Франшиза и бизнес-план – что нужно знать, чтобы начать свой бизнес?

Друзья-предприниматели и те, кто к ним стремится, всем привет 🖐. Данную статью я решил посвятить теме выбора бизнеса по франшизе. На что обратить внимание? Как размышлять?

Написал про свой опыт и опыт своих коллег, друзей.

Андрей, Иногда любит писать.

Для начала немного терминов:

Паушальный взнос — это та стартовая сумма денежных средств, которую вам надо заплатить, чтобы заключить договор на сотрудничество по франшизе. Где-то это подтверждение серьезности ваших намерений, а где-то плата за базу данных, брендбук, стандарты, регламенты, которые становятся вам доступны после оплаты.

Роялти – это процент от доходной части вашего бизнеса, который вы ежемесячно будете платить своей управляющей компании. Обычно варьируется от 3 и до 5%.

Франчайзер (Управляющая компания) – это та сторона, которая полностью владеет всеми правами на бренд, и которая вам продает франшизу.

Франчайзи – это вы 😊, если её купили.

Этап №1. Выбор франшизы.

Наверное, правильно будет обратить внимание на франшизы бизнесов, которые вам нравятся, и которыми вы пользуетесь, либо могли бы пользоваться в своей повседневной жизни. Такие бизнесы будут интуитивно понятны, ведь они естественным путем уже смогли привлечь ваше внимание, а также всегда будет желание узнать их изнутри, чтобы создать нечто подобное, но уже своими руками.

Мой вам совет – выбирайте франшизу, что вам по душе, когда без всякого зазрения совести товары или услуги данного бизнеса можно предложить своим друзьям, знакомым, папе или маме 😊.

Андрей, Советует любить то, чем занимаешься.
Предприниматель думает... Автор неизвестен.

Этап №2. Связь с франчайзером.

Обычно у каждой рабочей франшизы есть свой сайт с общей информацией о продукте и контактные данные для связи. Перво-наперво, надо изучить сайт, скачать презентацию, если она есть, и подробно прочитать всю информацию, которая в открытом доступе.

Полученная инфа не должна остудить ваш пыл. Если уже на этой стадии, какие-то вещи напрягают или противоречат вашим представлениям о бизнесе, то стоит подумать о других направлениях. Ведь одна из основ работы по франшизе – это четкое следование правилам сети, поэтому важно морально быть согласным с основными пунктами франшизы.

Всё нравится? Ок. Связываемся с контактным лицом и выказываем свое намерение купить франшизу. В процессе общения вопросы лучше задавать, уже зная половину ответа, ведь вы прочитали и посмотрели все презентации, не так ли?))

К чему нужно быть готовым:

✅ Собеседование – процесс переговоров по Скайпу, телефону, почте может занимать месяц и даже более. Поэтому приготовьтесь запастись временем.

✅ Резюме – да, вам нужно будет показать, почему, и как вы обладаете управленческим потенциалом. Если у вас нет необходимого опыта менеджмента, то иногда здесь может подойти вариант, когда вы заявляете, что бизнес будете строить с партнером, который как раз этот опыт имеет. В таком случае партнер должен присоединиться к переговорам по франшизе.

✅ Бизнес-план – довольно-таки подробная табличка развития бизнеса с учетом всех затрат и доходов с перспективой на год или два. С помощью этого плана, вы начинаете четко осознавать, сколько денег необходимо вложить во франшизу, на какой месяц можно выйти на точку безубыточности, и когда вы полностью окупите вложения. Про бизнес-план расскажу чуть подробнее ниже.

✅ Финансовые гарантии – это собственно тот объем денег, который у вас есть, чтобы дожить до точки безубыточности. Обычно не требуется доказывать, что у вас эти деньги реально есть. Уже на этапе покупки франшизы вы начинаете тратиться, поэтому если вы не понимаете, откуда взять деньги дальше на развитие, то это уже больше ваша проблема, чем франчайзера.

Деньги должны быть, и на этапе переговоров задача управляющей компании четко вас сориентировать по объемам вложений в бизнес.

Предприниматель думает еще... Автор неизвестен.

Этап №3. Подробный бизнес-план.

Рекомендую проникнуться любовью к созданию бизнес-плана, именно это поможет вам четко осознать, стоит ли ввязываться в данное приключение или нет. Бизнес-план обычно состоит из:

1. Исходные данные – в зависимости от вида бизнеса, это может быть лимит производительности оборудования, размер склада, состав и стоимость рабочего места, ФОТ сотрудников, понятно прогнозируемые расходы на офис (площадь, интернет, телефония, курьеры), налоговая ставка. То есть это все то, что будет в той или иной степени константами и что точно вам известно на текущий момент. По идее на этом этапе франчайзер должен еще подсказать средние траты на маркетинг и рекламу.

2. Расчет себестоимости 1 единицы услуги или товара. Зная все исходные данные, важно осознать, во сколько рублей вам обойдется производство (продажа) то или иной единицы товара или услуги. Если с товаром более-менее ясно, по услугам порой сложно понять их себестоимость и единицу измерения. В таком случае рекомендую попробовать все перевести в часы. То есть понять, сколько стоит один час одного среднестатистического сотрудника вашей компании.

3. План продаж – понимая, сколько вам требуется ресурсов и денег, чтобы производить (продавать) одну единицу товара или услуг, вы можете уже добавить сверху своей стоимости (ценности) и попробовать спрогнозировать, сколько в месяц и по каким ценам вам нужно делать продаж, конечно же, учитывая конъюнктуру рынка, то есть средние цены на рынке по вашему направлению. В данном случае франшиза вас только направляет по ценам, вы в праве их варьировать в зависимости от конкретно ваших условий (численность города/района, покупательская способность клиентов, сезонность, любые другие внешние факторы). План продаж рекомендую делать двух версий: оптимистичный и пессимистичный. Само собой, что, если после всех ваших размышлений, вы приходите к выводу, что работоспособность франшизы в вашем городе/районе не может развиваться даже по пессимистичному плану, следует от нее отказаться, либо поменять что-то в исходных данных.

4. Планирование персонала – как я уже говорил выше, бизнес-план лучше всего строить на год или два, поэтому мы не можем обойти стороной планирование расширение штата, ведь предприниматель — это оптимист, который всегда верит в рост своего бизнеса 😊. Ставим в плане подбор нового сотрудника через полгода, год и т.д. Берем на заметку, что увеличивается ФОТ и нужно найти деньги на сооружение новых рабочих мест.

5. Аренда – если бизнес предполагает увеличение площади с ростом, так же делаем наброски по расширению офисного или производственного пространства. Берем на заметку, что увеличивается арендная плата, содержание офиса (уборка, новая линия интернета, кулер с водой, новый принтер, диван для гостей и т.д.).

6. Прогноз фин. Результата. Итак, мы знаем исходные данные, себестоимость единиц продукции/товара бизнеса, построили план продаж, позаботились о расширении. Сводим это всё в большую красивую таблицу, чтобы понять на каком месяце по идее вы выходите на точку безубыточности, а когда вы сможете вернуть все вложенные средства. Так же, как и с планом продаж, делаем 2 сценария развития событий: хороший и не очень. В нормальных условиях на практике вы как раз должны очутиться где-то по середине между ними и окупить свой бизнес, допустим, через полтора года.

Предприниматель всё обдумал. Автор неизвестен.

Этап №4. ООО или ИП? Система налогообложения?

Обычно франчайзер не накладывает ограничений по выбору вами формы ведения бизнеса: это может быть и ООО, и ИП. Тут каждый сам решает.

По системе налогообложения чаще всего выгодно делать УСН 15%. Но бывают бизнесы, которые ведутся на патенте или ЕНВД. А кому-то и вовсе только с НДС приходиться работать. Такие решения принимаются на основе бизнес-плана и вида деятельности, и выделить какие-то общие правила работы по франшизе не представляется возможным.

Обычно я смотрю все факторы в совокупности и принимаю решение, как грамотно организовать бизнес с точки зрения бухгалтерского и налогового учета в каждом кейсе конкретно.

Андрей, Помогает правильно считать на калькуляторе.

Так же здесь стоит позаботиться о подходящем вам расчетном счете в банке, онлайн-кассе, эквайринге - здесь тоже есть свои нюансы и борьба за нужные вам проценты прибыли.

Что ж, друзья, надеюсь, был вам полезен. Без колебаний задавайте вопросы и делитесь своим опытом работы по франшизе.

👍 Бизнеса и добра вам.

0
4 комментария
ISAEV_IVAN

По-моему если ты покупаешь франшизу тебе должны полностью все разжевать с табличками планами и консультантом который при необходимости приезжает - прилетает на местность твою.
Тк за это ты платишь + отчисляешь ежмсчн
Грубоговоря ты покупаешь чьи-то шишки набитые.

Ответить
Развернуть ветку
Andrei Nikolaev
Автор

Спасибо за ответ.
—-
Готовые таблички с разжевыванием, из чего они состоят, вам дадут.
Но построить свою, учитывая особенности именно вашего проекта, задача претендующего на франшизу.
И здесь уже надо четко понимать структуру этих таблиц и уметь мыслить стратегически.

Ответить
Развернуть ветку
Denis Kiselev

Не вижу прямой связи между желанием начать бизнес и покупкой франшизы!

Приличные франшизы новичкам обычно не продают. Например, попробуйте купить франшизу KFC

Ответить
Развернуть ветку
Andrei Nikolaev
Автор

Спасибо за ответ.

Желание начать бизнес очень часто начинается с покупки франшизы - это готовые процессы, поставщики, ПО и т.д.

Кроме франшизы KFC есть масса других, с чего вы можете начать свое предпринимательство.
Например, кальянная.

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
1 комментарий
Раскрывать всегда