Как мы открыли «Игровую Академию» и закрыли её через полгода

Если читать скучно, то в конце статьи — выводы и таблица расходов.

Краткая предыстория

В самом начале своей карьеры я три года проработал педагогом дополнительного образования в областном Дворце творчества. Мне нравилось этим заниматься, а мои воспитанники с самого первого года занимали призовые места на областных и всероссийских конкурсах: конкуренция в 2007 году была еще слабая.

Но финансовая составляющая такой деятельности, мягко говоря, неинтересная. Поэтому постепенно я ушёл на фриланс делать сайты, а потом стал партнёром в веб-студии.

Весной 2018 года меня пригласили стать спонсором главного конкурса по веб-дизайну в нашем регионе — «ОренИнфо 2018», и я решил подарить победителям основных номинаций по монитору.

Пообщавшись с бывшими коллегами, понял, что отрасль за это время выросла, а родители пытаются учить своих детей самым модным направлениям (хотя лично моё мнение, что лучше спорта ничего в детстве не развивает). В этот момент были некоторые идеи, но открываться самостоятельно было дорого и страшно.

Удачное стечение обстоятельств

Наивно я так решил и быстро принимал решения, которые в итоге были максимально ошибочными.

Один из наших клиентов решил спросил, нет ли у нас проектов для инвестиций. Пообщавшись с клиентом, предложили ему долю в проекте за часть инвестиций на оборудование и мебель и начали искать помещение. Район выбрали самый быстроразвивающийся, но спальный.

Нашли помещение в здании, находящемся в 50 метрах от входа в школу и в 200 метрах от входа в детский сад. В нём уже прочно обосновались школа робототехники, школа английского языка, студия детских мероприятий, центр профориентации для подростков.

Мы наивно подумали, что возможны какие-нибудь коллаборации с этими организациями, а также, что близость к детским учреждениям имеет какое-то преимущество.

Отдельный вход, соблюдения всех требований помещения для образовательных целей и адекватная цена за метр склонили нас к его выбору. Мы договорились о небольших каникулах, которые требовались для покупки мебели и оборудования, и ринулись рьяно шерстить магазины в поисках наилучших предложений. Этим было заниматься интересно и прикольно, но здесь притаилась первая и очень существенная ошибка.

Начинать надо было с вывески.

А она появилась у нас на второй месяц работы, до этого всем приходилось объяснять, с какой стороны здания мы находимся, рядом с кем, какая дверь.

Сделали простую вывеску. Не очень вышло.

Правда, мы практически вместе с открытием установили светодиодную вывеску, которая более-менее позволяла находить к нам дорогу новым клиентам.

Как я уже говорил, помещение было адекватным по цене, но не очень удобным. Но лучше предложения мы в принципе не нашли. Пришлось экспериментировать с расстановкой мебели и игровых зон.

Помещение у нас было из двух комнат, коридора, туалета и небольшой веранды на входе. Изначально мы предполагали, что в комнате на входе у нас будут зоны с PS4, а в другой комнате — компьютерный кабинет.

Варианты расстановки мебели в комнате.

Начали экспериментировать с расстановкой мебели. Хотелось всё сделать максимально стильно, модно и ярко.

Но быстро поняли, что яркие цвета — наиболее маркие, поэтому красота продержится недолго. Также такой вариант предполагал много однообразных мест, а значит, варьировать цены не получится. Поэтому возник новый вариант.

Логика была простая: многие из клиентов приходили бы по-одному или вдвоём, а занимали бы целый диван. За счёт такой расстановки получалось две премиум-зоны и три зоны экономкласса. Но в итоге всё пришло к третьему варианту, когда количество зон сократилось, но они стали более замкнутыми и уютными.

Такая расстановка позволяла игрокам не мешать друг другу.

Также решили задействовать коридор — там расположись игровые места

В нём мы решили разместить игровые компьютеры для теста, что клиентам более интересно — PS или PC. Наверное, здесь самое место обозначить просто огромную вторую ошибку.

PS4 в принципе никому не интересны, все хотели компьютеры.

Итак, после покупки, доставки, сборки мебели и компьютеров, а также установки подсветки всё стало выглядеть примерно так:

Наступил день, когда мы наконец-то могли начать принимать клиентов. Чтобы два администратора могли работать посменно, рабочий график сделали с 10:00 до 20:00. И тут спряталась третья ошибка.

Нужно работать круглосуточно.

Создали сообщество во «ВКонтакте», на тот момент вкладываться в остальные соцсети или сайт не хватало времени.

Начали давать рекламу: можно прийти и поиграть бесплатно за репост. Каждый новый клиент получал карту клиента и час игры бесплатно. Но реклама не дала никакого эффекта. Вообще. Репостов было более 300. То есть репост делали, но не приходили.

Тогда решили действовать по-старинке. Напечатали купонов на бесплатный час и наняли промоутеров — раздать возле ближайшей школы. И вот это был настоящий стресс-тест для нас и для администратора.

До вечера все места были заняты и вылезло много проблем с играми. Продолжили тестить направление и раздали купоны возле других школ в районе. Начали собирать в группу уже тех клиентов, которые пришли.

Предлагали им сделать репост и получить час бесплатно. Это сработало — у клиентов были друзья в районе, которые видели пост и тоже приходили. В итоге всё это сработало, но тут тоже была ошибка, но не критичная.

Бесплатными часами мы приучили к халяве.

Поэтому, как только мы отменили акции на бесплатные часы, и кончился срок действия купонов, заполненность резко снизилась.

Поняли, что это путь в никуда, и необходимо переделывать подход к работе. Но об этом позже. Первый месяц работы завершился убытком в виде аренды и авансов администраторам — 50 тысяч рублей. Оборот был примерно 5000 рублей, но это нас не расстраивало, ведь это только начало.

Образовательное направление

Параллельно с игровым направлением развивалось образовательное. Мы самостоятельно разработали и собрали мебель для кабинета, все выглядело достаточно стильно.

Так как изначально был план придерживаться игровой тематики, то разработали программу.

Если кому-то интересна программа, пишите, отправлю

Начали давать рекламу на пробное занятие. Таргетировали объявления как на подростков, так и на родителей, но больше 1000 переходов не дали ни одной записи. Здесь мы поняли очередную ошибку.

В дополнительном образовании есть сезонность.

Родители хотят отдать ребёнка на кружок или секцию в начале года и на весь год, чтобы больше не заморачиваться. Сами с партнёром мы так и делаем, поэтому предполагать, что другие в марте захотят сменить направление для ребёнка было наивно. Оставалось рассчитывать на тех, кто совсем никуда не ходит. Но здесь в определении группы все сказано.

Второй месяц закончили с убытком в виде аренды и авансов одному администратору — 45 тысяч рублей.

Смена направления на профессиональную игровую подготовку

Так как уже окончательно стало понятно, что PS4 никак не получится монетизировать, решили оставить одну зону для двух постоянных клиентов, а другие переделать в профессиональную стримерскую. Подготовили оборудование и переделали зону, получилось довольно уютно.

Стримерское место

На фото не видно, но хромакей присутствует. Решили протестить направление по обучению стримингу. Это уже зашло. Клиенты появились как от постоянников, так и с рекламы. Аренда стриминговой комнаты было дороже, но никого это не заинтересовало.

Третий месяц аренды закончился с убытком в виде аренды и авансов одному администратору — 45 тысяч рублей.

Количество оставшихся идей — меньше двух. Решили провести турнир. В качестве дисциплин предложили:

  • CS:GO.

  • FIFA 2019.

  • Mortal Combat X.
  • Dota 2.

И вот здесь нас ждала настоящая неожиданность. За 1000 рублей на таргетированную рекламу мы смогли получить 41 заявку на турнир. В основном это были команды на CS:GO и участники на FIFA. Рекламу остановили и начали готовиться к турниру.

Так как планировался тестовый турнир, дата была очень близко. Этот день все запомнили надолго, такой суматохи и сумбура в моей жизни давно не было, хотя я проводил мероприятия и на большее количество участников.

В итоге победители получили дипломы.

Победитель в номинации FIFA 2019
Победитель в номинации CS:GO

И все задавали вопрос: когда будет следующий турнир.

Четвёртый месяц завершился убытком в виде аренды — 35 тысяч рублей.

Проведя тщательный анализ ситуации, поняли, что есть только два решения:

  1. Закрыть проект.
  2. Переделать проект во что-то другое, где сами компьютеры будут чем-то дополнительным.

Приготовили презентацию для инвестора, начали общаться. Но чем больше общались и обсуждали вопросов, тем больше понимали, что тема, скорее всего, не очень. Потом это подтвердилось в статье на vc.ru.

Ждать для полномасштабного теста образовательного направления нужно было лета или осени, а до того времени — терпеть убытки. У школы робототехники было 25 учеников, у школы английского языка было два занятия в день. Мы поняли, что местоположение не помогает с клиентами, а нарабатывать имя в образовании нужно годами. Поэтому решили закрыть проект.

Краткий рассказ с цифрами

Траты до запуска:

Полная версия:

Сюда можно добавить аванс за месяц работы и ремонт, но фактически это расходы за первый месяц работы:

Полная версия:

Оборот в первый месяц — 5000 рублей, убыток без учёта капитальных вложений — 50 тысяч рублей.

В первом месяце, кроме основного зала, начали закупать оборудование для компьютерного кабинета и продолжили во втором:

Полная версия:

Второй месяц без учёта капитальных вложений закончили с убытком в 45 тысяч рублей.

Затем больше работали над образовательным направлением, особых расходов не было:

Траты за третий месяц

Третий месяц без учёта капитальных вложений закончили с убытком 45 тысяч рублей.

Но, как я уже рассказывал, решили обустраивать стримерскую, а также сменить направление. Требовалось запускать компьютерный кабинет, поэтому следующий месяц снова стал месяцем больших расходов:

Траты за четвёртый месяц

Четвёртый месяц без учёта капитальных вложений закончили с убытком в 35 тысяч рублей, то есть мы смогли окупить администраторов. Дальше работали по накатанной, пока не решили закрыть проект, убыток был только в виде аренды:

Траты за пятый месяц

Пятый месяц без учёта капитальных вложений закончили с убытком в 35 тысяч рублей.

Шестой месяц пришлось заплатить за аренду, чтобы вывести оборудование и часть мебели.

Итого расходов: 1 051 300 рублей.

В эту сумму не включены многие совсем мелкие расходы, а также часть авансов, которые закрывались оборотом.

Как ни странно, я очень доволен этим опытом, у меня нет чувства разочарования за потраченные деньги и время, так как такой опыт многому учит.

Какие выводы я сделал

  • Даже если есть довольно большой опыт в тематике, связи, но человек не был в аналогичном бизнесе на управленческой должности, он не знает всех нюансов, и со стороны ему может казаться, что бизнес довольно простой.
  • Вывеску нужно вешать на следующий день после выбра помещения. Лучше пусть люди заходят и смотрят на ремонт, но уже начинают узнавать о вас.
  • Лучше посетить нескольких конкурентов. У нас в городе мы нашли только двоих, и нам казалось, что наше помещение полностью подходит под бизнес, но после проведения чемпионата это оказалось не так.
  • Не стоит рассчитывать только на онлайн-рекламу. Не всегда она срабатывает так, как хочется. До этого проекта из-за моего основного направления я считал иначе.
  • Если бизнес не показывает перспектив роста, его нужно трансформировать, то стоит задумать о закрытии. Если бы мы закрылись до трансформации, сэкономили бы 300–400 тысяч рублей.
  • Стоит рисковать и пробовать, ведь это опыт, который больше нигде не взять.

Отдельная благодарность инвестору проекта Игорю Мгеладзе и партнёру проекта Денису Запенкову.

Если у Вас есть мысли, как можно было сделать иначе и где ещё были допущены ошибки, буду рад вашему мнению в комментариях.

0
54 комментария
Написать комментарий...
Valentin Dombrovsky

«Создали сообщество в вконтакте https://vk.com/citoren, на тот момент вкладываться в остальные соцсети или сайт не хватало времени».

И так и не хватило хотя бы лендос на Тильде запилить. Я понимаю, что многие региональные бизнесы обходятся сообществами в соц. сетях, но извините, работая таким образом, вы сильно ограничиваете ЦА и возможности аналитики рекламных каналов, не говоря уж о работе с повторными продажами и проч.
И после этого Вы пишете, что «поняли, что только онлайн не работает». Мы с 16-го года ведём курсы http://learn.python.ru в Москве и именно онлайн у нас и работает. Да, конечно, работает ещё и фактор того, что до курсов у нас было (и есть) сообщество, работающее с 2012-го года, но если говорить о платных каналах, то так.
Кстати, мы работаем без помещения с вывеской — обходимся арендой помещения непосредственно на время занятий, но это уже другая история.

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Игнатов
Автор

Спасибо за комментарий. Если бы задача была чисто образовательный проект продвинуть, то тут Ваш подход верный. Но мы пытались не работать со спросом, а создавать его. Здесь только социальные сети могут помочь в онлайне. Ну и то что сработает в онлайне в Москве не обязательно сработает в Оренбурге.

Ответить
Развернуть ветку
Valentin Dombrovsky

Я в первом комментарии обозначил, в чём основная проблема, на мой взгляд — Вы делали непонятно что.
А насчёт того, что где работает — сейчас как раз хотим начать работать с региональными партнёрами — посмотрим.

Ответить
Развернуть ветку
51 комментарий
Раскрывать всегда