Выбирай профессию, а не ВУЗ I. Откровенно про образование и тех, кто пытается его получать

Всем нам известна старая и надежная, как швейцарские часы, формула успеха: «окончить школу + поступить в ВУЗ + получить диплом + устроиться на работу = стать большим и уважаемым человеком с зарплатой до колен». Однако на деле эта формула работает не у всех и не всегда. Попытаемся понять, почему.

В первую очередь, хочу сразу сказать, что этот текст не про зарабатывание восемнадатилетками «триллиардов» в интернете и прочую, нацеленную на отчаявшихся любителей халявы, дичь. Точно также этот текст не о том, что образование – это никому ненужный невостребованный рынком анахронизм. Этот текст о том, что не в теории, а в реальной жизни есть учеба и профессия, работа и зарплата. И нацелен он на тех, кто еще только стоит перед выбором, на кого и куда поступать, и их родителей, которые по каким либо причинам уверены, что делать это надо не важно, как и куда, но обязательно с первого раза, после школы и на бюджет.

Прежде, чем перейти к основному, весьма не короткому тексту, обозначу, почему я уверен, что изложенные здесь мысли имеют право претендовать на истину. С 1986-го года своего рождения я, как и все читающие, учился в школе. Как большинство – в ВУЗе. Как очень многие – работал по найму. Причем, как в бюджетных, так и в частных организациях. Отслужил в армии. Однако помимо этого к сегодняшнему дню также успел отучиться в аспирантуре, где написал диссертацию, которую так и не стал защищать. Отдал 5 лет преподавательской деятельности в ВУЗе и параллельно еще столько же – в среднем профессиональном учебном заведении. И на сегодня уже 6 лет как являюсь собственником бизнеса, который, пусть и не приносит мне миллионы «зеленью», не позволяет ездить на «Майбахе» и не дает возможности по полгода отрываться на Мальдивах, тем не менее, позволяет достаточно неплохо жить. И потому я имею возможность не только просто описать жизнь со стороны ученика и учителя, работника и работодателя, но и поведать о тех самых ее «секретных» аспектах, о которых каждый из этих людей по отдельности вряд ли решился бы вам рассказывать.

Далее, чтобы не утомлять тех, кому под конец всего этот текст может показаться пустой тратой времени, вкратце опишу, какие вопросы и как мы будем здесь разбирать. Под заголовком «Про горькую правду и подмену поднятий» поговорим о том, откуда взялся этот выше обозначенный алгоритм, и почему в прежние времена вера в него была более обоснованной. А также определим, на кого выгодно, а на кого действительно стоит возлагать вину за все наши жизненные фейлы, связанные с высшим образованием и его низшей оценкой со стороны потенциального работодателя.

Под заголовком «ВУЗ и студенты» я расскажу о том, какие цели ставили при поступлении перед собой мы в 2003м, и какие цели чаще всего ставят сейчас. Опишу, как в среднем проходит процесс поглощения гранита науки и какова и при каких условиях в итоге может быть ценность полученных в институте знаний. А также о том, как и почему эйфория от предвкушения светлого будущего на первых курсах, через экватор с его кризисом сомнения в выборе и к диплому скатывается до апатии «защититься, забыть как страшный сон и договориться хотя бы к дяде Сереже на полставки»

Под заголовком «ВУЗ глазами преподавателя» будет реально жесткий рассказ о том, чем на самом деле занимаются преподаватели, какие установки им ставят, какие цели преследуются и почему на самом деле в университетах может не быть квалифицированных кадров. И наперед же сразу скажу— определенно не потому, что на эти зарплаты никто не идет.

Под заголовком «Жизнь глазами наемника» я расскажу, с какими трудностями приходилось сталкиваться, когда устраиваешься на работу, будучи еще студентом, а также уже с дипломом. Что на самом деле требуют руководители, и что из всего этого им можно гарантировать, а также на что можно рассчитывать самому.

Под заголовком «Жизнь глазами работодателя» опишу, что представляет собой тот дурдом, когда при огромном количестве потенциальных работников с образованием, порой проще брать детей чуть ли не сразу после школы и обучать самому. Просто потому, что наличие диплома чаще ровно на столько же не дает никаких гарантий об истиной квалификации выпускника, насколько повышает его самомнение и гонор в требовании дать все и сразу просто за возможность принять в штат.

ПРО ГОРЬКУЮ ПРАВДУ И ПОДМЕНУ ПОНЯТИЙ.

Начав этот текст с древней мудрости, гласящей о том, что чтобы в жизни чего-то добиться, нужно хорошо учиться в школе, поступить на бюджет и получить диплом, я хотел не поставить под сомнение эту теорию, а указать на то, что в такой «малость» усеченной трактовке она, действительно, не всегда на столько уж работоспособна. При этом же подчеркну, «не всегда» – не значит «вообще». Ибо друзей и просто знакомых, успешно окончивших ВУЗы и живущих на уровне, существенно выше средних показателей росстата по стране, в моем окружении вряд ли меньше тех, кто после таких же ВУЗов и, порой, даже тех же специальностей, в итоге не смогли найти себя ни в чем ином, кроме нытья о несправедливости жизни с высоты мамкиной шеи. Точно так же, как и число людей, решивших и вовсе забить на образование, чтобы в итоге посвятить себя акциям по «спасению» чего-либо от придуманных проблем за чувство собственной недооцененности, явно не превышает количество тех, кто и с одним средним или средне специальным образованием живет не хуже образованного менеджера среднего звена.

Жизнь любого среднестатистического человека с детства представляет собой одинаково прямой для всех маршрут, на котором в школе его должны подготовить к ЕГЭ, с которым его должны взять в универ, где ему должны дать диплом, с которым его должны взять на работу, на которой до пенсии ему должны платить высокую зарплату. Повторюсь, у кого-то эта схема реально работает. У кого-то – нет. Однако именно из-за непонимания того, как именно она работает, попытка ее реализации для многих все больше походит на участие в затяжной лотерее, при подведении итогов которой, если повезет, ты «на коне». А повезти то должно. Хотя бы просто потому, что, по словам мамы «ты тут самый умный и талантливый».

Идея про бесплатные институты и гарантированное трудоустройство – ни разу не легенда уровня «бабушкиных сказок», а вполне себе рабочая схема нашего, в бывшем, социалистического государства, в котором помимо государственного (бесплатного) образования, было также и обязательное распределение (трудоустройство). Однако поскольку вникать в саму суть этих явлений всем уже лень, от всего и осталось на слуху разве что только «бесплатно» и «гарантированно», в которых под первым теперь подразумеваются просто «бюджетное», а под вторым - «без диплома никуда не возьмут», что тут же приравнивается к «с дипломом то тогда уж точно все двери можно с ноги отрывать».

Если в эту суть вникнуть, то можно понять, что бесплатного ни тогда, ни сейчас, ничего не было и нет. Институты надо содержать, преподавателям надо платить. И делалось это тогда, и делается сейчас на средства наши, народные. Когда мы из своих налогов оплачиваем подготовку будущего специалиста, который в дальнейшем кует наше светлое будущее там, где мы ему скажем (распределение). То есть, обязанность именно получившего образование специалиста отработать вложенные в него средства и народное доверие, но не обязанность работодателя взять его, куда он хочет, на зарплату, какую он хочет, просто потому, что он смог получить диплом. Но есть нюанс. Ибо если бюджетное образование со времен СССР как явление осталось, то распределение - отнюдь.

Рассуждать о том, хорошо это или нет – не цель данной статьи. Однако определенные тонкости в разнице между «бесплатным» образованием с распределением и без него есть, и именно на них и стоит обратить внимание. И самое важное здесь – это качество такого образования, метод его оценки и контроля, а также ответственность за него со стороны всех причастных.

Высокий уровень образования того периода можно объяснить просто. Единством цели этого образования. Когда стране нужен был специалист, человек хотел стать специалистом, государство давало средства на подготовку специалиста, а институт готовил именно специалиста. В этом случае, нуждающееся в специалисте предприятие, получавшее себе его готового, могло реально оценить его умения, а значит и качество образования, то есть степень соответствия диплома конкретного института, где готовили этого специалиста, актуальным предприятию критериям. Простая схема, в которой мы видим единую и непрерывную цепочку, по которой всегда можно отследить, кого и за какие заслуги чем наградить, или же куда наказать. То есть, осуществить тот самый контроль конечного качества. И ведь не поспоришь, что при наличии альтернативы «давать качественное образование и быть профессором» или «давать видимость образования и таскать урановые чурки на рудниках», руководство любого института было заинтересовано в самоконтроле и контроле своих преподавателей более чем.

Однако с отсутствием распределения сама суть этой схемы изменилась в корне. И равно как выше трактовки про «бесплатное» и «гарантированное», здесь бы я пояснил и пересмотрел и всю концепцию о том, кто кому и что на самом деле должен. И, как бы ни обидно,грубо и грустно это ни звучало, но теперь я хотел бы предложить всем читающим смириться с тем фактом, что ни вам, ни уж тем более вашим детям в реальности ни школа, ни ВУЗ, ни, особенно, работодатель вообще ничего не должны.

В схеме, в которой из единого длинного процесса каждый теперь участвует сам по себе, каждый и работает в интересах только себя. По факту. Школа как организация не должна давать ребенку актуальные знания для поступления в ВУЗ. Она должна отчитаться перед РАНО статистикой по ЕГЭ, чтобы на будущий год ей выделили часы под 10-11 классы, чтобы не пришлось сокращать учителей. И по-этому все эти последние 10 и 11 классы школьники занимаются не изучением материала, а вырабатыванием навыков эффективной расстановки галок в графах тестов с однотипными задачами и заданиями.

ВУЗ не должно давать студентам качественное образование. Оно должно показать соотношение выпустившихся к поступившим, чтобы на будущий год ему не порезали количество бюджетных мест. С которых можно, вообще не шевеля батонами, кормиться досыта, пока некомпетентные недо-преподы с «образванием», но без практического опыта, будут с листа читать студентам непонятные термины из утвержденной МинОбр’ом программы и отправлять их к интернету для «самостоятельного осмысления новых полезных знаний» и выполнению заданий исключительно для «ушататься к сессии».

При этом с работодателем все еще суровее. Он, если только не является бюджетной организацией, вообще никому ничего не должен. Ибо как единица бизнеса преследует одну единственную цель – получение прибыли. Что в буквальном смысле означает, что решение даже не о зарплате, а о самом вопросе «брать – не брать» вчерашнего студента в штат, он будет принимать не на основе наличия у того диплома, а по тому, какую выгоду потенциально он способен принести и с какими рисками. А о том, что «специалист» без опыта, но с «талантами», кроме проблем бизнесу ничего дать не может, разговор хоть и отдельный, но, уверен, многим понятный.

Так что, как бы ни печально звучало, но все же все эти баллы за ЕГЭ, корочки из универов и даже место в штате хотя бы даже с минималкой – это не обязанность государства, школы, ВУЗа или начальника вас ими обеспечить, а всего лишь производные сопутствующие от реализации ими собственных целей в преследовании исключительно своих интересов. И потому все их значения изначально всегда будут соответствовать не вашим высоким ожиданиям, а всего лишь их необходимым минимальным стандартам.

Однако этой схеме вот уже как почти 20 лет. И за все эти 20 лет кардинальных изменений в ней, кроме переименования специалитета в бакалавриат и сокращения минимальной обязательной программы с 5-и лет до 4х, от чего-то не происходит. И, разумеется, в этой части мы просто обязаны возложить вину за все на навязавший нам эту ересь с тестами госдеп, контролирующих его рептилоидов с Нибиру и лично Владимира Владимировича, так предательски и бессовестно допустившего все эти безобразия. Однако я предпочту пойти иным путем, и, не спрашивая ничьего позволения, пройдусь дорожным катком по обратной стороне этого явления – тем, кто идет «куда и Наташка из 11Б», и их родителям, обрекающим своих детей на «главное поступи, а там как-нибудь закончишь, и потом видно будет».

Вспоминая выше образование с распределением, мы вскользь упомянули о том, что абитуриент там, все же, хотел стать специалистом. То есть, решение его о поступлении было осознанным и преследовало цель получить специальность, чтобы в последующем иметь возможность использовать добытые знания для выполнения конкретной работы, требующей ответственности много большей, чем мог на себя взять выпускник школы или ПТУ. Которые тогда, точно также, как и сейчас, тоже имели право работать сразу без "вышки", пусть и на более низких должностях. Чего, собственно, не стеснялись, потому что работать в те времена в принципе и не важно кем – было делом уважаемым и благородным. В отличие, опять же, от сейчас.

Нынешние же, наши, поколения, имеют уже иные трактовки, приоритеты и стандарты относительно этой жизни. Если подумать, то за последние годы можно мало вспомнить людей, которые шли не за дипломом, а за профессией, чтобы после идти именно работать, а не получать зарплату. И да, неделимые ранее понятия в современном мире давно уже наделены определенными автономными свойствами.

Отсутствие распределения при наличии бюджетного образования ставит перед нами еще одну проблему. Ведь в те времена, когда за проведенные в стенах ВУЗовской общаги годы, ты был именно обязан отработать вложенные в тебя инвестиции, выбор самой специальности осуществлялся иначе, чем когда после окончания «бесплатного» образования тебе просто дают стандартную форму о подтверждении трудоустройства. Которую вроде и надо вернуть потом заполненную рукой работодателя в отдел кадров института, а вроде и нет. Ибо действительно, но при отсутствии ответственности за уклонение от отработки после получения образования за казенный счет, сам принцип выбора специальности скатился до уровня «попробовать на халяву». При этом же, если спросить именно студентов о том, хотели ли бы они после получения бюджетного образования иметь целевые направления на обязательную отработку, в большинстве случаев они воспримут это как посягательство на их право на самоопределение. При этом же, если в довесок спросить об их намерении идти по выбору самостоятельно, но все равно по специальности, они ответят, что пока вообще не определились, кем будут работать, а поступали просто потому, что «образование надо - так все говорят». Неплохой повод задуматься тем, кто получил, получает или заставляет своих детей получать бюджетное образование, чтобы потом поменять свои взгляды на жизнь и работать не по специальности – не являются ли ваши возможные обвинения кого-то в распилах и нецелевом расходовании бюджетных средств в этом случае явным примером лицемерия и двойных стандартов?

Поступить в ВУЗ сегодня в 9и случаях из 10и – это не осознанная необходимость, а больше дань моде, стадное чувство, попытка угодить родителям или же тупо сбежать от них в общагу, а то и все сразу. Но явно не «хочу быть биотехнологом, потому что эта профессиия по прогнозам ведущих специалистов сохранит свою значимость в ближайшие 30 лет, не может в течение этого времени быть замещена робототехникой или ИИ, а в списке государственных программ развития занимает по значимости второе место и ожидаемые инвестиции в отрасли в ближайшие 10 лет составят 150 трлн. рублей» (откровенно вообще без понятия про саму биологию и биотехнологию, так что можно не гуглить. Условный пример просто для донести суть).

Отсюда же растет и понимание принципа определения будущего образования: Питер, потому-что модно, Москва, потому-что престижно, а если нет, то не далее двух кварталов от дома; проходной бал, чтоб не напрягаться по предметам, которые сами по себе не напрягают; бюджет, потому что не хочу платить за то, в чем не уверен, что вообще понадобится, и при этом же отсрочка от армии, потому что «не помню, чтоб я у Родины что-то занимал, чтоб теперь ей какие-то долги отдавать».

В сухом остатке теперь мы видим, что с современным российским образованием все логично. Его нет. Тупо потому, что оно почти никому не нужно, ибо весь тот треш, который творится в нем со стороны абсолютно всех его участников, не смотря на все стоны и жалобы, в действительности всех вполне себе удовлетворяет.

- ВУЗы, принимающие за государственные деньги в свои пенаты свежую кровь, грузят ее бесполезной, не имеющей реальной практической ценности, но сложно и красиво звучащей с трибун кафедр, туфтой. Чтобы по прошествии 4х лет объявить об успешном завершении очередного «важного» этапа в жизни, затем попытаться завлечь к себе еще на 2 года в магистратуру, а если не пойдут или, не дай Бог, еще и претензии предъявят, свалить все на сложные и бесполезные стандарты и острый дефицит зарплат для квалифицированных кадров.

- Студенты получают просто заветный диплом с какими-то таблицами, в которых что-то про дисциплины, о половине которых они, возможно, даже не слышали, и практических часах на предприятиях, на которые они даже не ездили, но которые чисто для галочки можно показать маме, потом попробовать всунуть на работе, а на вопрос о реальном опыте ответить «когда? Я ж на дневном учился».

- Школы, которые 11 лет выполняли план для первых по минимальной подготовке вторых так, чтобы вписаться в собственные же рамки статистики, а на вопрос о том, почему, все же, в итоге все так печально, заводить пластинку о том, что нынешнее хамское поколение давно уже «не торт», и что всему виной интернет, компьютерные игры и высокомерие родителей, отрицающих очевидные провалы в воспитании собственных детей. И пусть даже в каждой из высказанных у каждого отговорок можно найти немалую долю истины, основная суть все рано остается неизменной: не смотря ни на что, в реальности всех все устраивает.

Пожалуй, единственные, кто здесь действительно в проигрыше – это бизнес, практически не имеющий возможности взять к себе готового спеца, выращенного на свои налоги, без необходимости его дальнейшего «апгрейта» снова за свои же деньги.

Швырять с этих слов мышкой в стену в проклятиях к ничего не смыслящему в жизни автору, чтобы и дальше плакать о том, что уникальность вашу или вашего ребенка никто не понимает, или же принять эту информацию как факт и на основе ее попытаться сделать что-то, что позволит одинаковой для всех системе работать именно так, как это нужно вам – ваш выбор. Я же просто еще раз повторю: описанные выше проблемы есть, однако не смотря на это, получить необходимые опыт и знания, чтобы в итоге оказаться востребованным на самых разных рынках труда – можно. Но для этого надо точно знать, чего хочешь, и понимать, как этого добиваться. К чему мы шаг за шагом будет пробираться далее.

0
24 комментария
Написать комментарий...
Konstantin Zhivenkoff

Приличные люди ВУЗ выбирают для коммуникаций, а не для профессии.

Ответить
Развернуть ветку
Женёк Харьковский
Автор

Звучит как начало жесткого немецкого кино не о войне...

Ответить
Развернуть ветку
Konstantin Zhivenkoff

Ок. Пусть так и будет.
lol

Ответить
Развернуть ветку
Dasha Nos

Надо повышать престиж средне-специального образования, короче говоря. Чтоб учителей русского языка не грузили политологией, а инженерам не парили мозги философией. И чтоб спец выпускался за 3 года, а не за 6. И с реальной практикой, а не как у меня было: мы вам все подпишем, только отвалите

Ответить
Развернуть ветку
Женёк Харьковский
Автор

Опять же, не стоит смотреть на все на столько линейно. Насчет реальной практики, всегда есть возможность ее получить. К нам в Нижний Новгород в этом году на практику приезжала студентка аж из Новосибирска. Выбила договор, командировочные от ВУЗа. При том, что все ее сокурсники проходили эту практику ровно по той схеме, что вы описали. Что до общеобразовательных дисциплин, в них нет ничего плохого. При любом раскладе качественные пары по философии будут лучше, чем никакие по спецам или просто ничего.

Ответить
Развернуть ветку
ISAEV_IVAN

Ну тут все сложно на самом деле.
Школа это социальный уравнитель.(обыдлитель)
Вуз забирает лучшие годы когда подросток на пике креативности, опять равняя под среднестатистический раб класс.
Армия я молчу.

Не все хотят быть выдающимися.

Те кто захотят им не помешают ни школа ни вуз ни армия.

А дети по сути своей это продолжение родительского склада ума, с некоторыми корректировками обществом.
Поэтому и в вуз бегут-> «потому что все пошли и я пошёл, зачем незнаю»

Тот у кого лежит душа к чему либо, сам разберётся в этом, узнает и книги прочитает, а вуз нужен только для тех специальностей в которые без этой корки не попасть - гос служба итд.

Ответить
Развернуть ветку
Женёк Харьковский
Автор

не говорю, что просто, но и тут субъективно. В ВУЗ можно поступить в любом возрасте. Никаких требований и возрастных ограничений по верхней планке нет. Армия, особенно сегодня - вообще не проблема. По крайней мере мне с года там хуже не стало. Про "сам книги почитает" тоже спорно. Не в любых профессиях самообразования достаточно.

Ответить
Развернуть ветку
ISAEV_IVAN

В нынешних реалиях при наличии интернета научиться можно абсолютно всему, если есть непреодолимое желание, в более короткий срок чем 4-5 лет. Так же можно найти наставников и клубы по интересам.
Я не говорю про узкие профессии такие как медицина где нужна практика и дипломы. Хотя и не удивлюсь если есть мед дистанционный ;)

Ответить
Развернуть ветку
Женёк Харьковский
Автор

ну я как раз более про узкие, такие как медицина и юриспруденция. Также есть огромное количество инженерных специальностей, где сам диплом может действительно уходить на второй план, но вот без доступа к лабораториям и просто системно организованной информации добиться чего-то самому будет крайне сложно. Но в целом то да, согласен. Было бы желаение. Но об этом позже. Просто у меня с души накипело текста на пару десятков страниц, которые за раз выкладывать не разумно)

Ответить
Развернуть ветку
Игорь Игорь

Какие то очевидные вещи пишите, без предложений и выводов.

Да, система высшего образования совершенно не гарантирует тебе тёплое место и большую зарплату, как и вообще ничего в мире тебе его не гарантирует (кроме папы депутата конечно). Но если условные 20 выпускников из 100 станут высокооплачиваемыми специалистами, то без образования им станет 1-2.

И вообще я считаю, что проблемы тут не с высшим образованием как таковым, а положением дел в российский вузах. И кстати да, выпускник условного мгу или мгимо найдёт работу гораздо проще, чем условного ростовского государственного. И Уровень образования у него тоже будет выше.

Ответить
Развернуть ветку
Женёк Харьковский
Автор

Повторюсь. Текст для абитуриентов, которым эти вещи явно не очевидны. Выводы и предложения будут в продолжении.

Ответить
Развернуть ветку
Vladimir Buslaev

Во все времена высшая школа и вообще Школа ума не давала. Оные предлагают получить профильные или общие знания.
А результат зависит от человека. Личность он или быдло..

Ответить
Развернуть ветку
Dasha Nos

Что касается бизнеса - на собеседовании обязательно спросят про высшее образование. И корочка хоть какого-нибудь, но профильного направления будет весомым преимуществом. Испытано на себе

Ответить
Развернуть ветку
Женёк Харьковский
Автор

кто-то, может, и спросит. Опять же, речи о "ВУЗы - долой" не идет. Вопрос ставится о том, как заранее определить, что тебе надо, и каких актуальных усилий это стоит. Со своей колокольни, по специализации, в которой я работаю, меня больше интересует опыт работы человека за деньги в принципе, то есть = опыт несения личной материальной ответственности. Что до диплома, на сегодня самый эффективный спец, с которым я работаю, не имеет образования вообще. И меня это вообще не смущает.

Ответить
Развернуть ветку
Артём Анчугов

Позволю себе не согласиться.
Сам лично не имею ни высшего, ни средне-специального образования, НО при этом довольно успешно проходил собеседования и получал работу где изначально оно требовалось обязательно.

Есть обратная ситуация : одноклассник закончил СПБГУ с красным дипломом и его элементарно не взяли работаь в Сбер, намекнув что его диплом это универсальная подставка под чай/кофе/шкаф/стол/диван.

Если руководитель и HR не с тунельным мышлением и понимают что лучше взять человека который гибкий и впитывает как губка, а следовательно пластилин для них, то они возьмут именно такого человека.

А проблема вся в том, что в ВУЗах дичайшая коррупция, преподы могут включить видео или презентацию и свалить по своим делам или вообще не приходить на пары.

Опять же пример: ТЮМГНГУ пару лет назад чтобы получить зачёт по физре нужно "случайно" забыть в зачётке лишний листочек бумаги номиналом в 5 тысяч рубликов.

Вывод: нахрен оно надо это "ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ", лучше развиваться самостоятельно, посещать платные курсы по развитию навыков для конкретной должности, которые с запасом перекроют любую вышку.

Ответить
Развернуть ветку
Alexander Besowski

Очень толково, мотивирует, спасибо за слова

Ответить
Развернуть ветку
Женёк Харьковский
Автор

Вам спасибо. Но это только начало. Дальше будет еще.

Ответить
Развернуть ветку
Семен Смирнов
С 1986-го года своего рождения я, как и все читающие, учился в школе

Хз, я не учился в школе с 86

Ответить
Развернуть ветку
Кристина Ткаченко

Не знаю, я выбирала ВУЗ исходя из того, где лучше всего смогут обучить этой профессии и какие перспективы этот ВУЗ мне сможет дать. Отучилась на международного юриста ( https://kedu.ru/press-center/profgid/yurist-mezhdunarodnik ) и сейчас все в жизни великолепно

Ответить
Развернуть ветку
Вадим Клюев

очень многие надеются, что вуз даст не только образование, но и все, чего хотели в жизни, половина разочаровывается в образовании еще во время учебы, другая - когда речь доходит до поиска работы

Ответить
Развернуть ветку
Руслан Леонов

Интересно, а люди, которые пишут, что ЕГЭ это только про "расстановку галок", они вообще смотрели на это самое ЕГЭ? Там, вообще то, есть две части и успешное "расставление галок" даст вам не более 60 баллов из 100 (а по некоторым предметам и того меньше). На таких баллах далеко не уедешь. Я сдавал проф. математику(да, теперь два уровня математики по выбору : профиль и база), информатику и русс яз три года назад. Так вот, чтобы написать вторую часть математики, нужны реальные навыки решения самых разных уравнений, систем уравнений, задач на сложные эконом. системы, планиметрии, стереометрии и даже сложных около-олимпиадных задач. Для второй части информатики нужно уметь ориентироваться в чужом коде, проводить минимальный ревью и трассировку, иметь базовые навыки алгоритмизации и, собственно, программирования. Чтобы сдать русский язык, нужно уметь писать сочинение, в котором нужно грамматически, пунктуационно и орфографически правильно, а главное, аргументированно донести свою точку зрения. А для теста банально нужны знания большинства часто используемых правил.
Что ж ещё вам нужно от школьной программы?
Какие такие "волшебные" навыки давала советская система, которых нельзя получить в современных школах?
Другое дело, что, да, действительно, сейчас можно закончить школу без всех этих реальных навыков и знаний, но не говорите мне, что такого варианта раньше не было. Возможно сейчас все (или, по крайней мере, большинство) работников системы образования менее мотивированы и это, конечно, плохо. Но, зато, данная модель помогает отсеять мотивированых и амбициозных молодых людей и девушек от немотивированых и неамбициозных на ранних этапах обучения. Теперь навыки самообучения нужно начинать развивать ещё в школе. Только вот что в этом плохого?

Ответить
Развернуть ветку
Женёк Харьковский
Автор

Ну, 60 из 100 - это уже 60%, что само по себе выше тройки "почти автоматом". В старые "добрые" на эту тройку надо было реально порваться.

Хотя и претензия то больше не к самим тестам, а к самой системе подготовки к этим тестам, которая больше сводится к тому, чтобы понять, какой из предложенных вариантов, исходя из опыта уже уже один в один по 100 раз решенных задач здесь более всего очевиден. А не именно что найти это решение.

Самой яркой иллюстрацией того, как это сказывается на мышлении, я могу привести, как студенты на проектной специальности на занятиях по проектированию, когда нужно было решать именно нестандартные задачи, для которых решения как такового еще и в природе нет, предлагали по одному варианту, максимально похожему на тот, который мы "сочиняли" вместе для примера, а когда этот вариант по понятным причинам шел лесом, делали квадратные глаза с изумлением. Типа как так, мы же вот так сделали, как вы показывали. Почему не правильно? А как тогда? То есть. Сама мысль о том, что на одну задачу может быть масса решений, и правильность каждого из них обосновывается тем, на сколько ты смог аргументировать именно свой алгоритм, свои цели в нем, сваливала их в штопор.

Да, раньше, разумеется, также школьники могли выплыть из 11 класса нулевыми. И варианты были. Но суть в том, что эти варианты надо было хотя бы найти. Сейчас же это по факту - чуть ли не основа системы. Пример, у меня в классе 2 золотые медалистки не прошли в универ, одна с первого раза, вторая - даже со второго. Потому что не смогли сдать вступительные. Сейчас же они были бы чуть ли ни первыми в списках.

Но и опять же, суть текста здесь - не в критике ЕГЭ, а в том, что школам теперь, по сути, вообще нет интереса готовить людей к реальной жизни, потому что все свои минимальные планки одни могут достигнуть максимально простым путем.

Ответить
Развернуть ветку
Евгений Зинченко

В медицине попытаются ввести распределение. Перевожу, ссылка на каторгу. Правительство не может заставить врачей работать в глубинке (ещё пока не может). На последней прямой линии президента четко прослеживается мысль очередного чиновника, когда его спрашивают, что надо сделать, чтобы врачи пришли в глубинку. Ответ один, распределение. То есть это единственное, что они могут сделать ибо на ЗП и квартиры у них денег нет. Администрация сейчас только и делает что запрещает, один кнут, никаких пряников. Засуньте свое распределение себе ....

Ответить
Развернуть ветку
Alexander S

Всегда считал, что ВУЗ дает определенный образ мышления, который как раз и востребован в той области, к которой относится получаемая специальность (и не только в той). А более обширная образовательная программа, чем в средне-специальном, дает кругозор, позволяющий иметь пространство для маневра (и знакомства). И вовсе не в получении специальности, как таковой, дело (если говорить не об общей экономике образовательного процесса), поэтому ВУЗ считается более предпочтительным вариантом, чем путяга/колледж и, тем более, армия.

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
21 комментарий
Раскрывать всегда