Как я ездил на Колыму разрабатывать безопасное мобильное приложение

Привет! Меня зовут Ярослав Ясаков. Я руковожу мобильной разработкой в Mobisharks (Kokoc Group). Работая над проектами, мы всегда «проживаем» пользовательские истории тех, кто устанавливает наши продукты. Но одна история запомнилась мне особенно — чтобы разобраться в пользовательском опыте, мне пришлось поехать на Колыму.

Эпоха манускриптов

Наш заказчик — компания по добыче серебра. Ребята очень серьёзно относятся к безопасности на рудниках и фабриках. Здесь нет мелочей. Например, в кабинах огромных машин, которые передвигаются исключительно по территории предприятий, вокруг висят таблички о том, что в салоне не должно находиться больше четырёх человек и все присутствующие должны быть пристёгнуты. За соблюдением правил следит видеорегистратор, записывающий всё, что происходит в салоне.

На самом производстве правил не меньше. Нормы охраны труда требуют от каждого сотрудника фабрики перед началом смены заполнения единой карты оценки рисков на своём рабочем месте — так называемый наряд допуска. Если мыслить языком диджитала, это чек-лист. N вещей, без чего нельзя начинать твой рабочий день, %username%! Наряд допуска проверяет много всего, например, наличие спецовки, чистоту рабочего места.

Эта карта оценки рисков испокон веков была бумажной. Если, допустим, у сотрудника порвана спецовка (а на производстве такое случается часто), смену начинать нельзя — нужно отметить это в листочке, сесть и ждать мастера. Но как мастер узнает, что работник отметил в чек-листе порванный рукав? Правильно, до того как не придёт ногами и не увидит глазами заполненный свиток — никак.

Работник, как правило, не спешит сигнализировать, что что-то не так. Время ожидания обхода начальства — рабочее, а значит, оплачиваемое.

Когда приходит мастер, работник сообщает ему, что спецовка порвана, и мастер идёт за новой. Работник получает спецовку, заново заполняет листок и только потом начинает работать. А мастер вносит в базу все бумажные карточки каждого сотрудника. Так рабочие часы специалистов и руководителей складываются в бумажную волокиту, которую компания вынуждена оплачивать из года в год.

«Что-то идёт не так», — решили в компании. Пока Илон Маск запускает «теслу» в космос, сотрудники коммуницируют, оставляя друг другу записки на парте.

Не всё то серебро, что в сторах

У компании есть фабрика в Магаданской области, на которую доставляется руда для обработки. Именно для неё мы разработали приложение, которое компания дальше планирует внедрять и на других фабриках.

Мы начинали работу по проекту в сентябре 2018 года. В лучших традициях Agile сначала два месяца согласовывали ТЗ для разработки, а потом в ноябре 2018 года заказчик позвонил и попросил всё сделать за две недели.

Мы напряглись, но сделали. Первая бета была похожа на «заглушку», в которой пользователю предлагалось просто взглянуть на несколько экранов с интерфейсами. Пока заказчик собирал бэклог к этой версии, мы за две следующие недели разработали апдейт, который содержал большинство функций, описанных в бэклоге.

Как работает приложение

Мы перевели весь процесс оценки рабочего места в приложение. На главном экране есть кнопка «Карта оценки риска», нажав на которую, нужно выбрать участок и рабочее место из выпадающего списка. Пользователь попадает в чек-лист и отмечает в каждом пункте «да» или «нет», при необходимости пишет какие-то комментарии и отправляет.

Мастеру в точно такое же приложение приходит push-уведомление о том, что у конкретного работника на конкретном рабочем месте чего-то не хватает. Той же спецовки, например. И он сразу идёт и несёт ему эту спецовку. Все действия логируются на сервере, и мастеру не нужно вносить данные ручками.

Специалист также может отправить предложение по улучшению условий труда. К примеру: «Хочу музыку на рабочем месте», «Нужно больше свежих фруктов», «В курилке слишком дымно». Все предложения агрегируются в админке и через электронный документооборот отправляются в головной офис компании, который анализирует, что из этого нужно внедрить.

Сейчас приложением пользуются почти 500 сотрудников.

Но вы не найдёте его в Google Play или в App Store. Android-приложение загружается на специально закупленные для этих целей смартфоны AGM8 (это была тема отдельного изыскания) в офисе компании.

Клиентская часть приложения работает на Java, а серверная часть написана на Python.

И на этом можно было бы закончить скучную историю, если бы не планируемые компанией апдейты.

Хочешь апдейт — заслужи его

Заказчик активно пользуется приложением, и у нас появился план апдейтов. Мы собираемся внедрить в него третью роль. Помимо работника и мастера, добавляется аудитор — человек, который обучает других мастеров проверять рабочие места. В приложении они смогут заносить верные и неверные шаги ученика и также оставлять комментарии. Сейчас всё это записывается в журналах.

Кроме того, компания планирует использовать это приложение не только на фабрике, но и на рудниках. Здесь есть принципиальное различие. Фабрика находится над землёй, а рудник — под.

Приложению так или иначе нужен интернет: работник может заполнить чек-лист в офлайне, а когда девайс поймает сеть, он отправится на сервер. Но на рудниках со связью проблемы, и наш работник с порванным рукавом спецовки может ждать сигнала годами.

Чтобы решить задачу и глубже погрузиться в их специфику, они предложили мне приехать на фабрику.

Самолётом, поездом, машиной

В воскресенье, 2 июня 2019 года, я приземлился в Магадане.

Если весь полёт проспать и вдруг проснуться на приземлении, тебе кажется, что самолёт совершает аварийную посадку в болотистой лесотундре и вот-вот в салоне запахнет свежими лиственницами.

Получив багаж, хотел по привычке вызвать Uber. Оказалось, что ближайшая машина за 4922 км, во Владивостоке. Сел в автобус, который, кажется, ранее использовался для учений спецназовцев. У него оказался странный маршрут: сначала он дал круг по территории аэропорта, а потом поехал в Магадан. На всё про всё полтора часа.

В Магадане я быстро заселился в гостиницу, спрашиваю у администратора:

— Здесь можно где-то поесть?

— Да, есть места. И кальянов много.

— А что-то в «Яндекс.Картах» я только два заведения увидел.

— Ну да. Их два и есть.

Пришёл в кафешку, называется «Чилаут бар». Сижу жду, никто не подходит. Подошёл сам. Спрашиваю, где тут поесть. Накладывай, мол, говорят. И показывают на линию раздачи, как в столовой.

Линия раздачи. В баре. С музыкой и дискошаром.

— Окей, а кальяны делаете?

— Да, после восьми.

— Я тогда после восьми приду покурить.

— Нет, мы в восемь закрываемся.

Оказалось, дольше они работают только по пятницам и субботам.

Ехать на фабрику нужно на маршрутке. А маршрутку нужно заказывать по телефону. На следующий день я сел в маршрутку и восемь часов ехал до посёлка, где расположена фабрика, с одной остановкой. Выяснилось, что уехать туда легко, а вот выбраться сложнее.

Асфальт кончился довольно быстро, началась Тайга. За окном разгулялось северное лето — просыпаются ручьи, оживает от зимы лиственница, бегают медведи. За весь путь я видел особей двадцать. Живя в России, ты привыкаешь к разного качества дорогам. Но к таким привыкнуть невозможно. Если бы приложение «Активный гражданин» простиралось в эти края, то оно стало бы самым популярным мессенджером.

Один раз остановились поесть. Вот такой был вид из окна заведения:

​Вот такой был вид из окна заведения

Он напомнил мне финальный кадр из родригесовского «От заката до рассвета».

Приехал в посёлок, где меня поселили в жилой комплекс для работников. Я, конечно, сразу спросил, где можно поесть.

— Есть тут одно кафе. «Джафар» называется, но оно, наверное, закрыто.

— А когда откроется?

— Нет, вообще закрыто. Навсегда.

Я спросил, есть ли в комнате Wi-Fi, на что мне ответили, что его нет даже в радиусе нескольких сотен километров.

На следующий день за мной приехала машина и увезла на фабрику.

В первый день мы познакомились с начальством и плотно общались несколько часов. Я прошёл обучение по технике безопасности, посмотрел видео, расписался в журнале. Потом меня отвели на производство, где я пообщался с мастерами, с работниками.

На второй день меня повезли на рудник.

Тут надо сделать лирическое отступление и указать, что сам я по образованию инженер-строитель шахт и подземных сооружений. Я много раз бывал на угольных шахтах, и здесь, по сравнению с ними, просто курорт.

Например, там, где я проходил практику во время учёбы, шахты выглядят так. Есть ствол (дырка в земле) на 150 метров вглубь. Есть лифт-клетка, у которой только две стенки по бокам, а спереди и сзади ничего нет.

Там твоя главная задача — не вылететь из лифта, когда спускаешься в шахту. Выработка может быть круглая, и чтобы зайти в лифт, ты должен чуть-чуть прыгнуть. Если не допрыгнешь, дальше не пройдёшь. Как в «Принце Персии». И так прыгает вся бригада — человек семь. Пока прыгает каждый новый пассажир, остальные пытаются удержаться на платформе.

При этом обычно в шахтах грязно. Когда я проходил практику на первом курсе, после выхода из шахты мы с ребятами хотели просто выбросить свои вещи, потому что пылью пропиталось даже нижнее бельё. Но мы же студенты — пришлось стирать и перестирывать.

А тут ты заходишь в нормальный безопасный лифт. Всё вокруг чистое, ты чистый. И вещи можно не сжигать.

Я провёл в том посёлке три дня, и все три дня проходил квест по добыче еды. Перекупал продукты, прикидывался сотрудником и ел в корпоративной столовой. В посёлке свободной доступной еды практически нет, а выходить за его границы не хотелось — медведей в этой местности куда больше, чем людей.

В четверг, когда нужно было уезжать, оказалось, что с транспортом ещё хуже, чем с едой. В маршрутке сказали, что нет мест и ближайшая свободная через три дня. Но если доплатить, то могут кого-нибудь высадить. Оплатил и уехал в Магадан. Надеюсь, часть моей доплаты получил несостоявшийся пассажир.

Я очень обрадовался, когда на подъезде к городу мне начали приходить сообщения и пуши. В Магадане ты понимаешь ценность мобильного интернета и приложений.

Считаю, изучение пользовательского опыта получилось максимально глубоким. 10 тысяч километров на самолёте, 423 километра по пересечённой местности и несколько сотен метров под землю — обычная история погружения в user experience в Mobisharks.

Знающие люди подсказали мне, что в Сибири и на Дальнем Востоке стоит использовать не «Яндекс.Карты», а 2GIS. «А Магадан — это город вообще?» — спрашивает сервис. Должен быть? Запишите!

0
75 комментариев
Написать комментарий...
Serega T

16 лет я прожил на Колыме. Природа там красивая но очень суровая. Зимой холодно, летом комары заживо сожрут))

Ответить
Развернуть ветку
Camington

Странно что никто не пошутил «По какой статье?», ЦП уже не торт )

Ответить
Развернуть ветку
72 комментария
Раскрывать всегда