Как продавцы франшиз манипулируют подменой понятий

Пока модные предприниматели фоткаются с арендованными Ламборгини в Дубае, я занимаюсь проблемами, о которых не пишут в блогах про успешный успех. Я — юрист. Работаю только с бизнесом: товарные знаки, патенты, франшизы, договоры, споры, суды и всё такое.

Иногда ко мне приходят ребята с горящими глазами и приносят на проверку договор на покупку франшизы. Кажется, они не понимают, что почти во всех франшизах есть один большой подвох, о котором не принято говорить. Через меня прошло несколько десятков споров по франшизам, и похоже, что этот нюанс не так очевиден, как мне казалось.

Знаете, бывают такие люди, которым если пришла в голову очередная «сверхприбыльная» идея, то обратить их внимание на подводные камни новой затеи очень сложно. Наверняка и у вас есть такие знакомые.

Чтобы объяснить, в чём дело, я написал небольшой пятиминутный рассказ. Понимаю, что это непривычный формат для vc.ru, но что, если так и правда лучше, чем привычные занудные лонгриды с цитатами из законов?

Тусклый свет настольной лампы освещал ювелирную мастерскую Мойши. Он сидел за столом и обдумывал план открытия такой же мастерской в соседнем городе. Перед ним лежал листок со списком:

Задачи:

  • Найти помещение под мастерскую (три месяца, 30 тысяч шекелей).
  • Поставить мебель и оборудование (90 тысяч шекелей).
  • Нанять управляющего (5000 шекелей).
  • Нанять трёх рабочих (10 тысяч шекелей в месяц).
  • Организовать рекламу в местных газетах (20 тысяч шекелей в месяц).

Похоже, что на запуск уйдёт не меньше 200 тысяч шекелей, почти полугодовой доход мастерской. Помимо расходов Мойшу пугали риски: если в другом городе дело не пойдёт, деньги улетят в трубу. Наёмный управляющий мог всё разворовать, рабочие могли распугать клиентуру, реклама могла не окупиться, да и мало ли вообще причин, по которым дело может прогореть.

Кроме того, по расчётам Мойши получалось, что как ни крути, придётся два-три месяца прожить в Хайфе, чтобы запустить мастерскую и поставить дело на поток.

Дверной колокольчик прервал раздумья. В мастерскую зашёл Абрам, старший брат и компаньон Мойши.

— Таки над чем вы так тяжело думаете, Мойша? — спросил он.

— Мой дорогой брат, наша мастерская последний год как будто замерла. Похоже, мы исчерпали весь рынок и нам некуда больше расти. Если мы хотим зарабатывать больше, нам нужно открыть филиал мастерской в соседнем городе.

— И в чём вы таки видите здесь сложности?

— Нам нужно потратить кучу денег и прожить в Хайфе минимум три месяца, чтобы наладить дело. Если у нас не получится, мы останемся без денег и с множеством ненужных вещей. При этом, даже если всё пойдёт в гору, я не представляю, как сделать так, чтобы местный управляющий не проводил заказы мимо кассы, а рабочие не воровали.

— Мойша, вы смотрите на дело с неправильной стороны, — усмехнулся Абрам. — Я могу сделать так, чтобы этот ваш местный управляющий потратил собственные деньги на открытие нашей мастерской, сам купил оборудование и нанял рабочих, сам сделал нам рекламу и сам следил за тем, чтобы у нас не воровали. Риски он тоже возьмёт на себя.

— Ну что вы такое говорите, Абрам, это невозможно, — устало ответил Мойша. — Вам придётся обыскать весь мир, чтобы найти такого глупца.

— Мой дорогой Мойша, нам совершенно не нужен глупец, скорее наоборот. Нам нужен смекалистый и расторопный гой, который поверит в наше дело. Нам нужно просто подобрать правильные слова. Прежде всего, мы не будем называть его «местным управляющим» и «региональным директором». Вместо этого мы назовём его «предпринимателем», сейчас это в моде. Такое звание вселит в него ощущение, будто он действует в собственных интересах, а именно это нам и нужно больше всего. Нашу мастерскую в другом городе мы назовём «бизнесом», а затраты на открытие — «инвестициями». Вкладывать деньги, конечно, будет он, свежеиспеченный предприниматель, ведь это будет его собственный «бизнес», — улыбнулся Абрам. — А взамен мы будем называть его не «работником», а «партнёром». Должностные обязанности наёмного управляющего мы впишем в условия «партнёрского договора», так что делать он будет всё то же самое, только за свои деньги и под свою ответственность. Каждый месяц он будет платить нам за право работать с нами, это мы назовём «роялти». Сам же вместо зарплаты он будет получать «прибыль». Изначально мы просчитаем систему так, чтобы наш «предприниматель» зарабатывал примерно столько же, сколько мы платили бы наёмному местному управляющему. Иногда меньше, иногда больше, но это же «бизнес», — ухмыльнулся Абрам, — а если дело не пойдёт, то мы не будем платить зарплату ни ему, ни его рабочим. Вместо этого мы скажем, что бизнес — это всегда риск. Крах дела спишем на его неопытность. Вина будет за ним, поэтому он не станет требовать от нас компенсации потерянного. Наша задача только в том, чтобы рассказать ему, как вести наши дела. При этом мы скроем от него некоторые детали, чтобы он не смог работать без нас. И да, он сам приедет к нам ради этого из Хайфы, нам ехать к нему не придётся. Чтобы он не раскрыл наш план, мы назовём это каким-нибудь умным словом, пускай это будет «франшиза».

Мойша перевёл взгляд на исписанные листы, на Абрама и снова на листы. План Абрама решал все задачи одним махом. Он казался превосходным, просто идеальным.

— Мойша, я ещё не закончил, а вы уже выглядите удивлённым, — посмеялся Абрам, — так вот, кроме всего, мы сделаем так, что наш гой-предприниматель ещё и приплатит нам сверху приличные деньги ещё до того, как начнёт что-то «зарабатывать».

— А это как же вы назовёте? — Мойша встал из-за стола и взялся за голову.

— «Паушальный взнос», — ответил Абрам.

Через неделю в газете «Вестник Хайфы» блестело свежее объявление:

«Продаётся франшиза известной ювелирной мастерской “Мойша, Абрам и партнёры”! Станьте предпринимателем и откройте свой бизнес по отработанной методике! Гарантированная прибыль от 10 тысяч шекелей в месяц! Только одна франшиза на весь город, успейте раньше других! Хватит ждать, начните зарабатывать прямо сейчас!».

Тираж газеты ещё не успел уйти с прилавков, а телефон в мастерской Абрама и Мойши уже разрывался от звонков.

Это был экспериментальный пост, поэтому мне особенно важно ваше мнение:

Как думаете, стоит ли продолжать такой формат?
Да, интересно, давай, почему бы и нет.
Не-не, раз попробовал — и хватит, давай пиши лучше по-нормальному.
Показать результаты
Переголосовать
Проголосовать

Тем временем мои прошлые статьи на vc.ru в более привычном формате в сумме собрали почти 20 тысяч читателей:

Я сам не ожидал, что статьи привлекут такой интерес аудитории, поэтому я проникся и запилил отдельный Telegram-канал «Бизнес-юрист» (@bchlaw). Там буду разбирать ошибки предпринимателей, которые обращались ко мне. Возможно, это поможет кому-то из читателей не наступить на чужие грабли и сэкономить деньги, время и нервы.

Меня раздражают публикации о бизнесе с копипастой из пластмассовых американских книжек, тривиальными советами и цитатами законов на лист А4. Вместо этого я лучше расскажу о том, что происходит в реальной жизни — откуда берутся проблемы обычных русских предпринимателей и небольших компаний, как эти проблемы решаются и как бы в них вообще не вляпаться.

У меня нет подручных копирайтеров, продвигальщиков или ещё кого-то, если честно, даже не разбираюсь особо, как работает продвижение в Telegram. Зато у меня есть истории и опыт, о котором почему-то обычно не рассказывают. Давайте, в общем, попробую запуститься и в Telegram, а там посмотрим. У меня там уже целых три подписчика, четвёртым будете :)

0
101 комментарий
Написать комментарий...
Vladislav Proshinsky

Понравилась аллегория!
Сначала мозг хотел слиться, мол, что за хрень опять на VC, но осилив до конца, понял, что это же тру стори, которые сейчас на каждом пре-ролле в YouTube, и люди покупают.

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Башук
Автор

Спасибо, вот у меня тоже и накипело))

Ответить
Развернуть ветку
5 комментариев
Kirill Pankin
Нам нужен смекалистый и расторопный гой
Ответить
Развернуть ветку
Олег Волков

Словно на pikabu попал.

Ответить
Развернуть ветку
5 комментариев
Daniel Nasibov

Все ок, но давайте без этих еврейских штучек. Это ничего в историю не добавляет и лучше её не делает.

Ответить
Развернуть ветку
К М

это делает ее прекрасной
Говорю таки вам как еврей

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
2 комментария

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Leon Kim

Так в чем основной обман? Я не очень понял. Если компания действительно известная и бизнес приносит прибыль, то не понимаю в чём проблема?

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Кораблёв

проблема в том, что вы не умеете обрабатывать информацию, которую прочитали? Или вы не читали, но осуждаете?

Ответить
Развернуть ветку
4 комментария
M

Аяз, перелогинься, мы тебя узнали

Ответить
Развернуть ветку
4 комментария
Алексей Башук
Автор

Проблема в том, что основная масса компаний, который продают франшизы, только делают вид, что их бизнес известен и приносит прибыль.
Вопросов нет, когда речь идет о франшизах уровня мака, KFC, или товарных франшизах. Но много вопросов появляется по франшизам, где даже сам автор не успел толком запуститься, зато уже из Дубая рассказывает об успешном успехе.
К слову, один мой знакомый, запилил на днях видео про франшизы-разводы: https://www.youtube.com/watch?v=ZmeY1HyH6Ys
Видео очень толковое, Андрей — молодец. У него своя медоварня достаточно крупная, и он сталкивался с франшизами, поэтому дело говорит:

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Александр Ступин

Не переношу бизнес-романов, поэтому формат не зашёл.
А вот суть содержания - блестящая. Никогда не смотрел на франшизы под этим углом.

Ответить
Развернуть ветку
Alexey Andreev

Боюсь вас обвинят в антисемитизме) а так многое по делу, толковых фрашиз очень мало.

Ответить
Развернуть ветку
К М

раз вы выдуманную историю у себя в голове связали с собирательным образом еврея и поставили этому образу отрицательный знак, то вы и есть антисемит

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
M

Ой-вееей

Ответить
Развернуть ветку
Konstantin Shishkin

Ви таки по тексту национальный акцент разобрали?

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
batyrmastyr

«Анти»?! Да это самая настоящая реклама евреев! Ещё и бесплатная.

Ответить
Развернуть ветку
Евгений Ощепков

Правила покупки франшизы
1. Смотрим есть ли у франчайзера собственные точки: есть много и продолжают открываться +, все прочее -
2. Умножаем сроки на открытие на 1,5, а расходы на 2
3. Взыскать с юр. лица фактически ничего невозможно, впрочем, как и с вас в случае чего, максимум банкротство юрлица.
4. Помним, что ответственность за предпринимательские риски несете только Вы !

Ответить
Развернуть ветку
Олег Саенов

Первое правило покупки франшизы - никогда не покупать никакие франшизы.
Второе правило покупки франшизы - никогда не покупать никакие франшизы.

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Stas Gladkikh

упростим до 1го пункта.
1. Зареган ли товарный знак

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Stas Gladkikh

Я как финансист когда смотрю на обещалки франшиз тоже хохочу. До договора обычно не доходит.

У меня другая притча.
Продаешь снег летом?
Нет покупателей?
Нет денег?
Не знаешь что делать?
Весь в долгах?

Есть решение!
Продавай франшизу!

Ответить
Развернуть ветку
Mihail

Зачёт!

Ответить
Развернуть ветку
Valentin Dombrovsky

Ну так неинтересно, на самом интересном месте обрыв. :(

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Башук
Автор

Спасибо :)

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Рунетлекс

Отлично))

Ответить
Развернуть ветку
Олег

Очень круто написано!

Ответить
Развернуть ветку
Франчайзи СтолБери

Автор молодец продолжайте, респект за идею и сюр в нашей нелёгкой жизни тиражирования бизнеса в России.

Ответить
Развернуть ветку
Александр Иванов

Абрам Моисеевич просил напомнить, что рекламный комментарий в этом посте стоит 100 шекелей.

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Олег Хамитов

Спасибо! Пора открывать заводик в казани!

Ответить
Развернуть ветку
Мурат Шавкатов

+ Купить Трешку в Центре Казани ! 😄

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Андрей Епанчинцев

Франшиза - отличная вещь, НО (!!!) в том случае, если вы покупаете бренд. А брать франшизу у всякого ноунейма - это как раз пример приведенный в этой статье. Тут давеча трансформатор смотрел, пытаются вдуть франшизу какого-то Сокол кофе, прости господи, так вот это и есть разводняк...

Ответить
Развернуть ветку
Sergey Votin

Сама тема с походом в Сокол-кофе на один раз, т.к. кофе там полный отстой, а художества на стаканчике очень сомнительные.

Ответить
Развернуть ветку
Alexander Matveev

Закинул сценарий Гаю Риччи, он обещал подумать над тем, чтобы снять по этому фильм (:

Ответить
Развернуть ветку
Zmitr0k

Хороший выбор. "Если бриллианты кошерные - я их возьму" (c) Snatch
Отправь копию еще и Тарантино, он как раз приехал :) говорит, что к 10 фильму идею подбирает.

Ответить
Развернуть ветку
Andrey Shevtsov

Рассказ интересный, разве что в предвзятую оболочку завернут

Ответить
Развернуть ветку
batyrmastyr

Предвзятую по отношению к кому или к чему, простите?

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Alex Razymoff

Очень даже зашло!! Пишите ещё) в нашем провинциальном городке ни одна франшиза не прижилась , До До под вопросом😁( потому что нет конкуренции)

Ответить
Развернуть ветку
Николай Матреманн

После слова "расторопный гой" решил прочесть до конца.
Автор умеет то чего не умеет большинство юристов - не быть занудой.
Подписался!

Ответить
Развернуть ветку
Артур Прохоренко

Отличная форма повествования!))

Ответить
Развернуть ветку
Tanya Veryasova

Не хотите запустить франшизу юридического бюро?

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Башук
Автор

Ой-вей, нет, спасибо) На мой взгляд франшизы, как и любое посредничество, размывают качество услуг, а в юриспруденции это недопустимо. Поэтому мы лучше будем сидеть у себя в Курске и работать удаленно с нашими доверителями. Понятное дело, что у нас отваливаются иногда заказчики, которые в принципе против любой дистанционной работы, но так зато я знаю, что мне точно не стыдно за то, что мы делаем.

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Дмитрий Марагонов

Вы таки правы!

Ответить
Развернуть ветку
Мурат Шавкатов

333й уже 😎, статья прям в точку, спасибо :) Удачи в работе !

Ответить
Развернуть ветку
Евгений Ларин

ой вей

Ответить
Развернуть ветку
Антон Гранд

Услуга: аренда крупной суммы для съёмок. В личку.

Ответить
Развернуть ветку
Илья Ефимов

Слог просто прекрасен и блестит как алмаз на солнце)
Хотя некоторым перевозбуждённым и может показаться излишне провокационным.

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Башук
Автор

Спасибо, буду продолжать тогда)

Ответить
Развернуть ветку
Виктор Фадеев

Спасибо! Продолжайте!

Ответить
Развернуть ветку
Vadim Vitkovski

Годится! Куплю франшизу на эту статью! Дайте две! (:

Ответить
Развернуть ветку
Aleksey Korepanov

Алексей, это очень приятно и легко читать
Забавная обучалка терминам и понятиям
У вас отлично вышло
Надоели однотипные, занудные лонгриды с нелепыми цыфрами

Хочется ещё подобного от вас)))
Успехов)

Ответить
Развернуть ветку
Инна Никитенко

Формат классный, очень приятно воспринимается! Не хватило в конце резюме - экспертного, не аллегоричного. Чисто чтобы подчеркнуть основные мысли и выводы.

Ответить
Развернуть ветку
Анна Чистякова

Добрый день, подскажите, пожалуйста, где мможно посмотреть историю выигранных Вами судов и получить отзывы Ваших клиентов. Хочу открыть магазин. Нужна консультация юриста, как это сделать грамотно. Роспотребнадзор не понимает ничего совершенно. Там сидит толпа людей, которые не знают законодательство совсем и хамят в трубки. Поэтому после десяти попыток надежды на Роспотребнадзор у меня не осталось. Нужен юрист.

Ответить
Развернуть ветку
Иаков Соломонович Перельман

Вам надо начать писать на ЯНДЕКС ДЗЕН... Я уверен, в том что вы очень быстро найдете свою аудиторию.. Мне очень понравилась статья . Подача легкая, простая и понятная для меня. Восприятие не принужденное . Формат правильный ( от подростка до старика) Желаю вам удачи .С большим удовольствием буду читать ваш канал.

Ответить
Развернуть ветку
Andrey Ovnov

Автор, продолжай!

Ответить
Развернуть ветку
Артем Спиридонов
Ответить
Развернуть ветку
Евгений Пинг

Фэ

Ответить
Развернуть ветку
Denis Kiselev

Я, кажется, уже упоминал, что в переводе с французского - франшиза - это пиздеж.

Сабж

Ответить
Развернуть ветку
Влад Берг

Не извращайте и без того испорченное

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Лиса Нечитайло

Убрав роялти и паушальный взнос есть смысл работать с таким "партнером"? Ведь вроде одни плюсы получаются.

Ответить
Развернуть ветку
Олег Волков

А зачем без паушального взноса и роялти партнеру работать с вами?

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Anton Karasev

Сколько стоит ваша экспертиза пакета Юр. Документов по франшизе?

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Башук
Автор

Все зависит от объема документов и сложности, может быть у вас там с первого взгляда будет видно, что сырой договор на две страницы, а может быть у вас там на 20 страниц договор и сопроводительной документации еще столько же.
Напишите мне в личку в телеграм @bchlf , давайте посмотрим, что там.

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Ильшат Тимкин

🔥

Ответить
Развернуть ветку
Георгий Беглорян

Дичь.

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Башук
Автор

Спасибо, тогда продолжаю :)

Ответить
Развернуть ветку
Denis Evstigneev

Бренд делится своими технологиями и наработками. Зачем это кому-то делать без паушального взноса, не понимаю? Исключением может являться товарная франшиза, где партнер обязуется выкупить на старте работы определенный ассортимент.

Паушальный взнос - это подтверждение серьезности намерений. Например, совокупные инвестиции в открытие бизнеса 15 млн. Компании не нужны партнеры, у которых инвестиций меньше. Поэтому компания ставит паушальный взнос 2 млн, чтобы те, кто не готов эти деньги заплатить - просто отсеился. И обратный пример, если компания установит паушальный взнос 100 тысяч, то привлечет ненадежных партнеров, у которых недостаточно инвестиций, персонала, знаний и тд. Как раз такие партнеры "завалят" бренд за год. Все очень просто же...

Ответить
Развернуть ветку
Григорий

Аналогия не совсем корректная, франшизы продают всё-таки реально известные бренды и это само по себе снижает затраты на рекламу. Но если бренд неизвестен, то да, все верно

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Попов

Алексей, как формат повествования - притча (хорошая), работала всегда и везде.
Идея с подачей и описанная проблема не оригинальны, хотя и в тренде. Кто только сейчас не пишет/говорит о лже/псевдо/говно-франшизах!
Мне кажется, что основная проблема и о чём следут говорить в контексте статьи - о выборе «главных героев» притчи:
Хотя бы и в качестве примера, хотя бы Вы даже и сам еврей, но выбор Мойши и Абрама, как основных действующих лиц при создании недобросовестной схемы, решение, как минимум, сомнительное. Врождённое чувство юмора, в зрелом возрасте, находит выход не у всех евреев. Для латентных же антисемитов, Вы прям подбросили навоза на грядку. Неужели не хватает фантазии сделать героев нейтральными, хотя бы по нац.признаку?

Ответить
Развернуть ветку
Виталий Стрельников

Есть еще темы: когда лохам продают франшизы в стартапы, например модные нынче франшизы чат-ботов с нулём клиентов и не сходящейся экономикой.
Продают лохам франшизы от 500к, привлекая таким образом инвестиции и бесплатного мотивированного менеджера по продажам)

Ответить
Развернуть ветку
Leonid Sobchenko

Мне такой формат не зашел. Но многим вроде как понравилось) Пишите ещё, буду не таким как все.

Ответить
Развернуть ветку
98 комментариев
Раскрывать всегда