{"id":14275,"url":"\/distributions\/14275\/click?bit=1&hash=bccbaeb320d3784aa2d1badbee38ca8d11406e8938daaca7e74be177682eb28b","title":"\u041d\u0430 \u0447\u0451\u043c \u0437\u0430\u0440\u0430\u0431\u0430\u0442\u044b\u0432\u0430\u044e\u0442 \u043f\u0440\u043e\u0444\u0435\u0441\u0441\u0438\u043e\u043d\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0432\u0446\u044b \u0430\u0432\u0442\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f72066c6-8459-501b-aea6-770cd3ac60a6"}

Опыт открытия франшизы тату-салона: убыток в 3,5 млн рублей и судебный иск

Хочу рассказать, как открывал тату-студию в Краснодаре по франшизе Lucky Style Олега Шепеленко. Возможно, кого-то это убережёт от ошибок.

Ранее я слышал о франшизах, задачей которых служит исключительно получение паушального взноса, и был уверен, что эти знания оградят меня от покупки такой «пустышки», но увы и ах.

Спойлер: убыток 3,5 млн рублей и судебный иск от владельца франшизы.

По затратам на открытие студии от меня требовалось 2–2,5 млн рублей, включая паушальный взнос — 500 тысяч рублей. В итоге за полмиллиона рублей, я получил:

  • Имя и раскрученный бренд. На самом деле нет.
Статистика запросов Lucky Style Tattoo «Яндекс.Вордстата». Нашёл слишком поздно, когда разбирался почему клиенты не идут на «имя»
  • Доступ к базе знаний.Договоры с мастерами, по которым меня кинули три мастера за обучение, за которых я заплатил Олегу.
  • Дизайн-проект студии. Не содержал спецификаций по материалам, мебели, технике, предметам интерьера и реальной сметы.
  • Маркетинговая стратегия. Mind-map на коленке и услуги по завышенным ценам.
  • CRM-система. По факту — рекомендация сервиса, к которому я обязан был открыть полный доступ Олегу.
  • Уникальный опыт. Обучения мастеров, долгий процесс и месячная работа целой команды (на самом деле два дня).

Далее лонгрид для тех, кто готов читать

В 2018 году, со слов друга, узнаю о тату-мастере с «мировым именем» из Ростова — Олеге Шепеленко, который запустил франшизу своего тату-салона Lucky Style.

Во время личной встречи Олег завалил меня цифрами финансового успеха тату-студии, пророчествами, как легко можно добиться успеха в тату-индустрии. Нужно всего-то вооружиться «громким» именем и его «личными секретами». Гарантированный выход в плюс уже с третьего месяца работы студии.

На тот момент у меня не было большого опыта в предпринимательстве, почему и хотел начать бизнес по франшизе, полагая, что используя отлаженные бизнес-процессы и маркетинг, можно избежать банкротства. Ну или хотя бы свести этот риск к минимуму.

Договор

Спустя несколько недель работы с Олегом Шепеленко мы пытались урегулировать договор — исключить пункт о фиксированных платежах новой студии (роялти), в случае отсутствия средств после уплаты аренды помещения и других постоянных и переменных затрат.

Кстати, и здесь Олег убеждал, что заплатить указанный ежемесячный платеж не составит труда, так как эти суммы «копейки» в сравнении с будущей прибылью.

Договор был подписан с оговоркой, что его условия будут дорабатываться и изменяться в случае, если какие-либо из его пунктов, в ходе совместной работы окажутся проблемными для одной из сторон. Оговорка была уместна, так как ещё ни одна студия по этой франшизе не открывалась. Паушальный взнос был оплачен.

Дизайн-проект

Оказался набором картинок и не содержал спецификаций по материалам, мебели, технике, предметам интерьера. На запросы был ответ один: «Неужели непонятно? Должен быть премиум во всем!» Из всего дизайн-проекта не возникло проблем, только с кушетками.

Картинка-пример дизайна из открытого источника Instagram

Сложно не догадаться, что бюджеты не сошлись. В процессе стало понятно, что оглашенной ранее суммы 2–2,5 млн рублей не хватит. После обращения к владельцу франшизы, с целью выяснить, откуда появились эти цифры, последовал ответ, что эту сумму ему назвал какой-то человек, который сам планировал открывать студию. Сам Олег ничего не считал — просто указал сырые цифры. Я решил довести дело до конца и продолжил ремонт.

В октябре 2018 года, за неделю до открытия, оказалось, что, по мнению команды франшизы, телевизоры и диваны не соответствуют «премиум-сегменту». Оценка, мягко говоря, субъективная.

Но ситуация послужила поводом для угрозы о расторжении договора франшизы! За день до открытия я получил от Олега список «Срочно к покупке». Как итог — открытие салона обошлось на 1,5 млн рублей дороже изначально оговоренной суммы.

Фото с открытия студии

База знаний

Договор предоставленный Олегом, как оказалось, не даёт франчайзи никаких гарантий того, что мастер обязуется отработать в студии (которая, кстати, оплачивает его «обучение») в течение оговоренного года.

В результате три мастера просто ушли из студии сразу после обучения. Но мастеров можно понять — заказов было минимум.

Пару слов про обучение, которое, по словам Олега, выводит мастера на «новый уровень». По факту — обучение оказалось всего лишь двухдневной корректировкой работы уже опытных мастеров.

Оставшаяся часть базы знаний — две страницы должностных инструкций.

Маркетинговая кампания

Кроме навязанных услуг обучения мастеров, мне навязали маркетинговые услуги по завышенным ценам. Ведение аккаунтов в Instagram и «ВКонтакте» обходилось дополнительно в 50 тысяч рублей в месяц.

На вопрос: «Олег, подскажи, как лучше сделать, какие каналы эффективнее, какой посыл необходимо заложить?», ответ, как правило, был следующий: «Используйте все каналы, завалите город листовками, выкупите все баннеры, выкупите рекламу на телевидении, на радио, чтобы каждый таксист знал о студии!»

Пример Mind map, или всё, что было предоставлено по маркетинговой стратегии

Причины убытков, со слов Олега, были банальные: неправильная работа персонала, управляющего, слабая реклама. Вместо регламентов бизнес-процессов, мне прислали должностные инструкции. Естественно, ответов, на возникшие вопросы, там не оказалось.

Студия продолжала нести убытки. Маркетинг был передан Олегу. В следующий визит владельца франшизы, мне выдвинули требование установить и ежемесячно оплачивать минимальный оклад каждому мастеру — 50 тысяч рублей. «Иначе и оставшиеся мастера разъедутся по домам», — таков был вердикт.

Соглашаясь, я понимал, что лучше ещё какое-то время иметь надежду на улучшение ситуации, чем потерять всё и сразу. Олег продолжал выставлять мне счета по роялти в размере почти 100 тысяч рублей ежемесячно.

У меня не укладывалось в голове — я терплю убытки в сумме почти 200 тысяч рублей ежемесячно, и мой партнёр, владелец франшизы, оперируя уже только договором, говорит, что это моя проблема. В попытке договориться об отсрочке платежей — предложение оказалось следующим: либо платить, либо закрываться.

Я принял решение закрыться, продать оборудование и все имеющиеся активы.

Никакой ответственности за вложенные деньги в франшизу и бренд Lucky Style, превратившиеся в итоге из 2,5 млн рублей в 5 млн рублей, Олег за собой не чувствовал. Потери за пять месяцев работы по франшизе — после продажи оборудования, мебели и других активов — составили 3,5 млн рублей.

Владелец франшизы, фото взято из открытого источника страницы «ВКонтакте»

Что касается Олега, думаю, что он хороший мастер. Просто хороший мастер…

P.S. Послесловием стал судебный иск, который я получил от Lucky Style за неуплаченные роялти за последние месяцы. Когда студия уже не работала под его именем. По факту — распродавала имущество, переуступала аренду другому предприятию.

Это мой первый пост на vc.ru. Пишу на эмоциях, делюсь опытом.

0
299 комментариев
Написать комментарий...
Артем Акулов

В чем проблема открыть свой тату салон/кофейню/барбершоп/etc?
Разработать дизайн, заняться маркетингом, поднять жопку с дивана?
Поплыл от "маркетинговой стратегии" из 14 пунктов ? О, наш клиент.
Ты тупой и ленивый дегенерат, который ничего не умеет в этой жизни?
Настолько криворукий, что не удалось стать инстаблогером?
Ничего не понимаешь и не хочешь ни в чем разбираться?
Уверен, что именно ты обязан жить на широкую ногу и при бабках?
Покупай любую франшизу прямо сейчас. Ты должен страдать.

Ответить
Развернуть ветку
Игорь Игорь

Проблема в том, что в ноунейм кофейню/барбершоп никто не пойдёт, поэтому приобретая франшизу надо смотреть на силу бренда. Ещё одна причина в том, что открыть много ума не надо, а вот организовать работу - проблема. Ты конечно можешь научиться бизнес-процессам, постигнуть азы работы с рекламой, найти хороших, проверенных и надежных поставщиков, создать имя и брендбук, даже сам научиться варить кофе. А можешь не тратить время и за сравнительно небольшую плату все эти процессы перепрыгнуть

Ответить
Развернуть ветку
Артем Акулов
в ноунейм кофейню/барбершоп никто не пойдёт

Пойдет. Сила бренда? Лол. Бренд с большой буквы есть у скольки франшиз в раше? По пальцам одной руки можно пересчитать, все остальные просто разводят на бабло.

Ты конечно можешь научиться бизнес-процессам, постигнуть азы работы с рекламой, найти хороших, проверенных и надежных поставщиков, создать имя и брендбук, даже сам научиться варить кофе.

Если ты этому не научишься, тебя будут наябывать все кому не лень, а ты даже не будешь этого замечать. Зато делегировал! Уххх! Маааам смотри я бузинесмен!

за сравнительно небольшую плату все эти процессы перепрыгнуть

Опечатка. За сравнительно небольшую ПОЖИЗНЕННУЮ плату.

9 из 10 франшиз - это кидалово на деньги.
Макдак, БК, кентуки фрайчикен, блэкстар бургер/барбершоп, etc - это круто, но у вас столько денег на эти франшизы скорее всего никогда в жизни не будет.
Все, кто говорит "купи франшизу, отобьется через пару месяцев, зарабатывай сто миллиардов в день" - мошенники.

Ответить
Развернуть ветку
Игорь Игорь

Какая ерунда) открой свою ноунейм кофейню или парикмахерскую рядом с кофеманией или дабл би и посмотри как бренды не работают) стоимость франшизы блэк стара или любой барберхерни - копеечная, а если у тебя таких денег нет, то о чем ты вообще тут сидишь и рассуждаешь? Франшиз работающих - море, и выбрать не составляет труда, если ты не совсем дурак и ведёшься на рекламу трансформатора. 9/10 развод? Откуда статистика? Ты хоть одну открыл? Или продал? Или бизнесом управлял? Откуда такой напор? Расскажи!))

Ответить
Развернуть ветку
Goddard Targarten

Отстроится от брендов на самом деле достаточно легко, если ты хоть чуть понимаешь в бизнесе и если ты не общепит уровня забегаловки у дороги. В созданном с душой заведении, будь то барбершоп или кофейня всегда будут посетители, которых как раз не устраивает стандартный подход заведения с известной вывеской.
Выбирая между кофеманией и любой прилично выглядящей кофейней, я выберу вторую, потому что знаю, что кофемания везде одинаково у***кая, а у локальной кафешки есть шанс оказаться душевным местом.

Ответить
Развернуть ветку
Nikita Ilevskii

Ваша личные предпочтения, конечно, очень важны, но миллиардером почему-то стал владелец одинаковых уебищных магнитов, а не владелец душевного магазинчика, где он сам за кассой стоит

Ответить
Развернуть ветку
Goddard Targarten

При чем тут продажа продуктов? Мы так то услуги обсуждаем, и не владение сетью, а разницу между брать франшизу или открывать своё.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Alexandr Titovskiy

Парижских :)
Качество блюд на 3+/4-, но это не проблема заведения, а общий гастрономический фон. Увы, до Европы, особенно южной, общепиту в Москве ещё далеко.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Игорь Игорь

Всегда есть кучка «уникальных» и «не таких, как все», которые прям бунтари против брендов, да только всем плевать. Бренду колеманит веришь, потому что там из года в год шикарное качество, а вы выберете «вторую» скорее всего потому что зажали 600 р за капучино.

Ответить
Развернуть ветку
296 комментариев
Раскрывать всегда