(function(bannerClassName) { const sendEvent = (token, action) => { const value = 'Branding ' + token + ' – ' + action; if (window.dataLayer !== undefined) { window.dataLayer.push({ event: 'data_event', data_description: value, }); } else { console.log('GA send: ' + value); } }; const oneBeforePageChange = (callback) => { if (typeof Air === 'object') { const ajaxify = Air.import('module.ajaxify'); ajaxify.one('Before page changed', () => { try { if (callback) { callback(); } } catch (error) { console.log(error); } }); } }; const onLinkClick = (e) => { const link = e.target; const href = link.getAttribute('href'); sendEvent(href, 'Click'); link.removeEventListener('click', onLinkClick); }; const branding = document.querySelector(bannerClassName); if (!branding) { return; } const links = branding.querySelectorAll('a'); for (let i = 0; i < links.length; i += 1) { const isVisible = getComputedStyle(links[i]).display !== 'none'; const href = links[i].getAttribute('href'); if (isVisible) { sendEvent(href, 'Show'); } links[i].addEventListener('click', onLinkClick); } oneBeforePageChange(() => { for (let i = 0; i < links.length; i += 1) { links[i].removeEventListener('click', onLinkClick); } }); })('.entry-native-branding');

Наставничество для предпринимателей: как вырваться из беличьего колеса и увидеть прибыль от своего бизнеса

Предприниматели часто оказываются в заложниках у своего бизнеса. Со стороны всё выглядит чудесно. Клиенты счастливы, сотрудники получают зарплату, компания имеет прекрасную репутацию и симпатичный сайт, вот только предприниматель работает на износ и денег не видит. Можно ли быстро изменить ситуацию и как?

История, в которой себя узнает 80% предпринимателей

Я проходил этот путь сам и видел, как его проходит множество предпринимателей. Первые шаги окрыляют. Смесь страха и азарта побуждает идти в неизвестность, учиться привлекать клиентов и продавать, собирать команду и делать продукт. А главное, перед носом, как огромная морковка, маячит мечта, что через год-два-три наступит момент, когда бизнес начнет приносить достаточно денег, а все скучные задачи возьмут на себя сотрудники. Но что по факту?

Помню, как через 4 года после запуска своего маркетингового агентства я осознал, что вообще не приблизился к своей мечте. Я по-прежнему был по уши в операционке, а денег хоть и хватало, но прибыль не росла уже несколько лет. Мне повезло, что я заметил этот факт и понял, что делаю что-то не то, иначе последствия были бы плачевны.

К сожалению, многих предпринимателей настолько засасывает рутина, что им некогда разбираться, что происходит, и дело заканчивается выгоранием. Бизнес превращается в клетку. Сотрудники, которым надо платить зарплату (и иногда влезать в кредиты) вызывают раздражение, хорошие отзывы клиентов не радуют, поскольку возникает чувство, что хорошо всем, кроме вас. Можно ли это поправить? Да и довольно просто.

Поскольку я веду наставничество для предпринимателей, то регулярно вижу такие ситуации

Секрет волшебных изменений

Начну с хорошей новости. Если у вас есть бизнес, который устойчиво приносит вам деньги (пусть и меньше, чем вам хочется), то с вероятностью 90% можно сделать так, чтобы он стал расти, а вы избавились от удручающих задач и стали больше зарабатывать. Это достаточно просто реализовать, поскольку вы уже проделали огромную работу и создали систему, которая способна приносить деньги — нужно лишь ее отрегулировать.

Секрет в том, как именно отрегулировать. Все трудности с бизнесом можно разложить на 2 кучи.

Первая — это особенности мышления самого предпринимателя. Например, предприниматель уверен, что должен делать все сам, и в результате сам мешает росту своего бизнеса.

Вторая — непосредственно бизнес-процессы. Скажем, если стоматолог работает на упрощенной системе налогообложения и платит 6%, а его конкурент использует льготы и вообще не платит налоги, то при прочих равных конкурент зарабатывает больше и развивается быстрее.

Обе группы проблем взаимосвязаны, поскольку никакого предпринимательского мышления в вакууме нет, и принятые решения всегда отражаются в бизнес-процессах

Именно поэтому важно одновременно менять и мышление, и процессы, если нужен устойчивый результат.

Микс животворящий

У коучей, психологов и бизнес-консультантов не всегда получается помогать предпринимателям именно из-за того, что они держат фокус или на мышлении или на бизнес-процессах, но не на том и другом одновременно.

Коучи и психологи часто вязнут в том, что не знают специфики бизнеса и не могут задать точные вопросы, которые выявят истинную проблему. Скажем, предприниматель жалуется, что мало зарабатывает, и они спрашивают:

— А что мешает вам зарабатывать больше?/ А что поможет заработать больше?

А тот и сам не знает, и разговор начинает напоминать топкое болотце — слов много, а толку мало.

Я же, например, в этой ситуации сначала исследую, где прячется проблема. Мало трафика? Заявок? Продаж? Низкий средний чек? И уже потом, выявив больное место, начинаю с этим работать.

— Подожди, — можете возразить вы, — так это же работа бизнес-консультанта, разобрать все процессы и оптимизировать их, разве нет?

Да, но классических бизнес-консультантов подстерегает другая ловушка, которая как раз связана с мышлением. Очень часто предприниматели или не доходят до консультантов, поскольку им стыдно за то, что они 10 лет в своем бизнесе, а так и не поняли, как в нем расти, или не внедряют их предложения.

Почему не внедряют? А потому что психика сопротивляется, когда, например, нужно поднять средний чек («я столько не стою», «что про меня подумают, если я заломлю цены») или уволить ненужного сотрудника («я хочу быть хорошим в глазах своих людей», «мы с командой одна семья»). То есть бизнес-процесс невозможно пересобрать до тех пор, пока предприниматель не изменит свое мышление и не даст зеленый свет на изменения.

В рамках наставничества мы часто обсуждаем установки в отношении денег, которые мешают их зарабатывать, и меняем их на более продуктивные

Именно поэтому наставник для предпринимателей должен сочетать в себе два умения:

  1. понимать, как работает бизнес и уметь декомпозировать и оптимизировать бизнес-процессы;
  2. быть психологом, который помогает преодолевать страхи, ограничения и больше зарабатывать.

Бизнес-перезагрузка

За годы работы с предпринимателями у меня сложилась технология, которая помогает быстро выявить точки роста в бизнесе, увеличить доход и освободить время на жизнь. Расскажу про основные этапы, чтобы вы могли самостоятельно ее использовать.

Личные цели

Первое, чему стоит уделить внимание, это вовсе не бизнесу, а вашим личным целям. Чего вы хотите от жизни? Сколько денег зарабатывать? Какой образ жизни вести? Чем заниматься? Какие задачи вас увлекают, а какие забирают энергию?

Часто ко мне приходят предприниматели, которые находятся в одном шаге от профессионального выгорания. Начинаем разговаривать, и выясняется, что они целиком подчинили себя бизнесу. Давно не были в отпуске. Все деньги отправляют обратно в бизнес, и вдобавок берут на себя множество ролей: и стратегией занимаются, и сотрудников нанимают, и бухучет ведут, и проекты менеджерят. Естественно, в их жизни совсем нет жизни, а есть один геморрой.

Когда 10 лет не был в отпуске, запланировать отпуск становится очень важной задачей

И вот тут очень важно вернуться к тем целям и мечтам, ради которых бизнес создавался. Подумать о том, как разгрузить себя и как наполнить жизнь тем, что радует.

Я часто прошу клиентов сформулировать свои личные цели, а затем подумать о том, как бизнес поможет их воплотить

Дело усугубляется тем, что предпринимательство — одинокая профессия. Предпринимателям не с кем посоветоваться, особенно, если в их окружении все работают в найме. С наставником можно делиться сомнениями и получать поддержку, когда ее не от кого получить.

Например, Станислав Фадеев хотел запустить стартап, который мог бы превращать текст в видео, что упростило бы жизнь рекламным агентствам и всем, кто занимается созданием видео. У Станислава была крутая идея, богатый опыт и команда, но не было уверенности, что свой стартап ему по силам и это кому-то нужно.

На встрече мы разобрали страхи и сомнения, после чего Станислав в мае этого года выступил на Skolkovo Startup Village, где его презентация произвела сильное впечатление и понравилась инвесторам.

Для Skolkovo Startup Village Станислав сделал футболку с рекламой будущего стартапа — она привлекла внимание и позволила познакомиться с нужными людьми

Сейчас стартап заканчивает разработку прототипа.

Цели бизнеса и финансовое планирование

Бизнес — это инструмент достижения личных целей предпринимателя, и важно понять, насколько личные цели и бизнес-цели согласуются друг с другом.

Полезно начать с финансовых целей. Допустим, вы хотите зарабатывать 800 000 ₽ в месяц. Значит, при рентабельности бизнеса 20%, месячный оборот должен быть 4 000 000 ₽. Если средний чек у вас 100 000 ₽, вам нужно выйти на 40 продаж. Если ваша конверсия в продажу 20%, вам нужно 200 заявок. Если конверсия из просмотра рекламного объявления в заявку 0,5%, вам нужно 40 000 просмотров и т.д.

Естественно, это очень упрощенный расчет, ведь у большинства бизнесов много продуктов и направлений. Поэтому дальше важно рассчитать рентабельность каждого, чтобы понять, какие приносят деньги, а какие съедают. Часто бывает, что компания может вваливать деньги в продукт, на котором ничего не зарабатывает, и предпринимателю достаточно закрыть убыточное направление, чтобы выплатить себе дивиденды.

Например, у консалтинговой компании два направления приносили убытка на 1 350 000 ₽, а компенсировали всего 400 000 ₽ косвенных расходов (аренда, зарплаты управленцев и т.д.). Ликвидация этих направлений дала собственнику 950 000 ₽ дополнительной прибыли в месяц.

Процессы

Следующий этап, который может дать море инсайтов — это описание ключевых процессов. Их удобно разбить на три больших блока: маркетинг, продажи, продукт. А внутри каждого блока описать процессы, которые необходимы для достижения нужного результата и присвоить им метрики. Это позволит выявить точки роста, на которых необходимо сфокусироваться в первую очередь.

Например, один из моих клиентов Тихон Новиков, основатель московской стоматологии DoReMi. У клиники есть объективное преимущество перед множеством стоматологий. Благодаря компьютерной диагностике и моделированию врачи могут исправлять любые нарушения прикуса, в том числе часто помогают пациентам, которые безуспешно лечились у других стоматологов.

Отзывы о работе клиники прекрасные

Однако Тихон продолжал доводить до совершенства продукт и автоматизировать процессы, хотя клиники не хватало заявок, чтобы полностью загрузить врачей. Естественно, мы приняли решение сфокусироваться на маркетинге, поскольку именно эти усилия с лихвой окупятся. Кстати, DoReMi предлагает сертификат на 5000 рублей на любые услуги при подписке на канал клиники.

Это, кстати, распространенная ошибка — совершенствовать то, что уже хорошо работает, поскольку это отлично получается, и не идти туда, где нужно отстраивать процессы, пусть это и сулит деньги.

Команда

За каждыми процессами стоят люди, которые их реализуют. Увы, часто бывает так, что эти «люди» — это сам предприниматель, который и бизнес развивает, и заказы принимает, и производство контролирует, и рекламой занимается.

Когда мы начали работать с Романом, который занимается производством лестниц, навесов и ворот в Перми, стала очевидным, что Роман замкнул на себя многие вопросы, которые следовало бы делегировать сотрудникам. Бизнес при этом работал прекрасно: довольные клиенты, отличный продукт, прекрасные отзывы. Грустно было лишь самому Роману, который чувствовал себя ответственным за все процессы.

Мы стали разбираться, как с установками, которые мешают делегировать работу, так и с самими процессами. Смотрели, что можно делегировать уже сейчас, где подстелить соломки, если сотрудник облажается и т.д. Неожиданно оказалось, что даже не увеличивая штат, Роман может сильно себя разгрузить, а если наймет еще одного человека, то и заказов сможет больше взять, и перестать заниматься менеджментом проектов, которые отнимают 50% времени.

Маркетинг и продажи

Еще одна область, где зачастую можно быстро раскопать деньги — это маркетинг и продажи. Например, при анализе воронки продаж можно выявить звенья, где конверсия резко проседает.

Скажем, заявки люди оставляют, а до оплат мало кто доходит — почему? Начинаем анализировать и выясняется, что клиент долго отрабатывает заявки. Стоило ему начать отвечать покупателям в течение пары часов, и конверсия с 6% выросла до 13%. Всего одно простое действие, а прибыль выросла практически вдвое.

Еще один пример. Когда я несколько лет назад работал с компанией «Батискаф» (компания ведет телеграм-канал про оптимизацию налогообложения), то собственник жаловался на то, что все работают, а денег нет. Так вот, поговорив с клиентами компании, мы обратили внимание на то, что все как один говорят: «Они качественно оказывают услуги, а берут мало». Собственник послушал и увеличил в среднем цены на 40%. Продажи выросли, прибыль выросла, а усилий для этого потребовалось совсем немного.

Разумеется, это далеко не все, что можно успеть сделать за месяц

Ключевая идея, которую я хочу донести — проста. Часто предприниматели так загружены операционкой, что им совершенно некогда поднять голову, оглядеться и увидеть, как они могут без серьезных усилий увеличить свой доход. С наставником это сделать гораздо проще, поскольку появляется возможность сосредоточиться на главном: разгрузить себя, делегировать лишние функции, убрать лишние расходы, найти точки роста прибыли.

Я много пишу о том, как прокачивать мышление, учиться видеть возможности и обходить затыки, которых хватает в нашей психике. Подписывайтесь на канал.

(function(bannerClassName) { const sendEvent = (token, action) => { const value = 'Branding ' + token + ' – ' + action; if (window.dataLayer !== undefined) { window.dataLayer.push({ event: 'data_event', data_description: value, }); } else { console.log('GA send: ' + value); } }; const oneBeforePageChange = (callback) => { if (typeof Air === 'object') { const ajaxify = Air.import('module.ajaxify'); ajaxify.one('Before page changed', () => { try { if (callback) { callback(); } } catch (error) { console.log(error); } }); } }; const onLinkClick = (e) => { const link = e.target; const href = link.getAttribute('href'); sendEvent(href, 'Click'); link.removeEventListener('click', onLinkClick); }; const branding = document.querySelector(bannerClassName); if (!branding) { return; } const links = branding.querySelectorAll('a'); for (let i = 0; i < links.length; i += 1) { const isVisible = getComputedStyle(links[i]).display !== 'none'; const href = links[i].getAttribute('href'); if (isVisible) { sendEvent(href, 'Show'); } links[i].addEventListener('click', onLinkClick); } oneBeforePageChange(() => { for (let i = 0; i < links.length; i += 1) { links[i].removeEventListener('click', onLinkClick); } }); })('.entry-article-footer');
0
52 комментария
Написать комментарий...
Слегка Придурковатый

Что-то на инфоцыганском, не осилил.

Ответить
Развернуть ветку
Maxim Shishov
Автор

Так инфоцыгане же легко пишут, с огоньком, что пошло не так?

Ответить
Развернуть ветку
6 комментариев
Евгений Малина

От слова "наставник" аллергия. Инфоциганская пена заполнила все пространство, мозг аудитории рунета засрали капитально.

Ответить
Развернуть ветку
Maxim Shishov
Автор

Есть такая беда

Ответить
Развернуть ветку
Кирилл Любимкин

Еще один наставник... Аяза на вас нет

Ответить
Развернуть ветку
Maxim Shishov
Автор

И ведь, правда, нет

Ответить
Развернуть ветку
Igor Popov

Кстати, на удивление дельная статья

Ответить
Развернуть ветку
Maxim Shishov
Автор

Спасибо!

Ответить
Развернуть ветку
Владимир Воловцев

Все, что в статье я давно уже знал, но все равно есть потолок об который бьешься головой и толку ноль.

Ответить
Развернуть ветку
Максим Иволгин

Стартап сейчас пилить самое время, конечно

Ответить
Развернуть ветку
Maxim Shishov
Автор

А когда хорошее время?

Ответить
Развернуть ветку
7 комментариев
Автор неизвестен

Это все классно, а документально этот «наставник» за свои советы отвечает? Или переписки в телеге это советы от «бабы нины»?

Ответить
Развернуть ветку
Maxim Shishov
Автор

А что значит "документально отвечает"? Скажем, предприниматель жалуется на то, что много на себе тащит. Наставник говорит: "давай смотреть, как тебя можно разгрузить, что можно делегировать". Предприниматель говорит: "Вот могу доверить Зине материалы заказывать, а Васе рекламу размещать". Сделаешь? - спрашивает наставник. Сделаю! - говорит предприниматель. В чем в этой ситуации, на ваш взгляд, должна быть ответственность за советы? Предприниматель ведь не идиот, сам способен оценить адекватный совет или нет, не с детьми малыми работаю

Ответить
Развернуть ветку
4 комментария
Alexander
Бизнес — это инструмент достижения личных целей предпринимателя

Прекрасная формулировка, многое ставит на свои места, спасибо!

Ответить
Развернуть ветку
Maxim Shishov
Автор

Спасибо!

Ответить
Развернуть ветку
Роман Чупин

Нужно вырости самому для понимания , что действительно нужен проводник он же наставник . Имея массу сопротивлений и закрытость , многие к сожалению так и будут упираться в «потолок» свой собственный

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Зверев

Когда видишь саморазвитие, личностный рост, сразу веет чем-то инфоцыганским

Ответить
Развернуть ветку
Слава

так и не понял, почему нельзя пойти с этими вопросами к консультантам по бизнесу. вроде это их специализация

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий

Очень часто тупо не хватает знаний для того чтобы диагностировать что именно не так. Плавали, знаем... Фокус на выживании и тушении пожаров, сгущающиеся сомнения в собственных способностях, сильные негативные эмоции от мыслей о том что всё плохо, но вместо анализа и поиска причин на стратегическом уровне с позиции управленца, почему то происходят попытки все исправить самому в операционно-тактическом режиме человека-оркестра, конечно же безрезультатные. Опыт приходит или через мудрость или через страдания© Се ля ви

Ответить
Развернуть ветку
Maxim Shishov
Автор

Пойти можно. Там 2 проблемы. Иногда пойти стыдно. Я себя на этом ловил, что вот надо подтянуть навык в продажах, но у меня же бизнес, я же и так должен это уметь, было сопротивление к обучению и тому, чтобы пустить человека в свой бизнес

Ответить
Развернуть ветку
Maxim Shishov
Автор

А вторая проблема (это я уже у других предпринимателей видел), что рекомендации не внедряются. А не внедряются, потому что сам предприниматель не готов к изменениям (это уже из наших разговоров с предпринимателем становилось понятно). Поэтому с бизнес-консультантами все ок, просто не все к ним готовы

Ответить
Развернуть ветку
Инженер-душнила

Потому что он не наставник. Как наставник заработает если человек пойдет к консультанту?

Ответить
Развернуть ветку
Юля Сорокина

А почему вы считаете, что коучи не могут помочь? Коучу ведь не нужно разбираться в специфике деятельности клиента, это ответственность клиента. Иначе дойдем до того, что психолог должен быть наркоманом, чтобы лечить наркоманов

Ответить
Развернуть ветку
Maxim Shishov
Автор

Коучу не нужно разбираться в специфике клиента, если клиент владеет нужной экспертностью. Бессмысленно задавать вопрос: "Как вы соберете двигатель?", если клиент не умеет это делать. Так вот у предпринимателей есть пятна в понимании бизнеса, просто из-за того, что предприниматели сами учатся бизнес строить, часто выходят в предпринимательскую роль из роли специалиста и не знают, как улучшить продажи или построить маркетинг или что докрутить в них. Поэтому психологи и коучи тут не смогут помочь. А вот если предприниматель хорошо понимает, как бизнес устроен, то тогда смогут. Тонкий момент, словом

Ответить
Развернуть ветку
Анна Липская

Психолог и не лечит наркоманов, их лечит нарколог) На крайний случай психиатр)

Ответить
Развернуть ветку
Инженер-душнила

Давайте вы опишите базу знаний психолога и требования к нему и тоже самое для коуча

Ответить
Развернуть ветку
Олег Ежков

“Все трудности с бизнесом можно разложить на 2 кучи.”

В статье кучи пока только похучие :)

Ответить
Развернуть ветку
Maxim Shishov
Автор

И что же вы такое унюхали?

Ответить
Развернуть ветку
Denin Dmitry

Есть физики , есть лирики. Статья лирика о физиках.

Ответить
Развернуть ветку
Maxim Shishov
Автор

А это хорошо или плохо?

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Ривка Фридман

Альтернативный маршрут?

Ответить
Развернуть ветку
Maxim Shishov
Автор

?

Ответить
Развернуть ветку
49 комментариев
Раскрывать всегда
null