Понять, простить и пойти в суд: что делать, если копируют ваш бизнес

Основатель сети экспресс-парикмахерских «Чио Чио» Ильназ Набиуллин рассказывает, когда стоит обращаться в суд при копировании бизнес-идей и почему это стоит воспринимать как вознаграждение.

Рано или поздно любая большая компания сталкивается с тем, что ее копируют компании поменьше. Сеть японских парикмахерских эконом-класса «Чио Чио» — не исключение. Сейчас у нас 320 точек, и мы видим, как в России появляются компании, скажем так, с нашими элементами.

Конечно, и до создания «Чио Чио» в России были парикмахерские с фиксированной ценой, были салоны с терминалами, но мы первые в России, кто начал позиционировать себя как «японская экспресс-парикмахерская». Сейчас таких — десятки.

Ну что б вы понимали. Сверху — элементы стиля «Чио Чио», а ниже, парикмахерская «Чик Чик».

Или вот. Наши шкафы для мастеров:

А это — рабочие места в парикмахерских «Причесон».

Эти ребята на сайте делают прямую отсылку к нам.

А тут вовсе без комментариев.

Просто на всякий случай — скрин из Google Trends.

Я нормально отношусь к копированию. От этого никуда не денешься и с этим нет смысла бороться. В конце концов, если ваш бизнес начали копировать — это признак успеха и хорошая оценка. Считайте, что было сделано правильно. Но хотелось бы обговорить несколько моментов.

Копировать — не значит красть

Копировать фишки конкурентов хорошо, когда вы узнаете эти фишки из открытых источников. Прочитали статью основателя, увидели это на точке, увидели в рекламе — взять фишку себе на вооружение после этого нормальный вариант. Мы, например, только рады, что на рынке парикмахерских появляются терминалы для оплаты, инструменты замачиваются в дезинфицирующем растворе и хранятся в УФ-стерилизаторе, и вообще парикмахерские стали уделять больше внимания требованиям СанПиНа.

Но зачастую копирование связано с обманом, предательством и ложью. Люди начинают подложно устраиваться на работу, под какими-то предлогами узнавать тайны, подкупать сотрудников и нарушать NDA.

Кто-то использует наши шкафы, а кто-то полностью внедряют у себя точно такие же бизнес-процессы. Так не надо.

Простой совет: вместо того, чтобы делать тоже самое, что и у конкурента, постарайтесь улучшить это с помощью собственного опыта. Делайте похожим, но под себя. От этого рынок только выиграет.

Не надо задирать, задевать и гасить конкурента, притворяясь, что вы первее, уникальнее и лучше его — если это действительно не так. И уж тем более не стоит что-то копировать, если это попадает в правовое поле.

Что делать компании, которую копируют

Понять и простить.

На самом деле, надо разделить подобные ситуации на две категории.

Если нарушены ваши патенты и товарные знаки, защищайте свою интеллектуальную собственность. Считайте, что вселенная вам разрешила давить конкурентов всеми законными способами. Особенно в тех случаях, когда после первых исков ваши конкуренты пытаются спустить все на тормозах за деньги.

Не надо бояться идти в правоохранительные органы. Да, это долго, нудно и дорого. Для кого-то 70 тыс. рублей за экспертизу может оказаться серьезной статьей расходов, но если вы действительно изобрели что-то классное, эти траты окупятся позже.

Проблема в том, что российский опыт использования законодательства в области защиты авторских прав в бизнесе довольно сырой. Суд — это, конечно, не лотерея, но его решение часто бывает непредсказуемым. Поэтому если вы не уверены в том, что готовы тратить уйму времени на судебные разбирательства, есть второй подход к проблеме копирования вашего бизнеса.

Примите копирование как подкрепляющее вознаграждение

Если вас копируют, твой продукт, твоя бизнес-модель в тренде. Ты все делаешь правильно. Набиуллин, садись, пять. После такой установки вообще начинаешь думать — а почему это компания «Клац Клац» скопировала интерфейс нашего терминала, но не скопировала эргономику шкафов, они что, плохие?

Когда вас копируют, это заставляет быть в тонусе. Как только конкуренты начинают подкрадываться, вы начинаете еще сильнее убегать.

Как только вы увидели свою фишку у кого-то другого, но спешите кричать «караул». Есть люди умнее вас, и они могут внести что-то в свое в вашу задумку. Они скопировали у вас, а вы позже скопируете у них улучшенную версию.

И еще один момент. Следите за стрелками.

Копирование — это ситуация, когда на рынке появляется та же бизнес-модель, что и у тебя —>

Рынок интеллектуально развивается —>

Мы с конкурентами увеличиваем знания по продукту —>

Увеличиваются потребления этого продукта.

Так происходило с барбершопами. Сперва предложение, потом спрос. Сначала появилась куча барберов, а потом люди стали ходить к ним. Оказалось, что в городе-миллионнике не одна тысяча людей, которые готовы стричься за полтора косаря.

В общем, копирование заставляет рынок расширяться, а это на руку лидеру этого рынка. Помните скрин из Google Trends? Японских парикмахерских стало много, но в поиске вы наверняка первой найдете «Чио Чио». Если человек зашел на сайт нашего конкурента, мы все равно догоним его таргетом. Конечно, это работает и в обратную сторону, но у нас в 10 раз точек больше, чем у других.

Ну а если ничего из вышеперечисленного вам не подходит, просто купите конкурента и не парьтесь. Так вы объедините не только клиентскую базу, но и базу знаний о них — как и что они покупают. Вы сэкономите на общей инфраструктуре и накладных расходах. Вы можете собрать в лучшем продукте лучших людей. Ну и представьте — хоп, и завтра вы в два раза больше.

0
11 комментариев
Написать комментарий...
Anton Dolinskiy

Уважаемый автор, ни в коем случае не хочу вас обидеть, но мне кажется, что по-настоящему технологичный и продуманный бизнес скопировать невозможно.
Например, я пользуюсь услугами Додо пиццы. Ребята появились на рынке относительно недавно, но сразу произвели фурор в общепите. После них как грибы после дождя полезли схожие предложения, появились пиццерии с теми же "фишками". И что? Того сервиса, той внимательности к деталям до сих пор нет ни у кого. Я понимаю, что цены у конкурентов ниже, но пользуюсь только услугами основателя. Пока ни один из конкурентов не понял причины успеха- отличный сервис, забота о клиентах и непревзойденный контроль качества.
Так же и у вас. Если будут настоящие технологическое решение, если будет высокий сервис, скопировать вас будет невозможно, хоть всё и на виду: мозгов не хватит.

Ответить
Развернуть ветку
Make Luv

А Папа Джонс все равно вкуснее.

Ответить
Развернуть ветку
Иван Сергеев

Цитата:

........"Проблема в том, что российский опыт использования законодательства в области защиты авторских прав в бизнесе довольно сырой.".....

Что вообще такое "авторское право в бизнесе"? Авторское право оно и есть авторское право само по себе безотносительно чего либо!  Закон четко дает определение объектов авторских прав в ГК РФ Статья 1259. Кроме того, в соответствии с ГК РФ Статья 1259. "Объекты авторских прав".п. 5:  "Авторские права не распространяются на идеи, концепции, принципы, методы, процессы, системы, способы, решения технических, организационных или иных задач, открытия, факты, языки программирования, геологическую информацию о недрах."
Что касается использования словосочетания "Чио Чио" то здесь все зависит от того зарегистрировано ли оно как товарный знак или знак обслуживания. Если да - идите в суд и спокойно выиграете дело, если нет - на нет и суда нет, как говорится.

Насчет "довольно сырой" вы тоже заблуждаетесь. Очень даже не сырой а вполне себе рабочий. Так что повторюсь, если у вас есть правовые основания - обращайтесь смело в суд.

Ответить
Развернуть ветку
Make Luv

О, я ж стригусь тут. Плевать на конкурентов, качеством давите. Невидимая рука рынка сама все расставит по своим местам.

Ответить
Развернуть ветку
Sam Simenoff

Сами же скопировали с японцев, и жалуются на плагиат. Шта?

Ответить
Развернуть ветку
Анатолий Б.

Интересно насколько отличается стрижка за 1800 в барбер-шопе от стрижки за 199 в Чио-Чио?

Ответить
Развернуть ветку
Andrey Shevtsov

В чио-чио постригут и отпустят быстрее?

Ответить
Развернуть ветку
Анатолий Б.

Вопрос не во времени, а в стоимости. На мой взгляд, справедливая цена стрижки от 400 до 1000 руб максимум. Что можно сделать за 200, теряюсь в догадках. А также что заработать и мастеру и владельцу?

Ответить
Развернуть ветку
Andrey Shevtsov

Если руки не из жопы, то за день можно оболванивать человек 30. Да и не всем нужна стрижка за 200 р, есть кому бороду подровнять, ещё чего. Это дороже будет стоить. В итоге: и мастер зарабатывает, и место не простаивает, и людям есть где экономно подстричься.

Ответить
Развернуть ветку
Анатолий Б.

Если мастер стрижёт 50/50 с салоном (но обычно 30/70), значит он зарабатывает грязными 100 (60) руб со стрижки. Каждые полчаса у него клиент? Сомневаюсь.
Есть другой формат - аренда кресла. Стоит в среднем 1000 р/день.
Не вижу ни бизнеса, ни экономики.

Ответить
Развернуть ветку
Andrey Shevtsov

Не у всех есть альтернатива в виде тёплого офисного кресла с хорошим окладом. Приходится хуярить, чтобы заработать себе на хлеб и своей семье.

Ответить
Развернуть ветку
8 комментариев
Раскрывать всегда