Опыт открытия франшизы тату-салона: убыток в 3,5 млн рублей и судебный иск

Хочу рассказать, как открывал тату-студию в Краснодаре по франшизе Lucky Style Олега Шепеленко. Возможно, кого-то это убережёт от ошибок.

Ранее я слышал о франшизах, задачей которых служит исключительно получение паушального взноса, и был уверен, что эти знания оградят меня от покупки такой «пустышки», но увы и ах.

Спойлер: убыток 3,5 млн рублей и судебный иск от владельца франшизы.

По затратам на открытие студии от меня требовалось 2–2,5 млн рублей, включая паушальный взнос — 500 тысяч рублей. В итоге за полмиллиона рублей, я получил:

  • Имя и раскрученный бренд. На самом деле нет.
Статистика запросов Lucky Style Tattoo «Яндекс.Вордстата». Нашёл слишком поздно, когда разбирался почему клиенты не идут на «имя»
  • Доступ к базе знаний.Договоры с мастерами, по которым меня кинули три мастера за обучение, за которых я заплатил Олегу.
  • Дизайн-проект студии. Не содержал спецификаций по материалам, мебели, технике, предметам интерьера и реальной сметы.
  • Маркетинговая стратегия. Mind-map на коленке и услуги по завышенным ценам.
  • CRM-система. По факту — рекомендация сервиса, к которому я обязан был открыть полный доступ Олегу.
  • Уникальный опыт. Обучения мастеров, долгий процесс и месячная работа целой команды (на самом деле два дня).

Далее лонгрид для тех, кто готов читать

В 2018 году, со слов друга, узнаю о тату-мастере с «мировым именем» из Ростова — Олеге Шепеленко, который запустил франшизу своего тату-салона Lucky Style.

Во время личной встречи Олег завалил меня цифрами финансового успеха тату-студии, пророчествами, как легко можно добиться успеха в тату-индустрии. Нужно всего-то вооружиться «громким» именем и его «личными секретами». Гарантированный выход в плюс уже с третьего месяца работы студии.

На тот момент у меня не было большого опыта в предпринимательстве, почему и хотел начать бизнес по франшизе, полагая, что используя отлаженные бизнес-процессы и маркетинг, можно избежать банкротства. Ну или хотя бы свести этот риск к минимуму.

Договор

Спустя несколько недель работы с Олегом Шепеленко мы пытались урегулировать договор — исключить пункт о фиксированных платежах новой студии (роялти), в случае отсутствия средств после уплаты аренды помещения и других постоянных и переменных затрат.

Кстати, и здесь Олег убеждал, что заплатить указанный ежемесячный платеж не составит труда, так как эти суммы «копейки» в сравнении с будущей прибылью.

Договор был подписан с оговоркой, что его условия будут дорабатываться и изменяться в случае, если какие-либо из его пунктов, в ходе совместной работы окажутся проблемными для одной из сторон. Оговорка была уместна, так как ещё ни одна студия по этой франшизе не открывалась. Паушальный взнос был оплачен.

Дизайн-проект

Оказался набором картинок и не содержал спецификаций по материалам, мебели, технике, предметам интерьера. На запросы был ответ один: «Неужели непонятно? Должен быть премиум во всем!» Из всего дизайн-проекта не возникло проблем, только с кушетками.

Картинка-пример дизайна из открытого источника Instagram

Сложно не догадаться, что бюджеты не сошлись. В процессе стало понятно, что оглашенной ранее суммы 2–2,5 млн рублей не хватит. После обращения к владельцу франшизы, с целью выяснить, откуда появились эти цифры, последовал ответ, что эту сумму ему назвал какой-то человек, который сам планировал открывать студию. Сам Олег ничего не считал — просто указал сырые цифры. Я решил довести дело до конца и продолжил ремонт.

В октябре 2018 года, за неделю до открытия, оказалось, что, по мнению команды франшизы, телевизоры и диваны не соответствуют «премиум-сегменту». Оценка, мягко говоря, субъективная.

Но ситуация послужила поводом для угрозы о расторжении договора франшизы! За день до открытия я получил от Олега список «Срочно к покупке». Как итог — открытие салона обошлось на 1,5 млн рублей дороже изначально оговоренной суммы.

Фото с открытия студии

База знаний

Договор предоставленный Олегом, как оказалось, не даёт франчайзи никаких гарантий того, что мастер обязуется отработать в студии (которая, кстати, оплачивает его «обучение») в течение оговоренного года.

В результате три мастера просто ушли из студии сразу после обучения. Но мастеров можно понять — заказов было минимум.

Пару слов про обучение, которое, по словам Олега, выводит мастера на «новый уровень». По факту — обучение оказалось всего лишь двухдневной корректировкой работы уже опытных мастеров.

Оставшаяся часть базы знаний — две страницы должностных инструкций.

Маркетинговая кампания

Кроме навязанных услуг обучения мастеров, мне навязали маркетинговые услуги по завышенным ценам. Ведение аккаунтов в Instagram и «ВКонтакте» обходилось дополнительно в 50 тысяч рублей в месяц.

На вопрос: «Олег, подскажи, как лучше сделать, какие каналы эффективнее, какой посыл необходимо заложить?», ответ, как правило, был следующий: «Используйте все каналы, завалите город листовками, выкупите все баннеры, выкупите рекламу на телевидении, на радио, чтобы каждый таксист знал о студии!»

Пример Mind map, или всё, что было предоставлено по маркетинговой стратегии

Причины убытков, со слов Олега, были банальные: неправильная работа персонала, управляющего, слабая реклама. Вместо регламентов бизнес-процессов, мне прислали должностные инструкции. Естественно, ответов, на возникшие вопросы, там не оказалось.

Студия продолжала нести убытки. Маркетинг был передан Олегу. В следующий визит владельца франшизы, мне выдвинули требование установить и ежемесячно оплачивать минимальный оклад каждому мастеру — 50 тысяч рублей. «Иначе и оставшиеся мастера разъедутся по домам», — таков был вердикт.

Соглашаясь, я понимал, что лучше ещё какое-то время иметь надежду на улучшение ситуации, чем потерять всё и сразу. Олег продолжал выставлять мне счета по роялти в размере почти 100 тысяч рублей ежемесячно.

У меня не укладывалось в голове — я терплю убытки в сумме почти 200 тысяч рублей ежемесячно, и мой партнёр, владелец франшизы, оперируя уже только договором, говорит, что это моя проблема. В попытке договориться об отсрочке платежей — предложение оказалось следующим: либо платить, либо закрываться.

Я принял решение закрыться, продать оборудование и все имеющиеся активы.

Никакой ответственности за вложенные деньги в франшизу и бренд Lucky Style, превратившиеся в итоге из 2,5 млн рублей в 5 млн рублей, Олег за собой не чувствовал. Потери за пять месяцев работы по франшизе — после продажи оборудования, мебели и других активов — составили 3,5 млн рублей.

Владелец франшизы, фото взято из открытого источника страницы «ВКонтакте»

Что касается Олега, думаю, что он хороший мастер. Просто хороший мастер…

P.S. Послесловием стал судебный иск, который я получил от Lucky Style за неуплаченные роялти за последние месяцы. Когда студия уже не работала под его именем. По факту — распродавала имущество, переуступала аренду другому предприятию.

Это мой первый пост на vc.ru. Пишу на эмоциях, делюсь опытом.

0
299 комментариев
Написать комментарий...
Sam Beckett

Я ненастоящий бизнесмен и наверно многого не понимаю, но вот если чувак говорит мне - "покупай мою франшизу, через три месяца уже отобьешься и пойдешь в плюс", у меня сразу возникает вопрос, что раз это так выгодно, чего же ты сам эти точки не откроешь и не получишь бОльшую прибыль, чем при продаже франшизы?

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Иванов

Если только в другом регионе. Если у вас доходность хотя бы 10% в месяц - зачем что-то продавать? Пошел в банк, взял 10 мультов кредита, открыл 2 салона и лям в месяц чистыми прилетает. Можно раздувать до позеленения - банки без вопросов дадут под 15-17%.

Ответить
Развернуть ветку
Denis Evstigneev

Да, все верно, но я хотел сказать, что причина далеко не всегда лежит в плоскости прибыли, часто в плоскости управления этой сетью. Региональность для тату студии вообще странный вопрос. Зачем в небольшом городе 2-3 тату-студии, это же не кофейня, которая должна быть по пути.

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Иванов

Смотря чьей прибыли) Для мертвого бизнеса или бизнеса на имени франшиза выгодна исключительно тому, кто ее продает.
Сейчас модно имея хоть какой-то бизнес и/или модное имя сразу клепать франшизу.
А чего? Ни за что не отвечаешь, деньги получаешь, делать ничего не надо.
Если бизнес откровенное Г - пофиг - 90% хомячков даже отчетность годовую не посмотрят.

Ответить
Развернуть ветку
Denis Evstigneev

Я работаю в этой отрасли, все сильно не так. Глупых людей осталось мало, у глупых людей и денег нет.

Но описанная автором ситуация не про развод на деньги, она про то, что два предпринимателя не смогли правильно договориться и использовать правильно модель франчайзинга. Итог: основатель франшизы, который продал одну франшизу и судя по негативу, больше не продаст франшиз и партнер, который получил убыток.

Тут выигравших нету.

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Иванов

Глупых людей ДОФИГА.
И денег у них ДОФИГА.
Не далее как год назад открывали трассу для моделей в Москве.
"по франшизе".
Так как я в этом бизнесе довольно давно я точно знаю, что франшиз, имеющих ХОТЬ что-то просто НЕТ.
Ребята просто заплатили 250 штук за НИЧЕГО. Ровно как тут. Им дали кучу макулатуры с бредом и "окупаемостью 3 месяца". В реальности - год с 15 тысячами чистыми без учета зарплаты персоналу и пока пока.
И это чистый и беспросветный развод на деньги "лоха".
Как и тут.
1) У владельца франшизы 1 работающая точка, построенная на его личном бренде. Какая сеть? Вы о чем?
2) Бизнес-процессы не то, что не отлажены. Их просто НЕТ.
3) Дизайн-проект, авторский надзор, маркетинг-план вы о чем вообще?

Это чистое кидалово и никакого "договариваться надо" тут нет. Владелец франшизы НИЧЕГО не сделал, а скинул по факту все на франчайзи.

Ответить
Развернуть ветку
296 комментариев
Раскрывать всегда