{"id":14277,"url":"\/distributions\/14277\/click?bit=1&hash=17ce698c744183890278e5e72fb5473eaa8dd0a28fac1d357bd91d8537b18c22","title":"\u041e\u0446\u0438\u0444\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u043b\u0438\u0442\u0440\u044b \u0431\u0435\u043d\u0437\u0438\u043d\u0430 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u043e\u043b\u043e\u0442\u044b\u0435 \u0443\u043a\u0440\u0430\u0448\u0435\u043d\u0438\u044f","buttonText":"\u041a\u0430\u043a?","imageUuid":"771ad34a-9f50-5b0b-bc84-204d36a20025"}

Как политолог открыл бар без русского крафта и не разорился

Владелец петербургского бара Blackbird Артём Гусев рассказывает о том, как открыл популярный бар с зарубежным пивом на улице Ломоносова, уложился всего в 2 млн рублей и обошёлся без русского крафта.

О себе

По образованию я политолог, кандидат политических наук, закончил СПбГУ. После учёбы какое-то время занимался маркетинговыми исследованиями и проектным менеджментом — анализом целевой аудитории, механикой — и ведением самых разных мероприятий, но к пивной сфере отношения не имел.

Однако увлекался этой тематикой — коктейлями и крепким алкоголем; много ходил в разные заведения. Близость факультета к метро «Чернышевская» сыграла позитивную роль: например, рядом была «Пивная карта».

История бара и выбор концепции

Между появлением идеи открыть бар и запуском проекта прошло около 2 лет. До открытия я консультировался с бар-менеджерами. Меня интересовали поставщики, оборудование и сорта пива. На начальном этапе это было полезно, но потом я многое сделал наоборот, так как это было более эффективно.

Главное, понял, что вход в пивной бизнес не требует слишком больших вложений. Опыта в закупках и ведении бухгалтерии не было, но помогало трудолюбие. Именно оно срабатывает в отсутствие нужных знаний.

Если говорить о концепции: изначально русский крафт был, но я его плохо продавал. Я в этом не специалист, здесь нужен другой пивной бэкграунд — лучше знаю и люблю иностранное пиво. Кроме того, когда я открывал бар, поменялся рынок: московские поставщики стали работать с Санкт-Петербургом напрямую, изменилось ценообразование, теперь легче и быстрее можно получить то пиво, которое хочешь видеть в баре.

Заведение больше ориентировано на американский крафт и близкие ему позиции. В основном у нас пиво для людей, которые либо устали от сложных сортов, либо только погружаются в мир пива.

Название бар получил в честь альбома Blackbird группы Alter Bridge — принт обложки использован в оформлении заведения; а также песни The Beatles. В том числе поэтому часть ассортимента составляет пиво из США и Великобритании. Время от времени в гостях бывают ребята из фанклуба Alter Bridge, а музыканты группы знают о существовании бара в Санкт-Петербурге.

Локация и посетители

Выбор места для бара — одна из главных задач. Попадались варианты и за 75 тысяч в месяц, и за 50. Но не каждый готов сдать помещение под бар, либо не устраивала локация, проходимость. Нам важно было открыться в центре; получить что-то с адекватной геометрией и ремонтом.

Мы нашли объявление на Avito, и через месяц получили помещение на Ломоносова в аренду. Нас устроила проходимость: в среднем в день мимо дверей бара проходит около 2000 человек.

Быстро поняли, что улица «вечерняя», и пик посещаемости будет приходиться на время после 20:00. C первых дней стало работать сарафанное радио, заходили люди с улицы. Бар стал раскручиваться без рекламы и PR — только на постоянном поддержании интереса, сменяемости позиций и атмосфере. И, конечно, на адекватном среднем чеке: 400-800 рублей на напитках.

Управление

Когда ведешь дела в одиночку — хорошо разбираешься во всём, но с большим трудом можешь делегировать задачи. Я сам делаю заказы, сам покупаю нужное, что-то мне привозят. Проще сделать работу самому, чем объяснять другому человеку по сто раз — на это придётся потратить больше времени.

Затраты

Проект на начальном этапе стоил около 1 млн 100 тысяч рублей, на модернизацию бара в течение первого года было потрачено еще около 800 тысяч из полученной прибыли. На улучшение, а не на постоянные расходы.

Аренда помещения обошлась в 1500 рублей за м2, это средняя цена по городу.

Для работы Blackbird достаточно трёх барменов, каждый из которых получает среднюю по Санкт-Петербургу зарплату — около 2500 рублей за смену. Первое время за баром я работал сам, и сейчас время от времени это происходит, но реже - для небольших заведений нормальная практика.

Многое по ремонту мы делали сами — на этом удалось сэкономить. Но общие затраты составили около 250 тысяч рублей: работа и стройматериалы. Отдельно стоит считать закупку мебели и посуды: около 275 тысяч.

Первичная закупка пива составила около 150 000 рублей. Изначально мы покупали более понятное не слишком дорогое пиво: была цель быстро продать, чтобы увеличить оборотные средства. Мы не забивали склад, потому что ежедневная выручка не слишком большая. Пиво не продаётся и может испортиться.

Персонал

Одна из самых больших проблем сферы — подбор персонала. Нормальную команду собрать трудно. Проще воспитать себе старшего бармена, чем найти, но на это нужно много времени и сил. Работа барменом всё еще считается временной и относится к категории обслуживающего персонала.

Многие приходят переждать до лучших времён, не разбираются в пиве и не знают, чего они хотят. Популярность крафта способствует появлению большого количества дилетантов.

Работать в баре самому - не только экономить на зарплате, но и общаться с посетителями напрямую. В баре, так или иначе, главный тот, кто работает за стойкой, именно он должен помогать гостям и контролировать ситуацию.

Плюсы и минусы концепции

Полноценной кухни в Blackbird нет, мы подаём только закуски. Использовали принцип работы винных и классических коктейльных баров: оливки, вяленые томаты, брускетты, мясные доски. 85 % заработка — это пролив, остальное — кухня, которая работает в том числе на «сбивание градуса». Нет привычных гренок или сосисок — это можно назвать и плюсом, и минусом: слишком сытные блюда не способствуют большому потреблению сложных сортов, вызывают желание выпить чего покрепче, но в то же время увеличивают время, которое люди проводят в баре.

Кроме того, бар ориентирован на лёгкий алкоголь: если ввести крепкий, может упасть пролив пива, но на нём можно больше зарабатывать. В любом случае, если бы я вводил что-то кроме пива, выбрал бы дистилляты, кальвадос и другие близкие позиции.

Сегодня

За первый месяц бар работы прошёл точку безубыточности, и дальше мы смогли тратить деньги на развитие. Сегодня посетители — это туристы, экспаты, пивные гики, работники пивной индустрии, жители окрестностей, интеллигенция, программисты — у последних высокие зарплаты и запросы. Мы действительно можем предложить редкие и интересные позиции по нормальным ценам, и готовы принимать одновременно до 40 человек.

Среди важнейших достижений за эти два года — открытие у нас в баре первого в России корнера легендарной мичиганской пивоварни Founders. Вы всегда можете попробовать их сорта у нас на кране и в бутылке, а также все новинки, которые приезжают в Россию, первыми «светятся» у нас.

Сейчас мы несколько видоизменяем концепцию: будем предлагать 6 кранов самого разного сидра, популяризировать этот напиток и делать ставку в том числе на него. Заведение станет работать в двух форматах: пивного и сидрового бара. Также планирую привлекать «непивную» аудиторию и делать интересные мероприятия на территории бара: лекции и дегустации новых сортов.

0
101 комментарий
Написать комментарий...
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Nikita Rogatov

Что за голубой океан?

Ответить
Развернуть ветку
Юрий Б.

Встречный вопрос - что вы делаете на ресурсе?

Ответить
Развернуть ветку
Kirill Kir

Юрий, поставьте себе минус))

Ответить
Развернуть ветку
Юрий Б.
Ответить
Развернуть ветку
98 комментариев
Раскрывать всегда