7 тезисов об IT-тупике в России - взгляд разработчика

Я -разработчик. Сравнивая реалии РФ и вне её - решил поделиться прогнозами.

"IT-тупик впереди" -что я имею ввиду:

IT - везде. От Нигерии до США , везде востребованы облака, IOT, сервисы фоток и программы бухгалтерии. Клонировать удачное решение легко. Отсюда ложное ощущение изобилия продуктов.

В РФ тоже всё как бы есть. От поисковика до распознавания лиц. Аналогия- производство автомобилей. Оно в РФ есть. Оно защищено от мировой конкуренции таможенными и пр. барьерами. Но много ли автомобилей Lada в Москве, не говоря про зарубежье? И какова будет цена "Лады" , если убрать меры поддержки?

Никто не ждет от автомобилестроения РФ "прорывов" и инноваций. В лучшем случае -продержаться бы. Аналогично с IT? Люди идущие в этот сектор, рассчитывая делать в будущем что-то интересное, перспективное- ошибаются.
Впереди тупик и безрадостное существование - хорошо если это будет вроде серого "инженера" в СССР. Скромная зарплата, отсутствие перспектив . Почему так:

1) РФ - бедная страна
Да, в РФ относительно большой рынок. Но в переводе на душу населения - получаются последние места рейтингов. Например, средняя зарплата в РФ - менее $500. Пенсия - меньше $200. Эти параметры и определяют инвестиции бизнеса в рабочие места, в клиентские интерфейсы, в сервис, в рост производительности. Всё скромненько, "работает и ладно".

2) Рынок РФ - сложный, негибкий
Слишком много государства в экономике и олигополий. Напр. львиная доля ипотеки приходится на тройку государственных банков. Любая инновация в области финтеха - это горы лицензий. Криптовалюта - "надо выждать, не торопиться с этим". Можно конечно и в РФ пробиться. То есть, ваши конкуренты тратят силы на развитие бизнеса, а вы- на нечто, что сложно им объяснить.

3) Длительные планы в РФ строить нельзя.
Неопределенность будущего и правил игры. Завтра в РФ может измениться многое - от налогообложения до валютного контроля.

4) Маркетинг вне РФ почти невозможен после жизни в РФ
В ЕС, в США, в Азии - иные коммуникации. Высочайший уровень закладывается в школах. Нахрапистого маркетинга не встречал за пределами РФ:

"Классикой шокового маркетинга стал слоган «Пыль сосу за копейки», которым компания Х сопроводила рекламу пылесоса Y. "
Если расти в атмосфере агрессии, мата -это сказывается на стиле общения , это очень усложняет продвижение на западных рынках. Нужна адаптация. Много знаете успешных зарубежных it-проектов с головным офисом в РФ ? Даже у yandex с его то экспертизой и финансами, не сложился, похоже, бизнес в Турции.

5) Технологическая отсталость
По числу роботов на душу населения, РФ на 42 месте в мире. Почему в РФ бизнес не спешит инвестировать в хайтек -это отдельный вопрос. Важно что сейчас этого нет и нет оснований, что ситуация завтра изменится. Если вокруг вас так мало хайтека, - что вы будете программировать завтра? Сайт по заказу самокатов?

6) Качество человеческого капитала
В людей надо вкладываться. По доле расходов на образование в ВВП , РФ находится на 78 месте. Низкие затраты на образование ведут к неконкурентной рабочей силе. Вы можете быть гением, но вам нужна сильная команда. Откуда ей взяться при таком образовании?

7) Отношение к техпрогрессу, к глобализации
Когда последний раз вы слышали диалог интеллигентных людей по федеральному ТВ ? Просто рассказ о достижениях мировых лидеров в технологиях, медицине, науке - без визгов, без политики ? Скорее всего - никогда. Зато наверное, слышали разговоры о нематериальном. А вот в Китае вне религии 86% - может это один из секретов их успеха? Наука и техпрогресс, они как аксиомы Эвклида - вне границ. Попытки СССР построить "свой велосипед" кончились известно чем.

С учетом этих 7 факторов, часть талантливой молодежи эмигрирует. И у них что то получается там - немало it-компаний мирового уровня создано эмигрантами из РФ. Отток талантов еще больше ухудшает перспективы IT.

Если считаете, что есть что то в противовес этим 7 факторам- напишите!

0
91 комментарий
Написать комментарий...
Alexandre Svergoun

Не хватает ещё одного пункта, самого важного, из за которого появились 7 выше перечисленных пунктов.

Ответить
Развернуть ветку
SoftBlocks

а что за пункт?)

Ответить
Развернуть ветку
Nick Sidorov

Предлагаю, что начинается на Пу

Ответить
Развернуть ветку
Boris Swensson
Автор

вы не правы, думаю. Если опросить людей, то думаю самым популярным лозунгом будет "дайте и нам немного доходов от экспорта нефти/газа". И с огромным отрывом - в самом конце списка - пожелания улучшить бизнес климат, и пр высокие непонятные массам материи.

Ответить
Развернуть ветку
Alexandre Svergoun

Не думаю. Большинство бизнесменов наверное скажет : Не мешайте нам работать!
А то конские налоги, бюрократия, платоны, маркировка и т.д. Всё это мешает развитию экономики а главное достатку людей.

Ответить
Развернуть ветку
Boris Swensson
Автор

не уверен. В стране огромная доля госсектора и крупных бизнесов. Работники ржд или сбера не чувствуют "налогов и бюрократии"- они просто закладывают любые налоги в цену продукта, тк конкуренция низка. Школьные учителя и иной госсектор тоже особо не заморачиываются насчет условий. Это затрагивает мелко средний бизнес лишь

Ответить
Развернуть ветку
88 комментариев
Раскрывать всегда