Как я запустил сервис такси по Крыму без знаний и денег

Всем привет! Меня зовут Александр, и я хочу поделиться опытом запуска своего проекта без денег и знаний, но с пониманием рынка и огромным желанием.

Я расскажу обо всём, ничего не скрывая: вы увидите всю мою бухгалтерию, я шаг за шагом опишу все свои действия, расскажу про все совершенные мною ошибки — а их было много!

Первая цель этой статьи — найти партнера, специалиста по технической части. Да, мой проект растет, и мне в команду нужен человек.

Вторая цель этой статьи — найти интересные проекты. Во-первых, мой бизнес сезонный, а во-вторых, он довольно хорошо автоматизирован. Поэтому я с удовольствием вложу свои силы и знания в другие проекты.

Глава первая. Начало

Всё началось в Крыму в 2016 году. Как и у многих, у меня была идея. Я долго вынашивал ее и наконец решился явить миру. Я нашел инвестора, которому она понравилась, и он согласился вложить в нее свои деньги.

Практически сразу инвестор передал всё под контроль своему человеку, который нанял команду разработчиков и других специалистов, а я оказался максимально отдален от процесса.

Инвестор вложил 2,5 млн рублей в разработку проекта и через полгода вышел из него, передав его этому человеку. Вдруг оказалось, что мой проект уже вовсе и не мой. А чей конкретно: инвестора, его друга или кого-то еще, — неизвестно. В общем, вы поняли: инвестор легко обхитрил наивного парня с идеей, и я оказался выброшен из проекта.

После этого я уехал в Москву в поисках лучшей жизни. В кармане 5000 рублей. Ни идей, ни друзей, ни планов. Чтобы как-то выжить, я арендовал машину и начал таксовать. Полгода я пахал по 16 часов и спал в машине. Это было тяжелое время, но в обмен на это я встречал очень интересных людей.

Однажды я подвозил девушку по имени Армине и рассказал ей свою историю. Она спросила, почему я не требую компенсации у инвестора. В ответ я высказал ту самую популярную мысль о том, что идея ничего не стоит.

На что она сказала мне: «Если ты не знаешь, сколько стоит твой проект, значит он не стоит ничего. Ты должен любить и ценить себя и свою идею». Так я извлек свой первый урок.

Урок № 1. Если ты не знаешь, сколько стоит твой проект, значит он не стоит ничего. Ты должен любить и ценить себя и свою идею.

Интересный момент: вскоре мне позвонил тот самый инвестор и предложил вернуться в проект. Из разговора я понял, что дела у них идут так себе. Они вбухали в проект много денег, но что с ним делать — не знали. У них не было главного — понимания, что нужно делать.

Они не понимали, что они делают, для кого, почему и как. Причем вернуть они меня хотели в роли обычного наемного работника-консультанта. Думаю, не стоит говорить, что я ответил. Повесив трубку, я вывел для себя второй урок:

Урок № 2. Человек должен заниматься тем, что ему на самом деле интересно. Только в этом случае дело пойдет в гору.

Оказавшись на самом дне, работая в такси по 16 часов в сутки, я наконец-то задал себе главный вопрос: «Кто я такой, что я умею и чего хочу?» Ответ пришел незамедлительно: я все еще хочу реализовать свой проект.

У меня было то, чего не было у команды инвестора в Крыму, — детальное видение моей идеи. После телефонного разговора я уже не воспринимал их в роли конкурентов. Они действительно мало чего понимали.

Мой проект — автоматизация междугородних пассажирских перевозок в Крыму. Всё дело в том, что в Крыму огромное количество возможностей. В силу известных событий там нет (и еще лет десять не будет) ни «Яндекс.Такси», ни Uber, ни кого-либо еще. Никто не придет в Крым. Крым сейчас — это волшебная территория, на которой можно реализовывать все что угодно.

Аэропорт в Крыму находится в самом сердце полуострова. Все ближайшие курорты находятся как минимум в 50 километрах от него. При этом в Крыму нет ни одной крупной службы такси и нет никакой автоматизации.

Типичный трансфер водителя такси в Крыму: отвез пассажиров в аэропорт — едет обратно пустой — отвозит новых пассажиров в аэропорт — едет обратно пустой. Каждый таксист надеется на случай, на везение. В общем, back to USSR.

Но технологии проникают в нашу жизнь, а спрос рождает предложение. Водители в Крыму начали объединяться: создали свои группы в Viber и Telegram и начали продавать и обмениваться своими заказами.

Например, у какого-то водителя поступило одновременно два заказа до аэропорта: один он везет, а второй продает другому таксисту. Своего рода автоматизация «на коленке». Так образовался свой социум в несколько тысяч человек со своими правилами и законами.

Изначально я хотел создать площадку, где водители и диспетчеры будут взаимодействовать друг с другом. Почему-то я полагал, что таксисты часто обманывают друг друга (берут заказ, но не платят за него). Но нет: оказалось, что обманов в этом бизнесе совершается минимум. Меньше 1%.

Любого обманувшего таксиста тут же исключают из всех групп, и он теряет намного больше, чем единожды заработал своим обманом.

Урок № 3. Стройте гипотезы на проверенных данных, а не на своих фантазиях!

Глава вторая. Сайт

Я решил сделать свой сайт и тоже начать продавать заказы. На тот момент я накопил в такси 50 тысяч рублей. Оставаться в Москве было дорого, и я отправился в Кострому. Бюджет распределил так: за 10 тысяч рублей купил маленький ноутбук Latitude Е4310, за 15 тысяч рублей снял жилье, 5000 определил на еду в месяц, а 20 тысяч оставил для своего проекта.

Важно сказать, что на тот момент я даже не знал, что такое хостинг. Я начал учиться по видео в YouTube и уже выбирал CMS. Мой выбор пал на WordPress. Еще три часа YouTube плюс неделя проб и ошибок — и вуаля, мой первый сайт готов!

Основной проблемой стало сделать форму бронирования. Я хотел, чтобы пользователь мог ввести нужное направление и получить цену. Я начал искать готовое решение для WordPress. На просторах рунета ничего найти не удалось, а вот на английском сайте я нашел прекрасное решение со своей CRM-системой обработки заказов всего за 35 фунтов в месяц (2900 рублей).

При этом первый месяц они давали бесплатно. Вдобавок была русификация и свободный доступ для правки перевода. Огонь!

Итак, у меня появился сайт. Осталось только привлечь клиентов — и готово! Так я думал, но жизнь оказалась суровее.

Вначале я попробовал «Яндекс.Директ». Посмотрел несколько часов обучающего видео, подготовил рекламную кампанию и благополучно слил 5000 рублей, получив три заказа.

Я начал учиться дальше, вносил корректировки, заказы начали дешеветь, но деньги таяли с космической скоростью. Вдобавок люди на моем сайте делали заказы на несколько месяцев вперед (да, многие люди, собирающиеся в Крым, заказывают себе такси в аэропорт за месяц до прилета — так надежнее, крымчане это знают). Но деньги-то мне были нужны сейчас!

Съемная квартира, денег нет, еды нет, «Директ» сжирает деньги, заказов мало. Ситуация кошмарная, но и в ней есть плюсы — начинаешь крутиться, придумывая такие варианты, которые раньше бы и в голову не пришли.

Вспоминаю, что в решении англичан есть промокоды. Я начинаю заходить на всевозможные форумы в сети и спамить промокодами на такси в Крыму. Меня банили как только могли, обливали грязью за рекламу, но я все равно регистрировался и снова размещал свой промокод.

И тут удача: кто-то из постоянных посетителей одного из форумов действительно воспользовался моим промокодом и написал очень хороший отзыв о моем сервисе! Это оказалось переломным моментом.

Урок № 4. Заставьте хейтеров полюбить ваш продукт, и они станут вашими лучшими клиентами.

Но заработок все равно был очень маленьким. Я не смог накопить на второй месяц аренды квартиры и вернулся к родителям в Казань. Но дело я не оставил. Я продолжал искать каналы продаж и обратил внимание на социальные сети. Все те крохи, которые я зарабатывал на своем сервисе, я вкладывал в рекламу во «ВКонтакте» и развивал свою группу. Доходы начали расти.

Глава третья. Уникальное торговое предложение

Тут надо пояснить, как работают мои конкуренты. В Крыму развелось большое количество сайтов с предложением трансфера «аэропорт — город» или «город — аэропорт». Между собой они конкурируют только ценой, а потому цена очень быстро упала до уровня рентабельности.

Водители берут такие заказы просто чтобы компенсировать бензин. Так называемая «обратка»: чтобы не ехать пустыми.

И все бы ничего, да только в Крыму есть такое дело, как «сезонные перекосы»: то очень много людей едут из аэропорта в город, то очень много людей едут из городов в аэропорт. В эти моменты случается дефицит водителей. При этом даже если человек забронировал себе машину за два месяца, а машины вдруг не оказалось, сайт просто… кидает человека!

Да, вы не ослышались: человеку не дают машину! «Машин нет, извините» — и точка. И такое случается часто! При этом сайтам наплевать на такие ситуации. Для них все клиенты одноразовые: ну, не подали машину, ну, опоздал человек на самолет. Что с того? Улетит на другом и забудет, как страшный сон.

Я не мог себе позволить так относиться к людям. Тем более мы с конкурентами находились в разном положении. Они получали клиентов из поисковиков и «Директа», и негативные отзывы особо на них не влияли. В моем же случае любой негативный отзыв однозначно бы указывал именно на мой сайт.

Чтобы выправить сезонные перекосы, я начал доплачивать водителям за те заказы, которые не удавалось продать. Был один случай на день ВМФ, люди заказали минивэн из Приморского в аэропорт за 3000 рублей.

Найти минивэн мне не удалось, да и с легковыми машинами была проблема. По итогу я заказал клиенту две машины класса «Комфорт +» по 3000 рублей каждая и оплатил поездку из своего кармана. И такие ситуации случались и позже.

Так родилось мое УТП: я гарантирую подачу машины на все предварительные заказы.

Глава четвёртая. Клиент всегда прав

В Крыму очень низкая культура сервиса. Впрочем, это проблема всей России. Я думаю, проблема произрастает из нашего менталитета. И во мне самом это тоже есть (но я с этим борюсь!). Были два случая, за которые мне до сих пор очень стыдно.

Случай первый

Клиент заказал машину класса «Комфорт». Водитель, взявший заказ, произвел замену по причине поломки и подал машину классом ниже. Клиент мне позвонил после поездки и стал возмущаться. Я извинился и сообщил, что водитель будет оштрафован. Клиент попросил вернуть всю стоимость поездки.

Я обалдел: как это вернуть всю стоимость поездки, если поездка состоялась, и клиент добрался вовремя и по назначению?! Я отказал. Вскоре клиент написал отзыв в моей группе, и вдруг меня переклинило — я удалил отзыв, а клиента забанил. После этого клиент оставил свой отзыв везде, где только можно.

Случай второй

Водитель вез семью из аэропорта в Алушту, и на полпути, когда они стояли на светофоре, в них въехала машина. Клиент позвонил и попросил как можно быстрее произвести замену. Я согласился и озвучил цену, которая клиенту показалась высокой.

Цену я объяснил тем, что свободной машины рядом с ними нет, и другой водитель поедет за ними из ближайшего города, а это подача 25 километров.

Клиент отказался и поехал на автобусе. Спустя час я остыл и осознал, как был неправ. Я должен был довезти клиента до места назначения. Самым правильным решением было бы подать другую машину за свой счет.

Урок № 5. В сфере услуг нужно работать по принципу McDonald's: при работе на долгую перспективу выгоднее всего дать новый гамбургер вместо того, чтобы разбираться, кто неправ. Сиюминутная потеря на дистанции вернется многократной прибылью.

Глава пятая. Первый сезон: бухгалтерия

Первый сезон прошел весьма продуктивно, учитывая, что я начинал в съемной квартире без копейки денег с маленьким ноутбуком.

Статистика за первый сезон (май–октябрь)

Получено заказов: 2199.

Средняя комиссия с одного заказа: 206 рублей (с учетом доплат водителям).

Потрачено на доплаты водителям: 55 120 рублей.

Потрачено на рекламу во «ВКонтакте»: 60 тысяч рублей.

Выручка: 453 тысячи рублей.

Но я понимал, что это лишь начало. Я только нащупал почву. Мой WordPress-сайт морально устарел еще до своего появления. Мне нужен был нормальный сайт, нормальное продвижение в поисковиках.

Я поделился своими идеями с семьей и на семейном совете было принято решение взять кредит в 500 тысяч рублей под развитие моего проекта. При этом банки соглашались выдать такую сумму только моим родителям. Они поверили в меня и согласились взять на себя такой крупный кредит.

Урок № 6. Если у вас живы родители, любите и берегите их. Это те люди, которые будут верить в вас до конца.

Глава шестая. SEO-лодырь и SEO-жулик

Сначала я решил заняться сайтом, чтобы как можно быстрее начать его продвижение. Я изучил решения на рынке и решил скопировать структуру сайта у Kiwitaxi. Это было ошибкой.

Дело в том, что Kiwitaxi делает на каждое направление отдельную страницу. И это вроде бы логично, но проблема в том, что у них очень много аэропортов и мало совпадений из-за большего географического разброса. Я же получил тысячи страниц с похожими заголовками, так как все пункты между собой связаны.

Пример: у меня на сайте больше сотни городов, и H1 и Title начинается с «Такси %пунктА% - %пунктБ%». Из-за этого «Яндекс» постоянно меняет релевантные страницы и если НЧ- и СЧ-запросы у меня очень быстро сели в топ, то ВЧ-запросы постоянно скачут и меняются в выдаче. А ведь 95% клиентов идут именно из ВЧ запросов.

На тот момент я мало что понимал в SEO-продвижении и поэтому решил нанять специалиста за 30 тысяч рублей в месяц. Он сделал ТЗ для моих разработчиков, и цена сайта резко пошла вверх. Я понимал, что денег может не хватить, потому что у меня в планах был второй проект, и я решил съездить в Москву и поработать в такси перед Новым годом.

Разработка сайта длилась 2,5–3 месяца из-за постоянных доработок и правок. Я исправно платил своему SEO-специалисту. В первый месяц я видел его работу — он сделал ТЗ. Во второй месяц он иногда дорабатывал ТЗ плюс я думал, что он готовит почву для продвижения. В конце третьего месяца сайт был готов, я оплатил SEO-специалисту четвертый месяц работы и стал ждать отчета о работе.

И он прислал отчет: «Я проанализировал 100500 сайтов конкурентов, теперь делаем SEO!». Я задал резонный вопрос: чем он занимался предыдущие месяцы? Ссылок было закуплено 18 штук. Ни в одном каталоге сайт не размещен. По сути, я заплатил человеку 120 тысяч рублей за 18 ссылок и ТЗ.

Мы договорились, что следующий месяц он отработает бесплатно и покажет живой результат без воды. Как и ожидалось, ничего не было сделано. И вот наступил апрель, вот-вот начнется сезон, а ВЧ-запросы оставались очень и очень далеко. Это провал! Я решил отказаться от SEO на этот сезон.

К слову, в июле я вышел на другого SEO-специалиста. С ним мы договорились, что первый месяц будут ссылки плюс размещение в каталогах. Он обещал вывести сайт в топ за три месяца. Первый месяц 30 тысяч рублей плюс два следующих по 15 тысяч рублей.

Первый месяц оплачиваю 15 тысяч и после выполнения задания еще 15 тысяч рублей. Но всё оказалось еще хуже. Он получил предоплату и… пропал. Вернулся через 30 дней с отчетом — прислал одну воду.

В каталогах сайта нет. Закупил 50 ссылок. Я попросил его сделать хотя бы минимум обещанного. Он разместил сайт в каталогах и закупил ссылок, я оплатил еще 15 тысяч рублей и больше мы не сотрудничали.

Урок № 7. Очень серьезно подходите к выбору SEO-специалиста. Очень важно самостоятельно изучить хотя бы базовые принципы, так как обмануть в SEO незнающего человека элементарно.

Глава седьмая. Новый сайт vl-taxi.ru

Изначально я хотел сделать свою CRM-систему, чтобы в процессе можно было допиливать нужную мне функциональность. К тому же я не испытываю восторга от ежемесячных платежей за готовые решения.

Я определил минимальную необходимую функциональность, которую нанятые мной программисты отлично реализовали.

В процессе мы интегрировали сайт с «Google Картами», чтобы при создании новых пунктов назначения система автоматически высчитывала расстояния между всеми городами, а также выставляла тарифы за поездку согласно настройкам в системе и генерировала страницы со своим SEO-параметрами.

Теперь всего за одну минуту я мог создать сотни новых страниц и направлений с правильно проставленными ценами. Описание всей функциональности займет слишком много времени, поэтому просто цифры:

Разработка сайта: 138 500 рублей.

Дизайн и верстка сайта: 42 200 рублей.

Доработки по сайту: 72 тысячи рублей.

SEO-продвижение: 150 тысяч рублей (потрачено впустую).

Итого: 402 700 рублей.

Мой новый сайт: служба заказа такси «Вежливые люди»

Сам сайт доступен по ссылке: vl-taxi.ru​

Так как SEO у меня провалилось, мне оставалось уповать на старые каналы продаж (сарафанное радио, форумы и «ВКонтакте»). Хочу отметить сразу, что «ВКонтакте» сдулось: из-за нового алгоритма охват рекламы сильно просел по сравнению с предыдущим годом. Это был очередной урок.

Урок № 8. Всегда ищите новые каналы продаж. Любой успешный канал может резко перестать работать.

Глава восьмая. Второй сезон: бухгалтерия

Сезон прошел очень плодотворно. Мое отношение к клиентам начало приносить свои плоды. Было много прошлогодних клиентов плюс очень много людей пришли по рекомендации. Я проанализировал слабые стороны в ценообразовании и поднял цену на 100 рублей в некоторых направлениях.

Статистика за второй сезон (май–октябрь)

Получено заказов: 3537 (+61% к прошлому году).

Средняя комиссия с одного заказа: 248 рублей (+20%).

Потрачено на доплаты водителям: 32 150 рублей (−42%).

Потрачено на рекламу во «ВКонтакте»: 47 600 рублей.

Телефония: 20 тысяч рублей (номер 8-800, чтобы для клиентов были бесплатные звонки).

Выручка: 878 550 рублей (+93%).

Глава девятая. Karpala.ru

Изначально я планировал создать маркетплейс заказов, где будет реализован удобный поиск для водителей и возможность получать уведомления на нужные им заказы.

Водители в разгар сезона очень сильно страдают из-за того, что им приходится перелопачивать сотни текстовых объявлений в поисках нужного им заказа. В разгар сезона через Telegram-каналы каждый день проходят больше 500 заказов.

Проблема всех маркетплейсов — это проблема яйца и курицы. Без заказов не будет пользователей, а без пользователей не будет смысла размещать заказы.

Вот так выглядит продажа заказов. А если таких заказов больше 500, представьте какая стоит задача перед водителями по поиску​

И я решил: я ведь вижу все необходимые мне данные и могу самостоятельно размещать их заказы у себя на сайте и давать ссылку на продавца! Пообщавшись со своими разработчиками и написав подробное ТЗ, мы приступили к разработке.

Изначально план был такой: сделать в админке текстовое поле, куда я буду копировать сообщения с заказами, приводить их в удобоваримый для системы вид и отправлять на сайт. Это было моей крупной ошибкой и очередным важным уроком.

Урок № 9. Важно автоматизировать весь мелкий ручной труд. Без этого можно забыть про масштабируемость и жизнеспособность проекта.

Текстовый ввод заказов в системе

Такой формат доступен не только админу, но и диспетчеру, чтобы можно было за раз отправлять в систему большое количество заказов

Ручного труда оказалось много. Слишком много. Я понял, что это надо исправлять или можно хоронить проект на стадии рождения. И я придумал парсер-бота.

Я вывел алгоритм, разбил заказы на параметры, к каждому параметру присвоил ключи и формы написания и получил прекрасный продукт, который научился понимать до 97% выставленных заказов!

Была и другая проблема: я не мог разместить парсер-бота в Telegram-группах, потому что диспетчеры, которые ведут эти группы, были против. Но и тут мне повезло!

Я нашел в Google Play приложение, которое автоматически пересылало сообщение из нужных групп в нужную группу. Работа закипела. Поставленную задачу ребята выполнили за 30 дней.

Но я не хотел зависеть от чужого приложения и считал это узким местом в своем проекте, потому что, во-первых, совсем недавно Телеграм выкатил обновление, запрещающее пересылку своих сообщений, а во-вторых, стороннее приложение могут выключить в любую минуту. Поэтому в процессе был разработан веб-клиент, который парсит сообщения из каналов Telegram без пересылки.

Была еще одна задача: надо было как-то отсеивать неактуальные заказы. Решил ее таким способом: настроил среднее время жизни заказа 30 минут после появления на сайте.

Если в течение 30 минут продавец не обновлял (апал) свой заказ в Telegram-канале, заказ автоматически удалялся. Это свело к минимуму ложные обращения водителей по несуществующим заказам.

Когда заработал парсер, диспетчеры были в бешенстве. Чего я только не наслушался! Меня удалили из нескольких крупных групп. Некоторые даже обвиняли меня в «воровстве заказов» (странное обвинение, конечно, ну да ладно). Но и нормальных ребят я встретил немало, они поддержали проект, за что им большое спасибо!

Урок № 10. Если вас ругают ваши конкуренты и говорят, что у вас ничего не получится, значит вы на правильном пути.

Глава десятая. Кто главный на сайте?

Изначально я думал, что основной функцией сервиса будет поиск. А опцию push-уведомлений добавил чисто чтобы увеличить ценность продукта. Однако водители практически сразу начали массово пользоваться уведомлениями! На один поиск приходилось два запроса на уведомления.

Урок № 11. Не решайте за пользователей, какая функция должна быть главной. Любая функция может стать основной в процессе эволюции продукта.

Когда я рисовал мокапы для дизайнера, я хотел, чтобы водитель, открыв сайт, увидел сотни разных заказов. Чтобы у него сразу сложилось впечатление, что тут он сможет без проблем найти ему нужный заказ. Я пытался создать максимально простую систему, но с приятным интерфейсом. И вновь прогадал.

​Я хотел показать «товар» лицом, чтобы пользователь сразу видел, что в системе есть заказы!

Урок № 12. Когда вы планируете UI/UX, вы должны четко понимать, для кого вы это делаете и проектировать проект исходя из этих данных.

В моем случае я имею дело с водителями такси, котором чаще всего за 40–50 лет. Мне надо было забыть про «приятный интерфейс» и сделать на главной странице две кнопки: «Найти заказ» и «Настроить уведомления». Потому что многие даже не доходили до меню и не знали, что в системе есть возможность получать уведомления.

Мне пришлось лично писать сотне водителей и рассказывать про опции и функции сайта.

Кстати, интересное наблюдение: женщины-водители очень быстро понимали соль сервиса и сразу его оценили. Более того, я завел хорошие отношения со многими из них, и они очень мне помогали в продвижении и обучении других водителей. Одна девушка даже записала обучающее видео, за что ей большое спасибо.

Урок № 13. Старайтесь заводить фанатов вашего проекта, общайтесь с ними, давайте и получайте обратную связь. Они должны стать вашими лучшими друзьями.

Обучающие видео от пользователя для пользователей

Вот такое обучающее видео создал один из пользователей сервиса

Глава 11. Юридические вопросы, банк, монетизация

Запуская маркетплейс, я хотел сделать все правильно. Но для подключения эквайринга, на сайте должна быть правовая информация. Юристы сегодня берут большие (для меня) деньги за разработку такой документации. Поэтому я взял документацию одного из маркетплейсов и переписал под свои реалии — для старта с ограниченным бюджетом это лучший вариант.

Было открыто ИП на УСН (налог с доходов 6%), счет открыл в «МодульБанке», потому что это было бесплатно, и они предлагали свою онлайн-кассу, а на ее покупку и настройку мне сразу же одобрили кредит в 30 тысяч рублей в этом же банке.

Также у них работает партнерская программа с экваером PayAnyWay.ru, где я получил пониженную комиссионную ставку. В общем, в процессе работы претензий к этому банку у меня не возникло ни разу.

Очень важный пункт — монетизация проекта. Из-за двух факторов мне пришлось довольно сложно:

  • Моя история сугубо сезонная, а сезон длится три-четыре месяца.
  • У меня нет других источников дохода, и я не могу позволить работать «на перспективу и на развитие». Мне надо было запустить и отбиться буквально за пару месяцев.

Передо мной стояла сложная задача: с мая по сентябрь я должен был запустить проект, внести корректировки в его работу и начать зарабатывать.

Изначально план был такой:

Пользователи могли выбрать безлимитный тариф на месяц за 700 рублей или на неделю за 200 рублей. Те, кто пользовался сервисом один-два раза в месяц, могли просто получать контакты продавцов по цене 10 рублей за один контакт. После запуска в мае я пересмотрел этот процесс.

Пришлось отказаться от продажи одного контакта, потому что это сильно портило пользовательский опыт — не всегда заказы оказывались актуальными, что вызывало негатив. Поэтому я ввел суточный тариф за 50 рублей. С мая по июнь сервис был запущен в тестовом режиме, в этот период продолжалась работа над парсером.

Каждый новый пользователь автоматически получал 200 рублей и мог их потратить. Потом я заменил 200 рублей на бесплатную неделю, так как это плодило нарисованные балансы и сильно искажало реальную статистику денег в системе. В этот период в системе зарегистрировалось около 1000 водителей, но осталось только 10% из них.

И вот тут надо пояснить: изначально я оценивал рынок исходя из количества пользователей в Telegram-каналах. В среднем их было около 2000–6000 (если оценивать по самым популярным каналам). Я отталкивался от самой низкой планки в 2000 водителей. Мой пытливый ум сразу же нарисовал мне потоки денег от этого рынка в 1–1,5 млн рублей в месяц, и это была моя очередная ошибка и очередной очень важный урок.

Урок № 14. Правильно оценивайте объем вашего рынка, подходите к этому вопросу без эмоций и жадности.

В моем случае лучший способ оценки рынка был анализ спроса и предложения. Так как я уже проработал один сезон продавцом, я имел представление, что в среднем в день в разгар сезона продается около 500 заказов по всем каналам. И я лучше всех (помним про мои доплаты водителям) понимал, что продавались они со скрипом.

Исходя из этих данных, можно было сформировать представление, что мы имеем около 200–300 постоянных водителей, которые работают только на межгород в этих каналах. Остальные 2000–5000 человек — это водители такси, которые пользуются каналами один-два раза в месяц только для поиска обратной поездки.

Моя целевая аудитория оказалась в десять раз меньше, чем я рассчитывал! Но отступать было поздно. После запуска парсера я начал монетизацию проекта.

А вдобавок перед запуском монетизации я неправильно поставил задачу своим ребятам, и мы зачислили всем водителям еще по 200 рублей бонуса. Забирать их обратно было глупо, и я объявил о бонусе в честь начала платного режима. В общем, потребовалось еще две недели, чтобы закончились бонусные деньги и начались живые вливания.

Глава 12. Бухгалтерия

Статистика поступлений:

Июль: 91 330 рублей (458 чеков).

Август: 129 040 рублей (774).

Сентябрь: 97 тысяч рублей (638).

Итого: 317 370 рублей (1870).

Статистика переменных расходов:

Налоги: 19 800 рублей плюс страховые 10 300 рублей.

Эквайринг: 17 800 рублей.

Виртуальные сервера: 22 тысячи рублей.

Касса, покупка и настройка: 30 тысяч рублей.

Касса обслуживание: 5900 рублей (на год).

Банк обслуживание: 4700 рублей (на год).

SMS-сервис: 7000 рублей за весь период.

Итого: 117 500 рублей.

Расходы на создание маркетплейса:

Дизайн и верстка: 20 тысяч рублей.

Разработка сайта: 221 тысяча рублей.

Парсер и веб-клиент: 82 тысячи рублей.

Итого: 323 тысячи рублей.

Несмотря на то, что полностью окупить проект за два с половиной месяца месяца не получилось, я считаю, что запуск оказался удачным. Более того, теперь у меня есть площадка, на которой я планирую реализовать CRM-систему обработки заказов для сторонних пользователей.

Сейчас идет ее разработка, а также разработка API, которая позволит связать сайты или CRM-диспетчеров с нашей системой напрямую. Это сильно увеличит ценность для всех пользователей. В следующем году я рассчитываю на двукратный рост.

Заключение

Наверное, некоторым показанные мною цифры покажутся несерьезными. Я понимаю, что мой проект даже спустя два года находится на стадии рождения. Но у него хорошие перспективы! Плюс я подумал, что, возможно, мой опыт будет кому-то полезен и замотивирует вас на свершения :)

Главное, что я хочу сказать — не бойтесь ошибаться! Весь мой путь был построен на ошибках. Все извлеченные уроки были получены мной благодаря ошибкам. Дело не в том, как часто ты ошибаешься, дело в том, какие выводы ты делаешь.

Иногда я думаю: если бы я с самого начала правильно посчитал рынок, я бы ни за что не рискнул бы создавать свой проект! А теперь, когда я уже его создал, я вижу новые пути развития, вижу перспективы, вижу прибыль и очень рад, что я так много ошибался.

И еще одно: не бойтесь, что у вас украдут идею. Если у вас есть идея, то должна быть и дорожная карта ее реализации. Пустая идея действительно не стоит ничего, и мой пример тому доказательство. А вот идея с пониманием, что и как нужно делать, и с горящими глазами стоит очень много!

Люди с опытом в разработках, со своими программистами сожгли больше 2,5 млн рублей, в то время как мне хватило 400 тысяч рублей для запуска этой же задачи.

Послесловие. Две цели

В начале статьи я написал о том, что у меня есть две цели: найти партнера и найти интересные проекты. Расскажу об этом подробнее.

Цель первая — поиск партнера, специалиста по технической части

Я ищу человека, который возьмет на себя техническую часть проекта. Спустя два года я смотрю на свой путь и понимаю, что если бы рядом со мной был такой человек, мы бы сделали в четыре раза больше! Мне нужен человек, который имеет опыт разработки от трёх лет.

Стек технологий — PHP (понимание устройства современнх фреймворков), будет плюсом знание Phalcon.

  • Vue.
  • Знание Linux.
  • Хорошее знание языка запросов SQL (MySQL).
  • Хорошее знание Git (опыт командной разработки).

Желательно, чтобы у тебя был опыт работы с картографическими сервисами, потому что в будущем я хочу создать единую службу такси по всему полуострову: как городское, так и междугороднее сообщение.

Что ты получишь?

  1. Долю в живом проекте, который доказал свою финансовую состоятельно, осталось только развивать и увеличивать ценность продукта.
  2. Долю в проекте, который не требует 100% присутствия из-за сезонности. Ты можешь продолжать жить в том же ритме и заниматься им в свободное от основной работы время, но учти, что к сезону есть задачи have to.
  3. Долю в бизнесе, которому не страшны мастодонты вроде «Яндекс.Такси», потому что их не будет в Крыму как минимум в ближайшие 10 лет. Это наша песочница, где мы сможем без помех расти и захватывать рынок.
  4. И самое главное — интересные задачи и идеи, а некоторые из них имеют неплохой потенциал на масштабируемость по всей России.

Главное мое требование к тебе — аполитичность! Я ненавижу разговоры о политике, причем как со стороны ура-патриотов, так и со стороны либералов. Но больше разговоров о политике я ненавижу нытье. Я ищу взрослого уверенного человека, который не тратит на всю эту ерунду свое время и нервы. Собственно, это единственное обязательное условие.

Если тебе есть что мне предложить, пиши на [email protected]. Хотелось бы сразу услышать пару слов о тебе, о работах, которыми ты гордишься, а также о твоих ожиданиях и мыслях относительно партнерства.

Цель вторая — поиск работы

Всё дело в сезонности. Очень сложно развивать продукт на заработанные за три месяца деньги и при этом умудряться еще и жить на эти деньги весь год.

Я — продакт-менеджер. Я просто обожаю заниматься разработкой продукта! Запускать продуктовые интеграции или разрабатывать отдельные функции, выдвигать гипотезы, проводить анализы, искать и изучать каналы продаж, а также коммерческую состоятельность идеи!

Планировать UX/UI и ставить задачи как разработчикам, так и дизайнерам. Расставлять приоритеты в процессе создания продукта. Имею сильные софт-скилы. Но также я понимаю, что никогда до этого не работал в этой должности, но очень хочу учиться и развиваться в этом направлении, поэтому готов рассматривать все предложения, в том числе и для Junior.

Город поиска — Москва.

Для меня в первую очередь важен опыт и интересные задачи, а также возможность самореализоваться.

Буду рад любым предложениям — моя почта [email protected].

0
266 комментариев
Написать комментарий...
Хаттори Ханзо

Реально человек крут! Удачи! +++ 

Ответить
Развернуть ветку
Александр Казанский
Автор

Спасибо большое :)

Ответить
Развернуть ветку
6 комментариев
Igor Pahomov

В моем родном Крыму в 2007-14 была великолепная IT тусовка, с множеством переехавших офисов из Мск, Киева, Минска. Мы дико угорали, делали стартапы и все было шикарно. 5% налог на доход, делай что хочешь, изредка набегали киевские отдел К и немного щипали тех, кто растерялся. А пост - как фанфик по постапокалипсису, как "собрать завтрак из фломастера и асбеста на пустошах". 

Ответить
Развернуть ветку
Oleg D

Да особо ничего не поменялось, уберов и тиньноф банков что тогда не было, что сейчас. Только отдел К не отжимает компы за выкуп, ну и переезжают к нам теперь не из Киева и Минска, а из Тюмени да Омска. Работаем на патенте - это ещё проще.

Ответить
Развернуть ветку
17 комментариев

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Valentin Dombrovsky

Сам работал с партнёром из Крыма в 2009—2011 — хорошее было времечко. :) 

Ответить
Развернуть ветку
Leonid Krass

Оказывается когда таксист начинает заливать, что такси это временно, а так у него свой бизнес есть, может оказаться настолько правдой.

Ответить
Развернуть ветку
Eugene Smirnov

Просто для удовольствия водит

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Александр Казанский
Автор

Спасибо за то что написали) 800 и 300 Это две разные бизнес единицы, хоть они и пересекаются. ЯТакси не идет, потому что будет ата-та им)) 

И один вопрос, Вам не кажется, что это нелогично оценивать потенциал рынка исходя из моих успехов?) Не повторяйте моих ошибок и правильно оценивайте рынок ;)

П.с. но да, сейчас я больше самозанятый

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Александр Богачёв

ЯндексТакси пол года – год работали как минимум в Симферополе. Возможно потому, что у них там отделение Яндекса. Потом решили прикрыть сервис.

Ответить
Развернуть ветку
7 комментариев
Александр Казанский
Автор

Да и масштабируемость не именно про данный проект, а то что может из него вырасти. Это будет совсем другой функционал и продукт

Ответить
Развернуть ветку
james osdor

Александр, а если бы ты сейчас оказался в Польше 1939 года, ты бы наверное назвал свой проект "Вежливые эсэсовцы"?

P.S: не хватает урока №0 - Не ведите бизнес на оккупированных территориях.

Ответить
Развернуть ветку
Yurii Bychkov

2 миллионам людей, которых "оккупировали" (и которые себя таковыми не считают) теперь в каменный век вернуться, чтобы ваши чувства не ранить?

Ответить
Развернуть ветку
6 комментариев
Yurii Bychkov

"Урок № 1. Если ты не знаешь, сколько стоит твой проект, значит он не стоит ничего. Ты должен любить и ценить себя и свою идею." Обожаю такую хрень читать. 

Ответить
Развернуть ветку
Александр Казанский
Автор

:))))

Ответить
Развернуть ветку
4 комментария
Анатолий Б.

Ты потрясающий!

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Хуртин

Александр, с большим удовольствием прочитал вашу статью, надеюсь о вас теперь узнают, и обратятся полезные для вас люди - и все у вас пойдёт дальше в гору. Только один вопрос - на начальном этапе понятно почему был взят обычный потреб. кредит, но сейчас же у вас есть, не то что тестовый продукт, а уже вполне рабочий прототип, не рассматриваете ли вы государственную поддержку финансированием? Перспективным дарованиям изредка но удаётся получить возвратное или безвозвратное финансирование. Не планируете попробовать?

Ответить
Развернуть ветку
Александр Казанский
Автор

Спасибо за Ваш отзыв! Скажу честно, я сейчас кредиты не рассматриваю в принципе. А стучаться с протянутой рукой нет желания, лучше это время и силы потратить на лидогенерацию в свой проект)

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Daniil Khanin

Две недели назад прилетел в симферополь, заранее заказал такси с функцией встречи в аэропорту. По прилёту никого нет, звоню таксисту, он мне сказал, что просто передумал.

Ответить
Развернуть ветку
Александр Казанский
Автор

Это частое явление у нас. Достаточно почитать отзывы о сайтах, что находятся в топе

Ответить
Развернуть ветку
Vl Al

Обычно в таких местах нужно звонить на местный номер. После получения багажа. Ну или переплачивать полтора раза такси, которое аэропорт пустил к себе.

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Vl Al

"
3. ... их не будет в Крыму как минимум в ближайшие 10 лет. 
"

Это так не работает. 

Вы будете мариноваться в своей песочнице 10 лет. Ну а потом выйдите на вынужденную пенсию.

Не по возрасту, а потому, что кусок холодного пирога - тоже кусок еды.

Вот и весь хайтек-стартап.

Ответить
Развернуть ветку
Александр Казанский
Автор

Смотря с какой стороны на это все смотреть) можно мариноваться, можно реализовать локальный но стабильный бизнес, который будет приносить доход. Можно использовать как площадку для тестирования гипотез, одну из которых я планирую начать осенью следующего года.

Ответить
Развернуть ветку
9 комментариев
Tarnovskiy

Одни оджали полуостров, другие бизнес, третий воровал всё что мог от идеи до юр документов. Русский бизнес.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Yurii Bychkov

Сейчас есть практика по которой подделывают с украинской помощью собственников-физлиц земли через украинские же документы, святые вы наши. Так что не без вашей помощи отжимают.

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
passer2003

Название сервиса - огонь.

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Чарушин

Наоборот, петросянcтвом попахивает, что-то вроде футболок с Искандерами, отталкивает (Крым в целом отталкивает, но не суть)

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Птагин

1) Ищи якорей типа гостинец, в идеале на «свой» транспорт со штатными водилами
2) убей сезонность введением доставки товаров через службу такси
3) создай искусственную конкуренцию, подними сам себе чек

Welcome

Ответить
Развернуть ветку
Александр Казанский
Автор

Все в планах после ЦРМ, у меня уже увесистый бэклог собрался))

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Анастасия Юникова

Статья очень подробная. Все супер информативно и доходчиво. Мотивирует и вкладывает понимание в голову. Где-то узнаю себя, а где-то учусь. Спасибо автору

Ответить
Развернуть ветку
Александр Казанский
Автор

Спасибо за Вашу обратную связь) такие комментарии меня тоже мотивируют ;)

Ответить
Развернуть ветку
Malik Khodjaev

Ричард Брэнсон гордится вами «к черту все, берись и делай!» — это именно про ваш случай.

Ответить
Развернуть ветку
Ekaterina Aksenova

Читая, я прожила это все сама - жизнь в машине в Мск, ошибки, переезды. Много наскринила. Спасибо что поделились, есть над чем подумать

Ответить
Развернуть ветку
Ферма Киви

Прочитал, очень все интересно. Дам несколько советов исходя из выводов автора:

1. Автоматизировать можно не только через парсер, а через найм сотрудников (в том числе на аутсорсе).

2. Если есть возможность провести расходы через расчетный счет, то выбирайте доходы минус расходы на УСН, будете платить меньше налогов.

3. По поводу доли в проекте через закрытие компетенции, подумайте и не спешите. Условно данный специалист возможно все же легче нанять человека в штат. Если берете человека в долю, вы должны быть уверены в нем и знать его.

4. По поводу неправильной оценки доли ранка, типа рынок мал. Уверен, что найти похожие рынки с гораздо большим объемом можно вполне сейчас и выйти на них с минимальными расходами. Посмотрите на весь мир, на африку, южную америку, индия, тайланд и т.д. Выйти на эти рынке не так сложно как кажется, перевести сайт тоже, а рынок может быть огромным. Гугл переводчик в помощь, в том числе и переписке. Деньги можно принимать через биллинги и различные прокладки между биллингами.

5. По поводу сезонности, типа вам делать нечего не в сезон, аналогично как и пункт 4, посмотрите на мир шире, возможно, когда у вас заканчивается сезон, где-то начинается.

Ответить
Развернуть ветку
Александр Казанский
Автор

1. В моем случае аутсорс будет непозволительная роскошь. Я вообще не сторонник делегировать рутину, если это можно решить технически. 

2. Налогообложение выбрано было именно в момент времени, с ростом проекта безусловно будет пересмотрено исходя из новых вводных. 

3. У меня есть идеи, которые имеют перспективу на масштабируемость, а значит придет время привлечения инвестиций, хочу я этого или нет. И вот если это время настанет, инвесторы предпочитают команду, а не одиночек "маркетологов" 

4. Ответ выше) 

5. Туда же. Уже есть мысли - идеи. Крым песочница где хочу все опробовать

Спасибо за советы!

Ответить
Развернуть ветку
Зубная паста

Очень круто 👌

Ответить
Развернуть ветку
Александр Казанский
Автор

Спасибо :)

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Oganes Karkar

ООО... Хорошая работа! Поздравления!

Ответить
Развернуть ветку
Александр Казанский
Автор

Спасибо)

Ответить
Развернуть ветку
Тимур Рогожин

Теперь буду знать где бронировать трансфер в Крыму🦾

Ответить
Развернуть ветку
Skorpyon

Идея хорошая, бекграунд удовлетворительный, техническая реализация два с плюсом. Все грабли в кучу, ПХП, мускус, фу-фу-фу. Реально автор за три года мог выучить питон, сесть и на своем ноутбуке запилить себе систему, сэкономив на разработке, с учетом сезонных простоев. Те деньги, которые ушли на сторонних разрабов автор бы тратил на еду и собственное образование. Реально на Django + DRF + PostgreSQL можно напилить АПИ за месяц, еще за пару фронт, еще за пару некое кпоссплатформенное мобильное приложение еа каком нибудь электроне, и все это в одно лицо. Я писал румынам диспетчерскую, у меня ушло полгода, причем у автора банальная биржа заказов, а у меня был трекинг авто, куча данных по вебсокетам реалтайм и кабинет диспетчера полнофункциональный.

Ответить
Развернуть ветку
Александр Казанский
Автор

Спасибо за вашу обратную связь :) я учту. Ну не 3 года, а полтора. Изначально я себе такую цель и ставил, но кушать тоже хотелось, в процессе я ушел больше в менеджмент. Человек оркестр так сказать. Да и если честно не лежит у меня душа к программированию, я ещё в школе мог этому обучиться, ну не мое это. 

Ответить
Развернуть ветку
8 комментариев
Юрий Туов

Вопрос: а почему нельзя было купить готовое решение (программный комплекс)? На рынке таких не мало же. Можно было бы раздавать заказы через мобильное приложение водителям. Прикрутить сайт, тарифы и билинги и. т.д. API так же много у кого присутствует.

Ответить
Развернуть ветку
Александр Казанский
Автор

Готовое решение о другом. Я не придумал такси, я придумал маркетплейс с интеграцией с Телеграм.

Ответить
Развернуть ветку
4 комментария
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Eugene Smirnov

Почему бы сразу водителей в моб приложение не пересадить? Или это слишком дорого и сложно?

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Marina Reznik

Отличная и вдохновляющая история! Удачи вам! ❤️

Ответить
Развернуть ветку
Александр Казанский
Автор

Спасибо Марина 😊

Ответить
Развернуть ветку
Александр Казанский
Автор

-

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Икрин

Молодец. Хорошо себя презентовал.

Ответить
Развернуть ветку
Pavel Loginov

В качестве лабораторной работы проджекта хорошо. Но, конечно, не нужная вешь, в Крыму есть Максим и хорошо себе работает

Ответить
Развернуть ветку
Александр Казанский
Автор

Вы путаете приятное с мягким) мы с ними о разном пока что.

Ответить
Развернуть ветку
Nikita Yu.

Да, Максим сейчас в целом расправил плечи в Крыму. Но всё-таки странно, что они не форсируют особо в этом регионе, мог бы стать опорным для них.

Ответить
Развернуть ветку
Александр Богачёв

У них куча херовых машин и водителей. Один раз заказал машину: приехал какой-то убитый ваз, в багажник рюкзак не закинуть, там вещи водителя были, вся машина в грязи (в салоне, натурально грязь), всю дорогу водитель смотрел в мобилку, руля коленками, приходилось подсказывать как ехать.

Оставил негативный отзыв, фидбека от техподдержки не получил.

Так что не очень пока хорошо работает в Крыму Максим.

Ответить
Развернуть ветку
Anton Ivanov

Респектос

Ответить
Развернуть ветку
Николай Филимонов

Успехов и удач) если интересны продажи айти-продукты - пиши

Ответить
Развернуть ветку
Ilnur Seebaev

Успехов!

Ответить
Развернуть ветку
Александр Казанский
Автор

Спасибо большое

Ответить
Развернуть ветку
Павел Бондаренко

Вам бы книжки писать, или курсы "успехологов" продавать, а не бизнесом заниматься )

Ответить
Развернуть ветку
илья полонский

Ох как интересно, остановился на 12 главе... Дочитаю позже.
Спасибо!

Ответить
Развернуть ветку
Вадим Синяшин

Отличный опыт! Текст прочитал налегке! Удачи в реализации! 

Ответить
Развернуть ветку
Alexey Smetanin

Александр, желаю удачи с проектом! Статья написана отлично, ну и конечно нативная самопрезентация 5+) 

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Вишневецкий

пятый урок - главный в истории. 

Ответить
Развернуть ветку
Alexandr Sosnovsky

Как минимум, я получил воодушевление. Обожаю людей, которые не диванные критики. Потому вечно тоже что-то делают, теряю деньги, седеют волосы))) но ты все равно под флагом хреначишь под солнце!!

Автор, респект) и пусть даже цифры хромают, но ты молодец)

Ответить
Развернуть ветку
Евгений Сафонов

Автор большой молодец! Всё получится!
Уже лет пять не был в Крыму, но вот теперь прям захотелось поехать и обязательно попробовать сервис.
Пару моментов по сайту.
UI/UX простой и понятный, но, как вариант, рассмотрите такие улучшения в строке поиска
1. при тапе/клике «откуда» и «куда», вполне можно давать сразу три-четыре самые популярные точки отправления (данные есть, осталось только ранжировать). Это немного сократит время заказа
2. Пункт «пассажиры». Возможно, стоит попробовать практику авиакомпаний в отношении детей —  то есть ранжировать — infant, child, teen по возрасту. Тогда, например, при выборе infant (младенец), сразу будет забронена опция детское кресло с допкостом (я не знаю как в России, можно или нельзя без детского кресла?). Но то таке, может и неудобно будет и действительно актуально только для авиакомпаний. 

Хотя, если бы я ехал с младенцем и случайно провтыкал поставить галочку «детское кресло», приехала бы машина, то было бы грубое нарушение закона. Я бы отказался ехать и был бы не прав перед водителем.

3. Некоторые конторы по аренде машин часто просят насильно ввести номер рейса, чтобы онлайн корректировать возможные задержки. И это реально клёво. Меня не раз спасало. Может ввести как дополнительную опцию для желающих, но необязательную, при оформлении заказа вводить номер рейса. Парсить онлайн-табло и в случае чего водитель не будет пинать буи из-за опоздания рейса и будет just in time.

Ну и ещё раз уважуха автору. Большое и стоящее дело делаешь. Не обращай внимание на критиков.

Ответить
Развернуть ветку
Александр Казанский
Автор

Спасибо большое за идеи)

1. Признаюсь, все руки не доходили. Но вы меня взбодрили) добавлю

2. Отличная идея, но действительно лучше протестировать. Спасибо за идею!

3. В црм планируется интеграция с расписанием авиарейсов, где автоматически будет меняться время прилёта + рассылаться уведомления как водителю так и клиенту, о том что у них произошла задержка рейса. Рассчитываю от части на вау эффект. Вы едете на такси в аэропт вылета, а тут вам от встречающей компании приходит смс, что ваш рейс задержан, но мы вас все равно встретим, не беспокойтесь. Как то так :)

Ответить
Развернуть ветку
Богдан В.

Вы молодец, классический предприниматель. Удачи! ;)

Ответить
Развернуть ветку
Vasya13 Vasiliy

То чувство, когда кто-то начал реализовывать твою идею...
Автору этого проекта респект, нам, крымчанам, не хватает подобных сервисов.
Свои выводы сделала. Спасибо за мотивацию!

Ответить
Развернуть ветку
Mikhail Stroev

все ждал, когда начнется реклама курсов Аяза )))

Ответить
Развернуть ветку
Александр Казанский
Автор

Хотя у последователей Аяза цифры будут на 10 нолей больше 🤣 так что зря опасались)

Ответить
Развернуть ветку
Artur Aldyrkhanov

Красавчик!

Ответить
Развернуть ветку
Ivan Kobylyansky

@Александр Казанский Приятно читать и знать умных и целеустремленных земляков. Очень интересный жизненный опыт и описаны тонкости бизнеса в Крыму. Было бы приятно пообщаться. Удачи в 2020! 

Ответить
Развернуть ветку
Alexandr Kovalchuk

"вежливые люди" ? а почему не "их там нет"?

Ответить
Развернуть ветку
Pavel Schegolev

Э, вы уверены, что вам надо в Москву на работу? Вас испортят тут ;) Или вас стошнит ;))) А если работа нужна для инвестиций в проект, то есть другие пути. Да и с сезонностью что-то надо делать... но я почему-то уверен, что план есть! Удачи с реализацией. От души!

Ответить
Развернуть ветку
Александр Казанский
Автор

В Москве я смогу в короткие сроки получит нужные умения :) если учиться в России, то в Москве.

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Эдуард Еремин

Я бы на месте автора, для начала, потратил годик-другой на обучение PHP, Java, HTML, CSS, арбитражу трафика, а потом уже начал запускать стартап, параллельно работая удаленно (свои 150 в мес. с таким стеком вы точно иметь будете). А-то тут какой-то бездумный слив бабок на разрабов, сеошников и т.д., который и тормозил проект на всем пути. Делал бы все сам - управился бы намного быстрее и сейчас был бы уже в жирном плюсе.

Ответить
Развернуть ветку
Evil Pechenka

Косяк вёрстки:

Ответить
Развернуть ветку
Evil Pechenka
Я ненавижу разговоры о политике, причем как со стороны ура-патриотов, так и со стороны либералов.

— Как нам назвать сервис таки?
— Может «Вежливые люди»?

😁

Ответить
Развернуть ветку
Илья Третьяков

Вдохновило, начну воплощать свою идею

Ответить
Развернуть ветку
Александр Сергеевич

Было интересно читать. Как трансформировалась парадигма сервиса услуг и как стойко вы стояли за идею. Спасибо за интересную статью!

Можете развернуть траты на виртуальные сервера. За счет чего 22к. И не понял - это в год?

Ответить
Развернуть ветку
Александр Казанский
Автор

Два сервера.

Один vps4 на рег.ру для самого сервиса. 1500 в месяц. Второй на форнекс для веб клиента Телеграм (нужен был зарубежный хостинг из за блокировок Телеграм) он обошёлся мне в 5 евро в месяц

Да за год указал

Ответить
Развернуть ветку
Сергей И

"Вежливые люди" Ваш проект как я понял? Спасибо огромное, было крайне приятно  воспользоваться  услугами! 

Не единожды за этот отпуск. Попробовал первый раз, понравилось качество услуг, думал, ну второй раз едва ли будет прилично..., но и второй, и в последующие разы все было на уровне: время подачи, качество авто и адекватная стоимость, и даже бонус был за последнюю поездку. 

Проблема с поездками на такси по Крыму есть, она большая, удивительно, что никто не взялся за ее решение. Пассажирок поток растет уже и в не сезон, Ялта, Севастополь точно. Сейчас пойдут поезда, это значительно увеличит желающих воспользоваться службой такси. Люди на материке привыкли к наличию служб такси и простоте вызова машины. Я за много лет отдыха в Крыму вижу как поменялась публика, понятно, что многим кто едет  по понятным причинам заказан отдых вне границ России, это платежеспособная и избалованная сервисом аудитория! Приходишь в ступор когда нет этой возможности в Крыму. Этой услуги реально не хватает!

Такси Максим-на большие расстояния пользоваться страшно, авто и водители "убитые". 

Желаю вам реализовать проект, стать тем сервисом, который будет первым и единственно лучшим на территории Крыма, и прибыльным для вас активом!

Ответить
Развернуть ветку
Александр Казанский
Автор

Спасибо огромное за отзыв, мне безумно приятно! Постараюсь и дальше работать над сервисом) ждём снова в гости!

Ответить
Развернуть ветку
Александр Рыбалко

Интересная статья! Интересные решения! 25к страниц сайта - вот это вы наметали! В Яндексе все проиндексировались, а вот в гугле всего 3660. В сайтмапе почему-то только пятую часть всех страниц прописали...Удачи!

Ответить
Развернуть ветку
Александр Е.

Отличная статья, действительно мотивирует к новым идеям и проектам. Удачи!

Ответить
Развернуть ветку
Денис Проскурин

А как вы смогли сделать какую то интеграцию с Гуглом в свете санкций?

Ответить
Развернуть ветку
Александр Казанский
Автор

У интернета нет границ :) 

Ответить
Развернуть ветку
6 комментариев
Oleksandr Reznik

Всем привет! Меня зовут Александр и тепер я на Миротворце👍🏻

Ответить
Развернуть ветку
Иван Сергеев

Шляпы нет но я ее снял. Я удивлен тем как вы быстро реализовали в проекте множество совершенно неожиданных решений.
Ваши мыслительные способности воистину удивляют. Не знаю где вы брали советы по развитию системы, уверен что вам очень помогли эксперты, но вас и ваших экспертов недостаточно просто уважать.

Ответить
Развернуть ветку
Александр Казанский
Автор

Спасибо за Ваш лестный отзыв) мои "эксперты" это просторы интернета и миллион решений в самых разных продуктах. Я просто смотрел и думал, как я это могу реализовать у себя.

Вот пример, сходил я к барберу и пришла мне смс от yclients. И меня осенило! Идеально! Я буду рассылать людям смс ссылкой на их заказ, где они смогут посмотреть и отредактировать заказ, посмотреть фотографии машины, которая их повезет и так далее) Так же собирать отзывы о водителях, пока у меня нет полноценного приложения

Ответить
Развернуть ветку
Eugene Smirnov

Если у Вас есть потенциал построить на этой базе сервисы доставки и прочей уберизации, как миллионниках, то вэлком, прошу за smart money от квалифицированного инвестора.

Ответить
Развернуть ветку
Александр Казанский
Автор

Для этого я и ищу технического партнёра. Инвестиции сейчас только во вред будут. Продукт надо выстрадать и родить и уже только потом идти за деньгами

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Игрок

Привет автор, очень интересно где взять формы бронирование? Можно линк на английский сайт, нам для страхования формам не помешала бы на сайт

Ответить
Развернуть ветку
Александр Казанский
Автор

Привет) Там только транспортные услуги, такси/автобус и так далее

Ответить
Развернуть ветку
Андрюха Л

Автор молодец, мне б его упорство и целеустремленность!

Но если снять розовые очки, то:
1. вы реально считаете, что подобный сервис можно назвать "идеей" (скажу мягко, чтобы не обидеть, "идея" явно не уникальна) ??!
2. умиляет непосредственность автора, а именно: "Я изучил решения на рынке и решил скопировать структуру сайта у Kiwitaxi. Это было ошибкой...".

Если честно, после поездки в Крым (действительно, в Крыму реально не работают привычные нам сервисы, типа Яндекс.Еда/Glovo, Убер и тд), а спрос на них огромен, я тоже подумываю,- а не реализовать ли мне какую-то такую "идею". Правда я смотрел в сторону автоматизации аренды квартир/ апартаментов, некий усовершенствованный airbnb на региональном уровне (у меня куча идей по автоматизации процесса аренды 😁)...

Автору успехов, развивай свой бизнес активнее (т.к., пока что, фин. результаты очееень скромненькие), но с такой настойчивостью и упорством, уверен, у тебя получится! 👍

Ответить
Развернуть ветку
Александр Казанский
Автор

Спасибо за пожелания :)

1. Да это идея и пока реализовано 10% от задуманного. Но в любом случае я нигде не претендовал на уникальность, я просто увидел боль, за решение которой люди готовы платить.

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Iskander

Андрей напишите на [email protected] можем обсудить ваши предложения по аналогу airbnb.

Ответить
Развернуть ветку
Денис Трофимов
Правда я смотрел в сторону автоматизации аренды квартир/ апартаментов, некий усовершенствованный airbnb на региональном уровне (у меня куча идей по автоматизации процесса аренды 😁)...

Есть sev.snimite.com, посмотрите. Я пользовался, правда в полуручном режиме сделка завершалась.

Ответить
Развернуть ветку
Anton MegaPort

Мне вот непонятно, если есть такая потребность - предзаказы на трансфер из/в аэропорт, то почему никто до сих пор не создал сервис, где клиент может открыто размещать свой предзаказ со своими контактами, а любой желающий выполнить этот заказ перевозчик - связываться с ним и договариваться о поездке?

Почему предзаказы стали предметом торга между перевозчиками, а клиент кроме самой перевозки еще должен оплачивать дополнительно цену этих торгов (т.к. эта стоимость включается купившим такой предзаказ перевозчиком в общую стоимость поездки)?

Ответить
Развернуть ветку
Александр Казанский
Автор

А чем этот сервис будет отличаться от той же службы заказа такси?) 

Вы описали те же яйца, только вид сверху. Не забывайте, что пользователь из воздуха не появится, его надо ещё купить где то, а потом продать, мы же не альтруисты. Ну и чем этот сервис будет отличать от той же службы заказа такси?

Ответить
Развернуть ветку
10 комментариев
ок

Как вы планируете обходить санкции? Про это в тексте деликатно не сказано.

Ответить
Развернуть ветку
Александр Казанский
Автор

Какие санкции? Санкции на что? 

Из всех сложностей, были проблема доставки смс (не все смс доходили) + Мегафон в Крыму не хочет звонить на мой номер 8(800) ну и с этим разберусь

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Mikhail Shamov
При этом в Крыму нет ни одной крупной службы такси и нет никакой автоматизации.

Хм ... В 2015 году, когда мама ездила в Крым, заказывал ей такси из аэропорта через приложение RuTaxi (обратно она уже договорилась дешевле и сама).

Ответить
Развернуть ветку
Александр Казанский
Автор

РуТакси это который Везёт? Уже нет в Крыму. 

Ответить
Развернуть ветку
11 комментариев
Алексей Овсянников

вкладываться в SEO в июле при том, что сезон заканчивается в сентябре, это супер опрометчивое решение 🙂

Ответить
Развернуть ветку
Александр Казанский
Автор

Зимой тоже кушать хочется :) сейчас у самых крупных диспетчеров в день по 5-6 заказов в среднем. Но там часть из директа часть из seo

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Александр Казанский
Автор

Нет, его обслуживание на мне + ежемесячно помогаю родителям. 

Ответить
Развернуть ветку
Руслан Горб

Александр, пришлите, пожалуйста, свои контакты на [email protected]. Спасибо!

Ответить
Развернуть ветку
Mickey Mouse

Просто респект, я завидую такому рвению и упорству. Но скажи как ты проводил каждый свой день, сколько тратил на проект, на себя, на сем’ю в процентном соотношении. Многие бизнесмены/стартаперы рассказывают так вроде они роботы и тратят на свой проект по 24 часа в сутки что является как по мне преувеличением своих возможностей дабы показать насколько они хороши. Скажи как есть без преукрашивания

Ответить
Развернуть ветку
Александр Казанский
Автор

В сезон безусловно работал много и без выходных. Я один не женат, поэтому проще. Но в такси я работал больше :)))

На самом деле у меня сейчас много свободного времени, спустя время я понимаю что это больше пет проект, который может приносить пассивный доход при должном уровне внимания. Сейчас когда напишем ЦРМ, я автоматизирую все процессы и мое присутствие уже не будет особо нужно. Только развивать продукт.

Именно поэтому я ищу работу, где смогу учиться и развиваться. Благо я нашел то самое направление.

30 лет я не знал к чему у меня лежит душа. А теперь знаю - я хочу создавать продукты.

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Nice Man

Почему после Мск была вообще Кострома, а не та же Казань, если вы из неё?

Ответить
Развернуть ветку
Александр Казанский
Автор

В Костроме друзья) да и было интересно новое место

Ответить
Развернуть ветку
Wera Ferat

С интересом прочитала! Все разложено по полочкам, можно сказать кейс по вашему направлению бизнеса. Какие использовали биржи для поиска SEO специалистов?

Ответить
Развернуть ветку
Alexandr Demidov

Какое чудесное название. 

Ответить
Развернуть ветку
Saucedo Puetz

Возьми у яндекса платформу яндекс.такси в аренду, назови все это крым.такси и вперед!

Ответить
Развернуть ветку
Denis Shevchenko

Мотивирует, спасибо 

Ответить
Развернуть ветку
Валентин Потапов

Технология будет работать если нет телеграма, а только ватцап ?

Ответить
Развернуть ветку
Александр Казанский
Автор

Да я предусмотрел такую возможность и продавец может активировать альтернативные способы связи: WhatsApp и Viber

Ответить
Развернуть ветку
Илья Кузнеченков

Как найти такие чаты с заказами? Интересна Белорусь

Ответить
Развернуть ветку
Александр Казанский
Автор

У нас конъюнктура рынка поспособствовала появлению их. Не думаю, что есть аналоги в таком объеме как у нас.

Ответить
Развернуть ветку
Gen Ross

Предприниматель никогда не ищет работу по найму. 

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Воробьев

Почему не пишут, что люди, выполняющие эти телеграм заказы, далеки от такси, без разрешительных документов и т. д. 
Аналог блабла кар... 
Строилось это, как заказ на обратную дорогу, а теперь работа, это просто смешно. 

Ответить
Развернуть ветку
Александр Казанский
Автор

Рекомендую выехать за МКАД в МО, будите сильно удивлены насколько сильно все водители такси далеки от такси без разрешительной документации.

Вы знали что Яндекс.Такси без этих разрешений без проблем подключает?

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
ок

Комментарий удалён.

Ответить
Развернуть ветку
Александр Казанский
Автор

В тексте это есть, Modulbank.ru

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Anastasia Gaasenbeek

Ничего себе путь вы прошли! Спасибо, что поделились!

Ответить
Развернуть ветку
Николай Савельев

Сервис ничем не лучше других. Пользовался многими. Ценник рыночный и не дешевый. Если первый раз едешь то можно и заказать. А если есть проверенные сайты то зачем? К тому же еще хз кто тебя повезет(((

Ответить
Развернуть ветку
Сергей И

Бываю в крыму часто, авто из аэропорта или смотаться в другой город, знаю ценник у других, он бывает порой заоблачен, частники могут заменять друг друга когда ты расчитываешь на обговоренное авто, а приезжает то, о чем нельзя сказать классом ниже))). здесь ценник объективный, даже более.

Ответить
Развернуть ветку
Kolin Torg

Как написать хорошую статью:
1. Завязать интригу
2. Вызвать сочувствие читателя
3. Раскрутить сюжет
4. Показать трудности
5. Описать действия преодоления трудностей
6. Описать неудачи
7. Показать прорыв
8. Эпилог
8. Сделать вывод   

Ответить
Развернуть ветку
andrej

совершенно не интересны украинские реалии.

Ответить
Развернуть ветку
Александр Решетняк

Вот так и живём, одни кидают, другим после них страдать 😪
И всячески пытаться любыми средствами донести до клиента, что мы не такие.

Вообще думаю можно обходится предоплатой не больше 5тыс. это вроде как и немного, но с другой стороны показывает платёжеспособность заказчика.

Ответить
Развернуть ветку
Сергій Василега

Чей Крым? 

Ответить
Развернуть ветку
Yurii Bychkov

42

Ответить
Развернуть ветку
Alexander Grudzinskiy

В 2015 я тоже окунулся в Крымский проект, только строительный. Примерно та же история с местным партнером. По моим наблюдениям, в 90% случаях партнерства приезжего с местным история повторяется с вариациями: просто крадут деньги, пытаются вытеснить из бизнеса и не знают что с ним делать, уходят и открывают то же самое но с другой вывеской (и тоже прогорают). И мы через это прошли, но с Крымом распрощались - так и не смоли принять весьма специфичный менталитет крымчан и никто из нас не решился на переезд, который планировался. 
Вернули бизнес в Москву и все пошло намного легче. После Крыма ничто не страшно! 

Ответить
Развернуть ветку
Vadim Ivashchenko

примерно так же я начинал Таксик. Кстати, можно на его платформе запустить вызов такси через приложение в Крыму. Пишите на  [email protected], может посотрудничаем

Ответить
Развернуть ветку
Виталий Ерошенко

А почему Кострома? Неожиданный поворот

Ответить
Развернуть ветку
Kondraty Ermolin

Красавчик! Вот что значит видеть, верить и вджобывать

Ответить
Развернуть ветку
Пух

Дядь, какие ссылки... какие каталоги? Ты сам не понимаешь в SEO, и еще оценивашеь сеошников по параметрам, которые неактуальные, тебе простительно, ты не обязан это знать (но желательно), а им конечно нет, жулики. Сам сеошник, везде моих "коллег" грязью льют и приходят потом заказчики ко мне в 99% после печального опыта с такими недоспециалистами. Но то что трудишься, уважение, меня бы не хватило наверное чтобы это самому все разруливать. А по поводу сайтов - не дрочись с параметрами типа количества ссылок, просто делай удобный сайт и постоянно что-то обновляй на нем, бери от конкурентов лучшие технические решения и реализуй сам, сейчас главное в продвижении - ответить на запрос пользователя и предоставить ему удобный выбор услуги/товара, при этом надо не забывать учитывать технические требования поисковиков. Отзывы убери с сайта, скомпонуй контент так, чтобы долго скроллить не пришлось, эту простыню а отзывы старайся получать на картах лучше. Да и вообще много чего можно улучшить конечно же. 

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Егоров

Интересный опыт)
Очень странно, что вы измеряете эффективность SEO по ссылкам в каталогах. Во-первых, ссылки в каталогах в большинстве случаев, либо ничего не дают, либо нанесут только вред. Во-вторых, эти каталожные ссылки стоят тысячу деревянных, вам нальют сотни или тысячи всяких галимых ссылок для самоуспокоения) В первую очередь сеошник должен был сделать ядро запросов, структуру сайта, тексты.

Ответить
Развернуть ветку
Александр Казанский
Автор

Согласен, и мой сеошник заложил мину замедленного действия. Он должен был проанализировать и сообщить чем опасна структура сайта с пересекающимися ключами. Если я сейчас заведу новый город у меня появится на свет 2 новые страницы с ключом аэропорт Симферополь - "новый город" и "новый город" - аэропорт Симферополь, что негативно воспринимает яндекс и начинает сходить с ума с выбором релевантной страницы. К сожалению лечится это по моим ощущениям только ссылочной массой и внутренней перелинковкой + временем.  

Ну и пояснения ради, это не измерение эффективности, это измерение объема работ. Второй СЕО тоже ничего не родил(и не пытался даже) в плане решения моей проблемы структуры сайта. Ну и про тексты я тоже писал. Была готова только 1 СЕО портянка за месяц (я про второго специалиста).

Ответить
Развернуть ветку
Денис Качан

Название сервису можно в связи со сверхконкуренцией
"Республика КарпаЛ"

Заказы через Viber - мессенджер заказов такси

https://botviber.ru/radio

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Михайлович

Смысл статьи? Завести себе конкурентов? 

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Богдан Смольянинов

После прочтения,я подумал что действительно хороший парень,уважает труд водителей,ведь сам из них,но при надо с ним понял,что он сам как и все деспетчеры обезценивает труд водил, все равно на положения,когда дает в Ялту д 1100 рублей,задумываешь о правдивости его слов!
После работы с данным человеком,я понял ,что многие что тут написано лож

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Кирилл Казаков

Добрый вечер. Пожалуйста, уберите капс из текста.

Ответить
Развернуть ветку
Александр Казанский
Автор

Сделал, спасибо)

Ответить
Развернуть ветку
7 комментариев
Yuriy Kovalev

Скиньте резюме с пожеланием зарплаты на [email protected]

Ответить
Развернуть ветку
263 комментария
Раскрывать всегда