{"id":14275,"url":"\/distributions\/14275\/click?bit=1&hash=bccbaeb320d3784aa2d1badbee38ca8d11406e8938daaca7e74be177682eb28b","title":"\u041d\u0430 \u0447\u0451\u043c \u0437\u0430\u0440\u0430\u0431\u0430\u0442\u044b\u0432\u0430\u044e\u0442 \u043f\u0440\u043e\u0444\u0435\u0441\u0441\u0438\u043e\u043d\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0432\u0446\u044b \u0430\u0432\u0442\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f72066c6-8459-501b-aea6-770cd3ac60a6"}

Зачем редактору хвалить авторов и как в этом не налажать

За пару дней я оставила штук 20 комплиментов авторам, с которыми работаю. Наивно верю, что это помогает авторско-редакторской команде работать слаженнее и без влажных платочков в кабинете психолога. Но даже тут есть правила: за что хвалить и как, чтобы оставаться редактором, а не превратиться в подружку по переписке.

Привет, меня зовут Надя. Я редактирую тексты для бизнеса и пишу о них в своём блоге в тележке. Поделюсь, как эмпатия, нежность и любовь делать комплименты помогает в работе с текстом и расскажу, когда редактору нужно остановиться и перестать петь хвалебные оды в комментариях.

Как действует команда

Работа авторско-редакторского коммюнити выглядит примерно так: редактор получает задачу от клиента или главреда и готовит по ней ТЗ → автор забирает задачу у редактора, а позже возвращается с драфтом на проверку → редактор указывает на ошибки, и автор уходит дорабатывать.

Последний пункт повторяется, пока редактор не скажет «ок, забираю». Перед этим автор может принести текст дважды, трижды, а иногда даже десять раз — на каждый из них редактор оставит свои комментарии и правки.

Мой личный рекорд — 9 итераций и 250+ комментариев к статье.

В каждом комментарии автор видит: «Вот тут надо не так, а вот так, переделай», а читает, как «Ты ваще ничего не знаешь, кто тебя только на работу взял». Это демотивирует, расстраивает и точно не добавляет нежных чувств к редактору. Скорее, наоборот, автор начнёт вздрагивать от каждого нового уведомления о новом комментарии. Чтобы до этого не дошло, редакторы [хорошие] разбавляют комментарии об ошибках похвалой и маленькими комплиментами.

За что нужно похвалить

Конечно, мы не хвалим за красивые глаза и не наваливаем комплиментов за котика на аватарке. Мы хвалим удачные решения в тексте, чтобы автор увидел, насколько они удачные и смело использовал дальше.

Чужая анонимность и мораль не разрешают мне показывать больше, придётся поверить на слово, что они были

6 поводов похвалить автора между комментариями:

  • Автор принёс драфт, который почти не требует работы редактора. Например, редактору нужно только поправить пару слов, оставить комментарий к неказистой формулировке и уйти по своим делам. Автор сделал свою работу так хорошо, что редактор почти не нужен — скажите ему об этом.
  • Автор привёл очень показательный пример, который будет понятен целевой аудитории. За такое тоже стоит хвалить, особенно, если пример неожиданный и всамомделишно уникальный.
  • Автор нашёл отличное решение, как сделать текст лучше. Тут может быть всё что угодно: удачная нативная рекомендация, уместная шутейка или клёвое описание продукта.
  • Автор прокачался в своих скиллах. Например, пришёл к редактору откуда-то из недр бирж с базовыми знаниями копирайтинга, а спустя месяц превратился в настоящего автора среднего уровня, которому не страшно давать задачи.
  • Автор учёл комментарии и правки прошлых текстов. Если автор не допускает одинаковых ошибок или хотя бы со всей силы к этому стремится — он умница, напомните ему об этом.
  • Автор сделал то, о чём его не просили. Например, принёс статью раньше срока, задизайнил иллюстрации на скорую руку или набросал в статью таблиц. Не воспринимайте это как должное, а дайте ему понять, что вы заметили это и оценили.

А я, как не самый внимательный редактор на планете, дополнительно хвалю своих авторов, когда они замечают то, что пропускаю я. Это может быть неактивная ссылка или ошибка в брифе, а может быть новое предложение к тексту, о котором я даже не думала. Но я, как и авторы, учитываю «правки» и работаю над ними.

За что хвалить не стоит

Выискивать причины и выдавливать из себя похвалу и лесть не нужно. Да, возможно, автор расстроится меньше, но мотивацией точно не запасётся, а текст надо дорабатывать.

Например, редактор и автор дошли до первого этапа комментариев. Статья объективно слабая, но настойчивый редактор ищет, за что бы зацепиться, чтобы не травмировать нежную авторскую натуру. В ход идёт всё: от «вау, ты выбрал такой крутой шрифт» до «статья хороша, но надо всю переписать».

Сообщения — наглая постанова, потому что я не найду такие в своих архивах

Не нужно хвалить за хорошую работу, если автор не сделал ничего особенного, а скромно прошёлся по ТЗ. Не стоит хвалить за уместный пример, если в тексте «воздушное, как облако, безе». Не нужно хвалить за пластмассовые иллюстрации, которые решил предложить автор, хотя вы сказали, что работаете с иллюстратором.

Вместо того чтобы тратить время и искать в слабом тексте хоть что-то хорошее, придумайте, как быстро решить проблему, чтобы не просрать дедлайн. Если время в запасе ещё осталось, можно объяснить автору глобальную ошибку и отправить додумывать. Если времени меньше, можно расписать несколько общих комментариев к разделам. А если дедлайн уже завтра, то, во-первых, редактор вы не очень ответственный, а во-вторых, лучше обсуждать проблему голосом и редачить вместе.

Вживую обсудить и решить проблему получится быстрее и без лишних конфликтов

Когда редактору пора остановиться

Вот нежный редактор нахвалил своего любимчика-автора: и в комментариях ему самооценку погладил, и в личку комплиментов насыпал, а ещё и главреду рассказал, какой он умница. Всё закончится хорошо, если обе стороны умеют разделять личное и рабочее.

Но если от редакторских хвалебных песен, которые нежно ласкают ушки, у автора взлетит самооценка и так высоко, что унесёт с собой крышу — начнутся проблемы. Как минимум появятся постоянные споры в комментариях, а как максимум — требования поднять зарплату в 10 раз и давать в работу только «интересные» проекты. Ессесна, всё будет сопровождаться обоюдным хейтом и тонной недопонимания.

Поэтому если замечаете, что автора немного заносит, лучше остановиться и спокойно обсудить проблему — до того как она превратится в катастрофу.

Если понравилась статья — добро пожаловать в тележку. Там ещё больше об авторско-редакторских отношениях, текстах и всём, что рядом. А ещё пёсики, пилон и мемы.

Вопрос ко всем причастным. Авторы, часто получаете комплименты к работе от редакторов? Редакторы, не забываете хвалить авторов?

0
46 комментариев
Написать комментарий...
Александр А.

Как человек вне это бизнеса, пригорел с последней фразы. Автор и автор, автор и автор, и вдруг - "она устроит катастрофу".

Так понимаю, работа преимущественно женская, поэтому в статье не освещены половые различия взаимодействия?

Ответить
Развернуть ветку
Надежда Климова
Автор

Кстати, нет. У нас много и мальчиков, и девочек. "Она" в последней фразе относится не к "автору", а к "проблеме"
сам автор катастрофу не устроит - к ней приведёт именно проблема в коммуникации между автором и редактором
а половых различий во взаимодействии у нас не наблюдала, я, например, одинаково общаюсь и с девушками-авторами, и с парнями-авторами

Ответить
Развернуть ветку
Александр А.

Спасибо за ответ!

Но тогда я вынужден сделать Вам замечание как автору - последняя фраза запутывает читателя :) Почему бы не выразиться яснее, например:

- Пока она не переродилась в катастрофу.
- До того как она перерастет в катастрофу.

Ответить
Развернуть ветку
Надежда Климова
Автор

Спасибо! как раз вот хочу подредачить
Тут штука в том, что у редакторов-блогеров чаще нет редакторов, поэтому мы косячим
Только у других ошибки хорошо видим, а у себя уже сложнее

Ответить
Развернуть ветку
Александр А.

Я отредактировал свое сообщение выше.

Ответить
Развернуть ветку
Надежда Климова
Автор

а из вас получился бы хороший редактор

Ответить
Развернуть ветку
Александр А.

Я этого мерзавца заставляю по несколько раз переписывать текст. Из-за этого, кстати, он медленно работает.

Хотел уволить обалдуя, но как уволить самого себя?! Годами терплю и притираюсь.

Ответить
Развернуть ветку
Надежда Климова
Автор

ой как я вас понимаю :D
Мой вот тоже иногда тексты писать не хочет
Ему бы только чужие редактировать

Ответить
Развернуть ветку
Юлия

Крутая статья! Сразу захотелось поработать с редактором))

Ответить
Развернуть ветку
Надежда Климова
Автор

у меня, кстати, есть варианты :D
Ну, или смогу найти

Ответить
Развернуть ветку
Денис Коршунов

За сутки вторую статью сохранил себе в Избранные, и обе на сходите темы )) Понимание психологи посетителей и авторов — дорогого стоит.
(не хвалю)

Ответить
Развернуть ветку
Надежда Климова
Автор

А почему не хвалите? Не за что?
Но как же приятно, что сохраняете, спасибо!

Ответить
Развернуть ветку
Денис Коршунов

Не хвалю, а констатирую факт — это даже лучше ))

Ответить
Развернуть ветку
Надежда Климова
Автор

Тогда это почти похвала

Ответить
Развернуть ветку
Павел Молянов

Я обычно не ищу специально, за что бы похвалить автора. Если увидел в статье что-то, что прям хорошо, напишу. Если увидел что-то, что надо переделать, тоже напишу.

Прям к каждой работе «ты молодец» не оставляю, кажется, это лишнее

Ответить
Развернуть ветку
Надежда Климова
Автор

чаще это и правда лишнее
Но как же всё равно приятно, когда тебе говорят "Спасибо, получилось круто, ты умница"
И ты потом работаешь целый день и улыбаешься

Но это только в тех случаях, когда реально хочется сказать, что автор молодец, а не шаблонная фраза, которую нужно во все диалоги бросать

Ответить
Развернуть ветку
Никита Лукьянов

ну и правильно, разбалуете еще копирайтера

Ответить
Развернуть ветку
Надежда Климова
Автор

мне только что сказали, что умею видеть грань, поэтому мои не разбалованные, но у нас царит обоюдная любовь и уважение

Ответить
Развернуть ветку
Юлия Штейман

Роскошная статья ❤️
Думаю, после неё молодые и нерешительные авторы наберутся смелости, поверят, что редакторы не кусаются и попробуют написать первую статью для какого-нибудь медиа!

Ответить
Развернуть ветку
Надежда Климова
Автор

Спасибо!
Я тоже надеюсь
И надеюсь, что эти нерешительные авторы не нарвутся на суперсуровых редакторов

Ответить
Развернуть ветку
Ольга Васильева

Есть у меня один самый лучший редактор на Земле, мэтч с первой правки! Зовут ее Надя)
Когда-нибудь у меня будет время, и я нормальный отзыв о работе с тобой напишу)
Я иногда от твоей похвалы смущаюсь и думаю «она и правда так считает?», а потом мужу пересылаю и хвастаюсь)

Ответить
Развернуть ветку
Надежда Климова
Автор

оооууу, ты правда так делаешь? Божечки, ну как мило
И я правда так считаю, я вообще плохо вру на самом деле

Спасибо!

Ответить
Развернуть ветку
Евгения Смирнова

У меня редактор, а у неё - шеф-редактор. Поэтому, когда есть время, я прошу своего редактора показать мне текст с правками, который она отправляет шефу.

Там как раз пометки - вот классный пример, а это переписать, а тут добавить сценарий из жизни читателя. Очень помогает расти.

Ответить
Развернуть ветку
Татьяна Артемова

Честно, забываю 😅 такое ощущение что мои постоянные авторы уже сами должны чувствовать мои восторги 😂 Но если вижу, что автор становится круче, просто реже дёргаю его по мелочам и стараюсь нести задачи поинтереснее, посложнее

Понимаю, что эт тоже не очень хорошо и надо бы вернуться к тому, чтобы обращать на похвалу больше внимания. Тем более если с новым автором работаю начинаю

Ответить
Развернуть ветку
Надежда Климова
Автор

Я тоже иногда забываю с:
Особенно, когда это шестая статья и шестой автор за день
Там уже запас комплиментов и восторгов иссякает

Согласна, с новыми авторами это очень важно. А если это ещё и не очень опытный автор, то х2 важно

Ответить
Развернуть ветку
Ираклий Шатиришвили

Я ненастоящий редактор, но работаю с лучшим на свете автором, который пишет отличные работающие тексты по корявому ТЗ из полутора фраз.

И ваш текст напоминает, надо бы почаще говорить ему спасибо!

Ответить
Развернуть ветку
Надежда Климова
Автор

это точно! Думаю, он заслуживает

Ответить
Развернуть ветку
Станислав Петраков

хвалить нужно по существу ,за действительно хороший результат ,а не выискивать ,лучше сказать правду как есть ,иначе не будет успеха в публикациях

Ответить
Развернуть ветку
Надежда Климова
Автор

Конечно
Но даже это существенное тоже нужно замечать и не забывать за это похвалить

Ответить
Развернуть ветку
Энтони Лавджой

Работая редактором, можно ли зарабатывать миллион в месяц ?

Ответить
Развернуть ветку
Надежда Климова
Автор

а почему нет? на многом можно зарабатывать больше миллиона, если знать, как. но я не знаю

Ответить
Развернуть ветку
Надежда Климова
Автор

Это вообще круто, когда такие комментарии есть
Я только не совсем поняла, а почему редактор сразу не возвращает текст обратно вам? Или я что-то не так прочитала?

Ответить
Развернуть ветку
Владимир Королёв

как по мне написать что со с статьёй прям промах, можно по мягче

Ответить
Развернуть ветку
Надежда Климова
Автор

на то они и примеры, чтобы каждый мог адаптировать их под себя
В таких случаях не всегда есть смысл смягчать. Если со статьёй просто немного что-то не так, то окей, можно аккуратно написать. А если там всё мимо, то нужно подготовить автора к тому, что мы будем переписывать вообще всё

Ответить
Развернуть ветку
Ольга Васильева

А теперь поднимай мне зарплату в 10 раз 🤣

А вообще есть вопрос, не связанный с темой статьи: а это редактор устанавливает оплату автору или всё-таки заказчик? Или заказчик даёт редактору весь бюджет, а он его самостоятельно распределяет?
Я просто хочу узнать, какая общая практика)

Ответить
Развернуть ветку
Надежда Климова
Автор

нуу, слушай, тут прям сложно ответить
Где-то есть чёткий бюджет, где-то зависит от автора
Если ты по поводу наших клиентов, то можем индивидуально обсудить)
В агентствах практика вообще отдельная. И в каждом конкретном случае работа с клиентом через редактора тоже разная

Ответить
Развернуть ветку
Ольга Васильева

мне в целом интересно узнать, как это работает

Ответить
Развернуть ветку
Надежда Климова
Автор

ну, если кратко, то работает так, как привык конкретный автор, редактор, агентство или заказчик
Реально у всех по разному эта система реализована

Ответить
Развернуть ветку
Ирина Жданова

как это зачем, это тоже своего рода мотивация для сотрудника)

Ответить
Развернуть ветку
Надежда Климова
Автор

полностью согласна, положительный фидбек очень мотивирует

Ответить
Развернуть ветку
Нейрослав Жепетеев

То чувство, когда хочется тексты пилить, а те самые двойки с уроков русского языка привели на работу продажником.
Везде бы конечно такие вещи, не хватает похвалы порой людям и от того косяков много от них...

Ответить
Развернуть ветку
Надежда Климова
Автор

все мы там были
И все, ну, многие, двойки по русскому получали

Ответить
Развернуть ветку
Александра Войнова

Отличная статья, считаю, что похвалу нужно использовать как инструмент общения с подчиненными!

Ответить
Развернуть ветку
Надежда Климова
Автор

И в команде. У нас как раз так, потому что автор и редактор - равные, а не начальник и подчинённый

Ответить
Развернуть ветку
Илья Фролов

как по мне редактор должен быть в меру жестким ,чтобы не было взлетов самооценки ,но чтобы похвала все таки присутствовала и сотрудники ощущали свою значимость

Ответить
Развернуть ветку
Надежда Климова
Автор

А чем плох небольшой взлёт самооценки? Конечно, если она перелетает допустимые границы, это плохо, а если просто становится немного выше, то не так уж и страшно

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
43 комментария
Раскрывать всегда