{"id":14274,"url":"\/distributions\/14274\/click?bit=1&hash=fadd1ae2f2e07e0dfe00a9cff0f1f56eecf48fb8ab0df0b0bfa4004b70b3f9e6","title":"\u0427\u0435\u043c \u043c\u0443\u0440\u0430\u0432\u044c\u0438\u043d\u044b\u0435 \u0434\u043e\u0440\u043e\u0436\u043a\u0438 \u043f\u043e\u043c\u043e\u0433\u0430\u044e\u0442 \u043f\u0440\u043e\u0433\u0440\u0430\u043c\u043c\u0438\u0441\u0442\u0430\u043c?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"6fbf3884-3bcf-55d2-978b-295966d75ee2"}

«Белорусский мидл здесь может претендовать на сеньора» — архитектор ЕРАМ о работе в Гонконге Статьи редакции

Олег Суравнёв переехал из Гомеля в Гонконг полтора года назад.

Архитектор EPAM Олег Суравнёв с семьёй переехал из Гомеля в Гонконг полтора года назад — так было выгодно и его работодателю, и ему самому. В беседе с dev.by Суравнёв рассказал о поиске жилья и школы, зарплатах разработчиков и требованиях работодателей.

«Релоцировать сотрудника дешевле, чем возить его из Беларуси в Гонконг и обратно»

В Гонконге я живу уже около 1,5 лет. Идея переехать исходила не от меня — скорее, это было вызвано нуждами проекта.

До переезда мне приходилось постоянно ездить в Азию в командировки: я жил здесь около месяца, потом летел в Беларусь на две недели, а потом снова сюда. Местному офису это было невыгодно — в первую очередь с точки зрения финансов: релоцировать сотрудника дешевле, чем возить его из Беларуси в Гонконг и обратно.

Плюс мои «отлучки» на родину сказывались на проекте — в Беларуси у меня не было общения фейс-ту-фейс с заказчиком, а также прямого контакта с командой, и это тормозило работу.

В общем, я подумал и понял, что мне самому будет проще в Гонконге. Прежде всего физически — не нужно будет каждые 2-4 недели менять часовой пояс. Чтобы понять способны ли мои близкие в принципе здесь адаптироваться, привёз семью сюда на месяц.

На самом деле, жена, конечно же, не очень горела желанием куда-то переезжать. В Беларуси люди в принципе скептически относятся к Азии в целом, и к Гонконгу в частности. Топ-направлений — США, Канада и европейские страны, а Китай, Гонконг и даже Япония далеко не в фаворе.

«Вы что-то жуёте, но не понимаете, что»

Мы прилетели в Гонконг в мае — это хорошее время: ещё не жарко, как в июле–августе, нет дождей и тайфунов.

Поселились в гостинице. Об этом стоит рассказать подробнее: дело в том, что места на острове катастрофически не хватает — борьба идёт за каждый метр. В свой первый приезд в Гонконг я жил в таком номере, в котором кроме кровати не помещалось ничего — места было ровно столько, чтобы обойти её по кругу.

Гостиницу и номер для всей семьи я подбирал сам — поэтому места было чуть больше. Но ненамного.

Первая проблема, с которой мы столкнулись, — чем накормить детей. Гонконг в целом чуть ближе к Европе, нежели Китай, — всё-таки бывшая британская колония. Выбор еды здесь огромен: при желании тут можно найти всё, что только придёт на ум самому искушённому гурману. Но найти здоровую еду для малышей 2 и 5 лет не так просто.

В конце концов жена приспособилась — методом подбора нашла кафе и рестораны, где можно заказать еду для детей. Но первое время они в основном питались фаст-фудом — чем-то вроде картошки фри, бургеров и прочего.

Местная кухня не острая, как в Китае, но на любителя. Как-то друзья позвали меня в «олд-стайл» ресторан, в котором готовят только гонконгскую еду, но не предупредили, что в традиционных блюдах можно найти куриную лапку, потроха или даже голову. Причём сам ты об этом вряд ли догадаешься. Я не люблю субпродукты, поэтому, если честно, вряд ли стал бы есть, кабы знал. Но мне уже постфактум рассказали, что «там были свиные уши».

Мой первый опыт с китайской кухней также был запоминающимся — это было в Шэньчжэне. Я попробовал кусочек и понял, что язык потерял чувствительность, мой рот и губы полностью онемели — я чувствовал себя, как в кресле у дантиста после укола. Представьте себе: вы что-то жуёте, но даже не понимаете, что. А из глаз текут слёзы.

Но что интересно — пару таких ужинов, и ты привыкаешь. И потом тебе этой остроты уже не хватает. Сейчас я априори беру блюда поострее — с перцем чили или какими-то другими приправами.

Спальные районы, где «всё для детей», и метро с закрытыми платформами

Когда вы вернулись в Гомель, жена уже была не так категорично настроена против?

Думаю, она всё ещё немного боялась остаться без привычного круга общения: я же переезжал работать, а её обрекал на сидение дома с детьми.

Кроме этого был вопрос финансовый — ведь Гонконг один из самых дорогих городов мира, возможно, даже дороже Нью-Йорка. Нужно было платить за жильё, за школу: моя дочь должна была пойти в первый класс, а сын — в детский сад.

Что на другой чаше весов — уровень жизни: его нельзя сравнивать даже с уровнем жизни в Европе, не то что в Беларуси.

Наша поездка оставила хорошее впечатление: каждый день приносил свои сюрпризы — на островной части около 5-6 больших парков, есть площадки и парки развлечений, и даже есть Диснейленд. Мы каждый день выбирались в новое место: катались по морю, гуляли — и ни разу не повторились.

В спальных районах, как наш, всё сделано для детей, — площадки, скверы. В доме, где мы живём сейчас, на уровне 3 этажа есть комплекс с бассейном и открытой территорией для игр — доступ туда имеют только жильцы.

Нас удивило метро: всё настолько удобно и понятно, куда ведут какие ветки, и где нужно выйти, чтобы сделать пересадку. Расписание видно отовсюду — ещё покупая билет, можешь прикинуть, когда окажешься в нужной точке. Все надписи дублируются на английском.

Ещё что — я даже в Европе не видел закрытых платформ: а в Гонконге пути за оградой, стеклянные двери открываются, когда подъезжает поезд.

Для оплаты проезда можно использовать билеты и жетоны, а также карточку — привязываешь её к телефону или к часам и ездишь. Деньги списываются в конце поездки.

Карточкой от метро можно расплачиваться в кафе, ресторанах, в магазинах и даже в интернете — как банковской. У нее есть лимит по деньгам, но если привязать её к банковской карте, то ограничения снимаются. Кстати, если их сравнивать, мне кажется, карточка от метро даже работает чуть-чуть быстрее.

«Квартира в 5-10 минутах ходьбы от метро стоит минимум $3 тысячи в месяц»

Сам процесс релокации не занял много времени — буквально неделя, и всё готово. От меня практически ничего не требовалось. Я переехал один, чтобы «подготовить базис» — найти квартиру, подписать все бумаги, а потом уже забрать семью.

Квартиру искали долго?

Нет, не очень. Я связался с агентством — пришёл агент со списком вариантов, и мы пошли с ним выбирать.

Если квартира находится в 5-10 минутах ходьбы от метро (часто бывает, что идти вообще не нужно — просто спускаешься на лифте и оказываешься чуть ли не на перроне), её стоимость начинается от $3 тысяч в месяц.

Квартир-студий и больших «однушек» в Гонконге мало — в основном в центре, а также в дорогих районах. Стоят они $5-6 тысяч в месяц.

Наиболее распространённый и доступный вариант — двух- и трёхкомнатные квартиры. В домах, построенных в 80-90-х годах, они достаточно большие: у меня две спальни и гостиная — они разместились на 60 м². А в новых домах квартиры из трёх комнат занимают не более 45-48 м².

Что типично — кухни не просто очень маленькие, они крохотные: если поставить холодильник, стиральную машину и несколько шкафов, места останется ровно, чтобы подойти к ним. Из того, что сразу бросается в глаза — большие окна: буквально от потолка до пола, во всю стену.

Жильё с мебелью в Гонконге не популярно: 90% квартир на рынке — пустые. Гонконгцы не любят пользоваться чем-либо после кого-то. Если в квартире, которую ты хочешь снять, ты будешь жить первым, — она будет ещё дороже.

Квартиры с мебелью, как правило, сдаются не в долгосрочную аренду. Это называется service apartments — промежуточный вариант между гостиницей и квартирой. Они тоже стоят дороже, чем обычное арендное жильё.

Мне в общем-то повезло: я нашёл частично обставленную квартиру — в ней были шкафы, холодильник и стиральная машина.

Следует ещё добавить, что в Гонконге два вида земель — старый остров и новые территории. На островной части жильё дороже. Но зависит также и от района: к примеру, я живу на конечной станции метро в «японском» квартале — здесь живёт много японцев.

Можно также поселиться за городом: люди, которые живут на побережье, в 30-40 км от Гонконга — платят за жилье раза в два меньше. Но зато им нужны авто. Чаще всего они доезжают на машине до ближайшей станции метро, оставляют машину, и дальше едут на общественном транспорте.

Личный автомобиль, если ты живёшь в городе, иметь невыгодно: парковочные места возле дома — это ещё 30% от стоимости квартиры, то есть порядка тысячи долларов в месяц.

Кроме этого возникает сложность с парковкой в центре: во-первых, не так-то просто найти место на паркинге, во-вторых, стоит это недёшево. Впрочем, для себя вариант покупки авто я даже не рассматривал — белорусские права здесь вообще ничего не стоят. Чтобы начать водить здесь, нужно пойти и заново закончить курсы вождения. Это занимает до года: причём сам курс длится пару месяцев, но прежде нужно «отстоять» в очереди.

«Преждевременно расторгнув договор, будешь вынужден выплатить стоимость за год»

Все договора аренды квартиры в Гонконге двухгодичные, причём первый год — фикс, ты не можешь преждевременно расторгнуть договор, иначе будешь вынужден выплатить всю стоимость до конца.

Контролируют исполнение обязательств органы местного самоуправления — договор подписывается в администрации. Я, если честно, не был к этому готов.

Ты должен не только оплатить первый месяц, но и оставить депозит на 2-3 последующих: то есть тебе сразу же нужно выложить порядка 10 тысяч долларов. А ещё процент агенту — порядка 50% от месячной стоимости квартиры.

Коммунальные услуги оплачиваются дополнительно, но это небольшие траты. Летом, когда постоянно работают три кондиционера, я плачу за электричество от $150 до $200 в месяц, зимой — около $10. Вода и газ тянут на $10-20 — вообще мелочь.

«Не каждая школа берёт учеников в первый класс без знания английского»

В Гонконге представлено большинство интернациональных школ — американские, канадские, британские, австралийские. Далеко не каждое учебное заведение берёт учеников в первый класс без знания английского — чтобы попасть в британскую школу, ребёнок должен сдать тест.

Канадские школы берут детей с нулевым знанием языка: родители просто платят деньги за дополнительные занятия к программе первого класса.

Есть в Гонконге и муниципальные школы — на них ты можешь рассчитывать по умолчанию. Идёшь в администрацию, оставляешь заявление, и тебе подбирают школу. Возможно, в ней даже будет класс, сформированный из англоговорящих детей, которые не знают китайского, — но не обязательно.

Интернациональные школы платные — стоимость школы варьируется в пределах от $12 тысяч до $20 тысяч в год: всё зависит от самой школы, от района и так далее.

Мне говорили, что в каких-то школах есть очереди — и «не факт, что ты попадёшь туда сразу». Но в моём районе европейцев немного, поэтому ажиотажа не было.

Занятия в школах здесь ведутся в более свободной манере, чем в Беларуси. Задания по половине предметов ученики выполняют на планшетах, все учебники можно скачать из онлайн-библиотеки. Общение между учителем и родителем тоже происходит онлайн — в специальном приложении.

«Это нормально, если ты приходишь на работу в 9:00, а уходишь в 21:00»

В Беларуси программисты — особая «каста». Здесь — нет. Менеджер среднего звена из финансовой сферы получает в Гонконге гораздо больше, чем айтишный.

Среднестатистический уровень местных специалистов достаточно низкий: разработчик уровня middle+, по меркам Беларуси — это junior. А вот белорусский мидл на самом деле мог бы в Гонконге претендовать на сеньора.

Но здесь очень много приезжих. В стартапах, коих в «финансовой столице Азии» очень много, также не обходится без инъекций со стороны иностранцев.

У меня на проекте порядка 60 человек, из них половина — это русскоговорящие разработчики, которые находятся в Минске, в Гомеле либо в Польше, остальные ребята — выходцы из Китая, Индии и Гонконга. С точки зрения коммуникаций особых сложностей не возникает, хотя у китайских разработчиков английский не особенно хорош.

Гонконгцы — перфекционисты, они предъявляют к себе и другим очень высокие требования: всё, что ты делаешь, должно быть сделано идеально. Заказчик ждет от тебя ни много, ни мало — совершенства.

Овертаймить приходится?

Да, у меня очень много овертаймов, и очень много работы. Если говорить про Гонконг в целом, то здесь люди привыкли перерабатывать. Это нормально, если ты приходишь на работу в 9:00, а уходишь в 21:00 — в таком случае никто не считает, что переработал.

Прийти на работу в субботу — тоже скорее правило, чем исключение. Я сужу не только по своему проекту, но также по тому, как работают другие отделы у заказчика.

Как гонконгцы отдыхают от напряжённой работы?

Куда-нибудь летают. Здесь очень популярны три направления: Япония, Тайвань и Таиланд.

Самый популярный вид досуга — пробежки. После обеда на набережной очень много бегунов. Лично я не бегаю — предпочитаю тренажёрный зал. Они тоже здесь очень популярны: найти утром или вечером место, чтобы позаниматься фитнесом, не так-то просто.

«Сдать кровь из вены в частной клинике стоит порядка $300»

Сталкивались ли вы с местным здравоохранением?

Да, сталкивался. В Гонконге ты как резидент точно можешь рассчитывать на скорую помощь — она бесплатна. Всё остальное — страховая медицина.

Страховки здесь очень дорогие. Но и болеть тоже недёшево. Могу привести такой пример: сдать кровь из вены в частной клинике, чтобы выполнить общий анализ, стоит около $300.

Чек-апы и профосмотры с обследованиями раз в году выгоднее покупать пакетами — это будет стоить не менее $400-500, но всё же дешевле, чем если прийти в клинику «с улицы».

Можно ли жить в Гонконге без знания китайского?

Да, конечно: ты практически везде можешь объясниться по-английски. Безусловно, не каждый курьер или таксист свободно изъясняется на английском языке, но продавцы в магазинах, официанты в кафе и ресторанах знают язык неплохо.

Гонконг более 150 лет был британской колонией, с 1997 года он существует по принципу «одна страна — две системы»: то есть формально он входит в состав КНР, но на особых условиях.

В общении с гонконгцами чувствуется их отношение к китайцам. Местные винят большого «соседа» в росте цен на недвижимость. Мне рассказывали, что ещё буквально 7-9 лет назад стоимость квартиры здесь составляла порядка $200 тысяч, а с появлением богатых китайцев, которые начали массово скупать жильё в Гонконге, цена на квартиру начинается от $1,5-2 млн.

«Средняя медиана по зарплатам разработчиков $50 тысяч в год. Налог — 12%»

В последний раз я интересовался уровнем зарплат в Гонконге 1,5 года назад — когда ехал сюда: тогда средняя медиана по рынку составляла $50 тысяч в год. Налог стандартный — 12%, но он может расти вверх, в зависимости от суммы, которую ты получаешь.

Впрочем, налоговые выплаты можно уменьшить: например, если у тебя есть семья, и жена не работает — это минус, дети — тоже минус, ты можешь включить в свой налог стоимость аренды квартиры, и тоже немного выгадать. Лично у меня получается довести таким образом с 12% до 8%.

Самые желанные работодатели в Гонконге — ведущие мировые банки и страховые компании. Если честно, я даже не знаю, если ли здесь компании типа Oracle или Microsoft — в Китае они есть, но и там они находятся в серединке. Самый топ в Китае — это Alibaba и её группа, туда все хотят.

В Гонконге есть представительства известных ИТ-бизнесов, но они немногочисленные. Всё-таки Гонконг — это не центр разработки. И даже у EPAM это офис не для разработчиков, а скорее бизнес-локация.

На работе все общаются на равных — по-европейски, без излишнего пиетета перед старшими и опытными сотрудниками. Единственный «местный» обычай, который я заметил — под новый год, к открытию нового офиса и вообще в честь всего нового принято запекать поросёнка.

Я видел такое в дата-центре заказчика: пришло около 400 человек, нам подали много-много запечённых поросят, и после выступления СТО компании мы все дружно их ели.

«Работают все соцсети и мессенджеры, но стоит пересечь границу — и прощай Google Maps»

Без визы из Гонконга можно попасть только в Китай, но самому путешествовать по Китаю сложно — английский язык там не в почёте, поэтому придётся потратить много времени на решение каких-то логистических задач, например, как попасть из пункта А в пункт Б.

«Великий китайский фаервол» не распространяется на Гонконг: здесь работают все соцсети и мессенджеры, но стоит пересечь границу — и прощай Google Maps.

Тут есть туристические фирмы, которые предлагают готовые туры в Китай и соседние страны. Но они, к сожалению, не занимаются визовой поддержкой — всё это на тебе. Поэтому мы особо никуда не выбрались, кроме как в Китай. Между Гонконгом и Шэньчжэнем порядка 1,5 часов езды либо на метро, либо на автобусе, либо на скоростном экспрессе — можно съездить туда на прогулку.

dev.by — сайт об информационных технологиях в Беларуси и в мире.

Статьи по теме:

  • «Всех у одной могилы построят». Глава минской компании «АйТи Шарк», которая не платила сотрудникам, продолжает открывать компании.
  • ИТ в Беларуси-2018: все говорят про рост зарплат, каждому третьему недоплачивают, менеджить не очень выгодно. Исследование dev.by.
  • Интервью с руководителем Flo Дмитрием Гурским про раунды, опционы, чувствительные данные, деньги для вузов и женскую долю.
0
94 комментария
Написать комментарий...
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Илья Петров

Попахивает маленькой рекламой некой конторки ЕПАм)

Ответить
Развернуть ветку
Andrey Belyi

Антирекламой

Ответить
Развернуть ветку
91 комментарий
Раскрывать всегда