Watty: как два студента-ноунейма нашли инвесторов в Испании и сделали AR-игру для «Ленты»

Привет, на связи Глеб Браверман из Watty. У меня для вас пошаговая история-квест. Вот сюжет: 2 студента создали свою компанию, завоевали мир и опередили Apple и Google, а потом открыли врата в AR продуктовым ритейл-корпорациям.

В закладки

Шаг первый: start new game

Четыре года назад я познакомился с нынешним бизнес-партнером Владом. В то время он учился в ЛЭТИ и увлекался созданием мобильных приложений, а я разрабатывал бизнес-модели и учился в бизнес-школе Esade в Барселоне. Мне было в районе 20 лет, Владу и того меньше — лучшее время, чтобы завоевать мир (или галактику).

Как и в любой приличной игре, у героев, то есть у нас с Владом, проблемы, которые задали драматургию, начались на старте. Во-первых, мы жили в разных странах. Во-вторых, наша история началась с падений: мы пробовать запускать приложения и вести проекты нескольких компаний. Ни один из них не взлетел. Как и любых приличных героев, это это нас не остановило.

Сейчас даже моя бабушка знает, что такое дополненная реальность. Для Apple, IOS и Google уже давно выпущены фреймворки ARKit и ARCore — инструменты для AR-разработки. Каждая крупная компания включает элементы AR/VR в элементы маркетинговой стратегии. Тогда этого всего не было, а все попытки создания AR-приложений в результате были откровенным дном. Но мы чувствовали в этой истории большой потенциал, поэтому сформулировали концепцию приложения и начали искать деньги: это стало первым нашим большим квестом.

Отыскать бюджет было сложно. К двум двадцатилетним ребятам, которые рассказывают про никому не известный AR, не выстраивалась очередь из инвесторов. Тем более я жил в Испании — стране с жутко консервативным рынком. Когда я приезжал к потенциальным инвесторам и рассказывал про разработку сервиса, меня опережали люди, которые делали тарелки на гончарном круге — такой вот стартап.

Шаг второй: вскрыть сундуки с деньгами

Мы продолжали много говорить с потенциальными инвесторами о нашем проекте, искали подход к каждому. В итоге мы поняли, что презентации, прописанные бизнес-модели и расчеты, графики и диаграммы — это все миф. В реальности у проекта в стадии «пре-сид» все эти цифры успеют поменяются десятки раз: инвесторы это прекрасно знают.Деньги вкладывают не в красивые расчеты, а только в человека — в способность здраво оценить силы и защищать точку зрения до последнего. Инвестор должен поверить в тебя, а не в проект. Наконец, наш подход сработал: в итоге бесконечных рассказов о себе мы получили письмо от представителя ассоциации ESADE BAN — это бизнес-ангелы школы, в которой я учился. С нами захотели познакомиться и обсудить сотрудничество. Так мы нашли человека, который готов был стать нашим первым инвестором.

Вскоре мы нашли второго инвестора. В этот раз абсолютно неожиданно: мы просто придумали кейс для крупного сервиса по доставке продуктов в России. В процессе разработки поняли, что многие вещи, связанные с разработкой, в компании делаются не очень профессионально. Тогда позвали инвестора проекта на дружеский ужин, чтобы рассказать о своих впечатлениях. Этим разговором мы заинтересовали его лично. У нас было еще несколько встреч, где мы демонстрировали ему свой стартап — и тактика сработала.

У нас развязались руки и в апреле 2018 года мы создали компанию Watty Technologies. До этого регистрировать компанию без инвестора не было смысла: этот процесс нужно совершать вместе с ним.

Шаг третий: захватить иностранные земли и вернуться домой с победой

Мы занимались разработкой геймингового AR-продукта, а в середине лета сделали первый релиз. Это была игра AR racoon: это игра в дополненной реальности про приключения енота Бу, которая объединяла реальный и игровой миры. Ее можно найти в Apple Store.

Нашей задачей при запуске было потестить, каким образом, вообще, аудитория воспринимает AR в том виде, в котором предлагали его мы. У нас был ограниченный период тестирования, за который мы успели попробовать разные способы продвижения и научиться очень недорого привлекать аудиторию: цена за установку была в районе 10 центов.

AR Racoon

Проанализировав отзывы, мы поняли: игра заходит, но чтобы масштабироваться, нужно дать возможность людям играть вместе и делиться эмоциями — то есть добавить мультиплеер. На тот момент никаких решений в multiuser AR не существовало.К этому моменту мы сформировали уже сильную техническую команду. Это позволило отойти от создания гейминговых продуктов в сторону создания технологий. Ее мы назвали Watty Remote — это ключевой продукт нашей компании. Watty Remote — технология, которая позволяет потенциально неограниченному количеству пользователей играть вместе в дополненной реальности, находясь географически в разных местах.

В конце 2018 мы получили предложение о сотрудничестве от крупной компании США. Тогда мы начали разрабатывать showcase: имплементировать нашу технологию в продукт этой компании. Это AR пинг-понг — настольный теннис, в который можно сыграть двум людям, находящимся на разных концах планеты. Сейчас он находится в стадии beta-теста. В апреле 2019 мы показали его на конференции Google I/O в Калифорнии. Там мы поняли, что подобные продукты прекрасно ложатся в маркетинговые кейсы и вернулись с желанием развить историю в России.

AR Ping Pong

Шаг четвертый: НЛО, ритейл и AR

Мы составили список из 10 компаний, с которыми мы хотели бы поработать. Среди них была «ЛЕНТА». По отзывам мы знали, что они работают быстро, качественно и без бюрократических проволочек, что для нас, как стартапа, очень важно. Мы придумали для них несколько проектов и презентовали их. «ЛЕНТЕ» идеи понравились: так мы, недавние студенты с большими амбициями, начали работать с крупнейшим фуд-ритейлом страны.

Нашей задачей было создать AR продукт, который бы поддержал акцию «МиниЛента» и заинтересовал основную аудиторию сети - семьи с детьми. Сроки горели: до запуска оставалось всего 2 месяца. Мы остановились на самой упрощенной версии проекта. Все механики обговаривали на совместных брейнштормах — так начал вырисовываться интересный продукт, объединяющий несколько технологий. В чем его суть?

Проект под названием «Лента AR» — игровое приложение для шоппинга, которое уже заценили и дети, и взрослые. В нем мы замиксовали механику hyper-casual AR, то есть максимально интуитивный интерфейс «tap-to-play»: кликаешь по экрану, чтобы cбивать врагов. В нашем случае схема такая — пользователь играет за лисенка и охотится за виртуальными космическими кораблями и дирижаблями, которые напали на магазин. Ага, именно так. Борется он с ними с помощью помидоров: кидает помидоры, выполняет задания, собирает новые костюмы для виртуального питомца.

Виртуальный домашний питомец — это еще одна механика, которую мы использовали. Все вы ее знаете по тамагочи (привет детям 90-х!): в будущем питомца-лисенка можно будет прокачивать и заботиться о нем, например, кормить и развлекать. Лис сможет приобретать и новые способности. Можно научить его летать между полками и выбирать нужные продукты. Эту технологию очень любят дети: вкупе с hyper-casual AR получилась взрывная смесь, которую до нас еще никто не делал. Кроме того, подобные приложения можно прокачать новыми механиками, туда отлично зайдет наша технология мультиплеера.

Например, виртуальные питомцы разных игроков могут соревноваться на одном футбольном поле, в то время как сами игроки управляют ими из дома, из школы, магазина или даже другой страны.

Для меня проект с «Лентой» еще раз доказал, что слаженная команда это главная суперспособность основателя. Мы не просто справились с самыми жесткими дедлайнами, но и не забыли про важные мелочи. Даже музыка в игре написана специально под приложение, с учетом механик и аудитории. За это отдельное спасибо битмейкеру Андрею Бровцинову, если бы ни он — пришлось бы довольствоваться шаблонной музыкой из стоков.

Шаг пятый: главный квест впереди

Сегодня наш штат вырос до 20 человек. Кроме того, у нас есть пул эдвайзеров, которые находятся в разных странах. Мы создаем продукты, совмещающие в себе разнообразные технологии, и упаковываем их в формат маркетинговых кейсов. Большинство наших проектов находятся за рубежом: история с «Лентой» — исключение.

Развивать технологию в России не просто из-за отсутствия рынка, поэтому мы делаем основной акцент на США и Европе, где AR уже оправдало свое применение. Сложно найти глобальный бренд, который еще не оценил преимущества AR для продвижения: Lego, IKEA, Pepsi, Converse, Nestle, 7-eleven регулярно хвастаются AR кейсами — и это лишь вершина айсберга. Для нас проект «Лента AR» стал не только возможностью поработать с ярким брендом и потрясающей командой сети, но и отличным способом показать российским корпорациям, как крупные компании привлекают клиентов, повышают лояльность и растут за счет AR-технологий. И результаты действительно стоят того! В следующем материале расскажем подробнее о результатах внедрения AR в бизнес, так что следите за новостями.

Материал опубликован пользователем.
Нажмите кнопку «Написать», чтобы поделиться мнением или рассказать о своём проекте.

Написать
{ "author_name": "Глеб Браверман", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 0, "likes": 5, "favorites": 28, "is_advertisement": false, "subsite_label": "life", "id": 93553, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Wed, 20 Nov 2019 14:50:41 +0300", "is_special": false }
0
{ "id": 93553, "author_id": 398846, "diff_limit": 1000, "urls": {"diff":"\/comments\/93553\/get","add":"\/comments\/93553\/add","edit":"\/comments\/edit","remove":"\/admin\/comments\/remove","pin":"\/admin\/comments\/pin","get4edit":"\/comments\/get4edit","complain":"\/comments\/complain","load_more":"\/comments\/loading\/93553"}, "attach_limit": 2, "max_comment_text_length": 5000, "subsite_id": 199123, "last_count_and_date": null }
Комментариев нет
Популярные
По порядку
{ "page_type": "article" }

Прямой эфир

[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "Article Branding", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cfovx", "p2": "glug" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "bscsh", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-1104503429", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=bugf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Баннер в ленте на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudx", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 16, "label": "Кнопка в шапке мобайл", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byzqf", "p2": "ftwx" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvc" } } }, { "id": 19, "disable": true, "label": "Тизер на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cbltd", "p2": "gazs" } } }, { "id": 20, "label": "Кнопка в сайдбаре", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cgxmr", "p2": "gnwc" } } } ] { "page_type": "default" }