Клиническая смерть стартапа — инструкция по применению
Всем привет! Меня зовут Игорь, и я хочу поделиться своим опытом запуска стартапа от "гениальной идеи" до "клинической смерти".
Первостепенной целью моего лонгрида является изливание души о наболевшем понимающей аудитории. Второй – поделиться своими выводами по каждому этапу. Третья – это посыл в космос, быть может, эта статья поможет вывести проект из состояния "клинической смерти".
Предыстория
Всё началось с внезапно возникшей дружбы с моим будущим ко-фаундером Никитой. Далёкой весной 2018-го года я выложил пост в ВК с кличем к желающим пойти в поход на Кавказ. По всем попсовым канонам я прикрепил ещё и песню, весьма не попсовую хочу заметить. (Группа Free – кстати рекомендую). Никита (учились в одном лицее) к тому моменту недавно вернулся с бакалавриата в Лондоне и явно заскучал в городской суете, и на удивление откликнулся на призыв. Слово за слово, оказалось, что наши музыкальные вкусы чертовски схожи, а это как ни странно сближает.
И вот мы уже на Кавказе, оттарабанили безумный поход, оба по возвращении устроились на работу и наступила пронзительная тишина бытия. А в ней как раз и рождаются идеи.
Ты просто представь!
Сентябрь 2018-го.
Сижу в вагоне метро, удивительно привлекательная девушка напротив слушает музыку. Мимолётная мысль – "Интересно, что же у неё сейчас играет в плэйлисте?"
Так вот же оно! То самое! Music dating app! It all starts with music!
Идея, как часто и бывает, захватывает твой разум полностью, и ты уже слепо повинуешься ей, и держишься за неё как за единственную путеводную звезду своей жизни. Да простят меня читатели за лирику.
Оформив идею в голове, я конечно же звоню Никите спустя пару недель и делюсь своим открытием! И что вы думаете?
Он загорается ещё сильнее меня!
И тут посыпались те самые ошибки...
Разработка
Ситуация. Два, абсолютно не смыслящих в ИТ человека, хотят слепить единорога и имеют некоторые средства для реализации. Очевидное решение – digital-агентство. Очевидное, но неправильное.
Несмотря на то, что конечным результатом самого продукта мы остались довольны, дальше возникает ряд сложностей в виду расходов на поддержание приложения, и его дальнейшего автономного развития.
Lean-startup
Если вы всё же пошли по пути аутсорса, то прочтите или посмотрите хотя бы пару роликов на эту тему. Мы так конечно же не сделали.
Не тратьте деньги на код, не проверив гипотезу в полной мере.
Это неприлично дорого!
Лучше последуйте золотому примеру DropBox, а именно запустите UI мокап в ютуб и соберите потенциальных юзеров, которые будут ждать релиза по подписке на уведомление о запуске. Так вы узнаете, насколько это интересно людям, и потратите деньги в нужное русло.
Soft-launch
Склепав достаточно сносный MVP, мы перешли к запуску на аудиторию. И тут нас ждала вытекающая из предыдущей части проблема. Из-за дорогостоящей разработки у нас осталось мало средств для качественного маркетинга.
По дурости мы решили двигаться через Facebook Ads, который не дал желаемых результатов, и быстро сжёг наш бюджет.
Fundraising и акселераторы
А что остаётся?! Как известно, большинство программ предусматривают инвестиции в районе 100 тысяч долларов. Не могли не попробовать и этот путь развития проекта. Так, мы плавно перешли к этому этапу. Подались в 40-50 акселераторов.
На 50% программ пришли отказы, 40% остались без ответа, 10% одобрили первый шаг, 0% приняло нас.
Там, где мы снискали удачу в виде заинтересованности, были продолжительные телефонные разговоры. В 500 startups, к примеру, нас забраковали на 4-м звонке, эх, а счастье было так возможно.
В тех 10%, где мы прошли скрининг, основной проблемой стал конечно же traction. 12000 пользователей абсолютно не релевантный показатель, и тут нельзя не согласиться.
Ситуация с фондами более плачевная, 85% не отвечают на запросы с присланным питчдеком. Остальные 15% присылают отказы.
beat2beat
Итог
Не самый бездарный по идее проект находится в состоянии клинической смерти, вобрав в себя те самые классические причины неудач стартапов.
- Отсутствие своей технической команды
- Отсутствие ментора
- Безграмотная трата бюджета
- Отсутствие дополнительных каналов инвестиций
- Слабый маркетинг
На сегодняшний день приложение убрано с сервера в виду участившихся крашей, а чинить то и некому, и не на что.
Дабы сохранить сложившуюся оценку в гугл-сторе было принято такое решение на время поиска инвестиций.
Мы ещё поборемся за жизнь нашего проекта!
Послесловие
Как бы мрачно это всё ни звучало – ПРОБУЙТЕ!
Это безумный драйв, которым живёшь, а всё остальное меркнет.
Если кого-то зацепит эта история, или есть какое-то напутствие, или совет, то пишите на эту почту [email protected]
Объясните пожалуйста, на кого рассчитано ваше приложение и какие цели знакомства должны быть у людей, которые предполагалось, что будут им пользоваться?
Я вижу, прежде всего, цель - создание серьезных отношений, поскольку, если цель несерьезные отношения или, вообще, только секс, то музыка (совпадение вкусов) отлетает даже не на десятый, а прям на пятидесятый план.
Могу ошибаться, но мне кажется, что люди, пользующиеся дейтинг-сервисами, если разделить их на тех, кто ищет серьезные отношения и несерьезные, поделятся в пропорции 30/70 в пользу несерьезных, и это еще в лучшем случае.
Ну ок, берем эти 30% серьезных и пытаемся представить, что для них важно в будущем избраннике, и на каком месте там музыка, получаем, скорее всего, что-то наподобие:
1) Внешность 2) ч/ю 3) Ум 4) Обеспеченность, ну и где-то в общем за 5м местом - совпадение музыкальных вкусов будет, а может и ближе к 10.
Таким образом, кмк, вы совершили еще одну ошибку, не описанную в статье, а именно - не протестировали гипотезы вашей идеи на целевой аудитории и вообще с целевой аудиторией не работали, и в этом вопросе не разбирались, слово касдев, скорее всего, для вас новое.
Что делать в итоге - либо пивот в той же тематике, если возможно, либо похоронить и забыть.
п.с. музыка в вашей рекламе ужасна.
Знаете, глянул, что и как вы комментировали под другими постами.
Сплошной хэйт, даже улыбнуло, поэтому вступать в полемику с вами мне неинтересно. У нас разные задачи в этом диалоге.
Не соглашусь. Общие музыкальные вкусы - это лишь как повод обратить внимание на человека с такими же вкусами, например, чтобы потом сходить на концерт, в клуб или поехать на фестиваль. Очень много народу знакомятся как раз на таких мероприятиях и совсем не с целью создать семью.
Какая цель отношений - можно узнать из несложного опроса в приложении, чтобы потом таргетироваться, если цель будет очень явной.
Вычитал момент «что делать дальше»
Спасибо, услышано!
У нас ни хватило ни денег, ни времени, ни опыта для качественного касдева и проверки гипотезы.
Поэтому я в своей статье и призываю к проверки мотивации пользователя ДО кода, на уровне UI и идеи.
Мне казалось, что я это отразил.
И всё же мы получали удивительно-положительные отзывы от тех немногих первопроходцев приложения.
Также есть хорошее исследование на тему общих тем (да, тавтология) среди незнакомцев. 70% - музыка.
Повторюсь, нам не хватило денег, времени и опыта, чтобы охватить все, и в своей статье я призываю не повторять мои ошибки.
Спасибо за комментарий.
"Лучше соберите команду энтузиастов-единомышленников." - это попытка распределения рисков между всеми. То есть у вас и у партнёра нет опыта в IT, но продукт на 90% айтишный. Вам нужны дешевые рабочие руки, кто бесплатно "загоревшись идеей" делал для вас практически весь продукт. Найти таких наивных альтруистичных можно в школе или в институте, где неокрепшая психика еще не сможет бороться с "работой бесплатно ради гениальной идеи". Те кто сможет сделать качественный продукт (сениоры или миддлы) уже давно понимают сколько стоит их час работы. Я понимаю если бы вы каждый продали квартиры (как доказательство принятия рисков и серьёзности), но нет, вы ищете "инвесторов", чтобы их неокрепшие умы заставили их взять финансовые риски на себя. А вы такие капитаны у штурвала ведёте всех кто взял на себя риски к светлому будущему. Ничего личного, но это прям такая классика.
Не понимаю вашего посыла, да, я призываю к поиску тех самых неокрепших умов в лице студентов, одногруппников, знакомых и прочее.
Ведь всё же решается долей проекта для того или иного члена команды. Или денежной мотивацией, но которая значительно меньше, чем в digital-агентстве.
Поэтому да - я призываю к распределению рисков.
Свой риск мы приняли в денежном эквиваленте, не однушка в Москве, но тоже прилично.
Виталий, альтернативы капитанству корабля?
Дайте угадаю (будь сам программистом или поработай годиков эдак 10, и потом приходи в индустрию зрелым)
Да, грешим попсовым подходом)
Иногда лучше быстрее идею похоронить или временно положить на полку. И пробовать следующую, так дешевле и быстрее будет. Проверено многократно на собственном опыте
Комментарий удален модератором
Интересно, а основателей не смущает этот SERP ?
https://www.google.com/search?q=music+dating+app
Там только по первой ссылке уже есть пять подобных приложений и это только те, про которые решили, что они - amazing, не говоря про кучу сайтов подобной тематики!
Абсолютно неинтересный вопрос.
Нет, и не должно смущать.
Если вы хоть немного в стартап-тематике, то должны понимать, что абсолютно уникальная идея - это не залог успеха.
А если копнуть хоть немного глубже, то у нас совершенно иная механика и реализация.
Чтобы показать свою слабость, нужно иметь большую смелость. Большущий вам респект за это. Поддерживаю и желаю сохранения движухи.
Спасибище!
Я прям задышал иначе после этого поста.
Движухе БЫТЬ!
Игорь, мне жаль, что Вы не поняли основную причину провала проекта даже после общения с потенциальными инвесторами. Этот проект не спасли бы и 100К инвестиций.
Учитывая Ваш молодой возраст, нужно пробовать еще и еще. Крайне редко, когда стреляет проект в самом начале, нужно набить немало шишек, чтобы что-то толковое получилось.
Дискуссионно. Не хочу соглашаться в полной мере) всё же я понимаю, где наделал ошибок, не писал бы я эту статью в противном случае!
Мне кажется, что достаточно шишек набили для первого этапа, и есть понимание, куда и как двигать эту штуковину, будь деньги.
Но вы правы, молодо и рьяно, с шашкой наголо к положительным результатам редко приводит.
Есть конкретные советы, Василий?
Остро необходимы, как никогда.
Все так. Не останавливайтесь.
То есть вы запустили UI мокап, склепали MVP своего B2C стартапа и сделав soft-launch через Facebook Ads, не двинулись в influencer marketing, но зашли через fundraising в акселераторы, имея питчдек. Пройдя скрининг и не имея traction в виде релевантного показателя, акселераторы вам отказали. Печальная story.
Не понимаю, почему столько негативных комментариев.
Бизнес - это хорошая идея + воля, чтобы эту идею реализовать.
Хорошая идея у ребят? Скажу так: если бы я такую идею поймал, то стал бы копать. Несколько подобных приложений показывают, что идея не тупа, как минимум. Я же вижу в ней нечто большее - это отказ от традиционной dating-схемы, когда особи противоположного (или одинакового) пола ищут себе сексуального партнёра по внешнему виду. Через общие увлечения (а музыка один из сильнейших сближающих факторов, особенно в юности) можно находить "родственные души", и не обязательно сюда примешивать секс. В этом есть тренд нового поколения, и я думаю он будет только расти. Два парня познакомились через общую музыку и основали стартап - разве это не прекрасно! У них ментальная связь посильнее, чем у многих пар с Тиндера. Мы с моими друзьями по институту периодически списываемся и знаете что в основном обсуждаем? Музыку, мать её. А прошло больше 20 лет с выпуска.
Двигаемся дальше. Воля - они приложили усилия и сделали очень много, чтобы выйти на рынок. Кто сам делал стартап, тот знает, что это непросто, и уже одно это достойно похвалы.
Не хватило компетенций? А что, дофига было компетенций у дислексичных миллиардеров вроде Бренсона или прочих сопляков, которые просто прыгали в океан, без понимания, куда приплывут? Или Цукерберг родился CEO? Да у того даже идеи своей не было, но он взял чужую и включил режим берсерка. Если есть желание, то компетенции нарабатываются влёт.
Теперь про операционку и маркетинг. Посмотрите на свою бизнес-модель. У вас 2 пути: стратегический рост в постоянном минусе или экономный стартап с моделью монетизации. Вам не повезло, что в нашей стране сейчас нет ангельских инвестиций. И не ищите их, не стоит. Значит первый вариант можно убрать и сосредоточиться на втором. Как монетизировать, какой должен быть крючок у приложения и какая минимальная команда будет это обслуживать - думать и решать вам, вы к этому уже пришли.
Если вы чувствуете, что потенциал вашей идеи не исчерпан и можно щупать, поворачивать и искать дальше, то не бросайте. Кто знает, куда это приведёт.
Готов помочь на безвозмездной основе в операционке. Опыт позволяет что-то подсказать.
Удачи!
ВАУ!
Мега-заряд!
Вот и тот самый единомышленник!
Год прошёл, а идея все также греет душа, поэтому повторюсь ДВИЖУХЕ быть!
Спишемся в фб на днях
Проблема поиска команды энтузиастов в том, что фаундеры, ослепленные бесплатной рабочей силой забывают (или не знают) про MVP, и начинают пилить продукт. Потом конечно все разваливается, потому что долго и без денег никому пилить не охота, а в фантазиях фаундеров все выглядит "вот мы еще xxx делаем и тогда триллион наш"
Так что может и неплохо агентство нанимать - фаундеры понимают реальную стоимость каждой своей идеи.
Хм, интересно 🤔
Но, увы, не сталкивался на личном опыте с подобным
Игорь, с технической точки не могу ничем помочь, могу только поддержать ваш дух! Идея супер и не только для молодых! Чем старше, тем больше понимаешь важность общего ментального поля, духовного резонанса - короче совместимости внутреннего мира. И музыка - это то, что ярче всего передаёт это все и выражает в нечно внешнее. Т.е. Музыка как инструмент это выявить - это больше, чем просто про общие вкусы. Я уже давно мечтаю, чтобы кто-нибудь создал адекватный дейтинг апп, потому что тиндер в этом плане примитивен до невозможности, это жуткий waste of time и сплошное разочарование. Даже для не самых серьёзных отношений (мне как женщине) нужно влюбиться в личность, а не в рожу! А все эти анкеты на прочих дэйтинг сайтах ничуть не помогают, да и не читает их никто. Music is the power! Короче ца у вас определенно есть, но более узкая интеллектуальная чем у вашего конкурета с масс маркета. Соответственно надо подумать, где её можно выцепить наиболее дешевым способом. Может какие-то музыкальные ресурсы продают у себя рекламу?
Ладно, советчик из меня не особо, пока воздержусь) Успеха вам. Вы делаете очень нужную вещь!
Даша, ты сделала мой день!
Вау-вау-вау 🙌🏻🙌🏻🙌🏻
Как всё сказано, каждая строчка как отсылка к исходному коду идеи
Через все также самые итерации мыслил и добавлял
Рад, что это кому-то нужно!
И да, с «интеллектуальной» аудиторией дилемма-она немногочисленно
Непросто путь
Но движухе быть!)
Комментарий недоступен
Комментарий недоступен
Причина указана в посте!
Идея реально интересная. Трабл в том, что не умеете кодить сами, не умеете в дизайн сами, не умеете в маркетинг сами, не имеете своего опыта и не имеете бюджета. Это я к тому, что два фаундера должны закрывать две разные компетенции из перечисленных. Зато теперь на двоих у вас есть опыт.
Спасибо!
Да тут дилемма. я абсолютно согласен, что это вносит дисбаланс да и вообще урезает эффективность любого проекта, но что делать, если есть идея и страсть, но нет скиллов?
Идея сервиса - супер!
Музыкальные пристрастия - это четкий код свой-чужой для молодых людей, так было всегда и будет всегда.
Ребятам просто пока не повезло.
Вот тут недавно обсуждали Capture от бывших создателей Призмы - имхо здесь гораздо круче идея, а реализация на самом деле дело вторичное, тем более в таком приложении.
Имхо надо фигачить дальше..
Спасибо, незнакомец!
Такие отзывы конечно безумно заряжают!
Не опускаем руки - будем стучаться в двери.
Не пробовали на ProductHunt запускаться?
Пытались, но сделали как самовыдвиженцы...(
У нас нет знакомых Хантеров с большим количеством фоллоуверов
В итоге и результат закономерный
https://www.producthunt.com/posts/beat2beat
Чем должна зацепить история без внятного плана и выводов?
Если нет результатов, то и полезного вынести сложно
Про Influence marketing и Facebook ads я бы не была так категорична. Зависит от продукта, гео таргета. Высокий CPI - это множество факторов от неправильной аудитории до хреновых креативов.
Facebook ads априори дорогой и нужен, когда уже есть базовая аудитория и рост подписчиков ограничен виральностью.
У нас был cpi 1.18$, весьма неплохой для ноунейм приложения, да ещё и в USA.
А вот денег было немного, и вот именно поэтому influencer marketing!
Нарастить критическую массу через фб почти нереально, только если не миллионные бюджеты.