{"id":14270,"url":"\/distributions\/14270\/click?bit=1&hash=a51bb85a950ab21cdf691932d23b81e76bd428323f3fda8d1e62b0843a9e5699","title":"\u041b\u044b\u0436\u0438, \u043c\u0443\u0437\u044b\u043a\u0430 \u0438 \u0410\u043b\u044c\u0444\u0430-\u0411\u0430\u043d\u043a \u2014 \u043d\u0430 \u043e\u0434\u043d\u043e\u0439 \u0433\u043e\u0440\u0435","buttonText":"\u041d\u0430 \u043a\u0430\u043a\u043e\u0439?","imageUuid":"f84aced9-2f9d-5a50-9157-8e37d6ce1060"}

Стыдно ли просить денег за свой продукт? Как я разрабатывал тарифы и при чем тут установки из детства

Я предприниматель, который не умеет в продажи. Мне интересно развивать продукт, но адекватно его оценить мешают установки из советского детства. Расскажу, как я с ними боролся, а потом все-таки назначил цену на свой онлайн-сервис и стал продавать его в 20 раз дороже, чем ожидал.

С вами Роман Рабочий — создатель сервиса для организации встреч «Планёрка» и телефонного секретаря Маши. В прошлой статье я рассказал, как всерьез занялся продвижением Планёрки, а здесь хочу порефлексировать на тему денег.

Установки из детства мешали оценивать свою работу

Изначально планировщик был бесплатным — это было нужно, чтобы оценить спрос и допилить функции. Когда появились первые результаты, я решил, что пора делать платный тариф.

Определить цену было сложно. В голове была вредная мысль, что онлайн-сервис не может стоить дорого. Думаю, дело в воспитании: я рос среди людей советской закалки. «Сиди и не высовывайся», — говорили мне родители, бабушка и дедушка, которые четко разделяли заработок на «хороший» и «плохой».

Трудишься на заводе и хорошо зарабатываешь? Молодец!

Занимаешься предпринимательством и что-то продаешь? Срамота!

У меня сложилось несколько установок, которые очень мешали, еще когда я работал над роботом-секретарем Машей. Вот они:

  • «Все побежали, и я побежал». Когда я полностью завязал с прошлым телеком-инженера, Маша превратилась в единственный источник дохода. Я, по сути, получал с нее зарплату, и нужно было придумать, как ее поднять хотя бы до рыночного уровня. Тогда все бизнесы вокруг продавали подписки на свои продукты. Я поддался общему тренду и сделал некоторые фичи платными. По моим подсчетам выручка должна была кратно вырасти.
  • «Не жили хорошо, нечего и начинать». Эксперимент с подпиской провалился, выручка упала в два раза. Детские установки говорили мне, что виной тому неправильно выбранный путь: раньше я бескорыстно делился полезным продуктом, а теперь стал простым дельцом. Тогда я не думал, что истинная причина провала — возросшая конкуренция и отмена оплаты через Apple и Google Pay. Позже ситуация выровнялась.
  • «Просить деньги за свой продукт стыдно». Я был настолько в этом уверен, что прятал кнопку подписки на платную версию Маши так же, как обычно компании на своих сайтах прячут кнопку отписки. Но мои пользователи были настойчивы — кнопку находили и покупали, чему я очень удивлялся.

Сразу после провального эксперимента с подпиской я сделал вечную лицензию за 3000 ₽. И люди начали покупать! Чтобы посмотреть, во сколько они оценивают сервис, я понемногу увеличивал цену. Через три месяца она достигла 7990 ₽ и клиенты, как ни странно, не разбежались. Тогда я решил относиться к оплате подписки как к донату.

Для меня было дикостью, что люди готовы платить столько денег за бота. Я сам в жизни столько не отдал бы, просто потому, что нет привычки тратить деньги на себя. Отправить семью в отпуск — пожалуйста, а сам могу ходить в рваных кроссовках. Жена смеется, что самое важное и трудное решение в моей жизни — покупка новых штанов.

Не понимал, в чем измерять ценность Планёрки

Казалось бы, после всех экспериментов с Машей никакие установки уже не должны мешать. Но нет, это очень вредная штука. Те же проблемы подстерегали меня, когда я думал над ценообразованием Планёрки. К ним добавилась еще одна: как понять, в чем измерять ценность сервиса?

Вот два варианта, в сторону которых я думал:

  • Показывать ценность через деньги. Допустим, я прихожу к клиенту и говорю: «Моя Планёрка принесет вам 10 000 ₽». Если при этом она стоит 5000 ₽, человек наверняка купит — ведь цена в два раза ниже, чем ценность.
  • Показывать ценность через время. В продуктовых интервью о Планёрке пользователи отмечали, что ценят сэкономленное время. Допустим, с помощью планировщика предприниматель экономит 7 минут на каждой встрече. Даже если их всего две в день, за месяц набежит 5 часов чистого времени.

Но продажи только стартовали. Обратной связи не хватало, и я мог определить ценность только примерно. Поэтому выбрал другой путь: посмотрел на конкурентов и подумал, может ли Планёрка дать людям больше. Оказалось, что может, и вот почему:

  1. Интерфейс и настройка на русском языке — в России нет подобных сервисов, все планировщики на английском.
  2. Интеграция с российскими сервисами — календарями и программами для созвонов. Например, человек может подключить Яндекс Календарь или планировать видеоконференции в SberJazz.
  3. Связка с Телеграмом — можно подключить бота, который будет создавать встречу прямо из чата, где вы договариваетесь.
  4. Отправка списка дел на день — каждое утро пользователь получает свое расписание, поэтому не пропустит важные встречи.
  5. Лендинг-визитка с контактами и расписанием — ее можно отправлять потенциальным клиентам, партнерам и коллегам.
  6. Живая поддержка в телеграм-чате — мы отвечаем сами и не заставляем ждать целый день.

Все это давало мне право поставить цену выше, чем у конкурентов: у большинства сервисы стоили в пределах 500–800 ₽ в месяц, я поставил 900 ₽.

Кроме очевидных преимуществ, я рассчитывал, что Планёрку будут покупать из-за эффекта лавочника — это когда ты небольшая компания, продаешь свой собственный продукт и знаешь его от и до. Ламповым стартапам доверяют больше, чем корпорациям: лавочник не кинет, не будет навязывать дополнительные платежи и быстрее решит проблему.

Отказался от маркетинговых уловок с тарифами

Большинство онлайн-сервисов делают так: в самом дешевом тарифе доступен минимальный набор опций. Хочешь больше — доплачивай. Эта схема работает у всех конкурентов, и пользователю приходится сравнивать тарифы, прикидывать, что ему подойдет. Я решил не путать людей и сделал один тариф, куда включено сразу всё. Человек платит один раз и не думает, сколько встреч осталось на месяц, не выйдет ли он за рамки лимита.

Еще я отказался от так называемого нейромаркетинга на сайте — это когда самый дорогой тариф ставят по центру, и человек интуитивно на него кликает.

Сейчас Планёрку можно оплачивать по подписке или купить. Вот как отличаются цены:

  • Подписка — платишь определенную сумму. В месяц — 900 ₽, в год — 9900 ₽.
  • Вечный доступ — покупаешь сервис навсегда за 18 000 ₽. Да, цена спустя время еще подросла.

Вот как выглядит раздел с тарифами на сайте Планёрки. Они идут друг за другом, последовательно

Потенциальный клиент может подключить тестовый период и пользоваться всеми функциями бесплатно 7 дней. А потом выбрать модель оплаты, которая будет удобнее.

Но до оплаты доходят не все. С появлением тестового доступа я познакомился с прилипалами. Это клиенты, которые любят халяву, показывают максимальную лояльность продукту и обещают всем его рекомендовать. Но только пока пользуются бесплатно. А когда пробный период заканчивается, пытаются выторговать бесплатный доступ навсегда под разными предлогами и шантажируют тем, что уйдут к конкурентам.

Прилипалы вьются, как облако оводов вокруг коровы, они не создают ничего полезного. Как задача овода — выпить крови, так задача прилипалы — получить продукт бесплатно и без лишних усилий.

Раньше я считал полезной их обратную связь и шел навстречу. Теперь понимаю — всё это манипуляции, и, если чувствую шантаж, отказываю.

Первые продажи показали — Планёрка нужна не тем, на кого мы рассчитывали

Когда я определился с тарифами, сначала запустил рассылку по действующим пользователям и рассказал, что скоро нужно будет купить подписку. Параллельно настроил рекламу на разные сегменты целевой аудитории. Целился во всех, кто часто записывает людей на встречи, — среди них были HR-специалисты, репетиторы.

Первые продажи пошли в феврале, и ситуация меня сильно удивила — вот пара неожиданных выводов:

  • Люди покупают вечный тариф, который в 20 раз дороже подписки на месяц. Для стартапа это полезно, потому что нужны деньги на развитие. Но о причинах такого поведения я могу только догадываться. Одна из мыслей на эту тему — люди устали от подписок. Их десятки, уследить сложно, а деньги списываются, даже если сервисом не пользуются. Поэтому с вечным тарифом спокойнее — купил один раз и не паришься.
  • У Планёрки совсем другая целевая аудитория. Большинство людей, которые покупали планировщик, — это представители бизнеса. Один из клиентов занимается консалтингом, второй работает в венчурной компании, третий — в агентстве контент-маркетинга. Это интересный поворот, который дает простор для экспериментов в развитии и продвижении сервиса.

80% представителей бизнеса, которые купили Планёрку, попросили добавить функцию, чтобы собирать на созвон большую команду. А планировщик задумывался как сервис для встреч один на один. Это мощный толчок к развитию — прямо сейчас я делаю настоящий B2B-комбайн для групповых встреч, аналогов которому на рынке нет.

Самое удивительное: компании готовы вкладывать деньги, лишь бы кто-то разработал удобный им сервис для командных встреч. Пока общался с клиентами, получил целых два заманчивых предложения. Но об этом в следующей серии. А пока приглашаю вас в Планёрку — попробовать ее в деле.

А еще жду вас в комментариях, чтобы обсудить раздражающие платные подписки.

0
71 комментарий
Написать комментарий...
Lexx Sky

Знакомая ерунда. Тоже всегда останавливает вопрос стоимости услуг. Хотя, сегодня плюнул на это и за сборку щита на 10 групп зарядил 40к. Прокатило)

Ответить
Развернуть ветку
бомба для ванны

Главное — уверенность :)

Ответить
Развернуть ветку
Lexx Sky

И компетентность. И умение показать ее так, чтоб не приняли за высокомерие

Ответить
Развернуть ветку
68 комментариев
Раскрывать всегда