{"id":14275,"url":"\/distributions\/14275\/click?bit=1&hash=bccbaeb320d3784aa2d1badbee38ca8d11406e8938daaca7e74be177682eb28b","title":"\u041d\u0430 \u0447\u0451\u043c \u0437\u0430\u0440\u0430\u0431\u0430\u0442\u044b\u0432\u0430\u044e\u0442 \u043f\u0440\u043e\u0444\u0435\u0441\u0441\u0438\u043e\u043d\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0432\u0446\u044b \u0430\u0432\u0442\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f72066c6-8459-501b-aea6-770cd3ac60a6"}

Как мы использовали инструменты дизайн-мышления при подготовке 404Fest

Рассказываю, как правильно шпионить на чужих конференциях, с чем едят мокасины и как заставить команду играть в Lego на рабочем совещании.

Фестиваль интернет-деятелей 404Fest проводится в Самаре с 2008 года. То, что когда-то начиналось как междусобойчик тружеников веба, к 2018-му переросло в мероприятие на 1300 участников.

Состав спикеров впечатляющий: эксперты из «Яндекса», «Тинбкофф», «Сбербанка», Rambler Group. Мои личные фавориты в этом году — секция Сергея Котырева «Менеджмент, бизнес и философия», на которую топы ИТ-компаний ходят исповедаться в менеджерских грехах, и секция «Управление продуктами» Юрия Агеева, где самые светлые умы рассказывают, как изобрести следующий iPhone и Twitter.

Также фестиваль знаменит мощнейшим афтепати, после которого в анкетах с обратной связью появляются вот такие пожелания:

В 2018-м стало очевидно, что 404Fest перерос свою площадку, поэтому в 2019 году мероприятие переезжает на новое место — в конференц-центр пятизвёздочного отеля Lotte. Площадка для феста незнакомая, с кучей нюансов, которые нужно учесть. В этой статье я расскажу об инструментах дизайн-мышления, которые мы использовали, чтобы подстелить соломки.

Методология

Обычно процесс разработки по методу дизайн-мышления представляют поэтапно, но на практике многие действия выполняются параллельно.

Процесс дизайн-мышления. Схема из «Дизайн-Мышление. Рабочие материалы» лаборатории Wonderfull

Например, мы отправились изучать пользователей не только с гайдом для интервью, но и ранними гипотезами после разбора анкет по итогам прошлогоднего фестиваля. Так и гипотезы проверяются быстрее, и ресурсов уходит меньше.

Карта стейкхолдеров

На карте стейкхолдеров мы фиксируем всех, кто прямо или косвенно взаимодействует с продуктом или услугой. Чем больше человек или организация влияют на ситуацию, тем ближе к центру их позиция на карте.

Как заполнить: в центре пишем название продукта, в ближнем круге отражаем тех, кто оказывает прямое воздействие на продукт, в дальнем — тех, кто влияет косвенно

После заполнения карты мы поняли, что наши стейкхолдеры — это не только посетители, спикеры и организаторы фестиваля, но и волонтёры, гардеробщики, техники, персонал ресторана и гостиницы.

Почему это важно: часто именно второстепенные участники мероприятия остаются без чётких инструкций — каждый из них действует так, как считает правильным. А понимание того, как «правильно», у всех разное/

Сотрудник без чётких инструкций выходит из проблемных ситуаций по своему усмотрению, а такие действия не всегда клиентоориентированы.

Анализ обратной связи

«Исследовательский» этап подготовки к фестивалю мы начали с анализа обратной связи участников прошлогоднего феста, собранную в официальном мобильном приложении.

Мы разобрали почти 250 анкет обратной связи. Нужно сказать, что участники опроса оказались очень вовлечённой и лояльной аудиторией. Большинство (78%) опрошенных участников однозначно планировали посетить фестиваль в 2019 году, ещё 22% собирались, но не были до конца уверены, и только один человек ответил, что однозначно больше не приедет. Участники активно откликнулись на просьбу помочь фестивалю стать лучше.

Среди ответов попадались очень романтичные

Мы под микроскопом изучили каждый отзыв и разбили их на категории: «Программа, «Площадка», «Регистрация», «Приложение», «Афтепати».

После разбора обратной связи мы увидели, какие из проблем требуют повышенного внимания, а какие второстепенны. На мозговом штурме с командой мы поделили все идеи на два типа: «бери и делай» (технические моменты) и предложения, требующие дальнейшего погружения.

Евгений Демьяненко, организатор 404Fest, Vice President of Design & Marketing в Mercury Development Russia

Чтобы выяснить, чего именно хотят участники от ИТ-конференции, нужен был разговор. Поэтому с гипотезами, полученными на этапе разбора обратной связи, мы отправились проводить интервью.

Глубинные интервью

Мы провели 20 глубинных интервью. Собрали позитивные и негативные истории посещения тех, кто был в прошлом году на 404Fest и никогда не был, а также участников других крупных ИТ- конференций. Разведали, как узнают о мероприятиях, как принимают решение о посещении, кто и что влияет на это решение, с какой целью едут на конференции, с какими сложностями сталкиваются.

Глубинные интервью помогли поймать несколько ценных инсайтов. Этот этап работы совпал с началом активной фазы рекламной кампании фестиваля и позволил увидеть неочевидные возможности для продвижения. Например, мы узнали о нескольких активных региональных чатах для фронтенд-разработчиков в Telegram. Эти микросообщества на 300–700 человек в итоге оказались ценным каналом для продвижения.

Екатерина Сафронова, главный по PR в Eventicious, участник команды организаторов 404Fest

Для интервью мы выбирали максимально непохожих респондентов. Например, продакт-менеджер из Москвы (настоящий тусовщик) рассказал про фишки нетворкинга на митапах и на каких конференциях были созданы лучшие условия для этого, а разработчик из Ульяновска (настоящий домосед) — о том, что мотивирует его поехать на мероприятие в другой город.

Неопытные пользователи (редкие участники профессиональных конференций) задавали важные «дурацкие» вопросы, опытные — делились лайфхаками.

Разбираем результаты первых исследований

Интересно, что критерии выбора «идти или не идти» и «ехать или не ехать» на конференцию заметно отличались у жителей столиц и крупных городов.

Если респонденты из Самары, Саратова, Ульяновска в качестве критерия выбора в подавляющем большинстве случаев упоминали полезный, применимый на практике контент, то для ребят из Москвы и Петербурга самой важной была общая атмосфера на мероприятии и хорошая компания.

Облако ответов участников 404Fest-2018 на вопрос, чем вам запомнился фестиваль

Экспертные интервью

Экспертные интервью — разновидность глубинных интервью, где респондентом выступает не пользователь (существующий или потенциальный), а профессионал индустрии.

Мы пообщались с опытными организаторами из «Ростелекома», «Сбербанка», StartupSamara, которые уже проводили крупные мероприятия на площадке в Lotte, а также с командой лаборатории Wonderfull, которая собаку съела на человеко-ориентированном проектировании и организовывает крутые cлёты практиков дизайн-мышления.

Эксперты дали оценку наших идей, поделились лайфхаками и информацией об особенностях площадки, подводных камнях и практических моментах, начиная от «овощи в длинных стаканчиках - больше красиво, чем удобно» до «на последнем мероприятии у нас начал квакать звук из-за мобильных. Срочно искали базы на стол».

Наблюдения в контексте и «этнография»

Чтобы понять, как в действительности ведёт себя площадка «под нагрузкой» мы отправились в Lotte на ближайшую крупную деловую конференцию.

Наблюдали за участниками, чтобы узнать, как они проходят регистрацию, как проводят время в ожидании начала конференции и в перерывах, как меняется их настроение, с какими сложностями сталкиваются. Все моменты фиксировали на фото и видео и делали заметки на диктофон.

Для сбора ключевых находок можно можно шаблон от Wonderfull из гайда «Дизайн-Мышление. Рабочие материалы»

В результате исследования мы узнали:

  • Как в действительно выглядит площадка, когда на ней под 1000 участников. Живая картинка позволяет сэкономить многие часы обсуждений.

Здесь примерно 500 человек
  • Насколько расторопен персонал на площадке (как быстро меняют полотенца, убирают со столов во время перерывов).

  • Где узкие места в сценариях: несвоевременная очистка мусорных корзин на кофе-брейках, неудачные блюда на перекусах, проблемы с подачей.
  • Что можно было бы улучшить (добавить столики, чтобы не пришлось ставить сумки на пол, перенести фотозону в другой угол, сделать указатели крупнее и разместить их выше).

Также мы отмечали удачные решения: например, организаторы придумали, как избежать пробок на узкой лестнице, — разнесли процесс регистрации на несколько точек, волонтёры встречали участников с планшетами и проводили быструю регистрацию по QR-кодам.

Важно: наблюдать за опытом участников в разное время. Опыт человека, который пришёл к самому началу регистрации, будет отличаться от опыта регистрации в час пик.

«Мокасины»

Как гласит древняя индейская пословица: «Примерь мокасины своего врага, чтобы узнать, что он чувствует». Инструмент «Мокасины» похож на наблюдения в контексте с одним отличием — реальный путь пользователя вы проходите сами.

Мы пошли в Lotte на деловую конференцию в качестве участников и фиксировали нюансы и разрывы между ожидаемым сценарием и реальным: как проходит регистрация, удобно ли ориентироваться на площадке, насколько комфортно в зале.

Так «мокасины» нам помогли понять, что сообщать о приложении со сцены уже поздно. Перед началом программы у участников есть свободное время, которое они хотят посвятить составлению своего индивидуального расписания и изучению программы — приложение уже должно быть установлено на смартфон. Это касается и сбора обратной связи — анкету участники, скорее, заполнят по горячим следам, а не через несколько дней после мероприятия.

Отметили, что большая часть людей в зале слушают спикеров, параллельно находясь в онлайне, со смартфоном в руке.

Жизнь в двух мирах

Важно работать в двух реальностях. У современного пользователя офлайн- и онлайн-каналы настолько переплетены, что не учитывать второй формат на мероприятии — значит терять точки контакта с пользователем. Задача — срежиссировать онлайн-составляющую фестиваля, а переход из офлайна в онлайн сделать бесшовным.

Мы увидели, насколько здорово «включают» аудиторию онлайн-опросы, как важно вовремя показывать их результаты на большом экране.

Карта эмпатии

Все результаты исследований нужно отработать: выбрать самое ценное и зафиксировать для групповой работы с полученными инсайтами.

Для этого в дизайн-мышлении используются шаблоны, которые помогают не терять ценные находки, полученные в процессе исследований. Совместная расклейка стикеров в процессе распределения находок по шаблону помогает проектной команде перейти в режим синтеза информации.

Первый шаблон — карта эмпатии, или empathy map. В нём мы собирали всю найденную информацию о наших участниках: кто они, к чему стремятся, о чём переживают, к какому уровню организации привыкли, кого считают авторитетом, на каких площадках ищут контент. На каждый сегмент целевой аудитории — своя карта.

Шаблонов карты эмпатии много. Можно взять подробный от Дейва Грея, автора книги «Лиминальное мышление. Как перейти границы своих убеждений».

На практике шаблон может поменяться. Например, в нашей карте остались секторы «нравится», «не нравится», «к чему стремится», «о чём мечтает», а остальные находки отправились в следующий шаблон CJM

Карта пути пользователя

Второй шаблон, который мы использовали, — карта пути пользователя, или customer journey map (CJM), — формат сбора исследовательской информации, который отражает сценарий пользователя:

  • Основные шаги участника:увидел рекламу в Facebook, перешёл на сайт, посмотрел программу, нажал кнопку «Купить билет», перешёл на форму оплаты, оплатил, получил подтверждающее письмо.
  • Эмоциональное впечатление на каждом этапе:негативное (реальный опыт хуже ожидаемого уровня), нейтральное (реальный сценарий совпадает с ожидаемым) и положительный (реальный уровень превосходит ожидания).
  • Цитаты пользователя на каждом этапе: «Сразу есть ссылки на Facebook спикеров – круто!», «Не знаю, у кого узнать про расписание», «Не купил билеты на афтепати заранее, а потом уже не было».

CJM помогает нам найти явные пробелы или разрывы (gaps) в сценарии посещения мероприятия.

Количество параметров, отражённых в CJM, вы выбираете сами

Если рассматривать CJM как воронку, то можно увидеть, как повлиять на конверсию в покупки и улучшить опыт участника: как оформить описание докладов, кого из спикеров позвать, какие активности выбрать.

Например, пользователь зашёл на сайт, чтобы заказать билеты на фестиваль, но не понял, как их купить на юрлицо. Разрыв пользовательского опыта. Надо добавить отдельную ссылку с инструкцией по покупке на юрлицо и повесить её на видное место.

Или так: идёт рассинхронизация расписания на экране возле зала и в приложении. Большинство ориентируется на экран (это мы выяснили во время интервью), но данные на нём не всегда актуальны. Вывод: лучше вообще не делать расписание на экранах возле залов, если нет технической возможности держать его всегда актуальным.

Часть находок с исследований, которые пойдут в CJM: каналы, откуда участники узнают о мероприятиях, и критерии оценки

Ещё пример: мы выяснили, что многие не открывают первое сообщение с подтверждением регистрации, чтобы потом его было проще найти в почте. Это значит, что отправлять в этом сообщении важную информацию нет смысла.

Первая итерация CJM. Шаблон постепенно дополняется новыми находками с исследований

Каждый найденный разрыв — новая возможность для улучшения пользовательского опыта.

Прототипирование

Чтобы прочувствовать весь путь пользователя конкретного мероприятия, мы прототипируем опыт участника на макетах: моделируем с помощью бумаги план площадки и проигрываем возможные сценарии: как проходит регистрация, кто встречает, где стоят волонтёры, легко ли найти залы, удобно ли расположены зоны кофе-брейков, легко ли узнать об активностях на площадке.

Именно этап моделирования нам помог правильно сформулировать задачи:

  • Откуда участники узнают, как пройти на обед.
  • Как мы разделим потоки, чтобы не создавать толкучку.
  • Где расставить волонтёров?

Было полезно смоделировать ситуацию на площадке с помощью фигурок Lego. Кроме того, что мы нашли основные точки контакта, они очень поднимали настроение. По итогам игры с Lego-человечками я запустила шуточный опрос в соцсетях, который помог понять распределение участников основных секций.

Анастасия Федорова, специалист по продвижению Mercury Development Russia, участник команды организаторов 404Fest

Выводы

В качестве итога — о том, что мы вынесли как команда за эти четыре месяца подготовки к фестивалю.

Критически важно начать вовремя

Я присоединилась к команде организаторов уже на этапе активной подготовки фестиваля. Из-за этого мы столкнулись с рассогласованием: уже планировались рекламные активности, но в фрейме дизайн-мышления были проведены ещё не все исследования.

Мы быстро нагнали разницу, но в идеале оба процесса должны стартовать одновременно. Чем ближе дата мероприятия, тем быстрее инструменты дизайн-мышления будут терять ценность, потому что были нужны еще вчера.

Фасилитация рулит

Даже если ты дизайн-мыслитель от Бога, вытащить проект в одиночку не получится. Это всегда командная работа. Мозговые штурмы, обсуждения, выбор идей требуют умения управлять групповой динамикой, правильно ставить вопросы, направлять беседу в нужное русло. Здесь нет пределов совершенству, нужно учиться рулить этим процессом.

Чем более разношёрстная команда, тем лучше

Самые жаркие и полезные обсуждения получались, когда мы собирали экспертов из самых разных отделов компании.

Менеджеры, дизайнеры, маркетологи должны вариться в одном котле с самого начала. Чем шире был диапазон точек зрения, тем шире круг проблем, которые нам удавалось увидеть.

Полезное для тех, кто дочитал до этого момента:

0
11 комментариев
Написать комментарий...
Eugene Labinsky

Спасибо большое за такой подробный рассказ! Здорово, что получилось задействовать столько инструментов дизайн-мышления и каждый принёс ощутимый результат на выходе. Буду следить за вашими успехами, добрая команда у вас собралась =)

Ответить
Развернуть ветку
Наталья Тилли
Автор

Спасибо за обратную связь, команда на самом деле крутая - активная и очень творческая.

Ответить
Развернуть ветку
Nick Sidorov

Сколько ходил - все самое интересное было на афтепати-)

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Мохов

Наталья, спасибо. Поделился с коллегами. Даже навскидку вижу что мы упускаем в работе.

Ответить
Развернуть ветку
Наталья Тилли
Автор

Андрей, спасибо за обратную связь! Рада, что труд нашей команды оказался полезным. Позже выложу еще один инструмент - Service Blueprint или Карта сервиса. Это следующий этап после CJM, завершающий. После того, как мы нанесем опыт пользователя на CJM, мы формулируем новые идеи по улучшению опыта пользователя и создаем свой сценарий, который отражаем в Карте сервиса.
Именно в Карте сервиса мы прописываем действия представителей сервиса, сотрудников за линией фронта - тех, кто отвечает на звонки, письма, действия волонтеров на площадке. Карта помогает нам разгрузить голову, т.к. каждое улучшение опыта отражается в чей-то инструкции, памятке или решении.

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Мохов

Будем дать :)

Ответить
Развернуть ветку
Vitaly Govorukhin

Очень порадовала глубина проработки клиентских хотелок и опыта. Жаль что единицы оргов мероприятий готовы работать над продуктом с таким погружением. Сократил посещения ивентов. На прошлых 404 мне остро не хватало приложения для нетворкинга.

Ответить
Развернуть ветку
Наталья Тилли
Автор

Виталий, спасибо! Всем советую прорабатывать пользовательские сценарии. Если рассматривать CJM в качестве воронки, то становится понятнее, где какой нужен контент дополнительный, где перспективные каналы остались без внимания.

Ответить
Развернуть ветку
Алена Сутягина

Наталья, спасибо за вдохновляющий и методичный рассказ. Те, кто не использовал инструменты дизайн-мышления на практике, часто относятся скептично к этой методологии и считают, что эти процессы не являются необходимостью, так как не приносят реальной пользы и более того, не могут быть монетизированны. Ваш опыт демонстрирует как важно оказывать человеко-ориентированные услуги, погружаться и улучшать пользовательский опыт.

Ответить
Развернуть ветку
Наталья Тилли
Автор

Алина, спасибо! Да, чаще всего отзывы после проекта так и начинаются "Если честно, то вначале я относился к этим штукам скептически...")) Плюс, многие удивляются, что эта методология так круто может быть применена при проектировании эвентов (часто методология ассоциируется с дизайном). Кстати, основной инсайт на одном из эвент-проектов, где мы также применяли дизайн-мышление в том, что методология позволяет сохранить фокус на потребности пользователя. Инструмент "Как мы можем помочь выполнить участнику A его ключевую задачу В" в действии

Ответить
Развернуть ветку
Svetlana 80

Интересная статья, и было бы еще интереснее увидеть продолжение)

Ответить
Развернуть ветку
8 комментариев
Раскрывать всегда