Корпоративный коучинг для диджитал специалистов: опыт «Риалвеб»
Последние 3–5 лет многие компании все чаще говорят о коучинге. Люди в России в принципе активно взялись за саморазвитие, рефлексию, психологическое здоровье и работу над собой. По данным АРК (Ассоциации русскоговорящих коучей), с 2018 года рост запроса на коучинговые услуги вырос на 28%. К 2025 году прогнозируется рост еще на 20%.
Мы в «Риалвеб» тоже поняли, что пора и нам «оседлать» эту волну. Меня зовут Мануйлова Ольга, я коуч и специалист по обучению и развитию в digital-агентстве «Риалвеб». И сегодня я расскажу о том, как в начале 2023 года мы внедряли пилотный проект по индивидуальному коучингу и почему решили вводить эту услугу на всю компанию в 700 человек.
Я более 5 лет занимаюсь коучингом и за эти годы видела множество положительных и отрицательных примеров его применения в управлении людьми:
– «Марина, мы все ждем тебя уже 10 минут. Скажи, что ты будешь делать завтра, чтобы не опаздывать на работу? Какие шаги ты предпримешь?»
или
– «А расскажи как твое неподобающее поведение влияет на всех здесь присутствующих?».
Вот яркие примеры несоблюдения этики и стандартов коучинга, которые важны для всех, кто решил практиковать данную методику. Ведь именно негативный опыт у сотрудников отбивает любое желание взаимодействовать с коучами в дальнейшем.
Что же решили сделать мы?
План состоял из четырех частей:
1. Проведение общего митапа про коучинг на все агентство
2. Подбор добровольцев на роль «клиентов» и проведение сессий
3. Сбор обратной связи от участников
4. Анализ результатов
10 января мы провели общий митап для всех желающих, где рассказали о коучинге во всех подробностях. Мы поговорили о видах коучинга, о структуре коуч-сессии, о равноправном партнерстве и ответственности, которую берет на себя «клиент» (он же сотрудник, он же коуч). Мы предложили коллегам бесплатно попробовать на себе этот инструмент, не ограничивая их в количестве сессий. Главным условием было только одно — заполнять анкеты обратной связи после встреч и делиться впечатлениями.
В результате мы нашли 17 добровольцев, которые с большим рвением согласились поучаствовать, за что им огромное спасибо. Заранее скажу, что мы договаривались о полной конфиденциальности и о том, что в корпоративном коучинге мы не обсуждаем «личное» (мужей, жен, детей и т. д.) и вопросы, связанные с увольнением и переходом в другую компанию. Думаю, что здесь нет смысла объяснять, почему.
Вот лишь часть запросов, с которыми приходили наши «клиенты»:
Как быть наставником для своей команды?
Как можно карьерно вырасти в компании?
Как побороть синдром самозванца?
Как не бояться высказывать свое мнение и проявлять инициативу?
Как бороться с выгоранием?
Как вести себя увереннее перед клиентом?
- Как научиться делегировать?
- Как побороть страх при решении новых задач?
Сами сессии были очень разнообразными. Оказалось, что наши сотрудники с открытым сердцем готовы рассказывать о сложностях в работе, делиться своими чувствами и искать пути решения. В результате мы провели 29 сессий. Оказалось, что для части сотрудников одной сессии вполне хватило для решения своего вопроса. Большему количеству сотрудников понадобилось 2 сессии. Но были и те, кто приходил в третий и даже четвертый раз.
А теперь подробнее в цифрах:
100% опрошенных посчитали коучинг полезным инструментом
64% опрошенных полностью решили свой запрос
27% планируют прорабатывать запрос дальше
9% проработали один запрос и хотят проработать следующий
А вот то, чем сами участники поделились в своей обратной связи
«Коучинг помогает бороться со страхами, триггерами, ограничивающими убеждениями»;
«Коучинг помогает вырабатывать новые полезные привычки»;
«Коучинг помогает вырастить осознанных, лояльных, мотивированных сотрудников»;
«Коучинг помогает найти новые решения в работе, которых не видел ранее».
Хочется подсветить и тот момент, что интерес к коучингу у сотрудников был связан с количеством отработанных лет в компании:
26% участников работают в компании менее года (джуниоры и ассистенты)
33% участников работают в компании от 1 до 2 лет (мидлы, синьоры)
41% участников работают в компании более двух лет (синьоры и групхеды)
А это значит, что в бОльшей степени коучинг становится актуальным на тех этапах работы, когда сотрудник освоился и ищет новые возможности своей реализации. Либо это результат «выгорания», которое также свойственно людям, проработавшим в организации более 1–2 лет. И в одном, и в другом случае нам стало понятно, что коучинг может стать одним из инструментов работы с выгоранием и текучестью кадров! Благодаря ему сотрудники открывают в себе «второе дыхание» и находят новые силы и мотивацию для реализации своих целей.
Но еще больше нас порадовал тот факт, что каждый второй участник эксперимента искренне благодарил за то, что «компания вкладывается в своих сотрудников и проявляет такую высокую степень эмпатии и неравнодушия» к тому, что происходит с каждым. А это значит, что коучинг помогает выстраивать доверительные отношения с сотрудниками, дает им поддержку.Если и вы захотите вводить в своей организации систему корпоративного коучинга, то вам стоит учесть несколько важных аспектов:
- Коучинг работает только с ответственными и осознанными людьми.
- Коучинг — это про действия, а не про «поболтать».
- Коучинг — это про равноправие и безоценочность.
Но как и в любом бизнес-процессе, здесь тоже есть своя ложка дегтя (риски), а именно:
1. Коучинг — это не волшебная кнопка, и для некоторых изменений в поведении человека могут уйти месяцы, а то и годы.
2. Часть сотрудников может прийти к мысли, что они занимают не свое место, и уволиться.
3. А еще результаты коучинга довольно сложно оценить и оцифровать, что, конечно, не очень приятно для бизнеса.
Мы были готовы к этим рискам. Поэтому с апреля 2023 года запустили проект на всю компанию и осенью планируем поделиться результатами, что у нас получилось. Мы уверены, что человекоориентированный подход к бизнесу и взаимодействию с людьми всегда имеет преимущество на рынке. Надеюсь, что наш опыт станет толчком для развития коучинга и в других организациях, независимо от тематики или сферы бизнеса. Ведь мы все говорим на одном языке и все живем в единой системе отношений «человек–человек». Так давайте начнем с себя!
Добрый день. поделитесь результатами. Спасибо