{"id":14275,"url":"\/distributions\/14275\/click?bit=1&hash=bccbaeb320d3784aa2d1badbee38ca8d11406e8938daaca7e74be177682eb28b","title":"\u041d\u0430 \u0447\u0451\u043c \u0437\u0430\u0440\u0430\u0431\u0430\u0442\u044b\u0432\u0430\u044e\u0442 \u043f\u0440\u043e\u0444\u0435\u0441\u0441\u0438\u043e\u043d\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0432\u0446\u044b \u0430\u0432\u0442\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f72066c6-8459-501b-aea6-770cd3ac60a6"}

Продавец хобби: как превратить увлечение в прибыльный бизнес

Досуг современного человека разнообразен, и список любимых занятий постоянно пополняется. Если 15 лет назад люди в основном смотрели телевизор, слушали музыку и читали, то сегодня стало модно готовить, заниматься рукоделием и быть геймером. Часто поклонники игр настолько проникаются своими увлечениями, что превращают их в бизнес-идею. Однако успешная реализация зависит от многих факторов, ключевой из них — искать нужную франшизу. Рассказываем почему.

Что даёт франшиза

Если говорить простым языком, суть франшизы – покупка у компании права использовать её торговую марку или бренд для реализации собственного бизнеса и получения прибыли. По таким схемам работают многие кафе и магазины, например, McDonald’s, 7-Eleven, Subway, Перекрёсток, Пятёрочка, Zara. Но если в популярной сфере товаров повседневного спроса бизнес можно развить и без сотрудничества с крупной корпорацией, то в гейминдустрии это практически невозможно. В частности, в России не так много издательств настольных игр, и у всех есть собственные магазины. Конкурировать с ними не получится, так как ключевой фактор – сумма в чеке покупателя. Люди не будут приобретать игры с довольно большой наценкой в то время, как их можно и вовсе заказать через Интернет. С другой стороны, издательствам выгодно иметь развитую сеть магазинов, и именно поэтому они не просто предлагают свои франшизы, а делают условия входа в бизнес лояльными: сокращают первоначальные инвестиции, делают гибкое роялти, убирают паушальные взносы. Разберём подробнее на примере франчайзингового предложения одного из крупнейших российских издательств настольных игр Hobby World. Компания предлагает своим партнёрам (франчайзи) открыть магазин, магазин-клуб или остров в торговом центре. От выбранного формата зависят первоначальные инвестиции в бизнес – начинаются они от 500 000 руб. Все средства идут исключительно на открытие магазина: поиск подходящего помещения, его внутреннее и внешнее обустройство. Единовременного платежа и периодической компенсации компании за использование бренда нет (эти платежи и называют паушальный взнос и роялти). Средняя окупаемость бизнеса – год, чистый ежемесячный доход от «острова» – 40 000 руб., от магазина или магазина-клуба – 80 000 руб. На бесплатной основе партнёрам предлагают готовые стратегии развития, постоянное обучение персонала, маркетинговую и рекламную поддержку, рекомендации по ведению бизнеса. Подобная схема считается классической в индустрии досуга и по ней работают крупнейшие бренды, такие как аттракцион виртуальной реальности Anvio VR, киберспортивные клубы и арены COLIZEUM и пр. Конечно, встречаются и нестандартные подходы: например, каждый покупатель компьютерной программы компании 1С автоматически становится франчайз-дилером. В итоге у бренда более 20 000 партнёров, которые часто банкротятся. Именно поэтому бизнес-эксперты при выборе франшизы рекомендуют отдавать предпочтение рабочим и отточенным годами схемам сотрудничества.

Как начать сотрудничество грамотно

Средняя статистика «выживаемости» франшиз по российскому рынку такова: 20% покупателей развивают свой бизнес и хорошо на нём зарабатывают, ещё 50% франчайзи работают то в прибыли, то около нуля, а остальные 30% закрывают точку в течение первого года работы. Чтобы войти в число счастливчиков обязательно нужно:

  • Приобретать так называемую «чистую» франшизу. Только в этом случае франчайзи получает бизнес полного цикла, включая описанные выше экспертизы по работе, маркетинговые стратегии, контроль качества и пр.

  • Проверять франчайзера. Даже если кажется, что показатели бизнеса чрезвычайно высоки и он успешен, стоит как минимум проверить компанию н сайте ФНС: посмотреть уставной капитал, узнать дату регистрации, кто учредитель и пр.

  • Познакомиться с действующими партнёрами. Только они могут рассказать, чего ожидать от работы с брендом. Хороший знак если франчайзи много и их количество постоянно растёт (конечно, не берём в расчёт 1С). Например, у упомянутого издательства Hobby World более 85 фирменных магазинов Hobby Games в России и ближнем зарубежье, ещё 20 партнёров ищут локации для своих точек. Очевидно, что сеть активно развивается и сотрудничество идёт успешно.

  • Узнать, кто управляет франчайзинговой сетью. Это обязательно должна быть головная компания, без привлечения аутсорсера. Только франчайзер обладает экспертизой по действиям на разных стадиях запуска и развития проекта.
  • Оценить риски при подписании договора. Случается, что в юридических документах прописывают жёсткие щтрафы за выход из бизнеса. Чтобы избежать подводных камней, лучше всего доверить проверку договора экспертам.
  • Отследить развитие франчайзинговой программы бренда. Если компания постоянно развивает партнёрские программы, то в 99% случаев её магазины будут под надёжным
  • покровительством. Франшиза подразумевает двустороннее сотрудничество, поэтому добросовестные компании собирают обратную связь от своих партнёров и обязательно совершенствуют подходы к работе. Так, в Hobby World на основе опросов франчайзи адаптируют техники и стандарты розничных продаж к ситуации в каждом конкретном городе, где открыты магазины.

Выбор франшизы – вопрос не одного дня, подходить к нему следует максимально ответственно, рассматривая все возможные сценарии развития.

Если место уже занято

Может случиться, что в городе уже есть магазин конкретной сети. В такой ситуации не стоит заранее сдавать позиции и отказываться от перспективного сотрудничества. Обратиться к бренду всё же стоит. Многие компании предлагают альтернативы — в первую очередь освоить соседние крупные города. Кроме того, населённые пункты редко навсегда закрываются под одного партнёра. Есть понятие эксклюзивности франчайзинга, но оно действует в ограниченный период времени — например, от девяти до 18 месяцев. И только если по окончании срока партнёр готов развиваться дальше и открывать новые точки, других представителей в локацию не допустят. При варианте, если из одного города обращаются двое и более желающих на открытие, компании отдают предпочтение тому, кто первым найдёт место, удовлетворяющее обе стороны.

Каждое увлечение уникально. Каждое предложение о франшизе уникально. Рассказать обо всём просто не представляется возможным. Важно хорошо всё взвесить ещё на стадии желания превратить хобби в бизнес: ведь любимое дело станет ответственной работой, пусть и с отличной поддержкой. Готовы к такому? Тогда пора действовать!

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда