Три «тормоза» корпоративного акселератора

Порой мы видим многое, но не замечаем главного.

Конфуций
Древнекитайский мыслитель и философ
В закладки

Сейчас многие компании запускают корпоративные акселераторы для развития внутренних инноваций с помощью сотрудников. По сути, это программы интенсивного развития компетенций сотрудников по запуску и сопровождению новых решений для клиентов компании. Бизнес-результатом корпоративного акселератора является продукт или сервис, разработанный в короткие сроки с минимальными начальными вложениями.

Обычно все начинается с желания бизнеса развить предпринимательское мышление у сотрудников в компании и благодаря этому выстроить процесс работы с внутренними инновациями. Это желание обусловлено рядом факторов внешнего рынка, которые требуют от сотрудников таких компетенций как гибкость, умение работать в условиях высокой неопределенности, умение решать нестандартные задачи, скорость, понимание “болей” и задач клиентов и проактивная реакция на них. Большинство из вышеперечисленных компетенций абсолютно не соответствуют регламентам корпоративного мира. По большому счету, существующие процессы и инструменты обучения и развития не помогают компании развить предпринимательский дух. Как говорил Альберт Эйнштейн: «Самая большая глупость – это делать тоже самое и надеяться на другой результат». Именно поэтому компании прибегают к такому инструменту как акселератор, который помогает за короткие сроки поменять привычный для корпорации и сотрудников образ действий.

Если вы решили запустить корпоративный акселератор, то обратите внимание на три главные “мелочи” до запуска и дизайна самого акселератора.

1. Галлюцинации бизнеса – отсутствие бизнес-запроса

Один из трендов современного мира – потреблять тренды, то есть работать на "хайпе". Бизнес тоже грешит этим желанием и порой забывает про целесообразность внедрения того или иного тренда.

У каждого корпоративного акселератора должен быть бизнес-запрос, будь то продукт или функция в компании. Для этого нужно сразу ответить на вопрос: «Какие задачи мы хотим решить через данный инструмент – акселератор?»

Ответить на вопрос: «Какие задачи мы хотим решить через данный инструмент – акселератор?»

Сложность в том, что обычно все хотят всё и сразу, и “волшебный” акселератор решит все проблемы. Зачастую в корпоративных акселераторах основной задачей становится именно работа с человеческим капиталом – это значит, что развитие знаний и навыков будет ключевым. Именно поэтому важно сразу расписать все те знания и умения, которые бизнес называет “предпринимательский дух” и определить метрики для их оценки. Проблема в том, что это несколько абстрактный параметр, тем не менее оценить его можно.

Например:

Компетенция: клиентоориентированность

Развивающие действия (то, что поможет “прокачке” навыка): пройти обучение Customer development, провести Х количество глубинных интервью с клиентами

Метрики оценки (как понять, что полученные теоретические знания перешли в навыки и действия): обратная связь 360 от коллег и руководителя, перенос компетенций на текущие задачи

Меня часто спрашивают про метрики в рамках развития компетенций: что и как мерить? Отвечаю: в рамках акселератора задача команды – разработать продукт с помощью новых полученных знаний, инструментов и методов под сопровождением трекеров или менторов. На финале корпоративного акселератора необходимо ответить на два вопроса для оценки количественных и качественных метрик соответственно: 1) Сколько вы готовы инвестировать в то или иное решение, чтобы внедрить его в компанию? 2) Какие изменения произошли с сотрудником и командой?

2. Связь с реальностью – разрыв между проектами акселератора и текущим бизнесом

Буквально 90% успеха акселератора будет зависеть от качества сопровождения программы и постоянной обратной связи между бизнес-заказчиком и проектом. В рамках корпоративного акселератора можно выделить несколько категорий участников: менторы от бизнеса, трекеры, сотрудники, заказчик(-и) и куратор программы. Куратор акселератора – это человек, который управляет программой и постоянно берет обратную связь по процессу от трекеров, менторов и участников в целях ее корректировки. Высокий уровень коммуникаций и модерация процесса акселерации – основные навыки куратора, а одна из его ключевых задач – наладить процесс обратной связи между всеми участниками и стать мостиком между бизнесом и проектами в акселераторе.

Многие компании недооценивают роль внутреннего куратора и верят в мантру: “внешние консультанты/трекеры придут и изменят нас”. К сожалению или счастью, только в синергии можно создать качественный результат и долгосрочный импакт. Необходимо осознавать, что корпоративный акселератор завершится, опыт сотрудников в нем соотвественно. И возращение «обратно», в текущие процессы и среду, может оказаться для некоторых участников корпоративного акселератора культурным шоком, а их проектов - смертью. Есть риски, что проекты не смогут потом интегрироваться в компанию, так как будут оторваны от бизнес-потребностей, а сотрудники после акселератора с другим мышлением и подходами к разработке продукта столкнутся с непониманием и сопротивлением со стороны коллег.

Избежать этого помогут активности по переносу положительного опыта и нужных инструментов из корпоративного акселератора в текущие бизнес-процессы. И это задача куратора. Для этого ему необходимо, во-первых, иметь поддержку от топ-менеджмента и авторитет; во-вторых, аналитику по «узким местам» и возможностям в текущих бизнес-процессах. Внешний консультант или трекер, который сопровождает проекты в акселераторе, может оказать экспертную поддержку в данном вопросе: выбрать нужные инструменты, отметить разрыв в коммуникации команд со стейкхолдерами, однако только куратор процесса внутри компании имеет возможность влияния на интеграцию необходимых практик в компанию.

3. Back-office не готов к сотрудничеству и интеграции

Как правило, по итогам акселератора компания получает прототипы новых продуктов и сервисов для запуска в пилот или готовые решения для внедрения. Для того чтобы интеграция нового случилась, важно поставить в известность всех стейкхолдеров процесса, в частности “back office” компании. Бухгалтерия, юридический отдел, безопасность, ИТ-поддержка живут по своим установленным регламентам, однако они также становятся невольными и непосредственными участниками трансформации. Изменение процедур в компании – один из важных этапов внедрения корпоративных инноваций. Чтобы ваши коллеги поддержали вас и приложили свои усилия, в компании на уровне топ-менеджмента должно быть сформулированное намерение на инновации и редизайн процессов, которые способствуют их внедрению. В процессе акселератора приглашайте коллег на demo-дни команд, коммуницируйте смыслы происходящего: объясняйте, почему тот или иной продукт в акселераторе сейчас необходим бизнесу, ищите вместе другие способы интеграции, а главное – признавайте их труды и вовлекайте в процесс не в конце (а еще хуже – после), а с ранних стадий, когда еще есть время на поиск и дизайн новых процессов.

Итак, чтобы окончательно очертить карту потенциальных препятствий на пути вашего корпоративного акселератора, предлагаю пройтись по чек-листу готовности. Это те задачи, которые нужно решить перед запуском “двигателей” вашего акселератора.

Чек-лист готовности:

  • Есть лицо, принимающее решение или бизнес-заказчик;
  • Есть ответ на вопрос: «Зачем нам акселератор и какую “боль” в компании мы хотим излечить?» (на этом этапы вы можете понять, что вам нужен другой инструмент);
  • Проведен анализ навыков и компетенций или “узких мест” в текущем процессе;
  • Поставлены метрики: качественные и количественные;
  • Определены сроки акселератора;
  • Утвержден бюджет;
  • Вовлечены стейкхолдеры (включая back-office);
  • Определен профиль участников акселератора;
  • Готов состав менторов и трекеров;
  • Определены ключевые воркшопы в рамках акселератора;
  • Согласован предварительный состав жюри-инвесторов на финал.

Автор: Ани Кочарян, бизнес-трекер, консультант по развитию корпоративных инноваций

Редактор: Филимонова Дарья

Материал опубликован пользователем.
Нажмите кнопку «Написать», чтобы поделиться мнением или рассказать о своём проекте.

Написать
{ "author_name": "Ani Kocharyan", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 0, "likes": 0, "favorites": 6, "is_advertisement": false, "subsite_label": "life", "id": 80280, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Fri, 23 Aug 2019 11:28:54 +0300", "is_special": false }
0
{ "id": 80280, "author_id": 348332, "diff_limit": 1000, "urls": {"diff":"\/comments\/80280\/get","add":"\/comments\/80280\/add","edit":"\/comments\/edit","remove":"\/admin\/comments\/remove","pin":"\/admin\/comments\/pin","get4edit":"\/comments\/get4edit","complain":"\/comments\/complain","load_more":"\/comments\/loading\/80280"}, "attach_limit": 2, "max_comment_text_length": 5000, "subsite_id": 199123, "last_count_and_date": null }
Комментариев нет
Популярные
По порядку
{ "page_type": "article" }

Прямой эфир

[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "Article Branding", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cfovx", "p2": "glug" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "bscsh", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-1104503429", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=bugf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Баннер в ленте на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudx", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 16, "label": "Кнопка в шапке мобайл", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byzqf", "p2": "ftwx" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvc" } } }, { "id": 19, "disable": true, "label": "Тизер на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cbltd", "p2": "gazs" } } } ] { "page_type": "default" }