7 тезисов об IT-тупике в России - взгляд разработчика

Я -разработчик. Сравнивая реалии РФ и вне её - решил поделиться прогнозами.

"IT-тупик впереди" -что я имею ввиду:

IT - везде. От Нигерии до США , везде востребованы облака, IOT, сервисы фоток и программы бухгалтерии. Клонировать удачное решение легко. Отсюда ложное ощущение изобилия продуктов.

В РФ тоже всё как бы есть. От поисковика до распознавания лиц. Аналогия- производство автомобилей. Оно в РФ есть. Оно защищено от мировой конкуренции таможенными и пр. барьерами. Но много ли автомобилей Lada в Москве, не говоря про зарубежье? И какова будет цена "Лады" , если убрать меры поддержки?

Никто не ждет от автомобилестроения РФ "прорывов" и инноваций. В лучшем случае -продержаться бы. Аналогично с IT? Люди идущие в этот сектор, рассчитывая делать в будущем что-то интересное, перспективное- ошибаются.
Впереди тупик и безрадостное существование - хорошо если это будет вроде серого "инженера" в СССР. Скромная зарплата, отсутствие перспектив . Почему так:

1) РФ - бедная страна
Да, в РФ относительно большой рынок. Но в переводе на душу населения - получаются последние места рейтингов. Например, средняя зарплата в РФ - менее $500. Пенсия - меньше $200. Эти параметры и определяют инвестиции бизнеса в рабочие места, в клиентские интерфейсы, в сервис, в рост производительности. Всё скромненько, "работает и ладно".

2) Рынок РФ - сложный, негибкий
Слишком много государства в экономике и олигополий. Напр. львиная доля ипотеки приходится на тройку государственных банков. Любая инновация в области финтеха - это горы лицензий. Криптовалюта - "надо выждать, не торопиться с этим". Можно конечно и в РФ пробиться. То есть, ваши конкуренты тратят силы на развитие бизнеса, а вы- на нечто, что сложно им объяснить.

3) Длительные планы в РФ строить нельзя.
Неопределенность будущего и правил игры. Завтра в РФ может измениться многое - от налогообложения до валютного контроля.

4) Маркетинг вне РФ почти невозможен после жизни в РФ
В ЕС, в США, в Азии - иные коммуникации. Высочайший уровень закладывается в школах. Нахрапистого маркетинга не встречал за пределами РФ:

"Классикой шокового маркетинга стал слоган «Пыль сосу за копейки», которым компания Х сопроводила рекламу пылесоса Y. "
Если расти в атмосфере агрессии, мата -это сказывается на стиле общения , это очень усложняет продвижение на западных рынках. Нужна адаптация. Много знаете успешных зарубежных it-проектов с головным офисом в РФ ? Даже у yandex с его то экспертизой и финансами, не сложился, похоже, бизнес в Турции.

5) Технологическая отсталость
По числу роботов на душу населения, РФ на 42 месте в мире. Почему в РФ бизнес не спешит инвестировать в хайтек -это отдельный вопрос. Важно что сейчас этого нет и нет оснований, что ситуация завтра изменится. Если вокруг вас так мало хайтека, - что вы будете программировать завтра? Сайт по заказу самокатов?

6) Качество человеческого капитала
В людей надо вкладываться. По доле расходов на образование в ВВП , РФ находится на 78 месте. Низкие затраты на образование ведут к неконкурентной рабочей силе. Вы можете быть гением, но вам нужна сильная команда. Откуда ей взяться при таком образовании?

7) Отношение к техпрогрессу, к глобализации
Когда последний раз вы слышали диалог интеллигентных людей по федеральному ТВ ? Просто рассказ о достижениях мировых лидеров в технологиях, медицине, науке - без визгов, без политики ? Скорее всего - никогда. Зато наверное, слышали разговоры о нематериальном. А вот в Китае вне религии 86% - может это один из секретов их успеха? Наука и техпрогресс, они как аксиомы Эвклида - вне границ. Попытки СССР построить "свой велосипед" кончились известно чем.

С учетом этих 7 факторов, часть талантливой молодежи эмигрирует. И у них что то получается там - немало it-компаний мирового уровня создано эмигрантами из РФ. Отток талантов еще больше ухудшает перспективы IT.

Если считаете, что есть что то в противовес этим 7 факторам- напишите!

0
91 комментарий
Написать комментарий...
Eugene Danilov

«Напр. львиная доля ипотеки приходится на тройку государственных банков» - ну давай расскажи, на какое количество банков приходится львиная доля ипотеки в Германии или сша. И причём тут «ИТ-тупик».
Заодно можешь порассуждать про уровень развития онлайн-банкинга - на примере Тинькова vs. любой крупный американский банк.
В общем, слабенький у тебя наброс получился

Ответить
Развернуть ветку
Boris Swensson
Автор

" развития онлайн-банкинга - на примере Тинькова "
просто не представляю себе маркетинг тинькофа в скандинавии, в северной европе, в странах Балтии. В банк с таким маркетингом просто никто бы не пошел

Ответить
Развернуть ветку
Nikita

Так речь вроде не о маркетинге, а о цифровых сервисах банка.

Ответить
Развернуть ветку
Тимофей Литвинцев

а что у тинькофа такое необычное в цифровых сервисах? доставка договора на дом курьером разве что. А экономия на офисах - общий мировой тренд. А уж если взять его чудо карты то это чистый маркетинг. пельмени и пиво.

Ответить
Развернуть ветку
Nikita

Речь не о тинькоффе, это просто пример. Вы видели интернет-банки в Европе? Это просто прошлый век по сравнению с российскими. У многих до недавнего времени не было даже мобильного приложения.

Ответить
Развернуть ветку
Тимофей Литвинцев

что с западными банками нет так? онлайн банкинг с начала 2000 ых работают как часы. Чтобы такая дикость как со сбером случилась недавно (в банкомате один начинает транзакцию, второй, жертва - ее оплачивает) -такого точно нет. А сраное мобильное приложение пишется студентом на коленке как бе - если it инфраструктура банка продумана. )

Ответить
Развернуть ветку
Nikita
онлайн банкинг с начала 2000 ых работают как часы

Я где-то написал, что они не работают?

в банкомате один начинает транзакцию, второй, жертва - ее оплачивает

Простите, при чем тут интернет-банк?

А сраное мобильное приложение пишется студентом на коленке как бе

Ну-ну, а API со стороны банка тоже пишется студентом?

Ответить
Развернуть ветку
Тимофей Литвинцев

"Простите, при чем тут интернет-банк?"
такая чудовищная дыра в безопасности говорит об общем качестве it инфраструктуры - от интерфейса банк-клиент, до бекенда и моб приложений. Если у вас банк в банкомате творит чудеса, точно ли это компенсируется веселым мобильным приложением?

Ответить
Развернуть ветку
Nikita
такая чудовищная дыра в безопасности говорит об общем качестве it инфраструктуры - от интерфейса банк-клиент, до бекенда и моб приложений.

Не говорит. Это ваши фантазии и домыслы.

А на остальное не будем отвечать, да?

Ответить
Развернуть ветку
88 комментариев
Раскрывать всегда