Опыт открытия франшизы тату-салона: убыток в 3,5 млн рублей и судебный иск

Хочу рассказать, как открывал тату-студию в Краснодаре по франшизе Lucky Style Олега Шепеленко. Возможно, кого-то это убережёт от ошибок.

Ранее я слышал о франшизах, задачей которых служит исключительно получение паушального взноса, и был уверен, что эти знания оградят меня от покупки такой «пустышки», но увы и ах.

Спойлер: убыток 3,5 млн рублей и судебный иск от владельца франшизы.

По затратам на открытие студии от меня требовалось 2–2,5 млн рублей, включая паушальный взнос — 500 тысяч рублей. В итоге за полмиллиона рублей, я получил:

  • Имя и раскрученный бренд. На самом деле нет.
Статистика запросов Lucky Style Tattoo «Яндекс.Вордстата». Нашёл слишком поздно, когда разбирался почему клиенты не идут на «имя»
  • Доступ к базе знаний.Договоры с мастерами, по которым меня кинули три мастера за обучение, за которых я заплатил Олегу.
  • Дизайн-проект студии. Не содержал спецификаций по материалам, мебели, технике, предметам интерьера и реальной сметы.
  • Маркетинговая стратегия. Mind-map на коленке и услуги по завышенным ценам.
  • CRM-система. По факту — рекомендация сервиса, к которому я обязан был открыть полный доступ Олегу.
  • Уникальный опыт. Обучения мастеров, долгий процесс и месячная работа целой команды (на самом деле два дня).

Далее лонгрид для тех, кто готов читать

В 2018 году, со слов друга, узнаю о тату-мастере с «мировым именем» из Ростова — Олеге Шепеленко, который запустил франшизу своего тату-салона Lucky Style.

Во время личной встречи Олег завалил меня цифрами финансового успеха тату-студии, пророчествами, как легко можно добиться успеха в тату-индустрии. Нужно всего-то вооружиться «громким» именем и его «личными секретами». Гарантированный выход в плюс уже с третьего месяца работы студии.

На тот момент у меня не было большого опыта в предпринимательстве, почему и хотел начать бизнес по франшизе, полагая, что используя отлаженные бизнес-процессы и маркетинг, можно избежать банкротства. Ну или хотя бы свести этот риск к минимуму.

Договор

Спустя несколько недель работы с Олегом Шепеленко мы пытались урегулировать договор — исключить пункт о фиксированных платежах новой студии (роялти), в случае отсутствия средств после уплаты аренды помещения и других постоянных и переменных затрат.

Кстати, и здесь Олег убеждал, что заплатить указанный ежемесячный платеж не составит труда, так как эти суммы «копейки» в сравнении с будущей прибылью.

Договор был подписан с оговоркой, что его условия будут дорабатываться и изменяться в случае, если какие-либо из его пунктов, в ходе совместной работы окажутся проблемными для одной из сторон. Оговорка была уместна, так как ещё ни одна студия по этой франшизе не открывалась. Паушальный взнос был оплачен.

Дизайн-проект

Оказался набором картинок и не содержал спецификаций по материалам, мебели, технике, предметам интерьера. На запросы был ответ один: «Неужели непонятно? Должен быть премиум во всем!» Из всего дизайн-проекта не возникло проблем, только с кушетками.

Картинка-пример дизайна из открытого источника Instagram

Сложно не догадаться, что бюджеты не сошлись. В процессе стало понятно, что оглашенной ранее суммы 2–2,5 млн рублей не хватит. После обращения к владельцу франшизы, с целью выяснить, откуда появились эти цифры, последовал ответ, что эту сумму ему назвал какой-то человек, который сам планировал открывать студию. Сам Олег ничего не считал — просто указал сырые цифры. Я решил довести дело до конца и продолжил ремонт.

В октябре 2018 года, за неделю до открытия, оказалось, что, по мнению команды франшизы, телевизоры и диваны не соответствуют «премиум-сегменту». Оценка, мягко говоря, субъективная.

Но ситуация послужила поводом для угрозы о расторжении договора франшизы! За день до открытия я получил от Олега список «Срочно к покупке». Как итог — открытие салона обошлось на 1,5 млн рублей дороже изначально оговоренной суммы.

Фото с открытия студии

База знаний

Договор предоставленный Олегом, как оказалось, не даёт франчайзи никаких гарантий того, что мастер обязуется отработать в студии (которая, кстати, оплачивает его «обучение») в течение оговоренного года.

В результате три мастера просто ушли из студии сразу после обучения. Но мастеров можно понять — заказов было минимум.

Пару слов про обучение, которое, по словам Олега, выводит мастера на «новый уровень». По факту — обучение оказалось всего лишь двухдневной корректировкой работы уже опытных мастеров.

Оставшаяся часть базы знаний — две страницы должностных инструкций.

Маркетинговая кампания

Кроме навязанных услуг обучения мастеров, мне навязали маркетинговые услуги по завышенным ценам. Ведение аккаунтов в Instagram и «ВКонтакте» обходилось дополнительно в 50 тысяч рублей в месяц.

На вопрос: «Олег, подскажи, как лучше сделать, какие каналы эффективнее, какой посыл необходимо заложить?», ответ, как правило, был следующий: «Используйте все каналы, завалите город листовками, выкупите все баннеры, выкупите рекламу на телевидении, на радио, чтобы каждый таксист знал о студии!»

Пример Mind map, или всё, что было предоставлено по маркетинговой стратегии

Причины убытков, со слов Олега, были банальные: неправильная работа персонала, управляющего, слабая реклама. Вместо регламентов бизнес-процессов, мне прислали должностные инструкции. Естественно, ответов, на возникшие вопросы, там не оказалось.

Студия продолжала нести убытки. Маркетинг был передан Олегу. В следующий визит владельца франшизы, мне выдвинули требование установить и ежемесячно оплачивать минимальный оклад каждому мастеру — 50 тысяч рублей. «Иначе и оставшиеся мастера разъедутся по домам», — таков был вердикт.

Соглашаясь, я понимал, что лучше ещё какое-то время иметь надежду на улучшение ситуации, чем потерять всё и сразу. Олег продолжал выставлять мне счета по роялти в размере почти 100 тысяч рублей ежемесячно.

У меня не укладывалось в голове — я терплю убытки в сумме почти 200 тысяч рублей ежемесячно, и мой партнёр, владелец франшизы, оперируя уже только договором, говорит, что это моя проблема. В попытке договориться об отсрочке платежей — предложение оказалось следующим: либо платить, либо закрываться.

Я принял решение закрыться, продать оборудование и все имеющиеся активы.

Никакой ответственности за вложенные деньги в франшизу и бренд Lucky Style, превратившиеся в итоге из 2,5 млн рублей в 5 млн рублей, Олег за собой не чувствовал. Потери за пять месяцев работы по франшизе — после продажи оборудования, мебели и других активов — составили 3,5 млн рублей.

Владелец франшизы, фото взято из открытого источника страницы «ВКонтакте»

Что касается Олега, думаю, что он хороший мастер. Просто хороший мастер…

P.S. Послесловием стал судебный иск, который я получил от Lucky Style за неуплаченные роялти за последние месяцы. Когда студия уже не работала под его именем. По факту — распродавала имущество, переуступала аренду другому предприятию.

Это мой первый пост на vc.ru. Пишу на эмоциях, делюсь опытом.

0
299 комментариев
Написать комментарий...
Sam Beckett

Я ненастоящий бизнесмен и наверно многого не понимаю, но вот если чувак говорит мне - "покупай мою франшизу, через три месяца уже отобьешься и пойдешь в плюс", у меня сразу возникает вопрос, что раз это так выгодно, чего же ты сам эти точки не откроешь и не получишь бОльшую прибыль, чем при продаже франшизы?

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Sam Beckett

Как бизнесмен, если у меня есть рецепт открытия прибыльного бизнеса, который через пару месяцев гарантированно начинает приносить прибыль - зачем мне перебиваться соточкой в месяц и продавать этот рецепт?

Ответить
Развернуть ветку
Степан Куликов

Одно слово: «масштабирование». Ты по сути проводишь экспансию чужими руками, но под своим брендом и с прибылью.

Не случай тс канеш.

Ответить
Развернуть ветку
Denis Evstigneev

Франчайзи - заинтересованное лицо потому что рискует своими деньгами. Это более мотивированный человек, нежели наемный управляющий с окладом. Поэтому сеть франчайзи более устойчивая, чем централизованная.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Denis Evstigneev

Модель франчайзинга больше всего подходит общепиту, а особенно фаст-фуду потому что там минимизировано значение опыта сотрудника, его личных качеств (как например у тату-мастера). Но сказать, что все работают по франчайзингу конечно нельзя.

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Иванов

Работает только в других регионах. Грубо - в своем городе строится всегда сеть СВОЯ. Потому что ей удобно рулить и получать максимальную прибыль. В регионах проще и дешевле гнать франчайзинг - на командировки уйдет больше, чем разница в прибыли. Если у вашего владельца франшизы не так - вас накалывают.

Ответить
Развернуть ветку
Denis Evstigneev

Не всегда в регионе только свои точки, масса обратных примеров.

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Иванов

Когда свои точки по всей России, а франчайзинг в основном в городе со штаб квартирой?)))
Понятно, что франчайзинг может быть в городе со штаб квартирой (или центральной логистикой) - но свои точки открывают обычно где выгоднее. И выгоднее с точки зрения логистики и управления открывать их в городе, где штаб квартира.

Ответить
Развернуть ветку
Dmitry Ds

Некоторые обязывают покупать товары только у них (или вообще продают товары собственного производства) и так получается сеть сбыта, которая еще и сама платит за свое расширение)

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Sam Beckett

Видимо слишком тонкий, не распознал )
Но мой месседж изначально был скорее про то, как люди слепо верят в эти россказни про взрывной рост прибыли после покупки франшизы и добровольно тащат туда свои деньги. Где критическое мышление? Непонятно.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Королевский
Но на мой взгляд, выгодно найти человека и помогать ему, чем тащить все на себе

А что мешает нанять наемных менеджеров и помогать им?

Что-то владелец "Магнита" не создавал франчайзинг.

Ответить
Развернуть ветку
Sam Beckett
Что-то владелец "Магнита" не создавал франчайзинг.

И видите чем все закончилось? Вот то-то же!

Ответить
Развернуть ветку
Ware Wow

лол, как все просто оказывается )))

каждый ведь может стать владельцем Магнита...

Ответить
Развернуть ветку
Blackrock

А Овчинников создал франшизу что теперь?

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Richard Daniel

вы сейчас спрашивайте, почему франшизу продавать выгодно? Ну... это аналогично вопросу, что зачем инфобизнес или почему умные такие педагоги в универе учат, а не сами работают в банке

Ответить
Развернуть ветку
Denis Evstigneev

Управлять собственной сетью сложнее и затратнее, чем партнерской.

Ответить
Развернуть ветку
Nikolay Vavilov

Если у вас операционных дел много в головном бизнесе, то иногда модель по франшизе действительно проще. Мне кажется у нас франшиза сейчас ассоциируется уже почти с мошенническим словом ввиду впринципе низкой бизнес-культуры. Так же мотивация у владельца франшизы выше должна быть.

Ответить
Развернуть ветку
296 комментариев
Раскрывать всегда