Клиническая смерть стартапа — инструкция по применению
Всем привет! Меня зовут Игорь, и я хочу поделиться своим опытом запуска стартапа от "гениальной идеи" до "клинической смерти".
Первостепенной целью моего лонгрида является изливание души о наболевшем понимающей аудитории. Второй – поделиться своими выводами по каждому этапу. Третья – это посыл в космос, быть может, эта статья поможет вывести проект из состояния "клинической смерти".
Предыстория
Всё началось с внезапно возникшей дружбы с моим будущим ко-фаундером Никитой. Далёкой весной 2018-го года я выложил пост в ВК с кличем к желающим пойти в поход на Кавказ. По всем попсовым канонам я прикрепил ещё и песню, весьма не попсовую хочу заметить. (Группа Free – кстати рекомендую). Никита (учились в одном лицее) к тому моменту недавно вернулся с бакалавриата в Лондоне и явно заскучал в городской суете, и на удивление откликнулся на призыв. Слово за слово, оказалось, что наши музыкальные вкусы чертовски схожи, а это как ни странно сближает.
И вот мы уже на Кавказе, оттарабанили безумный поход, оба по возвращении устроились на работу и наступила пронзительная тишина бытия. А в ней как раз и рождаются идеи.
Ты просто представь!
Сентябрь 2018-го.
Сижу в вагоне метро, удивительно привлекательная девушка напротив слушает музыку. Мимолётная мысль – "Интересно, что же у неё сейчас играет в плэйлисте?"
Так вот же оно! То самое! Music dating app! It all starts with music!
Идея, как часто и бывает, захватывает твой разум полностью, и ты уже слепо повинуешься ей, и держишься за неё как за единственную путеводную звезду своей жизни. Да простят меня читатели за лирику.
Оформив идею в голове, я конечно же звоню Никите спустя пару недель и делюсь своим открытием! И что вы думаете?
Он загорается ещё сильнее меня!
И тут посыпались те самые ошибки...
Разработка
Ситуация. Два, абсолютно не смыслящих в ИТ человека, хотят слепить единорога и имеют некоторые средства для реализации. Очевидное решение – digital-агентство. Очевидное, но неправильное.
Несмотря на то, что конечным результатом самого продукта мы остались довольны, дальше возникает ряд сложностей в виду расходов на поддержание приложения, и его дальнейшего автономного развития.
Lean-startup
Если вы всё же пошли по пути аутсорса, то прочтите или посмотрите хотя бы пару роликов на эту тему. Мы так конечно же не сделали.
Не тратьте деньги на код, не проверив гипотезу в полной мере.
Это неприлично дорого!
Лучше последуйте золотому примеру DropBox, а именно запустите UI мокап в ютуб и соберите потенциальных юзеров, которые будут ждать релиза по подписке на уведомление о запуске. Так вы узнаете, насколько это интересно людям, и потратите деньги в нужное русло.
Soft-launch
Склепав достаточно сносный MVP, мы перешли к запуску на аудиторию. И тут нас ждала вытекающая из предыдущей части проблема. Из-за дорогостоящей разработки у нас осталось мало средств для качественного маркетинга.
По дурости мы решили двигаться через Facebook Ads, который не дал желаемых результатов, и быстро сжёг наш бюджет.
Fundraising и акселераторы
А что остаётся?! Как известно, большинство программ предусматривают инвестиции в районе 100 тысяч долларов. Не могли не попробовать и этот путь развития проекта. Так, мы плавно перешли к этому этапу. Подались в 40-50 акселераторов.
На 50% программ пришли отказы, 40% остались без ответа, 10% одобрили первый шаг, 0% приняло нас.
Там, где мы снискали удачу в виде заинтересованности, были продолжительные телефонные разговоры. В 500 startups, к примеру, нас забраковали на 4-м звонке, эх, а счастье было так возможно.
В тех 10%, где мы прошли скрининг, основной проблемой стал конечно же traction. 12000 пользователей абсолютно не релевантный показатель, и тут нельзя не согласиться.
Ситуация с фондами более плачевная, 85% не отвечают на запросы с присланным питчдеком. Остальные 15% присылают отказы.
beat2beat
Итог
Не самый бездарный по идее проект находится в состоянии клинической смерти, вобрав в себя те самые классические причины неудач стартапов.
- Отсутствие своей технической команды
- Отсутствие ментора
- Безграмотная трата бюджета
- Отсутствие дополнительных каналов инвестиций
- Слабый маркетинг
На сегодняшний день приложение убрано с сервера в виду участившихся крашей, а чинить то и некому, и не на что.
Дабы сохранить сложившуюся оценку в гугл-сторе было принято такое решение на время поиска инвестиций.
Мы ещё поборемся за жизнь нашего проекта!
Послесловие
Как бы мрачно это всё ни звучало – ПРОБУЙТЕ!
Это безумный драйв, которым живёшь, а всё остальное меркнет.
Если кого-то зацепит эта история, или есть какое-то напутствие, или совет, то пишите на эту почту [email protected]
Игорь, мне жаль, что Вы не поняли основную причину провала проекта даже после общения с потенциальными инвесторами. Этот проект не спасли бы и 100К инвестиций.
Учитывая Ваш молодой возраст, нужно пробовать еще и еще. Крайне редко, когда стреляет проект в самом начале, нужно набить немало шишек, чтобы что-то толковое получилось.
Дискуссионно. Не хочу соглашаться в полной мере) всё же я понимаю, где наделал ошибок, не писал бы я эту статью в противном случае!
Мне кажется, что достаточно шишек набили для первого этапа, и есть понимание, куда и как двигать эту штуковину, будь деньги.
Но вы правы, молодо и рьяно, с шашкой наголо к положительным результатам редко приводит.
Есть конкретные советы, Василий?
Остро необходимы, как никогда.
Вы цену лида считали?
Сколько минимально Вам лидов в сутки надо для того, чтобы все минимально заработало?
У нас есть модель монетизации, которую мы ещё не прикручивали, soft-launch на то и soft-launch. Мы хотели и хотим поработать над банальной базой юзеров и виральностью. Поэтому история с лидами нам не актуальна сейчас.
Так, Вы не ответили ни на один заданный вопрос. А это - базовые вопросы для дейтинга. Если у Вас лид по 100 рублей и Вам нужно 10000 каждый день, то каждый месяц Ваш маркетинговый бюджет будет минимум 30 млн. рублей. Вы делали подобные расчеты?
Калькуляция, которой мы оперируем, есть в питчдеке, и в наших умах. Но как по мне это всё угадайка. Вопрос не релевантен для нашей стадии. У нас есть ориентир по инвестициям и что бы мы хотели получить на выходе.
К слову, CPI на FB Ads был на уровне 1.2$.
И да, маркетинговые расходы в дэйтинге колоссальны, это известно всем, ну что же теперь, таковы реалии индустрии 👐🏻
1.2$ - это те, кто на сайт зашли или регистрацию в приложении сделали?
Установили приложение.
С регистрацией и заполнением профайла?
Да
Итого, Вы выбрали весьма дорогой канал привлечения, такие деньги будет непросто отбить и инвесторы это прекрасно понимают, поэтому и желания жечь бабло у них особо нет. Ваш проект обречен, если Вы не найдете дешевый трафик.
Итого, Василий, я это указал в статье))
Я знаю, где были проколы)
Вы указали в статье кучу других причин, которые не являлись критичными для проекта. Критично тут то, что нет дешевого трафика и нет своих денег. Юнит-экономика не протестирована. Что Вы хотели от инвесторов, что они зальют Вас деньгами без даже теоретической возможности их вернуть? Исход очевиден.
Как ёмко! Даже более ёмко, чем у меня в статье, мерси!
товарищ вам пытался донести, что вы просрете любые деньги, которые в вас вольют. ваша же риторика только в том , что вы все знаете)). не знаете. знали бы- не было этой статьи.