Как я открывала сидрерию в Сочи, совершив пять коммерческих суицидов, и всё равно вышла на окупаемость

Всем привет! Решила зафиксировать свой опыт открытия маленького заведения, но позже поняла, что он может кому-то пригодиться. Делюсь.

Я интернет-маркетолог, у которого хорошо получилось раскрутить один сложный крупный объект, и я наивно решила, что теперь могу повторить такое вне компании. Но я никогда не работала в сфере общепита и даже не была официанткой в студенчестве.

Гипотеза: люди приезжают на курорт и хотят уютного колорита, а вместо этого вся морская набережная брезжит дряхлыми колонками с последними хитами топ-100 о жажде наживы.

Другая крайность — перепафосные рестораны с очень сложными концепциями, куда страшно зайти мужику из Сибири. Я объездила предостаточно и взяла несколько образов заведений для последующего воспроизведения, кроме того, смекнула, что в Сочи нет сидрерии.

В ноябре 2018 года я ищу помещение под сидрерию, ожидая запуститься за две недели. Других представлений не было: ни о бюджете, ни о концепции, ни о чём в принципе. Был просто запал, любопытство и две недели арендных каникул.

Первый коммерческий суицид: платить за аренду пять месяцев и не запускаться

Так уж получилось, что я взяла недорогое помещение вне основного потока трафика, но это не было проблемой: платёж был комфортным даже при условии старта через месяц-два, а трафик для маркетолога — не беда. Но вот проблема — я не разбираюсь в ремонте и почему-то решила всё пройти сама.

Месяц я сносила лишнюю стену, ещё месяц красила стены и делала ремонт, закупала инструменты и принимала бесконечные доставки мебели из IKEA. В итоге ремонт затянулся на пять месяцев, в конце концов я уже не представляла, что запуск вообще когда-то случится, но всё ещё был оптимизм, ведь впереди сезон. Ничего, отобьёмся.

Второй коммерческий суицид: подписывать любые документы от собственника помещения

Я редко сталкивалась с арендой, и вот случилось. На четвёртый месяц аренды у здания меняется собственник, регистрирует новое ООО и сообщает, что аренда вырастет на 20% из-за НДС и ещё на 30%, потому что скоро лето. Я, конечно, не была к такому готова, но почему-то всё подписала из-за растерянности.

Позже поняла, что надо было «скидывать тузы на ривере», но уже поздно, договор подписан, я уже потратила 150 тысяч на аренду и ещё 200 тысяч — на ремонт и мебель.

Платёж резко стал очень некомфортным, и экономическая модель, которую я заложила с учётом вместимости, маржинальности продукции, зарплат и всего прочего, перестала сходиться. Также я: «Впереди сезон, и ничего, отобьёмся».

Третий коммерческий суицид: не учитывать особенностей доставки продукции в Сочи и не заложить в смету эти расходы

Имея скудные представления о том, как устроена логистика в торговых предприятиях Сочи, я просто не заложила в бюджет расходы на доставку. А тут ждали большие сюрпризы.

Во-первых, Сочи не блещет обилием поставщиков сидра, всего можно найти пять-шесть наименований в кегах и ещё пять-шесть — в бутылках. А вот всё остальное нужно будет добывать из Москвы и Санкт-Петербурга, и за каждые 20 бутылок придётся платить 4000–5000 рублей с учётом веса товара.

Кроме того, в Сочи никто из поставщиков не повезёт товар из Краснодара из-за особенностей местной транспортной системы и местоположения. Не стала разбираться, почему так, но вот так. Тут открылось, почему многие товары в Сочи дорогие и редкие, а выбор так скуден.

В итоге, закупив несколько партий из Москвы, я поняла, что делать бешеную наценку на этот товар нехорошо, ценообразование едет по всем фронтам, так что временно оставила только те позиции, которые можно закупить у местных поставщиков.

Проблему расширения ассортимента буду решать позже, пока аудитории заходят и эти семь-десять сортов, а вот осенью надо будет уже удивлять новинками. Придётся менять стойку и ставить больше кранов под сидр, ведь пока понятно то, что доставка кег выгоднее.

Четвёртый коммерческий суицид: торговать слабоалкогольными напитками и не рассматривать перспективу лицензии на крепкие

Есть два особых круга ада прямо на земле для тех, кто занимается алкоголем: этот чёртов ЕГАИС и лицензия на крепкое спиртное. С ЕГАИС я в конечном счёте разобралась, получив две флешки с электронными подписями, установив Windows на свой старенький Macbook Air (занимает 32 ГБ из 128), получив долю шока, что у системы нет интерфейса, а только сервер, и, чтобы принимать накладные, надо установить ещё какую-то дрянь. И ещё одну. И ещё потом пару других.

В общем, нервный тик и потраченные 17 тысяч рублей. Когда мне кто-то говорит, что он забил в баре на ЕГАИС, я хочу взять его за ручку и провести сквозь муки ада, который устроила предпринимателям ФСРАР.

Нельзя просто так взять, зайти на сайт и подписать пару накладных. Тиньков, прибегай уже на помощь! Нам (предпринимателям) наравне с бухгалтерией и инвестициями нужен сервис для работы в ЕГАИС!

Чёткая потребность в разработке удобного и понятного приложения или сервиса для работы с ЕГАИС на macOS, хотя и не важно, если веб-сервис. Если ваш стартап придумывает очередное приложение-планировщик, лучше возьмитесь за ЕГАИС. Я бы заплатила.

По поводу крепкого алкоголя — обязательно надо, там другая маржинальность, коктейли и возможность действительно сделать полноценный бар, даже если в концепции вы остаётесь сидрерией. В будущем я точно учту этот момент.

Эта мысль ко мне пришла, когда люди, начиная вечер в сидрерии, спустя два часа уходили в соседний коктейльный бар выпить чего-нибудь покрепче.

Пятый коммерческий суицид: не предусмотреть технические характеристики помещения

Берём ручку, записываем:

  • Вытяжка для кухни (или возможность её сделать).
  • Установленная противопожарная система (если её нет, вас всё равно заставят сделать, и это недёшево).
  • Достаточная электрическая мощность.
  • Надёжные коммуникации.

Здесь мне во многом повезло, только был пробел с вытяжкой, но всё равно не хотелось возиться с кухней, мы сделали только лёгкие закуски. В будущем купим вакууматор.

А вот с электричеством были перебои, от чего, конечно, могут сломаться холодильники и возникает много других проблем. Но собственник не будет вычитать арендные дни, всегда списывая перебои в работе электричества на городские ремонтные работы.

Что помогло остаться на плаву

Итак, я совершила пять смертельных ошибок, потратила на запуск 450 тысяч, из чего большую часть расходов составила аренда, но выплыла. Что помогло?

В середине лета передоговорилась на снижение аренды

Удалось убедить собственника, что нет никакой возможности платить эту цену при данных условиях. Много нервов и уговоров, но сработало.

Всё оборудование и посуду для запуска взяли у поставщиков

Зачем нести расходы, если нет понимания, выстрелит палка или нет. А людям неважно, бокал у них на ножке или нет, если играет хороший джаз, а за стойкой очень позитивный сидрщик-ядерщик :) И вообще, мы не играем в такие игры, где гость тешит самолюбие за счёт высокого сервиса, мы про душевность, танцы под дождём, локальность.

Сообщество

Тут всё просто, я ничего не тратила на рекламу: свистнула в Instagram, что экспериментирую с заведением, и откликнулось много людей, которые следят за мной пусть и как за маркетологом. Всем известно, какую музыку я люблю и что от меня ожидать.

На техническом открытии мне уже не хватало стульев, пришлось докупать мебель. Внутри очень мало места, поэтому, на правах курортного заведения, мы заняли 20 м² прилегающей территории.

Фонарики, живая музыка

Фанк, джаз, блюз, по пятницам сальса с партнёрами — школой танцев, томный воздух субтропиков, и вуаля — все столики заняты.

К чёрту концепцию, пафос и завышенные ожидания

Почти все гости были в восторге, что наткнулись на заведение случайно, что обстановка демократичная и непафосная, чего очень не хватало в городе, где пафосные рестораны соседствуют с шалманами. В общем, как-то я попала в ту ЦА, в которую метила, — люди, переехавшие из городов-миллионников и скучающие по душевным таким барчикам.

А сочетание прохладного сидра с джазом очень даже на пятёрку. В целом концепцию я назвала hidden place — это когда гость проходил мимо, зашёл на звуки джаза и приятно провёл вечер, а потом рассказал всем своим друзьям о находке, потому что его захлестнули впечатления и неожиданный поворот событий.

Я считаю это лучшим решением, чем когда реклама создаёт завышенные ожидания у аудитории, и совершенно точно она разочаруется в заведении, скатившись вниз по кривой Гартнера.

По-братски с музыкантами

По долгу службы у меня была дружба с местными джазовыми музыкантами, которые поддержали меня оборудованием, выступлениями с невысокими гонорарами, пусть даже и в будние дни, ведь курорт летом выжимает их на максимум в выходные, а в Сочи, между прочим, нет разницы, в какой день ставить концерт, если люди в отпуске.

Впрочем, в мае случались и провалы: концерт был, а людей не было. Тогда я просто брала флаеры и выходила на улицу зазывать людей на дегустацию и бесплатный концерт. Через 15–30 минут все столики уже были заняты. Полная посадка — это 30–35 человек, многие брали сидр и просто слушали концерты стоя.

Что дальше

Мы вышли на окупаемость, но сезон заканчивается, отработали всего четыре месяца. Оборот крошечный, но каждый месяц наблюдаем прирост на 10–20% в выручке. Есть понимание, если поковырять немного настроек, можно получить прибыль и начать окупать вложения, истина где-то рядом.

К октябрю ищу новое помещение для переезда, так как здание, где мы сейчас хостимся, в ближайшем будущем сносят, на его месте будут апартаменты. Буду продолжать развивать свой маленький уютный бар, ведь у нас есть постоянные клиенты.

Мы исправим все ошибки и теперь сделаем всё правильно: не будем медлить с ремонтом, а наймём умелых ребят, сделаем новую стойку с большим числом кранов, подыщем правильное помещение, расширим ассортимент и вычислим размеры идеального заказа для уменьшения процента доставки в конечной стоимости сидра.

La Sidreria, Сочи

Будете в Сочи, заходите в гости, я часто за баром, а если нет — у нас фея-бармен, вечера виниловых пластинок, джаз и сидр.

На конкретные вопросы отвечу в комментариях :)

0
187 комментариев
Написать комментарий...
Igor Rabotyaev

Привет, расскажите какие каналы привлечения клиентов в итоге протестировали и какие из них сработали, как именно это проверяли? внедрили ли crm и программу лояльности, какие то выводы по маркетингу наверное уже можно было сделать за сезон(а так же добавить на сайт например описание(сейчас оно только в meta description)адрес, контакты и ссылку, сейчас CTA без ссылки), странно что интернет-маркетолог пропустил эти базовые вещи

Ответить
Развернуть ветку
Elena Zhuravleva
Автор

Начинала делать эти базовые вещи, а потом поняла что все это не важно, потому что посадка небольшая, Instagram ее закрывает полностью) Запускаю таргетинг на концерт, получаю брони столиков в Direct, + кто-то так заходит и говорит, что "мы тут вас в Instagram увидели".
Остальное чую буду допиливать, как сезон закончится) Но мы уже набрали постоянную аудиторию. Ничего не внедряла, ни CRM, ни программу лояльности, но знаю некоторые метрики из Cassby - возвращаемость клиентов 40-50%, например. На самом деле просто незачем косить под больших, если вы пока маленькие и лучше все делать постепенно, иначе можно просто перегореть на старте от количества возложенного на себя)

Ответить
Развернуть ветку
Igor Rabotyaev

для сочи с учетом тутошней миграционной специфики звучит круто, заведению выжить на долгосрок можно только при наличии постоянной ЦА из местных а они то выбором заведений не обижены(кроме адлера(((), теперь качайте retention) удачи

Ответить
Развернуть ветку
184 комментария
Раскрывать всегда