7 тезисов об IT-тупике в России - взгляд разработчика

Я -разработчик. Сравнивая реалии РФ и вне её - решил поделиться прогнозами.

"IT-тупик впереди" -что я имею ввиду:

IT - везде. От Нигерии до США , везде востребованы облака, IOT, сервисы фоток и программы бухгалтерии. Клонировать удачное решение легко. Отсюда ложное ощущение изобилия продуктов.

В РФ тоже всё как бы есть. От поисковика до распознавания лиц. Аналогия- производство автомобилей. Оно в РФ есть. Оно защищено от мировой конкуренции таможенными и пр. барьерами. Но много ли автомобилей Lada в Москве, не говоря про зарубежье? И какова будет цена "Лады" , если убрать меры поддержки?

Никто не ждет от автомобилестроения РФ "прорывов" и инноваций. В лучшем случае -продержаться бы. Аналогично с IT? Люди идущие в этот сектор, рассчитывая делать в будущем что-то интересное, перспективное- ошибаются.
Впереди тупик и безрадостное существование - хорошо если это будет вроде серого "инженера" в СССР. Скромная зарплата, отсутствие перспектив . Почему так:

1) РФ - бедная страна
Да, в РФ относительно большой рынок. Но в переводе на душу населения - получаются последние места рейтингов. Например, средняя зарплата в РФ - менее $500. Пенсия - меньше $200. Эти параметры и определяют инвестиции бизнеса в рабочие места, в клиентские интерфейсы, в сервис, в рост производительности. Всё скромненько, "работает и ладно".

2) Рынок РФ - сложный, негибкий
Слишком много государства в экономике и олигополий. Напр. львиная доля ипотеки приходится на тройку государственных банков. Любая инновация в области финтеха - это горы лицензий. Криптовалюта - "надо выждать, не торопиться с этим". Можно конечно и в РФ пробиться. То есть, ваши конкуренты тратят силы на развитие бизнеса, а вы- на нечто, что сложно им объяснить.

3) Длительные планы в РФ строить нельзя.
Неопределенность будущего и правил игры. Завтра в РФ может измениться многое - от налогообложения до валютного контроля.

4) Маркетинг вне РФ почти невозможен после жизни в РФ
В ЕС, в США, в Азии - иные коммуникации. Высочайший уровень закладывается в школах. Нахрапистого маркетинга не встречал за пределами РФ:

"Классикой шокового маркетинга стал слоган «Пыль сосу за копейки», которым компания Х сопроводила рекламу пылесоса Y. "
Если расти в атмосфере агрессии, мата -это сказывается на стиле общения , это очень усложняет продвижение на западных рынках. Нужна адаптация. Много знаете успешных зарубежных it-проектов с головным офисом в РФ ? Даже у yandex с его то экспертизой и финансами, не сложился, похоже, бизнес в Турции.

5) Технологическая отсталость
По числу роботов на душу населения, РФ на 42 месте в мире. Почему в РФ бизнес не спешит инвестировать в хайтек -это отдельный вопрос. Важно что сейчас этого нет и нет оснований, что ситуация завтра изменится. Если вокруг вас так мало хайтека, - что вы будете программировать завтра? Сайт по заказу самокатов?

6) Качество человеческого капитала
В людей надо вкладываться. По доле расходов на образование в ВВП , РФ находится на 78 месте. Низкие затраты на образование ведут к неконкурентной рабочей силе. Вы можете быть гением, но вам нужна сильная команда. Откуда ей взяться при таком образовании?

7) Отношение к техпрогрессу, к глобализации
Когда последний раз вы слышали диалог интеллигентных людей по федеральному ТВ ? Просто рассказ о достижениях мировых лидеров в технологиях, медицине, науке - без визгов, без политики ? Скорее всего - никогда. Зато наверное, слышали разговоры о нематериальном. А вот в Китае вне религии 86% - может это один из секретов их успеха? Наука и техпрогресс, они как аксиомы Эвклида - вне границ. Попытки СССР построить "свой велосипед" кончились известно чем.

С учетом этих 7 факторов, часть талантливой молодежи эмигрирует. И у них что то получается там - немало it-компаний мирового уровня создано эмигрантами из РФ. Отток талантов еще больше ухудшает перспективы IT.

Если считаете, что есть что то в противовес этим 7 факторам- напишите!

0
91 комментарий
Написать комментарий...
Тимофей Литвинцев

С учетом низкой производительности труда в РФ (в т.ч. у разработчиков)- работой они обеспечены на годы. Да, неказисто, зато свой рынок, некая защищенность.

Ответить
Развернуть ветку
Boris Swensson
Автор

"защищенность" не сделала автопроизводство в РФ привлекательным рынком

Ответить
Развернуть ветку
Тимофей Литвинцев

однако деньги в этих рынках есть. И поболе чем во всей восточной европе: в авто - сборка из импортных комплектующих, в it- возьмут Linux сменят наклейку - и вперед! ))

Ответить
Развернуть ветку
88 комментариев
Раскрывать всегда