О роботизации бизнеса — с Фаридой Рословец и директором RPA-компании electroNeek

Программные роботы — мощный ИТ-тренд. Компании по всему миру внедряют «цифровых» сотрудников вместо реальных людей. Уровень проникновения в российский бизнес также достаточно высокий.

В закладки

Обсудим с Сергеем преимущества и перспективы RPA, чем эта технология отличается от обычной автоматизации, какие социальные угрозы она несет, а также поговорим о ведении международного бизнеса и особенностях работы в США.

Всем привет, я Фаря. Как-то по работе я проводила опрос про RPA, и отметила, что мир разделился на две части: тех, кто об этом уже слышал или интересуется, и тех, кто не хочет принимать реальность и считает, что это все вздор, что достаточно Selenium, BPMS и т.д.

В связи с этим я решила пообщаться с гендиром electroNeek (производитель RPA-платформы с российскими корнями) и расставить, по крайней мере, для себя, все точки над и.

Кроме заявленных в заголовке тем, обсудим также, почему наши разрабы не хуже, чем американцы, чем мы от них отличаемся, и чем отталкиваем от себя. Конечно, поговорим о деньгах и зарплатах. Разберемся, почему, когда создаешь свой бизнес, надо предлагать услугу или продукт раньше, чем он у тебя появился. Ну и о Selenium тоже будет :)

Полную версию интервью (час с небольшим) смотрите на моем YouTube-канале, там все очень живо и интересно, а в первом комментарии есть тайм-коды.

Программные роботы (RPA). "Наши разработчики даже лучше чем в США, но им не хватает softskill"

Здесь же в сухом сжатом виде приведу некоторые моменты, творчески переработанные под печатный формат.

Для справки:RPA (Robotic Process Automation) – роботизация бизнес-процессов, это когда программа один к одному выполняет то, что делает человек с помощью монитора, клавиатуры и мышки. Глобально, по данным KPMG, рынок RPA составил 271 млн долларов, прогнозируют к 21 году 1 224 млн долларов. Известно, что более 70% крупных международных уже применяют RPA, а количество поисковых запросов увеличилось в 2,5 раза за 5 лет.

Фаря:
— Ты мне как-то в комментариях к видео про RPA написал, что я сказала не совсем что-то корректно. Давай сразу, с самого начала, что там было некорректно.

Сергей:
— То, что ты нагуглила про российский ландшафт, было крайне поверхностно. Ты сказала, что есть только UiPath, "Центр роботизации и искусственного интеллекта" (ЦРИ, теперь electroNeek) и NFP. Хотелось бы, чтобы люди понимали, что есть не только один крутой американский бренд с миллиардами долларов и две сумасшедшие русские команды. На самом деле компаний очень много, которые внедряют RPA.

— Ясно. Расскажи, с чего вообще ваша компания началась.

— В начале 2017 года мне звонит мой будущий сооснователь и говорит: «В Америке началась волна роботизации, присмотрись». Мы тут же делаем лендинг про то, что мы умеем делать роботов, естественно, не умея их делать. И вообще я всем рекомендую, кто начинает делать свой IT-бизнес: "fake it 'till you make it". Фальсифицируй, что ты это сделал, пока ты это не сделаешь. Это тяжело, есть последняя история с Theranos — у них не получилось. Но мы смогли: сделали лендинг, пошли заявки, и мы договорились с одним из крупных банков. Они сказали, что звучит интересно, давайте попробуем, так что мы начали искать RPA-платформу и в итоге запартнерились с UiPath. Одно время мы даже выступали как их крупнейший интегратор в России по количеству сертифицированных специалистов.

— И когда это закончилось?

— Мы сделали раздел на нашем сайте ЦРИ с лендингом новой платформы. Никакой платформы, конечно, еще не было, но мы начали собирать лиды, опрашивать клиентов, что им не нравится в UiPath — и это сталой базисом нашей собственной разработки. Мы сделали небольшой MVP, скачали с гитхаба Roro (Free RPA Platform), поставили наш логотип и так появился первый electroNeek (сейчас в electroNeek ничего с гитхаба нет). Это был второй уровень фейка, с которым мы начали пилот в "Почте России". В этот момент мы поняли, что на фейке делать ничего не получается и начали делать свою разработку, как положено. У нас появились другие клиенты: QIWI банк, группа компаний ПИК, Магнитогорский металлургический комбинат, ряд других крупных клиентов, и из-за этого UiPath отозвал у нас статус партнера. И у нас не сталось иного выбора, кроме как полностью вложиться в нашу платформу и начать привлекать инвестиции.

​RPA Фарида Рословец

— Не кажется ли тебе, что ко всей этой шумихе вокруг RPA часто возникает у людей скептицизм, потому что, по сути, это все те же стандартные программисты решают все те же известные задачи с помощью классических языков программирования?

— Понимаю, к чему ты ведешь. Давай, я отвечу, почему я считаю, что RPA — это не хайп, а на самом деле за этим подходом будущее. IT сейчас во всех сферах жизни существует, но разработчиков в мире не хватает, а бизнесу нужно решать задачи постоянно. Вот, как, например, я могу помочь? Я разбираюсь в бизнес-процессах, могу даже скрипт написать, но, если мне дадут среду разработки, я закрою её и скажу: "До свидания", ведь я не программист. При этом я делал роботов на UiPath, я делаю их на electroNeek, и мне нужен этот продукт, чтобы решать задачи. Чтобы я мог эту автоматизацию написать, и чтобы при этом её можно было прочитать и понять, что она делает. Мы помогаем обычным пользователям автоматизировать их бизнес-процессы.

— Кто может делать роботов?

— Мы можем взять джуниора, который чуть-чуть понимает в бизнес-процессах, немножко умеет кодить, и все, он может делать крутейшие операции с CRM, с вебом, распознаванием текста, с десктопными вещами, и быстро!

​RPA Фарида Рословец

— Почему тогда об RPA так мало слышно, раз везде партнеры, все внедряют...

— Подожди еще пару лет и будет прям очень сочно. Два года назад это были первые сумасшедшие, сейчас мы уже находимся на стадии early adopters и, я думаю, в следующем году пойдет уже первый пласт пользователей RPA.… Плюс мы всегда остаемся на бэке. Допустим, мы продали в одну компанию в США. Она расширяли свой бизнес и вместо новых людей внедрили роботов, но не захотели делать из этого публичный кейс. Мы спрашиваем: "Почему, сэр, ты не хочешь? Прикольно же получилось, реальный финансовый эффект." А он отвечает: "Если я скажу всем, что у меня роботы, то я не смогу брать такой же большой прайс со своих клиентов, потому что они не поймут, я ведь трачу на роботов меньше. Поэтому я продолжаю ставить цены по старой финансовой модели и получаю разницу в виде дохода."

— Много вообще бизнесу расходов сокращает внедрение RPA?

— Мы не видели пока ни одного массового сокращения под RPA. Мы срезаем найм, то есть меньше людей нанимают.

— В каких областях?

— Это все, что связано с документами и финансами, аккаутингом, какими-то проверками, внутренним аудитом и подобным. В России часто внедряют, потому что денег нет и хотелось бы меньше потратить, а в Америке они считают, как повысить эффективность.

— Я у тебя в одной статье прочла: "Предполагается, что технология RPA должна заменить рутину и увеличить эффективность работы компании". "Должна заменить рутину" — то есть это откровенная ложь, прикрытие, потому что бизнесу на самом деле просто выгодно убирать людей.

— Бизнесу выгодно убирать людей всегда. Мы прекрасные создания, но при этом – очень нестабильные системы. Мы болеем, у нас есть свое личное мнение, мы отвлекаемся, в общем куча всего. Конечно, для каких-то рутинных операций все наши плюсы нахрен не нужны, нужна просто стабильная система, которая работает. И замена людей автоматизациями началась не с RPA, она началась давно, и она не закончится. Надо просто привыкнуть, что неэффективные вещи технологии будут забирать. Проблема в том, что сейчас технологии начали выходить так быстро, что люди не успевают переучиваться, это конечно же минус, он это не остановишь.

— Поэтому разрабатывайте роботов, чтобы быть над системой.

​RPA

— Сколько стоит разработчик RPA-роботов здесь и в штатах?

— Джуниора за 50 т.р. наверно здесь можно посадить, 120 т.р. — хороший миддл будет, а если ребята поработали в серьезных компаниях типа KPMG, они будут требовать 200-250 т.р. А в Америке 100-120 тысяч долларов в год получают такие специалисты. Голод большой везде, и в России, и в Америке.

— А если я джун в RPA, куда мне дальше развиваться?

— Миддлом по RPA можешь быть. Если задача посерьезней, появляются 2-3 человека, значит, нужен тимлид. В среднем бизнесе есть необходимость взаимодействовать с пользователями, появляется аналитик RPA. Если у тебя шесть роботов, ими нужно управлять, появляется архитектор RPA. Там много куда можно развиваться.

Если вам понравилось, приглашаю к просмотру полной версии.

Материал опубликован пользователем.
Нажмите кнопку «Написать», чтобы поделиться мнением или рассказать о своём проекте.

Написать
{ "author_name": "Farya Roslovets", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 1, "likes": 2, "favorites": 9, "is_advertisement": false, "subsite_label": "life", "id": 93757, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Thu, 21 Nov 2019 16:15:01 +0300", "is_special": false }
0
{ "id": 93757, "author_id": 206753, "diff_limit": 1000, "urls": {"diff":"\/comments\/93757\/get","add":"\/comments\/93757\/add","edit":"\/comments\/edit","remove":"\/admin\/comments\/remove","pin":"\/admin\/comments\/pin","get4edit":"\/comments\/get4edit","complain":"\/comments\/complain","load_more":"\/comments\/loading\/93757"}, "attach_limit": 2, "max_comment_text_length": 5000, "subsite_id": 199123, "last_count_and_date": null }
1 комментарий
Популярные
По порядку
0

Красавица.

Ответить
{ "page_type": "article" }

Прямой эфир

[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "Article Branding", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cfovx", "p2": "glug" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "bscsh", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-1104503429", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=bugf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Баннер в ленте на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudx", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 16, "label": "Кнопка в шапке мобайл", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byzqf", "p2": "ftwx" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvc" } } }, { "id": 19, "disable": true, "label": "Тизер на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cbltd", "p2": "gazs" } } }, { "id": 20, "label": "Кнопка в сайдбаре", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cgxmr", "p2": "gnwc" } } } ] { "page_type": "default" }