Опыт открытия франшизы тату-салона: убыток в 3,5 млн рублей и судебный иск
Хочу рассказать, как открывал тату-студию в Краснодаре по франшизе Lucky Style Олега Шепеленко. Возможно, кого-то это убережёт от ошибок.
Ранее я слышал о франшизах, задачей которых служит исключительно получение паушального взноса, и был уверен, что эти знания оградят меня от покупки такой «пустышки», но увы и ах.
Спойлер: убыток 3,5 млн рублей и судебный иск от владельца франшизы.
По затратам на открытие студии от меня требовалось 2–2,5 млн рублей, включая паушальный взнос — 500 тысяч рублей. В итоге за полмиллиона рублей, я получил:
- Имя и раскрученный бренд. На самом деле нет.
- Доступ к базе знаний.Договоры с мастерами, по которым меня кинули три мастера за обучение, за которых я заплатил Олегу.
- Дизайн-проект студии. Не содержал спецификаций по материалам, мебели, технике, предметам интерьера и реальной сметы.
- Маркетинговая стратегия. Mind-map на коленке и услуги по завышенным ценам.
- CRM-система. По факту — рекомендация сервиса, к которому я обязан был открыть полный доступ Олегу.
- Уникальный опыт. Обучения мастеров, долгий процесс и месячная работа целой команды (на самом деле два дня).
Далее лонгрид для тех, кто готов читать
В 2018 году, со слов друга, узнаю о тату-мастере с «мировым именем» из Ростова — Олеге Шепеленко, который запустил франшизу своего тату-салона Lucky Style.
Во время личной встречи Олег завалил меня цифрами финансового успеха тату-студии, пророчествами, как легко можно добиться успеха в тату-индустрии. Нужно всего-то вооружиться «громким» именем и его «личными секретами». Гарантированный выход в плюс уже с третьего месяца работы студии.
Договор
Спустя несколько недель работы с Олегом Шепеленко мы пытались урегулировать договор — исключить пункт о фиксированных платежах новой студии (роялти), в случае отсутствия средств после уплаты аренды помещения и других постоянных и переменных затрат.
Кстати, и здесь Олег убеждал, что заплатить указанный ежемесячный платеж не составит труда, так как эти суммы «копейки» в сравнении с будущей прибылью.
Договор был подписан с оговоркой, что его условия будут дорабатываться и изменяться в случае, если какие-либо из его пунктов, в ходе совместной работы окажутся проблемными для одной из сторон. Оговорка была уместна, так как ещё ни одна студия по этой франшизе не открывалась. Паушальный взнос был оплачен.
Дизайн-проект
Оказался набором картинок и не содержал спецификаций по материалам, мебели, технике, предметам интерьера. На запросы был ответ один: «Неужели непонятно? Должен быть премиум во всем!» Из всего дизайн-проекта не возникло проблем, только с кушетками.
Сложно не догадаться, что бюджеты не сошлись. В процессе стало понятно, что оглашенной ранее суммы 2–2,5 млн рублей не хватит. После обращения к владельцу франшизы, с целью выяснить, откуда появились эти цифры, последовал ответ, что эту сумму ему назвал какой-то человек, который сам планировал открывать студию. Сам Олег ничего не считал — просто указал сырые цифры. Я решил довести дело до конца и продолжил ремонт.
В октябре 2018 года, за неделю до открытия, оказалось, что, по мнению команды франшизы, телевизоры и диваны не соответствуют «премиум-сегменту». Оценка, мягко говоря, субъективная.
Но ситуация послужила поводом для угрозы о расторжении договора франшизы! За день до открытия я получил от Олега список «Срочно к покупке». Как итог — открытие салона обошлось на 1,5 млн рублей дороже изначально оговоренной суммы.
База знаний
Договор предоставленный Олегом, как оказалось, не даёт франчайзи никаких гарантий того, что мастер обязуется отработать в студии (которая, кстати, оплачивает его «обучение») в течение оговоренного года.
В результате три мастера просто ушли из студии сразу после обучения. Но мастеров можно понять — заказов было минимум.
Пару слов про обучение, которое, по словам Олега, выводит мастера на «новый уровень». По факту — обучение оказалось всего лишь двухдневной корректировкой работы уже опытных мастеров.
Оставшаяся часть базы знаний — две страницы должностных инструкций.
Маркетинговая кампания
Кроме навязанных услуг обучения мастеров, мне навязали маркетинговые услуги по завышенным ценам. Ведение аккаунтов в Instagram и «ВКонтакте» обходилось дополнительно в 50 тысяч рублей в месяц.
На вопрос: «Олег, подскажи, как лучше сделать, какие каналы эффективнее, какой посыл необходимо заложить?», ответ, как правило, был следующий: «Используйте все каналы, завалите город листовками, выкупите все баннеры, выкупите рекламу на телевидении, на радио, чтобы каждый таксист знал о студии!»
Причины убытков, со слов Олега, были банальные: неправильная работа персонала, управляющего, слабая реклама. Вместо регламентов бизнес-процессов, мне прислали должностные инструкции. Естественно, ответов, на возникшие вопросы, там не оказалось.
Студия продолжала нести убытки. Маркетинг был передан Олегу. В следующий визит владельца франшизы, мне выдвинули требование установить и ежемесячно оплачивать минимальный оклад каждому мастеру — 50 тысяч рублей. «Иначе и оставшиеся мастера разъедутся по домам», — таков был вердикт.
Соглашаясь, я понимал, что лучше ещё какое-то время иметь надежду на улучшение ситуации, чем потерять всё и сразу. Олег продолжал выставлять мне счета по роялти в размере почти 100 тысяч рублей ежемесячно.
У меня не укладывалось в голове — я терплю убытки в сумме почти 200 тысяч рублей ежемесячно, и мой партнёр, владелец франшизы, оперируя уже только договором, говорит, что это моя проблема. В попытке договориться об отсрочке платежей — предложение оказалось следующим: либо платить, либо закрываться.
Я принял решение закрыться, продать оборудование и все имеющиеся активы.
Никакой ответственности за вложенные деньги в франшизу и бренд Lucky Style, превратившиеся в итоге из 2,5 млн рублей в 5 млн рублей, Олег за собой не чувствовал. Потери за пять месяцев работы по франшизе — после продажи оборудования, мебели и других активов — составили 3,5 млн рублей.
Что касается Олега, думаю, что он хороший мастер. Просто хороший мастер…
P.S. Послесловием стал судебный иск, который я получил от Lucky Style за неуплаченные роялти за последние месяцы. Когда студия уже не работала под его именем. По факту — распродавала имущество, переуступала аренду другому предприятию.
Это мой первый пост на vc.ru. Пишу на эмоциях, делюсь опытом.
Я ненастоящий бизнесмен и наверно многого не понимаю, но вот если чувак говорит мне - "покупай мою франшизу, через три месяца уже отобьешься и пойдешь в плюс", у меня сразу возникает вопрос, что раз это так выгодно, чего же ты сам эти точки не откроешь и не получишь бОльшую прибыль, чем при продаже франшизы?
Комментарий недоступен
Как бизнесмен, если у меня есть рецепт открытия прибыльного бизнеса, который через пару месяцев гарантированно начинает приносить прибыль - зачем мне перебиваться соточкой в месяц и продавать этот рецепт?
Одно слово: «масштабирование». Ты по сути проводишь экспансию чужими руками, но под своим брендом и с прибылью.
Не случай тс канеш.
Франчайзи - заинтересованное лицо потому что рискует своими деньгами. Это более мотивированный человек, нежели наемный управляющий с окладом. Поэтому сеть франчайзи более устойчивая, чем централизованная.
Комментарий недоступен
Модель франчайзинга больше всего подходит общепиту, а особенно фаст-фуду потому что там минимизировано значение опыта сотрудника, его личных качеств (как например у тату-мастера). Но сказать, что все работают по франчайзингу конечно нельзя.
Работает только в других регионах. Грубо - в своем городе строится всегда сеть СВОЯ. Потому что ей удобно рулить и получать максимальную прибыль. В регионах проще и дешевле гнать франчайзинг - на командировки уйдет больше, чем разница в прибыли. Если у вашего владельца франшизы не так - вас накалывают.
Не всегда в регионе только свои точки, масса обратных примеров.
Когда свои точки по всей России, а франчайзинг в основном в городе со штаб квартирой?)))
Понятно, что франчайзинг может быть в городе со штаб квартирой (или центральной логистикой) - но свои точки открывают обычно где выгоднее. И выгоднее с точки зрения логистики и управления открывать их в городе, где штаб квартира.
Некоторые обязывают покупать товары только у них (или вообще продают товары собственного производства) и так получается сеть сбыта, которая еще и сама платит за свое расширение)
Комментарий недоступен
Видимо слишком тонкий, не распознал )
Но мой месседж изначально был скорее про то, как люди слепо верят в эти россказни про взрывной рост прибыли после покупки франшизы и добровольно тащат туда свои деньги. Где критическое мышление? Непонятно.
Комментарий недоступен
А что мешает нанять наемных менеджеров и помогать им?
Что-то владелец "Магнита" не создавал франчайзинг.
И видите чем все закончилось? Вот то-то же!
лол, как все просто оказывается )))
каждый ведь может стать владельцем Магнита...
А Овчинников создал франшизу что теперь?
Комментарий недоступен
Комментарий недоступен
Комментарий недоступен
Комментарий недоступен
вы сейчас спрашивайте, почему франшизу продавать выгодно? Ну... это аналогично вопросу, что зачем инфобизнес или почему умные такие педагоги в универе учат, а не сами работают в банке
Управлять собственной сетью сложнее и затратнее, чем партнерской.
Если у вас операционных дел много в головном бизнесе, то иногда модель по франшизе действительно проще. Мне кажется у нас франшиза сейчас ассоциируется уже почти с мошенническим словом ввиду впринципе низкой бизнес-культуры. Так же мотивация у владельца франшизы выше должна быть.