нужен IELTS > много и усердно занимается > сдает экзамен > занятия заканчиваются > прогресс откатывается назад.

Самая активная и вовлеченная категория. Эти ребята делают все и стараются как могут: активно занимаются на курсах и приходят в группы, не пропускают ни одного занятия, выполняют задания (даже те, что со звездочкой) и полируют прогресс дополнительными релевантными активностями. Они первые пишут в чатах студентов, приходят за дополнительным контентом и готовы приезжать на офлайн-мероприятия.

У такой категории есть нечто общее: сильнейшая внешняя мотивация. В контексте английского это либо сказочный оффер, подразумевающий переезд и необходимость подтвердить уровень языка, либо четкое осознание, что без этого навыка не получится продвинуться в профессиональном направлении. В последнем случае еще подгоняет страх от осознания перспективы зафиксироваться в текущем контексте, который давно не устраивает.

Для суперзаряженных мегазвезд практически гарантирован хороший результат, причем быстро. В моей практике были студенты, которые за 3 месяца эволюционировали с уровня «напрочь забытая школьная программа» до уверенных и подробных ответов на репетициях собеседований.

Если в этом описании узнали себя, то обратите внимание на один нюанс: у таких ребят не получится без негативных последствий эмоционально и физически вывозить высокий темп продолжительное время. Поэтому важно четко обозначить сроки и цели, после выполнения которых стоит сбавить обороты, пока не подкрались 3 демона любых «мегазвезд»: выгорание, апатия и усталость.

Хаотично заряженные

Мотивация сильная, но быстро заканчивается.

Эти ребята похожи на первый пункт: тоже стартуют с высоченной мотивацией и хорошим настроением, активно занимаются, искренне радуются первым успехам, но через непродолжительное время теряются. У них вдруг начинает регулярно происходить что-то такое, что мешает прогрессу. Среди основных причин:

  • накопились личные дела по мелочи, сейчас с ними разберусь, потом вернусь;
  • внезапно уехал в отпуск в горы, вернусь через 5 недель, связи не будет;
  • на работе появились лютые завалы, нужно их порешать сначала;
  • стало сложновато, я думал легко будет, сейчас слетаю на отдых и продолжу с новыми силами;

Почему-то им кажется, что дела по мелочи, завалы и сложности конечны, и жизнь не подкинет новых.

Заметила у этой категории 2 особенности.

Первый — ребята вдохновляются в моменте, а потом понимают, что занятия не очень-то встраиваются в их жизнь. Второй — им искренне нужен результат, они осознают потребность и точно знают, что задачу необходимо решать, но не обязательно прямо сейчас.

В моей работе это особенно выражено при подготовке к международному экзамену IELTS, который среди прочего нужен для переезда по работе, для учебы и иногда для подачи на ПМЖ.

Логика у людей часто такая: экзамен через год, уровень у меня неплохой, более-менее механику знаю — пока можно не напрягаться. Иногда бывает забавно наблюдать, как спустя время эти же люди вдруг осознают, что до экзамена теперь осталось уже 3 недели, подготовки толком не было, а сдать на 7.0 баллов из 9.0 максимальных нужно. И за 2 дня превращаются в студентов из первой категории.

Если это про вас, то существует давно проверенное и точно работающее решение: перестроиться в более стабильного, но менее заряженного студента. Для этого достаточно снизить количество занятий и расходовать поменьше когнитивного ресурса на то, что будет актуально сравнительно нескоро. Условно: сейчас вы вписались в активность на 8 часов в неделю, которая занимает 20 единиц мыслетоплива. «Снизить обороты» — это оставить 4 часа в неделю так, чтобы расходовалось 8 единиц мыслетоплива.

А когда дедлайн будет вот-вот, можно будет без суеты на короткий срок повысить эффективность — и нужный результат почти гарантирован.

Стабильный середнячок или просто нормальные ребята

У «середнячков» на хороший прогресс может уйти несколько лет. 

У таких студентов не горят дедлайны, им не надо «вчера», но и делать что-то спустя рукава тоже не в их принципах. В контексте английского они четко осознают, что в современном мире без него сложновато: он пригодится для работы и нетворкинга, релокации или просто путешествий, для раскрытия потенциала ChatGPT, для сериальчиков и мемов, поэтому они уже сегодня — пока потребность не подкралась и ничего не подожгла — аккуратно двигаются в этом направлении.

Они не упахиваются, но последовательно участвуют в процессах. В среднем посещаемость далека от 100%, но уверенно держится в районе 70-80%. Не факт, что теплым весенним вечером они захотят остаться после занятия и дообсудить сложные моменты, но выданные задания все же как-то сделают, хотя бы за 15 минут до дедлайна.

Если узнаете себя в этих строчках, то и для вас есть совет. Поскольку ни внешней, ни сильной внутренней мотивации, как правило, нет — важно сохранять системность и позитивную эмоциональную привязку. Системность позволит сохранять стабильный прогресс, а эмоциональная привязка поможет поддерживать комфорт от процесса. Это важно, чтобы приходить на занятия не только потому что надо, а потому что вам от этого хорошо и приятно.

Страдальцы с негативным опытом

Человек концентрируется на низшей точке прогресса, поэтому приуныл.

Это люди, которым новый навык точно нужен для важных дел и больший свершений, но начать что-то в этом направлении они не хотят.

Нередко причина кроется в негативном опыте в прошлом: сильно не повезло с преподавателем; неправильно подобрали формат и человек с уровнем «напрочь забытая школа» оказался в группе с теми, кто уже вещает как на родном, и почувствовал себя ущербно.

Чаще всего — остались старые травмы еще со временем средней школы, где учительница, которая сама: «Хау ду ю ду чилдрен, ху ис он дьюти тудэй? А, Булкин, акей тогда» позволила себе фразу вроде: «У тебя двойки, Орлов, потому что ты бестолочь».

И потом уже возмужавший условный продакт-менеджер Ваня Орлов, с макбуками, айфонами и даже заработавший на BMW, приходит за дополнительным образованием, осознавая его необходимость, но установка «я туповат и сюда пришел, чтобы опять убедиться, что не смогу и это не для меня» все портит.

Как думаете, какова вероятность, что на первых занятиях действительно что-то будет не получатся и появятся вопросы? Правильно, вероятность почти 100%. И после первых занятий такие ребята опускают руки и начинают приходить посидеть в телефонах, «ну оплачено же, поэтому надо хотя бы посещать» (еще одна сомнительная установка из некоторых универов, где ставили оценку «ладно» уже тем, кто просто физически был на лекциях) или пропадают.

Хорошая новость: даже такой настрой можно изменить. Не без усилий, естественно, но если найти индивидуальный подход, создать комфортную среду и показать, что все вокруг плюс-минусы такие же, а с тобой все в порядке — все получится. Прогресс набирает невиданную доселе скорость, а занятия приносят ощутимый результат и удовольствие.

Покупатели абонементов на индульгенцию

Это я пыталась изобразить расслабленного и не парящегося человека.

Если оказываете любые услуги любым людям, то наверняка в вашей практике тоже есть пул таких ребят. В коммерческом смысле это приятная категория: они стабильно и вовремя платят за услугу, но особо ей не пользуются.

При этом они прекрасно понимают, что подобный сценарий заранее обречен на неуспех, но претензий не имеют.

Моя теория, что эти ребята покупают себе индульгенцию перед самими собой: мол, я же плачу, я трачу ресурс на это дело, значит я им в какой-то степени пользуюсь, значит у меня протоптана тропинка, по которой я не хожу, но она есть, а это уже половина дела. Второй вариант — платит компания или другой человек, поэтому финансового дискомфорта они не испытывают.

Слышала, что примерно на этом и держится экономика всех фитнесс-клубов мира: люди оплачивают на месяцы вперед, но приходят только когда дома горячую воду отключают.

Если узнали себя, то вот хорошая новость — вы уже сделали большой шаг: у вас есть задача, и вы приступили к решению. А это первый и самый сложный момент, на который способны не все. Но вы его сделали! Это прекрасно. Теперь трюк в том, чтобы поддерживать действие.

И раз эту категорию перспектива впустую слитых денег не особо мотивирует, по крайне мере до поры до времени, то потенциально возможным решением может стать вот что:

покупателям абонементов на индульгенцию нужно напороться на внешнюю мотивацию.

Понадобится как минимум еще один человек, который будет сопровождать вас на пути достижения результата. На любых нормальных курсах есть куратор, преподаватель или сотрудник службы заботы. Иногда это один человек, иногда разные. И если вы обещали другому человеку, то это потенциально может увеличить шансы на успех.

Знаю примеры, когда такая установка помогала людям не сливаться, например, с тренировок в зале. Мол, для себя я за 40 секунд найду 12 причин, почему именно сегодня в зал поехать не получится, но перед тренером будет неудобно: я же с ним договорился, он ждет в назначенное время, я не хочу, чтобы он подумал, что я очередной безвольный и бесхарактерный тип.

То есть внешняя мотивация в этом случае — ответственность перед человеком, а это уже немного другой уровень. Попробуйте, вдруг сработает.

Эстеты

Просто наслаждаются процессом.

Это отдельная интересная категория.

Они интересны тем, что у них нет конкретной цели и нет ответа на вопрос «зачем?» — им просто нравится процесс с эстетической точки зрения. В контексте английского — им близка культура в целом или они фанатеют по музыкальной группе, фильмам или стендапам. Им важно уметь воспринимать продукт «как есть», без переводческо-дублированных фильтров. Или им просто нравится как звучит язык, по какой логике устроен, нравится разбираться в грамматических кульбитах и понимать разные акценты людей со всего мира.

Как правило, у эстетов почти всегда уже неплохой уровень, и они приходят его совершенствовать, узнавать новое или тусить с единомышленниками. Но здесь есть небольшая побочка: несистемность знаний. Например, ребята интуитивно правильно строят предложения, но почему они строятся именно так, объяснить не могут. Или они нахватались фраз и выражений из фильмов и сериальчиков, а потом не слишком уместно используют их в рабоче-профессиональном контексте.

А еще часто бывает, что человек не знает, как по-английский сказать «вилка» или «розетка» зато сходу отвечает, как будет «арбалет» или «кольчуга», ведь 400 часов в Ведьмаке бесследно не проходят.

Им удалось самостоятельно поймать самое главное — позитивную эмоциональную привязку. Если это про вас и хотите прокачиваться в английском не только в формате эстетствования, но еще и с академической точи зрения, то стоит сообща с экспертом/преподавателем/наставником тратить ресурсы на то, чтобы заполнять дыры в том числе и в грамматике, в лексике, в произношении и остальном.

Проблемные персонажи

Чтобы не разводить лишний негативчик, в этом материале ограничусь тремя категориями. Они тоже универсальны и знакомы всем, кто работает с людьми.

Первое. Те, которые лучше знают, как надо: «здесь, кажется, другой предлог должен быть. А тут, наверное, все-таки другой перевод стоит использовать. В том предложении, судя по тому, что я видел в Тиктоке, глагол вы неправильный поставили».

Как правило, им не нужны знания и прогресс — им нужно подтверждение собственной важности и/или закрытые гештальты.

С ними можно работать, чтобы выработать эмоциональную устойчивость — тоже полезный навык.

Второе. Загадочные люди, которые не делают ничего или делают редко и кое-как, а через 2-3 месяца возмущаются, что прогресса нет. Разумеется, в их мире причина всегда в системе образования, в неправильно подобранной программе, в особенностях преподавателя, в неподходящем для них цвете кнопок онлайн-платформы или в слишком высокой магнитной активности Солнца.

Простая аксиома, что ноль действий = ноль результата почему-то им незнакома. И если попытка объяснить этот базовый принцип взрослому человеку не увенчалась успехом, то пытаться снова не стоит.

Третье. Те, кто регулярно делают голову с оплатами.

Ой, а забыл(а) — можно я на следующем уроке оплачу за него и еще за 3, что должен?

Да-да, помню, спасибо, завтра все будет...

Прошу прощения, уже открыл(а) приложение, ввел сумму, потом курьер приехал, отвлек и я забыл нажать кнопку отправки.

Странно, я вроде перевел(а), а уже на следующий день увидел ошибку в приложении. Сейчас попробую еще раз.

Оплачу. Щас занят (а).

Это боль всех частных специалистов, оказывающих индивидуальные услуги отдельным людям. Если узнаете себя в этих цитатах — пожалуйста, сделайте усилие, заведите 5 напоминалок в 3-х разных местах, делегируйте этот процесс кому-то ответственному, но перестаньте так делать.

Напоследок хочу сказать, что не бывает безнадежных случаев — помочь можно абсолютному каждому, кто сам этого хочет и готов приложить усилия.

На этом все, спасибо за внимание. Если есть что обсудить — не стесняйтесь написать в комментарии, постараюсь ответить всем.

Подписывайтесь на мой блог — там весело и подробно рассказываю про системное изучение английского для взрослых, чтобы улучшить навыки для работы или просто для себя. Еще там есть смешные санкционные Тиктоки.

Ссылка вот:

0
45 комментариев
Написать комментарий...
Ася

Вот сколько таких материалов ни читала — всегда думаю блин какая мотивация, просто если вам не по кайфу, не делайте, не надо себя заставлять и искать финты. Прижмет — все выучите, все сделаете а если сейчас не делаете значит не надо успокойтесь

Ответить
Развернуть ветку
Любовь Салихова
Автор

с одной стороны логично, с другой — звучит как отличная отмазка, чтобы ничего не делать 😄

Ответить
Развернуть ветку
Рыченков Емельян

именно отмазкой оно и является, чтобы что-то поменялось, нужно это что-то делать

Ответить
Развернуть ветку
Надежда Марс

А зачем что-то делать, если и без этого напряга нормально?

Ответить
Развернуть ветку
Eduard Mirchev

К сожалению, если бы люди делали только то (и когда) хочется, мы бы до сих пор в пещерах задницу камнями подтирали

Ответить
Развернуть ветку
Ирина Зотова

скорее просто мы бы не дошли бы до такого уровня развития

Ответить
Развернуть ветку
Yana

Считайте этот коммент перекличкой покупателей индульгенций. Это самая точная формулировка про мои начинания

Ответить
Развернуть ветку
Мария

Читаю статью и понимаю, что у меня был опыт на каждом из этих этапов

Ответить
Развернуть ветку
Любовь Салихова
Автор

и тоже 500 часов в Ведьмаке?

Ответить
Развернуть ветку
Василий Митрофанов

415 в Red Dead Redemption 2

Ответить
Развернуть ветку
Профессиональный читатель

250)

Ответить
Развернуть ветку
Фёдор Спирин

500 часов в Ведьмаке это просто прекрасно

Ответить
Развернуть ветку
Kate

Тоже Дорофеева уважаю!

Ответить
Развернуть ветку
Leslie Cooper

Хаотично заряженные- вот отношусь к этим ребятам, жизнь вносит свои коррективы

Ответить
Развернуть ветку
Nadya Vsk

У меня ученик был, дядя 30+, так за него мама платила)

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Матюшин

хм и такое даже бывает

Ответить
Развернуть ветку
Любовь Салихова
Автор

Вот он как раз и делегировал процесс кому-то более ответственному.

Ответить
Развернуть ветку
Nadya Vsk

Не думаю — судя по всему ему делегировать еще мама не разрешает пока

Ответить
Развернуть ветку
Марк Антропов

Я точно эстет)чтобы это не значило))

Ответить
Развернуть ветку
Александров Андрей

вот тут соглашусь) эстетика должна быть во всём. И чтоб всё было красиво)))

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Любовь Салихова
Автор

надеюсь, вы ее словам не придавали значения?

Ответить
Развернуть ветку
Борис Васильев

В тему, хотя и косвенно:
Как принять экзамен у 250 студентов за два часа
https://proza.ru/2014/07/12/78
Суть кратко:
«галерка» занималась играми в морской бой и чтением СМС
Экзамены я принял почти у всех (не у всех выше 2)
Правда, деньги за этот поток заплатить мне «забыли».

Ответить
Развернуть ветку
Игорь Романец

К ужаленным суетологам отношусь 😂 очень легко "зажигаюсь", если мне интересно

Ответить
Развернуть ветку
Любовь Салихова
Автор

на сколько обычно хватает "зажигания"?

Ответить
Развернуть ветку
Валя Власова

Ха-ха спасибо! знаю все эти типы)) и сама бываю по чуть-чуть всеми)

Ответить
Развернуть ветку
Elvira Safina

Ещё есть диджитал ребята, которые ничего не записывают от руки - а зачем, если есть ноут/планшет/заметки в телефоне? Мышечная память не включается, спеллинг за меня Т9 сделает, эссе загоню в grammarly.
По итогу, страдает всё. Включая препода………..

Ответить
Развернуть ветку
Любовь Салихова
Автор

да и Граммарли вроде как не работает уже в РФ

Ответить
Развернуть ветку
Бирюков Вадим

Несмотря на то, что курс очень сложный и требует напряжения внимания и привлечения времени, курс составлен замечательно. Трудности, в основном, связаны с освоением технических навыков. Курс дает основные, общие знания причем в первом семестре идет очень подробное знакомство с языком, что дает отличную базу.

Ответить
Развернуть ветку
Максим Самойлов

это все классно, но что делать, если мой тренер иногда сам сливается в последний момент?

Ответить
Развернуть ветку
Любовь Салихова
Автор

кажется, просто найти другого тренера

Ответить
Развернуть ветку
Михайлов Владимир

Есть ещё одна категория - старички, которые учат язык, чтобы учить, чтобы мозги работали, чтобы в овощь не превратиться. Выучу английский - буду учить китайский.

Ответить
Развернуть ветку
Любовь Салихова
Автор

А что в вашем понимании "выучить"? Что конечная точка в этом процессе?

Ответить
Развернуть ветку
Михайлов Владимир

Свободное общение с единомышленниками на соревнованиях (плаваю на соревнованиях международной федерации МАСТЕРС и встречался с англоговорящими ребятами, которые хотели общаться, но объёма МАИ было недостаточно) и удивительное дело, по мере обучения растёт интерес к языку, как структуре общения и характеристики народа, который использует и придумал этот язык. 2 года учу по СкайЕнгу с преподавателем и ощущение, что ещё придётся учить, наверное, ещё дольше, чтобы понять язык. Наверное если бы осознал сразу, куда это всё заведёт и не начинал бы учить.

Ответить
Развернуть ветку
Любовь Салихова
Автор

о, я в МАИ ходила на курсы математики — готовилась к ЕГЭ сто лет назад, но на моменте начала линейной алгебры я сдалась 😄

а почему не начинали бы? много всего, ощущение что язык бесконечный?)

Ответить
Развернуть ветку
Михайлов Владимир

Начинает отнимать всё больше и больше времени. Не хватает на общение и тренировки. Иногда не позанимаешься один день, и потом на уроке тупишь в разговоре, и немного стыдно. Почему-то, если, не сможешь, хотя бы увидеть английское предложение, то потом очень трудно чувствовать язык. Достаточно, хотя бы 30 минут поучить слова, то чувствуешь себя увереннее в разговоре. В МАИ нас учили только читать и переводить, разговорной речи специально не было, так как если с нами заговаривал иностранец, то мы должны были сразу сообщить об этом в 1-й отдел.

Ответить
Развернуть ветку
Aнна

В моем универе за присутствие ставили 3 с натяжкой, а за наличие конспекта уже на 4 можно было претендовать

Ответить
Развернуть ветку
Любовь Салихова
Автор

Надеюсь, вы учились не на врача или архитектора?

Ответить
Развернуть ветку
Aнна

Туризм и гостиничное дело

Ответить
Развернуть ветку
Nadya Vsk

Вообще конечно разные люди есть, особенно обожаю случай «потом оплачу» и длится это долго и мучительно

Ответить
Развернуть ветку
Любовь Салихова
Автор

имхо это неуважение к труду и времени преподавателя

Ответить
Развернуть ветку
Иванов Иван Иванович

А есть распределение в % каких типажей в школе больше, каких меньше?

Ответить
Развернуть ветку
Любовь Салихова
Автор

Специально статистика не велась, но ориентировочно вот:

суперзаряженные — 5%
хаотично заряженные — 10-15%
средненькие — 40%
страдающие — 5-10%
покупатели индульгенций — еще 5-10%
эстеты — 5-10%
проблемных персонажей к счастью обычно не больше 2-3%.

Ответить
Развернуть ветку
No Tactic

Как можно послушать? У меня было написано, что можно послушать в приложении, но не нахожу в нем кнопки)

Ответить
Развернуть ветку
Любовь Салихова
Автор

У меня есть кнопка "послушать". Она отображается вверху статьи, если зайти с компьютера.

Ответить
Развернуть ветку
42 комментария
Раскрывать всегда