24 вывода которые я сделал, спустив полмиллиона на открытие чайного магазина

Закрыв свой первый магазин в Оренбурге я зафиксировал убыток в 500 000 ₽ и полгода жизни, огромное количество нервных клеток пало в неравной борьбе с арендодателем. Самая главная ошибка — мышление фейки: открою самый лучший в мире магазин, у меня беспроигрышная концепция!

В закладки

Неважно, открываете вы магазин, шавермную, кафе, ларёк с мороженным. В Оренбурге происходит дело, Москве или селе Айдырля. Я вижу эти ошибки у многих начинающих предпринимателей и сейчас в Питере. Они пытаются изобретать велосипеды, делают неправильные выводы, опираются на свои хотелки и сомнительного качества информацию. Поэтому я написал одну статью с цифрами для Тинькофф-Журнала и эту вторую, объединяющую мои ошибки, чтобы возвращаться к ней и перечитывать каждый раз, когда потребуется вновь открыть магазин или точку общепита — те места, где первую скрипку успеха играет Place — локация.

В большую статью на Т—Ж не вошли все выводы, что я сделал потеряв полмиллиона на открытии магазина чая.

Я порефлексировал в своём телеграм-канале Бизнес-Псих. Вышло три части, и, на мой взгляд, ценная информация к размышлению, которая объединяет и дополняет статью в Тинькофф Журнале. Из этого сложилась статья, которую вы читаете.

Чужой опыт

В первую очередь, пользуйтесь чужим опытом. Блоги, статьи, видеоролики, курсы, тренинги. Благо, такого рода контента становится всё больше. Старайтесь не совершать ошибку выжившего и в равной степени изучать как положительный, так и отрицательный опыт по интересующей теме.

1. Франшиза

По франшизе не работал, поэтому посоветовать вам нечего. Но считаю, что обдумать вариант покупки франшизы стоит. С ней проще встать в ТЦ. По крайней мере, мне об этом говорили админы крупных ТЦ в Оренбурге, думаю в других городах ситуация похожая. Тут и рекламные материалы, и информационная поддержка, опыт, ошибки, которые уже кто-то совершил и исправил.

Конечно, подходить к выбору франшизы надо так же ответственно, как и к выбору рода деятельности, бизнес-модели, места.

2. Купить опыт

Другой вариант — купить чужой опыт напрямую. Например, у меня есть негативный опыт открытия чайной и позитивный опыт продажи новогодних сладких подарков. Я в ближайшее время не собираюсь открывать чайную и продавать новогодние подарки, поэтому совсем не против обратить полученный опыт в кеш, чтобы кеш обратить в новый опыт. И у тысяч предпринимателей по всей стране есть море положительного и негативного опыта в тех или иных сферах. Просто предложите человеку поделиться мыслями, наблюдениями, опытом, порефлексировать о том, почему что-то зашло, а что-то — нет, и как можно было сделать эффективнее.

Если ваше имя не Вангелия, всего предвидеть не получится, а человек уже прошёл какой-то путь, не надо тратить время, нервы, деньги на совершенные им ошибки. Не по курсам, в теории, надо учиться дела вести, а применять знания на своей шкуре. Практика рулит.

3. Бизнес-план

Не скачать и исправить готовый, а написать с ноля, для себя. Вам не надо, чтобы бизнес-план работал, вряд ли такое произойдёт, но вы обязательно узнаете что-то новое о продукте и рынке, целевой аудитории, структурируете мысли, появятся новые идеи, а главное — гипотезы, которые предстоит проверить. Как составлять — поищите в интерентах, где-то на просторах есть хороший курс от Специалиста. Не мне вас учить настройке VPN, поиску торрентов, складчиков, шервудов……и вообще, так нельзя, мамка заругает!

4. Цейтнот

Никогда и ничего не делйте впопыхах, с языком на плече. Понятно, что надо планировать, должны быть и сроки и дедлайны, но стартовать уже находясь в жестоких временных рамках, для меня, оказалось хреновой идеей.

Считать

5. Целевую аудиторию

Кроме подсчёта трафика и количества жителей в районе обязательно считать именно представителей своей аудитории, своих клиентов. Ну, или не считать тех, кто точно не входит в твою ЦА.

Считать всех подряд, возможно, неплохой вариант для шавермной. Её реально едят почти все, и суровые дядьки на мерседесах и мужички в засаленных майках с грязными ручками. Но если это не так, что скорее всего, то считать нужно представителей своей флоры и фауны. В моём магазине вряд ли что-то купила бы бабка Глафира, дед Борзун, голодный студент Федька, бодибилдер Ефрем и прочие любители чифира. Ну так они и не купили ничего, а я их считал.

6. Трафик

Я считал в преддверии Нового года, когда статистика недостоверна. Выбирайте время с умом, смотрите проходимость и в будние дни и в выходные.

«Что мертво, умереть не может», — это Джордж Мартин когда-то написал о ООО «Моллино Менеджмент».

7–8. Бюджет на...

•••рекламу

Если о тебе не знает клиент — тебя не существует. Учитывайте, что придётся протестировать разные каналы, прежде чем найдёте самый эффективный для себя. Не упорствуйте, если канал не приносит результата, смените подход, экспериментируйте.

•••разворот

Хорошо иметь запас средств на разворот. У меня была идея, как можно было сделать магазин хотя бы окупаемым, но денег уже не было ни на что. Докупить товар, сменить ассортимент, на всё это нужны деньги.

Производите резиновых уточек, но продажи не идут? Закупите вибромоторчики и попробуйте выпускать жёлтые дилдо, а вдруг 😱

9. Будь готов!

Будь готов сидеть на министерской диете, надрываться, работать по ночам, круглыми сутками и даже всё потерять. Конвенция ООН по правам человека это не про предпринимателей.

10. Хотелки, надежды, мечты

Никогда не идти на поводу у этих непрактичных товарищей. К реальности они никакого отношения не имеют, никак не влияют на окружение, поэтому и приниматься в расчёт тараканами в вашей голове не должны.

Тоже относится ко всему гипотетическому, эфемерным возможностям будущего, всё что в формате «вот случится и заживём».

11. Утопленные затраты

Близкие друзья предыдущего пункта. Если вы что-то просрали, махните рукой и громко скажите: «Да хер с ним!» Эти затраты не должно влиять на ваши решения, в настоящем и будущем. Никоим образом.

Полгода пилили продукт ночи напролёт, а в итоге он не продаётся. И вроде надо бросить, да заняться чем-то другим и жалко потерянного времени, денег, сил. Это как раз наш случай.

Большеголовые экономисты и нобелевские лауреаты гарантируют — забейте, ни времени, ни сил, ни денег вам не вернуть с загнивающего трупа вашего выстраданного продукта.

Если всё швах — закрывайтесь, или переезжайте. Не терпите в ожидании светлого будущего и не бойтесь уже свершившихся потерь.

Экономия

Экономить на всём чём возможно. Ничего не покупать, если не уверен, что это 100% пригодиться и окупит затраты, либо в денежном, либо во временном выражении.

12. Оборудование

Что-то взять с рук, что-то в аренду, лучше потом продать старое и купить новое, или выкупить, чем потом сидеть с полным складом нового и дорогого оборудования, которое почти невозможно быстро пристроить без значительных потерь в деньгах.

13. Понты

Никаких свистоперделок, пока нет стабильной прибыли. Всё что сверху вкладывать в товар, рекламу, ассортимент, новые продукты.

Наклеечки, пакетики и девочки в бикини будут потом.

14–15. Выбор места

  • Никогда не берите первое попавшееся место, даже если кажется что оно ничего и есть перспектива. Походить-посмотреть-изучить, наработать опыт в выборе места, понимание нормальных помещений, цен, условий, и только затем приниматься за тырканье пальчиком в кажущийся подходящим вариант.
  • Обязательно обойти арендаторов, поговорить с продавцами, собственниками точек, расположенных в приглянувшемся месте. Чё-почём, как дела, сигаретки не найдётся ли, а если найду?

16. Адекватная цель. Бюджет

Цели должны быть амбициозные и меркантильные: хочу бабла, сеть по стране, ТОП1 в нише. Любая цель, для которой по умолчанию надо продумывать не только затраты, но и выручку, прибыль и тому подобное.

Обязательно построить примерную финансовую модельку будущего. Так не составит труда посчитать точку безубыточности, узнать необходимый объём продаж, закупочных цен, максимально возможную скидку. Покажет узкие места и главные рычаги модели. Меняя параметры, играясь с финансовой моделью, вы поймёте какие показатели являются ключевыми, на что надо обратить внимание, где сосредоточить те 20% усилий, которые дадут 80% результата.

Финансовый анализ и управленческий учёт в помощь. Есть Мегаплан, есть Специалист, куча специализированных блогов, учебники — информация в любом комфортном изложении. Не понятно в одном месте — идём в другое.

Осторожность

17. Юридическая помощь

Ошибка обращаться за юридической поддержкой после того, как появились проблемы. Юридическая поддержка нужна ДО их появления. Лучше пару тысяч заплатить за консультацию по договору, чем потом таскаться по судам и терять десятки тысяч.

Хорошо бы озаботиться выбором юриста до того, как начнёте своё дело.

18. Паранойя

Быть параноиком полезно. Никогда не выбрасывайте никакие документы, всё фотографируйте и храните в электронном варианте, записывайте телефонные разговоры. Почитайте, когда это всё можно делать по закону, когда нельзя. Держите под подушкой номера и адреса юриста, МВД, прокуратуры, ФСБ, Сатаны...

19. Верить своим глазам

Смотреть своими глазами. Верить только им и официальным документам. Полностью игнорировать слова работников, менеджеров заинтересованной стороны, не подтверждённую документально информацию.

20. Договор

Договор читать затаив дыхание, как детектив Агаты Кристи, и внимательно, как учебник по квантовой физике перед экзаменом. Попросить копию договора заранее, и денёк-другой на размышления и консультацию с юристом. Читать с карандашиком наперевес, выделяя всё неясное, таинственное, а затем прося не только разъяснить, но и внести изменения в договор. В случае чего договор будет трактоваться буквально, и «а мне вон та тётка сказала что ничё не будет» точно не прокатит.

21. Проверять контрагента

Проверить зубы, заглянуть под хвост. Суды, долги, отзывы, дела о банкротстве, интриги, скандалы, расследования.

22. Про себя не забывай

Не забывать, что сам не бесплатная рабсила. Я не учитывал затраты на продавца, так делать нельзя. Если работаете сами, обязательно назначьте себе зарплату, даже если вы идейный мазохист, готовый работать на мечтах о светлом будущем.

23. Взвешенное решение

Прежде чем открывать своё дело, подумать много раз, составить списки плюсов и минусов, не каждый выдержит разочарования и лишения в случае неудачи. Вкладывайте столько, сколько сможете заработать и отдать в случае чего. Необходимо хорошенько подумать, взвесить, посчитать. Затем повторить процесс несколько раз.

24. И напоследок, три самых главных правила:

  1. Никогда не работайте с мудаками.
  2. Не работайте с мудаками никогда.
  3. Даже если вы мудак — не работайте с мудаками.

Подписывайтесь на мой блог:

#бизнес #магазины #советы #ошибки

Материал опубликован пользователем. Нажмите кнопку «Написать», чтобы поделиться мнением или рассказать о своём проекте.

Написать
{ "author_name": "Виктор Костылев", "author_type": "self", "tags": ["\u0441\u043e\u0432\u0435\u0442\u044b","\u043e\u0448\u0438\u0431\u043a\u0438","\u043c\u0430\u0433\u0430\u0437\u0438\u043d\u044b","\u0431\u0438\u0437\u043d\u0435\u0441"], "comments": 13, "likes": 9, "favorites": 54, "is_advertisement": false, "subsite_label": "life", "id": 69108, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Mon, 27 May 2019 18:34:27 +0300" }
{ "id": 69108, "author_id": 262262, "diff_limit": 1000, "urls": {"diff":"\/comments\/69108\/get","add":"\/comments\/69108\/add","edit":"\/comments\/edit","remove":"\/admin\/comments\/remove","pin":"\/admin\/comments\/pin","get4edit":"\/comments\/get4edit","complain":"\/comments\/complain","load_more":"\/comments\/loading\/69108"}, "attach_limit": 2, "max_comment_text_length": 5000, "subsite_id": 199123, "last_count_and_date": null }

13 комментариев 13 комм.

Популярные

По порядку

Написать комментарий...
4

Не получилось сделать успешный магазин - буду учить и советовать, как надо и не надо делать бизнес, классика.

Ответить
0

Вроде если не получилось, не надо второй раз делать «как не надо делать», а если получилось, то надо второй раз попробовать «как надо». Нет, оно не так работает? Расскажите, как правильно, кого надо слушать, что делать, что читать, у кого учиться. Буду только благодарен за совет, вне зависимости от моего решения воспользоваться, или нет.

Ответить
1

Нет, оно не так работает, потому что стартовые условия и бэкграунд у каждого предпринимателя разные, и то, что в одной ситуации сработало - не факт, что сработает в другой. Если интересно мое мнение, то оно, вкратце, заключается в том, что вникать во все нужно исключительно самому и шишки набивать тоже самому, тогда, рано или поздно, выйдет толк.

Ответить
0

Полностью согласен с вашим утверждением. Но согласитесь, есть универсальные советы и действия, которые помогут в любом случае не совершить какие-то общие, наиболее частые ошибки. Если ты пообщаешься с соседями, хуже не будет, но есть не нулевая вероятность узнать что-то полезное об этом месте.

Например, я пару месяцев ищу помещение под общепит, пообщался с десятками неудачливых владельцев точек мечтающими загнать хоть кому-нибудь свой убыточный бизнес. Можно смело рисовать табличку «ТОП10 ошибок владельца шавермной». Одни и те же грабли у каждого, никакого уникального опыта. Если в третий раз ударить молотком по яйцам всё равно будет больно.

Ответить
0

Для общепита главная ошибка - это как раз подбор недостаточно проходимого места, все остальное можно исправить относительно малой кровью, но об этих ошибках исписан весь интернет, а они все случаются, и от вашей статьи тоже ничего ни для кого не изменится.

Ответить
0

Исписан, точно, и их продолжают совершать, да. И будут, несмотря на то, что выходят всё новые статьи, ролики на ютубе и книги в красивых обложках. Я не утверждаю, что все сразу перестанут совершать ошибки после моей статьи, но и о бесполезности не был бы столь категоричен и не взял бы на себя ответственность говорить за всех. Мне бы моя статья, попадись она мне пару лет назад, пригодилась, вам — нет, на вкус и цвет. Хуже она уж точно никому не сделает.
Проходимость для общепита тоже постепенно уходит на второй план. Отлично себя чувствуют закрытые кухни и точки работающие на доставку, у них проходимость так, бонус приятный :) И навалом продающихся ресторанов и кафе в проходимых и хороших местах с чистой прибылью 0 - 30 000 ₽.

Ответить
2

Статья ни о чем.

Ответить
2

Очень дельные советы. А еще я знаю, что можно сначала исследовать нишу и просто узнать спрос, а затем уже закупать товар и арендовать помещение. И правда, с плохими людьми лучше не связываться, и всегда держать при себе знающего юриста.

Ответить
1

"Не по курсам надо учиться дела вести, а на своей шкуре. Практика рулит."
Когда человек так пишет - это значит, что он собрался собрать все возможные шишки и наступить во все говно на раёне, но пока этого еще не знает.

Ответить
1

:) Видимо неточно подобрал слова. Хотел сказать, что учиться по курсам не применяя знания — тухлое дело. Спасибо что поправили.

Ответить
1

Правило 24 надо выжечь огнем в умах будущих бизнесменов. )))
Мой отец говорил - "Лучше с умным потерять, чем с дураком найти."
и ведь работает

Ответить
0

Выбор места, это да, важнейший момент, помню подбирали помещение для общепитного проекта по франшизе, так вот в условиях был прописан предварительный замер пешеходного трафика в течении дня. Сидим в машине палим пешеходов, счелкаем на механическом ручном счетчике. И так неделю с утра до вечера. Делегировать этот процесс кому либо - значит получить необъективные цифры.

Ответить
0

Чтобы не сидеть и не чекать, хороший вариант для владельцев авто припарковаться и включить видеорегистратор, а потом прочекать на ускоренной перемотке видео.

Ответить
0
{ "page_type": "article" }

Прямой эфир

[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "bscsh", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-1104503429", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=bugf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Плашка на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudx", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 16, "label": "Кнопка в шапке мобайл", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byzqf", "p2": "ftwx" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvc" } } }, { "id": 19, "label": "Тизер на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cbltd", "p2": "gazs" } } } ]
Хакеры смогли обойти двухфакторную
авторизацию с помощью уговоров
Подписаться на push-уведомления
{ "page_type": "default" }