Почему идеальный текст – это миф

Вы можете писать тексты годами, придавать им любую форму, смело играть со стилями, иметь внушительное портфолио и прокачанные навыки. Вы можете считать себя отличным копирайтером и даже быть им. Но все это совсем не значит, что тексты, рождающиеся в вашей голове, будут безупречными. Почему – попробуем разобраться ниже.

В закладки

Почему ваши тексты никогда не будут идеальными

Да, это страшная правда, которую многие не хотят признавать. Что, если на время спуститься со своего персонального Олимпа и осмотреться вокруг? Вспомнить всю разгромную критику, которая когда-либо обрушивалась на ваши работы, и добавить к ней еще чуть-чуть?

Александр Дубинин

Итак, что мешает вашему тексту быть идеальным прямо сейчас:

· Опечатки. Это настоящий бич всех пишущих и проверяющих людей. Вы можете быть сколь угодно внимательным и дотошным, перечитывать текст снова и снова, давать на проверку знакомому корректору, но полностью избавится от всех мелких ляпов почти никогда не удается. Вычищать каждый текст – это кропотливая работа, на которую иногда просто нет времени. Глаз неизбежно замыливается. Правда, помогает, если перечитывать на следующий день, но дедлайн же на носу, да и другие заказы уже ждут. Это я еще молчу про пунктуацию, двойные пробелы и разные типографические хитрости.

· Главред, Тургенев и прочие сервисы. Все эти инструменты хороши, если вы новичок и желаете проверить себя. Но в целом они не имеют отношения к реальности. Уже много было переговорено о заказчиках, которые требуют от копирайтеров определенный порог тошноты, баллы по Главреду и Тургеневу. Но нередко получается, что для достижения этих показателей автор перекраивает текст настолько, что тот начинает напоминать Франкенштейна. Конструкции становятся кривыми, язык – бедным, логика местами проседает и начинает хромать. В итоге веры такому тексту нет, как, собственно, и источнику.

· Зверские ТЗ. Ситуация та же, что и в предыдущем пункте, только серьезнее. Если есть шанс, что какой-нибудь доморощенный сервис с первой попытки поставит вашему тексту нужный балл, то ТЗ точно будет определять его конечный вид. Вам когда-нибудь приходилось расставлять 50 ключевых слов в тексте на 6500 зпб? Если да, то вы поймете, о чем я. Ты начинаешь изворачиваться с синонимами, менять местами конструкции, дописывать целые предложения, которых там вообще быть не должно. В такие моменты твой внутренний перфекционист рвет на себе волосы и посыпает голову пеплом.

· Отсутствие вдохновения. А вам приходилось писать текст, когда вы не горели темой, были больны или просто не в настроении? Даю руку на отсечение, что да. Большинству авторов приходится сталкиваться с этим постоянно. В результате чаще всего получаются наборы клише, напрочь лишенные индивидуальности. Главное, чтобы заказчик принял.

· Вкусовщина. Это самый всеобъемлющий момент. От вкусовщины никуда и никому не деться. Никогда. Вы можете быть Хемингуэем от копирайтинга, писать настоящие поэмы про мягкую кровлю или регистрацию ИП… но кого это волнует, если редактору/заказчику не зашло? На самом деле, в этом нет никакой несправедливости, это просто факт. Все люди разные, и представления редактора о прекрасном и полезном могут не совпадать с вашими. Наконец, материал может просто не соответствовать редакционной политике издания. Нередки случаи, когда текст заворачивают в одном месте и с радостью берут в другом. Остается просто найти «своего» редактора или заказчика.

В итоге на ваши тексты распространяется хотя бы один из приведенных моментов (хорошо, если только один). Поэтому в большинстве случаев честное желание сделать свою работу хорошо постепенно угасает. Взамен приходится постоянно идти на сделки с собственной совестью и сдавать шаблонный мусор, что входит в привычку. Неудивительно, если, конечно, вам все еще хочется кушать три раза в день.

БОНУС. Как с этим жить

Смириться. Совет всем перфекционистам и тем, кто болезненно реагирует на критику.

Положитесь на свою интуицию при выполнении работы и честно оценивайте, насколько она соответствует вашим внутренним критериям чистоты. Да, не у всех и не всегда получается обходиться с собой объективно, но это не значит, что не стоит пытаться. Это весьма полезное умение, которое можно натренировать. Оно помогает быть выше необоснованной критики, а обоснованную – распознавать и обращать себе во благо.

Поэтому:

Александр Дубинин

Сейчас, оглядываясь назад, я понимаю, что за время своей работы испытал все пять видов психологических реакций на критику: отрицание, гнев, торг, депрессия, принятие.

При этом, согласно психологической теории, они наступали не в приведенном порядке. Часто, снова и снова сталкиваясь с критикой, я был вынужден возвращаться по этой условной лестнице вниз или прыгать через ступеньку вверх. Но все же общую последовательность изменений моего состояния можно обозначить так:

1. Депрессия. На первых порах работы в компании я был гением самоедства. Любой профессиональный совет воспринимался как программа к действию, даже маленькие тексты перепроверялись по несколько раз, а любой факап становился причиной плохого настроения.

2. Торг. «А что, если я буду работать больше?», «Может мне почитать профессиональную литературу?», «Нужно выписывать все замечания и наблюдения в отдельный блокнот, сделать памятку или что-то такое», «Стоит послушать курсы по копирайтингу». Знакомо? Конечно, нет ничего плохого в том, чтобы развиваться в профессии. Но ведь все нужно делать в меру. Работа не должна становиться смыслом жизни, если, конечно, вы не расписываете Сикстинскую капеллу. Хотя наверно это естественный период для любого увлеченного новичка.

3. Отрицание. «Что? Эти правки мне? Вы серьезно?». Человек, прочитавший пару-тройку книг и подписанный, кажется, на все основные профильные издания, не может так глупо ошибаться. Конечно, такая установка – это путь в никуда. Но нужно пройти период отрицания, чтобы это четко осознать.

4. Гнев. Сначала редко, а потом все чаще задаешься вопросами вроде: «Кто вообще взял на редакторскую работу эту девчонку с пирсингом, которая даже не удосужилась посмотреть в бриф?» или «Эти мелкие придирки – что-то вроде дедовщины?», «Какой чудак так составил ТЗ?». И внутри все кипит, ты прокручиваешь это в голове и после работы. Ты же уже такой опытный, столько всего читал и даже умеешь отличить тире от дефиса. Конечно, как и предыдущий период, это тоже нужно пройти. Главное – не слишком зазвездиться.

5. Принятие. Для меня здесь все оказалось не так просто. Выяснилось, что нужно разделять трезвый подход к своей работе и безразличие, которое становится следствием профессионального выгорания. Сначала пришло именно оно. Это когда ты делаешь свою работу на автомате, равнодушно просматриваешь комментарии, вносишь правки и тут же забываешь об этом. Оказывается, здравое восприятие критики и осознание своего места в профессии невозможно без сохранения интереса. И это пришло ко мне само, и только спустя время.

Возможно, здесь кто-то отчасти или полностью узнает себя. Но важно то, что легкое принятие критики не обязательно будет закономерным итогом. Да, в большинстве случаев я могу быть спокоен, как священная корова. Но даже сейчас иногда не получается до конца смириться с дельной критикой, и приходится себя переламывать. Возможно, эта внутренняя борьба – часть копирайтерской профессии. Но усмирять такие внутренние бури и постичь свой персональный дзен все же можно. Правда, для этого все еще нужно долго работать над собой и (еще раз) найти близкого по духу редактора.

Важно понять, что идеал – это некая абстрактная недостижимая величина, лишь точка отсчета в любой профессии, связанной с творчеством. Кстати, представления об идеале тоже у каждого свои (опять вкусовщина). Для кого-то верхом мастерства будет крепко скроенный информативный материал, реально полезный для пользователя, а кто-то ставит задачу вызвать у читателя эмоции, чтобы текст искрил и переливался. Заказчик в итоге найдется на каждого.

Поэтому, если хотите, чтобы ваши тексты были идеальными – начните с себя.

Материал опубликован пользователем. Нажмите кнопку «Написать», чтобы поделиться мнением или рассказать о своём проекте.

Написать
{ "author_name": "Александр Дубинин", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 7, "likes": 7, "favorites": 13, "is_advertisement": false, "subsite_label": "life", "id": 67063, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Mon, 13 May 2019 14:40:44 +0300" }
SMS-чат для клиентов
{ "id": 67063, "author_id": 292627, "diff_limit": 1000, "urls": {"diff":"\/comments\/67063\/get","add":"\/comments\/67063\/add","edit":"\/comments\/edit","remove":"\/admin\/comments\/remove","pin":"\/admin\/comments\/pin","get4edit":"\/comments\/get4edit","complain":"\/comments\/complain","load_more":"\/comments\/loading\/67063"}, "attach_limit": 2, "max_comment_text_length": 5000, "subsite_id": 199123, "last_count_and_date": null }

7 комментариев 7 комм.

Популярные

По порядку

Написать комментарий...
2

Откликаясь на заказ копирайтер автоматически соглашается на все его условия. Иначе просто не нужно нажимать эту гребанную кнопку.
Извините, накипело.

Ответить
0

Работайте только официально, по предоплате и на своих условиях. Не благодарите за лайфхак.

Ответить
1

Заголовок поменяйте "100500 способов\отмазок не писать нормальный текст"

Ответить
1

Это не статья об отмазках или о том, какие плохие заказчики. В итоге это про работу автора над собой и его развитие. Но каждый понимает по-своему.

Ответить
0

Пишите просто для себя, как вы видите. Никто ведь не ставит под сомнение работы Пикассо. Станьте Пикассо в копирайтинге!

Ответить
0

Почему идеальный текст — это милф

Ответить
0
{ "page_type": "article" }

Прямой эфир

[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "bscsh", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-1104503429", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=bugf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Плашка на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudx", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 16, "label": "Кнопка в шапке мобайл", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byzqf", "p2": "ftwx" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvc" } } }, { "id": 19, "label": "Тизер на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cbltd", "p2": "gazs" } } } ]
Голосовой помощник выкупил
компанию-создателя
Подписаться на push-уведомления
{ "page_type": "default" }