«Слёрм» — highly addictive. Как превратить междусобойчик в глобальный проект

Несколько лет назад в Google придумали Kubernetes, инструмент построения сверхнадежных серверных кластеров. Если банк хочет, чтобы его приложение для смартфона было доступно 99,99% времени (а это простой меньше 5 минут в месяц), он запустит его в кластере Kubernetes.

Спикер Павел Селиванов на открытии Слёрм-4

На карте CNCF, организации, владеющей Kubernetes, в России есть всего 2 точки: Москва и Лиски, городок в Воронежской области с населением в 54 тысячи человек.

Как так вышло?

Дом, который построил Джек

Раскроем интригу сразу.

Лиски — это город, где зарегистрирована компания Southbridge, где работают исключительно удаленные сотрудники, для обучения которых придумали курс «Слёрм». Он набрал такую популярность, что прошел международную сертификацию.

Именно сертификация Слёрма и привела к тому, что по версии CNCF в России Kubernetes преподают только в Лисках.

Как познакомиться с исполнительным директором после 7 лет плодотворного сотрудничества

История Слёрма начинается с удаленной работы. Southbridge изначально делала ставку на людей из провинции.

В регионах живет много талантливых людей, кто по разным причинам не хочет и не может перебраться в Москву. Они хотят учиться, хотят работать, хотят разумных денег. Если дать им раскрыться, они показывают великолепные результаты.

Игорь Олемской, генеральный директор Southbridge

Southbridge спокойно росла и процветала, хотя сотрудники никогда не видели друг друга.

Мы в команде с Сергеем Фоминым, директором по производству, создавали и развивали бизнес, ни разу не встретившись вживую. Я даже не знал, как он выглядит. Мы впервые увиделись в мае этого года, когда Сергей приехал в Москву на очередной Слёрм.

Игорь Олемской, генеральный директор Southbridge

Учиться, учиться и еще раз учиться.

Главный актив — это люди. Все, что делает компания, появляется не из воздуха. Всё делается руками сотрудников, благодаря их уму, упорству, любознательности, самоотдаче. Кадры решают всё.

Если делаешь ставку на человеческий капитал, в этот капитал стоит вкладываться по максимуму. В первую очередь — учить людей.

Мы всегда готовы учить людей внутри компании и отправлять на курсы. Сколько бы ни стоило обучение, мы выделяем деньги. Хочешь курсы по Астериску — пожалуйста. Хочешь на Highload — отлично. Бывают курьёзные случаи: дизайнер-фрилансер, который делает наши сайты, личные кабинеты, интерфейсы, попросил аванс, чтобы оплатить курсы по типографике в бюро Горбунова. Компания оплатила его обучение. Это ценность для компании — люди, которые хотят развиваться.

Игорь Олемской, генеральный директор Southbridge

Получается самоподдерживающийся процесс: человек учится, лучше и быстрее работает, берет более сложные проекты, больше зарабатывает, компания дороже продает его услуги, вкладывает деньги в его обучение и так по кругу.

Админ доволен: его ценность растет, оплата растет, работа становится интереснее.
Клиент доволен: у него компетентный и энергичный подрядчик.
Компания довольна: бизнес растет.

И тут пришел Kubernetes

В 2014 году вышла первая версия Kubernetes. В 2018 году в России поднялся хайп: в Яндексе количество запросов Kubernetes выросло с 1000 в месяц до 5000, на переговорах все чаще звучало это слово. Бизнес еще не поверил в Kubernetes, но уже активно к нему приглядывался.

В 2018 году мы увидели, что Kubernetes набирает обороты, а в компании полноценно владеет им всего пара человек. Два человека — это гораздо лучше, чем никто, но гораздо меньше, чем нам нужно. Приличных курсов на рынке просто нет. Отправить людей некуда. И мы приняли очевидное решение: делаем внутренние курсы, чтобы спецы научили остальных.

Игорь Олемской, генеральный директор Southbridge

Но нельзя просто взять и научить людей. Удаленных сотрудников в офисе не соберешь, их нужно везти из Челябинска, Хабаровска и Калининграда. Kubernetes — тема сложная, за пару часов не освоишь, а отложить все дела на неделю не каждый способен.

И передать знания не так просто, нельзя сесть перед вебкой и вложить коллегам в голову все, что знаешь сам. Нужно структурировать материал, спланировать лекцию, подготовить презентацию, придумать практическое задание.

Чтобы обучение состоялось, надо подготовить программу, снять отель, вырвать всех из рутины, усадить в конференц-зал и экспресс-методом закачать знания в головы.

А если мы снимаем отель и конференц-зал для своих, почему бы не продать десяток мест? Отобьем немного денег на билеты.

Так родилась идея Слёрма.

«Слёрм-1»: в первый раз всегда больно

Концепция Слёрма непрерывно менялась. Мы проведем его в «Поселке программистов под Кировом». Нет, переезжаем в отель под Москвой. Делаем программу на неделю. Нет, на 3 дня. Рассчитываем на 30 участников. Нет, на 50. Практику проходим на ноутбуках. Нет, в облачном кластере.

У меня уже был опыт обучения людей работе с Kubernetes, так что первая программа состояла из того, что я обычно рассказывал коллегам-администраторам. И рассчитана она была на неделю. Потом оказалось, что на неделю никто из жизни выпадать ради нашего обучения не хочет, и совместными усилиями мы сократили программу до 3 дней: убрали всю воду, по-максимуму заменили теорию практическими заданиями и попутно так перестроили программу, чтобы она была полезна не только админам, но и разработчикам, чьи приложения работают в k8s.

Павел Селиванов
, спикер Слёрма
Первая встреча сотрудников Southbrdige

Учиться на Слёрм приехало 20 человек из Southbridge. Мы практически без рекламы продали еще 30 билетов по 25 000 ₽ (что очень дешево с учетом проживания), и еще человек 30 зарегистрировалось в очередь ожидания. Стало ясно, что спрос на такие курсы огромен.

2 августа 2018 года, участники съезжаются в отель, и шквал организационных проблем больно бьет нас по голове.

В конференц-зале, где должен проходить Слёрм, не закончен ремонт. Нет столов: то ли доставка из Икеи задержалась, то ли отель и не собирался их закупать, а нам вешал лапшу на уши. Треть номеров непригодны для жизни. Администрация отеля выглядит так, как будто еще вчера доила коммерсов, а девушки на ресепшене умучены, как те самые коммерсы.

В этом зале через 20 часов начнется Слёрм-1

После первого Слёрма у меня развился вьетнамский синдром. Я лично проверяю залы, которые мы арендуем, считаю столы, сижу на местных стульях, пробую еду, прошу показать мне номера.

Антон Скобин
, коммерческий директор Southbrdige
Сидим практически друг у друга на коленях.

Тем не менее, за первый день все животрепещущие вопросы были решены: столы собрали со всего отеля, «ограбив» ресепшен и столовую, самых пострадавших гостей поселили в «Корстоне» в близлежащем Серпухове, заодно оплатив им такси, наладили подвоз воды и питание.

На второй день, когда ситуация успокоилась, мы решили, что перед гостями надо извиниться. Поехали в „Метро“ и купили 100 литров Гиннеса. Если уж мы не смогли обеспечить комфорт в зале и в номерах, хотя бы скрасим людям вечер.

Игорь Олемской, генеральный директор Southbridge
Что делают админы после трудного рабочего дня?

Несмотря на все проблемы, людям понравилось то, ради чего они ехали: содержательная часть. Поэтому на третий день Слёрма мы приняли решение повторить его осенью. Попутно опросили участников по интересующим темам и собрали задел на продвинутую программу. Мы назвали её «МегаСлёрм».

Слёрм-2: работа над ошибками

Слёрму нужен нормальный отель. Выбираем пятизвездочный «Царьград».

Желающих больше, чем может вместить зал, и не все могут себе позволить командировку. Организуем удаленные занятия: онлайн-трансляцию, общение в телеграм-канале, группу саппортов для помощи удаленным студентам.

Студентов становится значительно больше. Систематизируем и автоматизируем процессы: создание кластеров, рассылку доступов, сбор вопросов аудитории.

Мы уже не впопыхах принимали организационные решения, а создавали технологию мероприятия.

Тут уже и зал приличный, и места всем хватает.

Теперь вскрываются концептуальные проблемы.

Люди не хотят ехать в загородный отель. Нам казалось, это круто: вырваться из текучки, отправиться туда, где тебя не догонит работа и домашние дела, погрузиться в Kubernetes по уши. Оказалось, это лишний напряг. Кроме того, отель больно бьет по бюджету мероприятия.

Финотделы не хотят оплачивать сотрудникам учебу в зале, когда есть более дешевый онлайн. А ведь мы задумывали онлайн как паллиатив для тех, кто живет в дальних уголках России и в других странах, и не собирались превращать Слёрм в трехдневный вебинар.

Отдельно порадовало, что на МегаСлёрм приехало 40 человек, хотя мы изначально рассчитывали на 15-20. Среди них много участников первого Слёрма.

Первая продажа — это маркетинг. Вторая продажа — качество продукта. Со второго Слёрма мы оцениваем свою работу по людям, которые записываются на все наши программы, и по компаниям, которые снова и снова отправляют к нам сотрудников. Мы уже официально сделали для них клубную скидку.

Антон Скобин
, коммерческий директор Southbrdige

Слёрм-3: здравствуй, Питер!

Проводим Слёрм в Питере. Делаем одинаковую цену на «живое» и удаленное участие.

И промахиваемся с размерами зала.

Выбираем небольшой аккуратный зал на 50 человек. Заявки медленно капают, и вдруг наступает конец декабря. Компании принимаются стремительно осваивать бюджеты 18 года и буквально за неделю раскупают все места.

Весь январь люди пишут: «Мы из Питера, только узнали, хотим в зал, найдите, пожалуйста, местечко». И мы добавляем еще 20 мест. По расчетам выходило, что все поместятся, но когда мы начинаем расставлять столы, получается очень тесно.

На третьем Слёрме кристаллизуются требования к размерам, планировке и оборудованию зала.

Как обычно, вскрывается новый слой проблем: наши спикеры круты как технари, но не как преподаватели. Мало иметь хорошую программу, надо донести ее до аудитории.

После третьего Слёрма у проекта появляется методическое сопровождение.

Моя сестра работает в образовании: организует и ведет мастер-классы, семинары, интенсивы. В том числе обучает школьных учителей и спикеров. Я позвал ее на помощь.

Антон Скобин
, коммерческий директор Southbrdige

Я занималась со спикерами, объясняла, как выглядит учебный процесс, рассказывала, что такое интерактивная лекция, как удерживать внимание учеников. Например, если долго рассказываешь нон-стоп, будь уверен, что половину люди пропустят. Прорабатывали презентации, интерактив. Организовали для ребят занятия по ораторскому мастерству.

Параллельно мы решили приглашать спикеров со стороны, чтобы не зацикливаться на опыте и практиках нашей компании.

Ольга Скобина, методист Слёрма

Когда я готовлюсь, прежде всего я стараюсь понять, как я сам пришел к этому знанию. Зачем оно мне понадобилось и с какими трудностями я столкнулся. Потом пытаюсь все это систематизировать, обращаюсь к документации, проясняю для себя какие-то моменты, на которые не обращал внимания раньше. Обязательно продумываю практические задачи, чтобы люди не просто слушали, а делали руками. Потом самые сложные вещи нужно визуализировать на слайдах. И провести репетицию с живыми людьми. Обычно мы просим кого-то из коллег послушать материал, пройти практические задания и высказаться, насколько все понятно, сложно, полезно.

Павел Селиванов
, спикер Слёрма

Слёрм-4: куколка превратилась в бабочку

Четвёртый Слёрм стал прорывным: 120 участников в зале, ведущий, методист, группа саппортов из 20 человек, все вылизано и отрепетировано.

...запомнился Слёрм-4 в Москве. Как-то так получилось, что именно на нем я впервые стал задумываться не о том, как я проведу занятие, все ли я по тексту скажу, ничего ли не забуду, а о том насколько хорошо поняли меня слушатели. Насколько я смог донести свою мысль и объяснить как работает технология. Это довольно интересное изменение, которое произошло внутри меня. Я стал по-другому смотреть на процесс подготовки, да и на сами наши курсы.

Павел Селиванов
, спикер Слёрма
Как далеко мы ушли от Слёрма-1...

Не обошлось без толики позора. Со словами «Мы админы, сетевики, мы сейчас раскинем свой суперский вайфай», мы установили точки доступа, потом кто-то задел ногой сетевой провод, идущий в Микротик, тот по вайфаю подключился к соседней точке, образовалось кольцо. В результате первые полдня «наш модный вайфай» еле работал.

История всей моей жизни: стоит начать понтоваться, происходит лютый факап. Не надо было менять работающее решение только потому, что у нас более крутое оборудование <...>

Зато меня порадовало, что люди, сидя на базовом курсе, покупали билеты на продвинутый курс. Если человек, слушая наших спикеров, готов прямо здесь и сейчас заплатить 45 тысяч, чтобы послушать их еще 3 дня, это что-то значит.

Антон Скобин
, коммерческий директор Southbrdige

Секрет успеха

Год назад мы воровали столы из столовой, чтобы рассадить 50 участников.

Сейчас мы прошли сертификацию в Cloud Native Computing Foundation: хозяева Kubernetes подтвердили, что мы можем его внедрять и ему учить.

Следующий Слёрм проходит в сентябре в Питере: Теперь Selectel, крупнейший российский хостер, пригласил нас в свой конференц-зал.

Записана и продается онлайн-версия курсов.

Присматриваемся к загранице: ведем переговоры с Казахстаном и Германией.

Самое время раскрыть секрет успеха.

А его нет.

Можно было бы сказать: надо просто хорошо делать свое дело. Но я в жизни много дел делал хорошо, и толку? Можно сказать: решает команда. Но были в моей жизни толковые команды, не сумевшие оторваться от дна. В каждой истории успеха я вижу стечение удачных обстоятельств. И в нашей — в первую очередь.

Антон Скобин
, коммерческий директор Southbrdige

Вовремя в руки попалась горячая тема. Нашлись специалисты, готовые ее объяснять. Они согласились стать ведущими. Были деньги на организацию. Каждый раз, когда мы упирались в кадры, на горизонте появлялся нужный человек. Все совпало самым благоприятным образом.

А главное — прекрасная аудитория. Люди, которых мы помним в лицо и по именам, и здороваемся при случайной встрече. Будь критики чуть больше, а благодарностей чуть меньше, мы бы не рискнули продолжать после первого Слёрма.

И, все же...

Случайности не случайны.

Уг-вей
, мастер кунг-фу
0
5 комментариев
Bulat Ziganshin
На карте CNCF, организации, владеющей Kubernetes, в России есть всего 2 точки

купите писателя, что ли

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
К М

У вас цена на оффлайн и онлайн участие одна и та же- 25000 руб?

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Southbridge Company
Автор

Да. Готовим мероприятие в Алмате, ведем переговоры.

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Раскрывать всегда