{"id":14275,"url":"\/distributions\/14275\/click?bit=1&hash=bccbaeb320d3784aa2d1badbee38ca8d11406e8938daaca7e74be177682eb28b","title":"\u041d\u0430 \u0447\u0451\u043c \u0437\u0430\u0440\u0430\u0431\u0430\u0442\u044b\u0432\u0430\u044e\u0442 \u043f\u0440\u043e\u0444\u0435\u0441\u0441\u0438\u043e\u043d\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0432\u0446\u044b \u0430\u0432\u0442\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f72066c6-8459-501b-aea6-770cd3ac60a6"}

4 типа фактов: искусство составления слайда-профиля

Мы разрабатываем курсы и презентации, в основе — структура и смысловой скелет. С статье подробно разберу пример работы со смыслами, важный всем — от бариста до гендира.

Это статья о вас и для вас, о ваших личных фактах.

Мир затопили слабые факты

Каждый миг в мире рождается новый курс или презентация, и в них есть факты, но... очень часто они — просто вода или что-то вроде вязкого мазута.

Бывает, что факт как мазут — вроде полезный, нужный, а понимать его неудобно, сложно! Факты бывают непонятные, вязкие, а бывают удобные и твёрдые.

Мы знаем, что такое факты и как вычленять смысл, потому что делали выступления миллиардеров, книгу про реформы законов РФ, создавали лекции про квантовое шифрование.

Мир ускоряется, плохие факты не выживают. Рынки стремительно меняются, темп событий растёт, особенно в бизнесе, поэтому «скорость понимания» критична. Уже не вариант 1 час объяснять собеседнику, кто ты. Первое впечатление — дело 10 секунд, через 20 секунд наш слушатель либо ушёл, либо отвлекся на SMS. Для удержания внимания нужны точные и понятные факты, отточенные как острие кинжала смыслы.

Идет бой со смартфоном ни на жизнь, а на смерть! Бой за внимание. Хоть на очной встрече, хоть на онлайн-курсе — чуть ослабишь градус “интересности”, зритель тут же уйдёт. Внимание перехватит неистово пульсирующий Instagram или срочное письмо.

Было ли такое, когда наше внимание будто бы намеренно хотели усыпить? Учёба.

Помните слайды лекций в университете лет 15-20 назад? На слайде 100 сложных слов, текст не видно со второй парты. А ведь всегда можно, я уверен, написать лаконичные 10 слов и сделать удобно. Вновь вспоминаю мазут.

Сделать информацию удобной, лаконичной — первый шаг. Превратить мысли в хорошие факты, отшлифовать — второй шаг.

Разберу на примере фактов о персоне — вычленим факты для самопрезентации.

“Презентация” это далеко не только ораторское искусство, а ещё и правильный смыслы. Что сказать в посте в Facebook или в мессенджере? Что писать в инвестиционной презентации? Что должно быть на втором слайде выступления на форуме?

Начнём с основ: в чём отличие факта от "воды"?

Факты и воду путают даже профи

Классический пример слабого факта: «Эксперт в маркетинге». Это не факт, а просто оценочное суждение. В каком именно направлении маркетинга? Ведь их десятки. Кто присвоил статус «эксперт»? Сразу возникают десятки вопросов.

Экспертом в маркетинге может назвать себя и маркетолог из Apple, и фрилансер из Тынды, и оба вроде как правы, только вот смысл фразы нам совершенно не ясен.

Факт нужно прояснить, раскрыть. "Эксперт в маркетинге" — не факт, а мнение. А вот "управлял рекламным бюджетом 3 млн $ в месяц" — факт и хороший смысл, говорит о масштабе проектов, не каждому доверят такую сумму и, видимо, компания была солидная.

2 года назад топовый (подчеркну, супер-компетентный) эксперт прислал мне слайд, приведу его 100% как есть, вплоть до запятой, поменял только имя, фото и рыцарей:

От таких фраз в голове происходит коллапс, мозг читателя искрится вопросами:
1. В каких именно компаниях?
2. Сколько продал?
3. Какие именно “разные бизнесы”?
4. Сколько млн привлек инвестиций?
5. Сколько вешать в граммах?

Не пишите так, формулируйте твердые смыслы. На самом деле, у эксперта были супер-факты, к примеру, он провёл 1000 тренингов. Почему бы это не сказать сразу.

Смысл слайда-профиля в том, чтобы вас увидели. Помните, в фильме Аватар дочь вождя племени говорит герою: I SEE YOU. Это значит не просто физически видеть какого-то синего парня, смысл другой и намного глубже. Это означает «я понял, кто ты есть, и хочу иметь с тобой дело».

Что помогает собеседнику «видеть» нас с первого раза?

Сейчас пройдемся по шагам, можете (даже настоятельно советую) в уме или на бумаге сразу думать о своих фактах.

Начнём со стратегии, отправная точка — сформулировать:

1. Кому и зачем мы презентуем себя,

2. Какой реакции мы хотим от зрителя?

3. ЦА это масштабный форум или узкопрофильная отраслевой семинар?

От этого зависит, каким языком будем говорить, грубо говоря, напишем на слайде латиницей “CMO” или более понятное “директор по маркетингу”.

Продолжим тактикой боя — надо понять, какие именно бывают факты, категоризировать и затем сформулировать их.

Четыре типа фактов

Представьте, что хотите «продать себя» и свою экспертность на конференции или в инвестиционной презентации. Какие факты писать на слайде?

Цифры действуют магически, потому что они самые точные и убедительные. “Оборот 350 млн. руб” это в сотни раз лучше, чем абстрактное “большая компания”.

Упоминание сильного бренда сразу дает ассоциацию с чем-то солидным, твёрдым. Речь про бренды, которые действительно на слуху и не нуждаются в представлении: 1 канал, МГУ, Яндекс, Coca Cola , то есть бренды мирового уровня. Либо — если у нас медицинский конгресс нейрохирургов, то в ход пойдут свои бренды, очень известные в очень узких кругах, и они подействуют посильней кока-колы.

Событие, которое очевидно произошло, также хороший факт: защитил кандидатскую диссертацию, событие защиты и присвоения научной степени это факт (на слайд лаконично добавляем— к.э.н.). Победил на чемпионате Европы, проехал на машине от Парижа до Владивостока. Кстати, последний факт уже близок к следующему типу фактов.

Факт-триггер — часто напрямую не относится к бизнесу, работе, профессиональной деятельности. Думаешь, “слайд про бизнес, зачем писать про личное, про хобби?”. Нужно. Во-первых, это запоминается и интересно, во-вторых, показывает подход к делу, определенный уровень. Если собеседник взошел на Эльбрус, вероятно его здоровье в порядке и он человек с характером и волей, просто так на 5640 метров не взойти.

Приведу свой личный пример: подтягиваюсь 2 раза на одной руке. Вроде как всего шесть слов, но в мозгу сразу фейерверк мыслей: “Ого, это же очень сложно!”, “А на двух руках тогда сколько?”, “Любопытно. У человека кроме работы есть хобби”. Факты про интересные увлечения часто уместны везде, они, как минимум, запоминаются.

Итого, четыре типа фактов

1. Факт-цифра
— 20 млн $ инвестиций привлек в свою компанию
— выступал на 25 000 зрителей оффлайн
— сделал конверсию в покупку 5,2%

2. Факт-бренд
— окончил MBA в Harvard Business School
— team-lead в Google
— ношу часы Apple... нет, это шутка, отношение к бренду должно быть более непосредственным

3. Факт-событие
— победитель чемпионата России по гребле
— кандидат экономических наук
— создал отдел продаж с нуля

4. Факт-триггер
— взошел на Эльбрус
— прошёл Ironman Hawaii
— за 3 года побывал в 107 странах мира

Быть может, правильно сформулированные факты имеют общую структуру?

Конструктор фактов Большого Отчета

Такая метафора родилась, потому что недавно самый крупный в своем сегменте ритейлер попросил нас улучшить их годовой отчет для учредителей — структуру и визуал. В годовом отчёте те же самые факты, только не о человеке, а о компании.

В правильной структуре они выглядят так:

— 3.7 B€ оборот бизнеса СИГМА в 2022/23 финансовом году
— 18.3% рентабельность операций, максимум за 7 лет
— 90% доля Марса в обороте
— 3% доля оптовых продаж
— 1% доля Плутона

Во имя NDA цифры, факты и планеты солнечной системы изменены, они абсолютно не важны, важен конструктор фактов, который получилось сформулировать.

Покажу на примере «факт-цифры».

Вышли две простые формулы:

Глагол + Суть + Пояснение

и второй вариант,

Цифра + Суть + Пояснение,
в точности как в первом факте про СИГМУ.

Длину факта лучше сделать от 5 до 10 слов, меньше пяти слов не донесут суть, больше десяти — уже рассеят внимание и не влезут на слайд.

В каком порядке писать факты? Либо от сегодняшнего дня к прошлому, или от давнего прошлого к сегодняшнему дню, прямая или обратная хронология.

Резюмируем, правила структуры фактов:
— Начинаются с глагола или цифры
— В одном склонении
— 5-10 слов объем факта

Частые ошибки

Не пишите “помогал” и “участвовал”, читателю будет совершенно не ясно, в чём конкретно была ваша роль. К примеру, компания выходила на IPO и мы вы тоже работали над этим. Какие именно отчеты и данные готовили? Лучше конкретизировать. Если вы, конечно, не отвечали за всё, ежели так, то просто “руководил выходом компании на Лондонскую биржу”.

Ниже ещё один пример про “помогал”, “участвовал”:

Не употребляйте “более” или “около”: это выглядит скорее неопределенно, неточно, а не усиливает смысл. Лучше “провёл 1000 тренингов”, а не “провел более 1000 тренингов”. Во-первых читатель все равно запомнит цифры “одна тысяча”, во-вторых, если мы продолжаем вести тренинги, то очевидно, что 1000 это примерная цифра, показывает порядок и уровень.

Шаги создания слайда-профиля

Сейчас суммирую шаги вычленения фактов, проделайте эти этапы и создайте свой слайд-профиль. Это как приготовить вкусное блюдо (“мясо” это просто метафора, друзья-вегетарианцы!) , разделать мясо, пожарить, приправить соусом и специями, убрать с тарелки лишнее.

[ мясо ]

+ учли, кому и зачем презентуем
+ факты однозначны и понятны
+ есть все 4 типа фактов: цифра, бренд, событие, триггер

[ прожарка ]

+ начинаются с глагола или цифры
+ в одном склонении: руковожу, создала
+ 5-10 слов длина факта
+ порядок: прямая или обратная хронология
+ указана роль, под именем: web-дизайнер, инвестор, редактор

[ оформление ]

+ имя жирным шрифтом, факты — тонким
+ размеры шрифтов 7:4:3
+ выравнивание по левому краю
+ есть отступы между пунктами

[ убрать ]

− нет спец. терминов и сленга
− нет “более” и “около"
− нет "помогал", "участвовал"

Какие размеры шрифтов? Пропорция 7:4:3, в PowerPoint на слайде размером 32×18 см выйдет примерно 50 : 28 : 22. Приведу свой пример, он нисколько не идеален, но для объяснения подойдёт.

Вы читаете этот абзац, вероятно, статья вам ценна.

Для закрепления пользы — сделайте задание: прямо сейчас откройте заметки на телефоне, напишите 5 фактов о себе, и отправьте их мне в telegram либо на [email protected]. Я дам фидбек. Вычленять смыслы доставляет мне удовольствие.

__

Виктор Сиволгин,
Founder & CEO at STRUCT

0
8 комментариев
Написать комментарий...
Наталия Фокина

Интересная информация, надо принять во внимание.

Ответить
Развернуть ветку
Виктор Сиволгин
Автор

Старались донести содержательно и, в то же время, максимально просто  

Ответить
Развернуть ветку
Наталия Фокина

Мне в принципе нравится деятельность вашей компании, Виктор. Вы же занимаетесь подготовкой обучающих курсов на заказ?

Ответить
Развернуть ветку
Виктор Сиволгин
Автор

Да, разрабатываем курсы, практически по любым темам 

Ответить
Развернуть ветку
Виктор Сиволгин
Автор

Давайте спишемся в телеграм? мой логин vsivolgin

Ответить
Развернуть ветку
Виктор Сиволгин
Автор

Скоро сделаем pdf-версию чек-листа 

Ответить
Развернуть ветку
Victoria Shilina

Очень хорошая статья. Чистый и структурный текст - глоток свежего воздуха в том информационном "хламе", который нас окружает в Сети. Ваши взгляды на информацию близки мне по духу. Благодарю.

Ответить
Развернуть ветку
Виктор Сиволгин
Автор

Виктория, большое спасибо

Ответить
Развернуть ветку
5 комментариев
Раскрывать всегда