Apple закрыла мой аккаунт разработчика: давайте подумаем, почему так произошло

Недавно в сети обсуждалась новость о закрытии Apple популярного стороннего приложения Dash без объяснения причин и без права на апелляцию. Примерно такие же события произошли со мной буквально недавно. Хотел бы поделиться впечатлениями из первых рук.

Судя по активностям на форумах, Apple сейчас производит что-то вроде чистки среди разработчиков, и сообщений о подобных закрытиях много именно со свежими датами. Не вижу смысла что-то утаивать. Расскажу всё как было. Надеюсь, информация будет полезна тем, кто пока выжил в программе Apple Dev.

Начну с недавних событий.

Примерно неделю назад я получил первое сообщение о планируемом закрытии моего участия в программе.

Это не было предупреждение или предложение исправить нарушения. В сообщении было всего две мысли:

  • Мы подозреваем вас в чём-то нехорошем, но не скажем конкретно в чём.
  • Мы планируем закрыть ваш аккаунт разработчика (не отдельное приложение, а именно весь аккаунт), но вы можете попросить нас этого не делать.

Предложением попросить не закрывать я, разумеется, воспользовался. Поскольку никакой конкретной информации о причинах недовольства Apple не предоставляет, лучшее, что я смог написать, это общие мысли о том, что я ничего не нарушал, по крайней мере намеренно, и готов исправить любые возможные ненамеренные нарушения.

Для этого, разумеется, мне нужно знать, в чём они состояли. Ну и в целом, что я честный и полезный для сообщества человек. Что ещё можно сказать, не зная сути претензий?

На тот момент у меня было два активных приложения в App Store. Одно из них удачное, зарабатывало значимые деньги и имело в хороший рейтинг. Что-то вроде 4,5. Второе — менее удачное. Оно зарабатывало на порядок меньше, отзывы по нему были в основном негативные, и я как раз сделал его большой редизайн чтобы, так сказать, начать с чистого листа. Обновление с редизайном было в статусе «Waiting for Review».

Типичные причины терминации, о которых пишет Apple: манипуляция отзывами, конкуренция с самим Apple, использование названий приложений, вводящих в заблуждение, обман команды ревью приложений и нечестное завладение деньгами пользователей.

Делал ли я что-либо из перечисленного?

Явным образом — нет, но давайте поразмышляем, что могло так или иначе стать причиной подобного поведения Apple, и предложим практические выводы для себя и для других.

Года три назад я в качестве эксперимента заплатил за пять отзывов для одного из приложений. Причём отзывы пришли не все на пять звезд, а комментарии в них были в целом содержательные. В моём представлении это были качественные настоящие отзывы. И потому дорогие.

В итоге я пришёл к выводу, что получать бесплатные отзывы от пользователей через запрос внутри приложения — дешевле. И больше не платил за отзывы. Могло ли это быть причиной недовольства Apple? Сомневаюсь.

Конкуренция с сервисами Apple? Очень вряд ли. Если только не считать, что табличные заметки от чёрт-знает-кого из России конкурируют с Numbers.

Общение с Apple-ревьюверами приложений — отдельная интересная тема. Бывает, что команда Apple-ревью находит баг, и в этом случае остаётся их только поблагодарить. Бывает, что придираются и требуют уж слишком буквального соблюдения правил, что вредит удобству приложения.

Я для себя усвоил два простых правила, позволяющих свести неудобства в общении с ними к минимуму:

  • Правило А. Никогда не спорить. Спор просто не приносит пользы. У меня не было ни одного случая, чтобы ревьюверы поменяли своё мнение или признали, что ошиблись. Поэтому всё, что они требуют, я обычно просто делаю, стараясь при этом минимизировать ущерб в случае неадекватности этих требований.
  • Правило Б. Ревьюверы — это небеспристрастные и необьективные люди. От того, как с ними общаешься, сильно зависят их решения. Просто вежливое общение с ревьювером сразу добавляет вам шансов на позитивный исход. Любая демонстрация лояльности к Apple и приверженности правилам тоже повышает шансы. Поэтому мою тактику общения с ревьюверами можно охарактеризовать как «да, господин-начальник».

Например, одно из моих приложений числится в категории «для детей». И это была большая ошибка. Никому не советую повторять без крайней необходимости. Подход Apple к приложениям для детей — параноидальный не в лучшем смысле этого слова.

Все функции приложения, взаимодействующие с чем-либо внешним, должны закрываться защитой от детей. Даже безобидные функции. Например, если вы что-то экспортируете из приложения, тест от детей обязателен. Почему?

В контроллере экспорта может оказаться опция «Почта», а «почта детям не игрушка». При этом переход между приложениями Apple не блокирует, и попасть в почтовое приложение ребёнок по-любому сможет без усилий.

Тест от детей, разумеется, создаёт пользователям огромный геморрой. У некоторых он даже вызывает приступы паранойи. Один пользователь заподозрил, что я украл у него деньги, только на том основании, что он прошёл этот самый тест. Другой обвинил меня в высокомерии и пренебрежении пользователями.

Чтобы хоть как-то снизить уровень геморроя для юзеров и при этом придерживаться духа правил, я не заставляю проходить детский тест при каждом действии, а даю его только один раз за сессию. Если тест пройден, то сессия считается взрослой и тест на время отключается.

Могло ли это заставить Apple думать об этом как об обмане ревьюверов?

Думаю, что вполне могло, хотя и не знаю точно.

Что касается завладения деньгами пользователей обманным путём. Недовольные юзеры есть всегда. И всегда есть люди, которым кажется, что их обманули, и не всегда можно их разубедить в этом.

Подход у меня очень простой: обман людей — это не мой бизнес. Я зарабатываю деньги другими способами.

Как вишенку на торте опишу историю одной интересной ошибки в приложении, которая вполне могла быть интерпретирована Apple в качестве злостного нарушения.

Пару релизов назад мой разработчик забыл отключить форсированное включение премиума. Он включал премиум-режим для тестирования и забыл отключить. При релизе это привело к тому, что все юзеры, которые обновились, получили доступ к премиум-фичам бесплатно.

Apple, как известно, болезненно относится к тому, что доступ в фичам открывается не через их «In-app Purchases». Потому открытие всем юзерам всех премиум фич, а следом их закрытие (в следующем релизе баг был, разумеется, исправлен), полагаю, вполне могло вызвать высокий уровень недовольства и стать причиной блокировки всего аккаунта при неверной интерпретации.

В истории о блокировке приложения Dash в итоге вроде бы стало понятно, что причиной блокировки стали действия другого разработчика, которого Apple сочли аффилированным с Dash.

Думаю, что в моём случае такой вариант тоже возможен. Не так давно я продал три своих приложения.

Я мало что знаю о покупателях, но если представить, что они делают что-то неприятное для Apple, то передача приложений на их аккаунт могла стать причиной предположений Apple об аффилированности меня с ними.

В данный момент мой аккаунт разработчика доживает, наверное, последние дни. Я получил сообщение от Apple о том, что моя просьба не закрывать аккаунт отклонена, и он, вне всяких сомнений, будет «терминирован».

Также Apple любезно сообщает, что любые мои попытки открыть новый аккаунт разработчика будут старательно пресекаться. Через год я буду иметь право подать прошение о восстановлении в правах.

Не знаю, воспользуюсь ли :)

Какие же выводы для «выживших в App Store» можно сделать из этой истории?

  1. Вы рискуете. Наиболее вероятные причины моей блокировки в основном зависели от меня очень мало и неотъемлемы для этого бизнеса. Ваш бизнес может «превратиться в тыкву» в любой момент по воле Apple. И этот риск достаточно высокий. Я его недооценивал.
  2. Если вы идёте в рискованный бизнес, как этот, то думайте о коротком горизонте. Не делайте приложений или фич, которые окупаются больше чем год. Не инвестируйте в долгосрочные отношения с пользователем. И тем более не инвестируйте деньги в развитие бренда. Всё это может бесследно исчезнуть в любой момент.
    Один мой знакомый как-то дешёво купил гараж на Воробьёвых горах для какого-то очень сомнительного бизнеса (не сказал какого). Через три месяца гараж снесли. Но его вложения окупились за первый месяц. App Store — это как Дикий Запад или 1990-е в России. Если вы не разбогатели быстро, то вас, вполне вероятно, «пристрелят».
  3. Не делайте приложения для Apple значимой инвестицией для себя. Не вкладывайте в них столько своих денег, чтобы блокировка от Apple разорила вас. Это единственное из трёх перечисленных, что я сделал правильно.
0
43 комментария
Написать комментарий...
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Valentin Dombrovsky

Видимо, это тот самый случай с премиум-фичами, включившимися для всех, а потом выключенными.

Ответить
Развернуть ветку
Vladimir Chernatkin
Автор

+1! наиболее вероятная причина, на мой взгляд

Ответить
Развернуть ветку
Vladimir Chernatkin

Это давно уже. Так что вряд ли. Юзеры часто угрожают, но их Эппл слушает так же мало как разработчиков ))

Ответить
Развернуть ветку
Velemir Hasidov

приложуха на скам похожа, дорога на андроид с таким добром

Ответить
Развернуть ветку
Vladimir Chernatkin
Автор

Зря вы так об андроиде ))

Ответить
Развернуть ветку
Valentin Dombrovsky

Вполне может быть, что сейчас решили провести какое-то ревью, учитывая, что блокировки стали относительно частыми.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Vladimir Chernatkin

Возмещения да - работают иногда. Редко. Их кстати, у меня было очень мало )) но это о другом совсем

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Vladimir Chernatkin
Автор

Все верно. У меня нет статистики жалоб, но гневным отзывам многим уже по три года. Думаю, что путь к этой кнопке уже давно был протоптан ))

Ответить
Развернуть ветку
Альберт Штерн

Возмещения работает всегда. И причём (не могу знать точно) без обсуждения эпл с разрвбом приложения

Ответить
Развернуть ветку
Vladimir Chernatkin

Да, с разрабом не обсуждают. Но с ним и нет смысла это обсуждать )
Что «всегда» это интересная инфо. Спасибо

Ответить
Развернуть ветку
Альберт Штерн

Ну "всегда" это в моем случае. Я писал жалобу, в течении дня уже возвращали с каким-то письмом. Потом через пару дней писал уже сам разработчик. Возвращал я случайные покупки и неработающие приложения. Эпл не проверяла правдивость про неработающие приложения, хотя может могут отслеживать по моему телефону наверно.

Ответить
Развернуть ветку
Andrey Harchenko

У вас 19 отзывов 1 star и 15 пятизвёздочных некоторые из котороых наврняка накрученные. Возможно Эппл на этой основе посчитало что это мусорное приложение. А текст if you don't pay immediately then app block your all information...честно говоря я бы тоже такое удалил из стора.

Ответить
Развернуть ветку
Vladimir Chernatkin

То что вы говорите логично, но у эппл совершенно другая логика. Отзывы с единицами это приложение получает уже года три )) это никого не смущало. Скажу совсем крамольную вещь: это даже мало сказалось на выручке. Жалуются в основном те, кто никогда не заплатит ))

Ответить
Развернуть ветку
Andrey Harchenko

Возможно вы правы. Но как мне кажется если вы блочите информацию пользователя то это типчный локер. Я понимаю если бы вы ограничивали функционал, если человек не продил премиум - не знаю ну там нельзя столбцы добавлять новые или новые страницы это понятно. Но получается вы заблокировали частную информацию и вынуждаете заплатить. Т.е. Эппл вероятно не заинтересована в таких приложениях с такой бизнес моделью заработка, если так можно сказать. Поэтому проще побанить авторов, чтобы больше не хотелось )

Ответить
Развернуть ветку
Vladimir Chernatkin

Вы правы, но этот пользователь - нет. Я не лочу никакой информации юзеров. Я именно отключаю фичи. Не более.
При этом я согласен, что злить юзеров - это плохо. Для этого я как раз сделал редизайн как раз этого приложения. Но свет он не увидит уже :)

Ответить
Развернуть ветку
Andrey Harchenko

Возможно просто много было жалоб. Если 19 рейтингов 1 star, кто не поленился их оставить, то можно предположить с дивана, что было намного больше claims в саму Эппл. Они посмотрели что вы 2+ года тихо окучивали пользователей не особо обращая внимания не их претензии. Ну лично я бы такой логикой пользовался, если бы работал в Эппл принимая решение о бане ))

Ответить
Развернуть ветку
Vladimir Chernatkin
Автор

Возможно вы таки правы. Просто это не приходило мне в голову. Попробую снять с продажи спорное приложение. Посмотрим пощадят или нет. Пока что аккаунт жив. Не зря же. Закрыть это ведь дело не долгое )

Ответить
Развернуть ветку
Vladimir Chernatkin
Автор

Может быть..

Ответить
Развернуть ветку
Ogfrgfkar

Ну это санкции друг мой, как говорят - метастазы. Вы же из России или стран СНГ скорей всего, а может из Китая.

Ответить
Развернуть ветку
Vladimir Chernatkin

Вряд ли. Dash - самый яркий пример на слуху. Нерусские

Ответить
Развернуть ветку
911

подтверждаю ревьюверы докапываются до всего и почти ничего не пропускают последние 2 года, раньше пускали что угодно практически

Ответить
Развернуть ветку
Drrrrrrr

Да ну... каждый день приложения пачками обновляются

Ответить
Развернуть ветку
911

крупных компаний или твои?

Ответить
Развернуть ветку
Drrrrrrr

И крупных компаний и нашей компании.. http://joxi.ru/D2PdyLkUqajkN2

Ответить
Развернуть ветку
Wow so venture

У меня все ок. Ревью со второго раза (моя ошибка). Все апдейты без вопросов, хотя приложение почти полностью менялось.

Ответить
Развернуть ветку
Константин Нелюбин

Россия, конечно, уникальная страна в плане разработчиков. Все средства хороши. Что распространено у серых:
- используют ботов для накрутки в поисковой выдаче.
- используют мотивированный траф и купленные отзывы.
- удаленно отключают функционал, ждут прохождения ревью, а потом включают подписки без указания цены или вообще скам.
Иными словами, пытаются нагнуть систему или обмануть своих пользователей вместо того, чтобы работать над продуктом. А потом пишут печальные посты о несправедливости. Судя по тону, словарю, потертым отзывам, отсутствию ссылок на Приложения и скриншотов сообщений от эппл, автор многого не договаривает. Могу предположить, что-то попался на п. 3, но это не исключает и остальных пунктов.

Ответить
Развернуть ветку
Wonabeez Doratie

Забавно эппл нагибает не только юзеров но и разрабов.
С андроидом такого не бывает

Ответить
Развернуть ветку
Dmitry Ushkevich

Насчёт команды эпл ревью:

Отправили приложение на проверку, ждали 2 дня...
Стартовый экран приложения состоял из 2 кнопок, логотипа и картинки.

Получили отказ с такой формулировкой:
"The whole app cannot be an image".

Казалось бы в чем вся соль))) А в том, что кнопку нужно было держать 2 секунды для сработки нажатия (логика заказчика), а ревьювер решил, что он увидел перед собой картинку)))))

Ответить
Развернуть ветку
Vladimir Chernatkin

В гайдлайнах есть пункт о том, что приложение не может быть слишком простым. За это - да, реально не пускают.
Если за стартовым экраном у вас есть нечто более сложное, то договориться можно. Хороший способ - это сделать интерфейс более очевидным для среднего юзера и написать развернутый коммент при сабмиссии приложения. В конце концов юзеры тоже выиграют если приложение станет понятнее.
Я бы сказал, что это один из случаев реальной полезности ревьюверов. У меня были похожие ситуации с ними

Ответить
Развернуть ветку
Wow so venture

А зачем вам два аккаунта на vc?
По самой статье — выводы у вас какие-то странные. Да, оказывается если делать всякий скам, то его блочат.

Ответить
Развернуть ветку
Vladimir Chernatkin
Автор

Скорее всего один от входа по гуглу, а другой по фэйсбуку. Не обращал внимание, что их два.
По выводам - возможно это выглядит как скам, но скама там на самом деле нет. Просто есть много недовольных пользователей, которым хочется как-то обидно высказаться о приложении. Такое бывает если выбираешь неудачную модель монетизации или не занимаешься приложением долго.

Ответить
Развернуть ветку
Vladimir Chernatkin
Автор

О черт! Да их три даже а не два. Спасибо за ваш вопрос! Наверное надо лишние поудалять

Ответить
Развернуть ветку
Dmitriy Korytin

"Судя по активностям на форумах..." - а что за форумы, подскажите, пожалуйста, где такие вопросы и проблемы обсуждают?

Ответить
Развернуть ветку
Evgeny Kopytin

Есть канал в телеграм как раз по этой теме.

Ответить
Развернуть ветку
Vladimir Chernatkin
Автор
Ответить
Развернуть ветку
Лев Дубровский

Делаю игры последнии 2 года и соглашусь с тем что в последнее время apple докапывается до всего подряд, сейчас отправляя игры на проверку уже заранее планирую отказ, несколько раз были откровенные ошибки ревьюеров. Но в целом одобряю этот фильтр который не позволяет превратится Appstore в помойку типа Гугл стора - не кидайте тапками, я не фанат apple, а простой разработчик)))

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Чураев

***
В итоге я пришёл к выводу, что получать бесплатные отзывы от пользователей через запрос внутри приложения — дешевле. И больше не платил за отзывы. Могло ли это быть причиной недовольства Apple? Сомневаюсь.
***

Прямо сейчас мой аккаунт находится на рассмотрении и мне кажется это из-за запросов поставить рейтинг.

Ответить
Развернуть ветку
Vladimir Chernatkin
Автор

Не может быть из за этого. Apple даже сделал специальный метод requestReview() для запроса оценки в приложении. Явно не для того чтобы банить за это ))

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Чураев

Это и шер в фейсбук было в апдейте после которого началась проверка

Ответить
Развернуть ветку
Test Bot

Для тех, кто столкнулся с блокировкой аккаунта предлагаю продажу аккаунтов Apple Developer, зарегистрированных на организацию. Подробности в telegram @travelingsalesman

Ответить
Развернуть ветку
40 комментариев
Раскрывать всегда