Клиническая смерть стартапа — инструкция по применению

Всем привет! Меня зовут Игорь, и я хочу поделиться своим опытом запуска стартапа от "гениальной идеи" до "клинической смерти".

Первостепенной целью моего лонгрида является изливание души о наболевшем понимающей аудитории. Второй – поделиться своими выводами по каждому этапу. Третья – это посыл в космос, быть может, эта статья поможет вывести проект из состояния "клинической смерти".

Предыстория

Всё началось с внезапно возникшей дружбы с моим будущим ко-фаундером Никитой. Далёкой весной 2018-го года я выложил пост в ВК с кличем к желающим пойти в поход на Кавказ. По всем попсовым канонам я прикрепил ещё и песню, весьма не попсовую хочу заметить. (Группа Free – кстати рекомендую). Никита (учились в одном лицее) к тому моменту недавно вернулся с бакалавриата в Лондоне и явно заскучал в городской суете, и на удивление откликнулся на призыв. Слово за слово, оказалось, что наши музыкальные вкусы чертовски схожи, а это как ни странно сближает.

И вот мы уже на Кавказе, оттарабанили безумный поход, оба по возвращении устроились на работу и наступила пронзительная тишина бытия. А в ней как раз и рождаются идеи.

Ты просто представь!

Сентябрь 2018-го.
Сижу в вагоне метро, удивительно привлекательная девушка напротив слушает музыку. Мимолётная мысль – "Интересно, что же у неё сейчас играет в плэйлисте?"

Так вот же оно! То самое! Music dating app! It all starts with music!

Идея, как часто и бывает, захватывает твой разум полностью, и ты уже слепо повинуешься ей, и держишься за неё как за единственную путеводную звезду своей жизни. Да простят меня читатели за лирику.
Оформив идею в голове, я конечно же звоню Никите спустя пару недель и делюсь своим открытием! И что вы думаете?
Он загорается ещё сильнее меня!

И тут посыпались те самые ошибки...

Разработка

Ситуация. Два, абсолютно не смыслящих в ИТ человека, хотят слепить единорога и имеют некоторые средства для реализации. Очевидное решение – digital-агентство. Очевидное, но неправильное.

Урок №1. Аутсорс разработка – временное решение!
Лучше соберите команду энтузиастов-единомышленников.

Несмотря на то, что конечным результатом самого продукта мы остались довольны, дальше возникает ряд сложностей в виду расходов на поддержание приложения, и его дальнейшего автономного развития.

Lean-startup

Если вы всё же пошли по пути аутсорса, то прочтите или посмотрите хотя бы пару роликов на эту тему. Мы так конечно же не сделали.
Не тратьте деньги на код, не проверив гипотезу в полной мере.
Это неприлично дорого!

Урок №2. Тестируйте мотивацию ДО кода!

Лучше последуйте золотому примеру DropBox, а именно запустите UI мокап в ютуб и соберите потенциальных юзеров, которые будут ждать релиза по подписке на уведомление о запуске. Так вы узнаете, насколько это интересно людям, и потратите деньги в нужное русло.

Soft-launch

Склепав достаточно сносный MVP, мы перешли к запуску на аудиторию. И тут нас ждала вытекающая из предыдущей части проблема. Из-за дорогостоящей разработки у нас осталось мало средств для качественного маркетинга.
По дурости мы решили двигаться через Facebook Ads, который не дал желаемых результатов, и быстро сжёг наш бюджет.

Урок №3. Если у вас ограниченный бюджет, и вы B2C стартап, то двигайтесь в сторону блоггеров.
Influencer marketing решает.

Fundraising и акселераторы

А что остаётся?! Как известно, большинство программ предусматривают инвестиции в районе 100 тысяч долларов. Не могли не попробовать и этот путь развития проекта. Так, мы плавно перешли к этому этапу. Подались в 40-50 акселераторов.
На 50% программ пришли отказы, 40% остались без ответа, 10% одобрили первый шаг, 0% приняло нас.

Урок №4. Продать идею невероятно сложно!
Даже с работающим MVP.
Все хотят traction-traction-traction.

Там, где мы снискали удачу в виде заинтересованности, были продолжительные телефонные разговоры. В 500 startups, к примеру, нас забраковали на 4-м звонке, эх, а счастье было так возможно.
В тех 10%, где мы прошли скрининг, основной проблемой стал конечно же traction. 12000 пользователей абсолютно не релевантный показатель, и тут нельзя не согласиться.

Ситуация с фондами более плачевная, 85% не отвечают на запросы с присланным питчдеком. Остальные 15% присылают отказы.

beat2beat

Собственно само приложение для более ясной картины повествования. beat2beat

Итог

Не самый бездарный по идее проект находится в состоянии клинической смерти, вобрав в себя те самые классические причины неудач стартапов.

  • Отсутствие своей технической команды
  • Отсутствие ментора
  • Безграмотная трата бюджета
  • Отсутствие дополнительных каналов инвестиций
  • Слабый маркетинг

На сегодняшний день приложение убрано с сервера в виду участившихся крашей, а чинить то и некому, и не на что.
Дабы сохранить сложившуюся оценку в гугл-сторе было принято такое решение на время поиска инвестиций.
Мы ещё поборемся за жизнь нашего проекта!

Послесловие

Как бы мрачно это всё ни звучало – ПРОБУЙТЕ!
Это безумный драйв, которым живёшь, а всё остальное меркнет.

Если кого-то зацепит эта история, или есть какое-то напутствие, или совет, то пишите на эту почту [email protected]

0
77 комментариев
Написать комментарий...
Vlad Vlad

Объясните пожалуйста, на кого рассчитано ваше приложение и какие цели знакомства должны быть у людей, которые предполагалось, что будут им пользоваться? 

Я вижу, прежде всего, цель - создание серьезных отношений, поскольку, если цель несерьезные отношения или, вообще, только секс, то музыка (совпадение вкусов) отлетает даже не на десятый, а прям на пятидесятый план.  

Могу ошибаться, но мне кажется, что люди, пользующиеся дейтинг-сервисами, если разделить их на тех, кто ищет серьезные отношения и несерьезные, поделятся в пропорции 30/70 в пользу несерьезных, и это еще в лучшем случае. 

Ну ок, берем эти 30% серьезных и пытаемся представить, что для них важно в будущем избраннике, и на каком месте там музыка, получаем, скорее всего, что-то наподобие: 
1) Внешность 2) ч/ю 3) Ум 4) Обеспеченность, ну и где-то в общем за 5м местом - совпадение музыкальных вкусов будет, а может и ближе к 10. 

Таким образом, кмк, вы совершили еще одну ошибку, не описанную в статье, а именно - не протестировали гипотезы вашей идеи на целевой аудитории и вообще с целевой аудиторией не работали, и в этом вопросе не разбирались, слово касдев, скорее всего, для вас новое.
Что делать в итоге - либо пивот в той же тематике, если возможно, либо похоронить и забыть.
п.с. музыка в вашей рекламе ужасна.

Ответить
Развернуть ветку
Вася Пражкин
 Я вижу, прежде всего, цель - создание серьезных отношений

Не соглашусь. Общие музыкальные вкусы - это лишь как повод обратить внимание на человека с такими же вкусами, например, чтобы потом сходить на концерт, в клуб или поехать на фестиваль. Очень много народу знакомятся как раз на таких мероприятиях и совсем не с целью создать семью.
Какая цель отношений - можно узнать из несложного опроса в приложении, чтобы потом таргетироваться, если цель будет очень явной.

Ответить
Развернуть ветку
Vlad Vlad

Мне непонятна мотивация человека, который регится в дейтинговом сервисе не с целью каких-либо отношений, а чтобы найти попутчика на концерт/фестиваль/клуб. Если человеку нужен попутчик, с таким же, как у него, музыкальным вкусом, то он найдет сервис, который сводит таких людей, а если такого сервиса нет, в чем я сомневаюсь, то самый простой способ - в тематических группах соцсетей вполне можно симпатичную особь отыскать и пригласить.
И, опять же, все упрется в то, что общий музыкальный вкус не является определяющим параметром даже для похода на концерт/в клуб, если только этот вкус не совсем экзотический.

Ответить
Развернуть ветку
Вася Пражкин
 Мне непонятна мотивация человека

Здесь появляется начальная тема для начала разговора. В классическом дейтинге многие не знают, как завязать разговор, а здесь есть тема, которая обоим интересна.

 общий музыкальный вкус не является определяющим параметром

Так в приложении есть фото, а что еще надо для начала? )

Как мне кажется, при грамотной раскрутке приложение может собрать свою аудиторию и даже приносить прибыль.

Ответить
Развернуть ветку
Vlad Vlad

Т.е. мы пытаемся унять боль тех, кто не может найти тему для разговора с понравившейся особой в классическом дейтинге?
Разве на дейтинговых сайтах нельзя указать ту музыку, которая нравится, если для пользователя это важно, или спрашивать первым вопросом - какую музыку любишь - это так сложно?
И вот еще какие моменты:
1) Большинство не заморачивается с музыкой и слушает попсу, соответственно для всех остальных выбор сильно сужается
2) Если завязались отношения, то один из партнеров вполне может кардинально поменять музыкальный вкус другого

Ответить
Развернуть ветку
Вася Пражкин
 Т.е. мы пытаемся унять боль тех, кто не может найти тему для разговора с понравившейся особой в классическом дейтинге?

Это называется - облегчить процесс знакомства. Люди всегда ищут пути попроще, на этом и основан прогресс.

Разве на дейтинговых сайтах нельзя указать ту музыку..

По-Вашему, раз в где-то что-то в каком-то виде уже есть, то все новые проекты заранее обречены? До Тиндера тоже были лайки в фото, но Тиндер нашел свою аудиторию и прекрасно себя чувствует.

 Большинство не заморачивается с музыкой и слушает попсу

В Москве и Питере каждую неделю проводятся концерты и фестивали по самым разным стилям, которые влегкую собирают тысячи людей. Этого вполне достаточно для нишевого дейтинг-сервиса.

Ответить
Развернуть ветку
Vlad Vlad

То, о чем вы пишете - это не дейтинг, это поиск людей по интересам под мероприятия, и такие сервисы уже есть (вот, например - https://insearchapp.ru ) , в чем будет фишка еще одного, в узкой специализации чисто под музыку?

Ответить
Развернуть ветку
Вася Пражкин

Судя по скринам приложения - эти 100% дейтинг со своей фишкой. Инвесторов эти фишки вообще мало интересует, им нужен traction. Есть traction - будут инвесторские деньги, все просто.

Ответить
Развернуть ветку
Vlad Vlad

Они делают акцент на том, что это НЕ дейтинг, поскольку нет поиска по возрасту, полу и что можно парами пользоваться, но элемент дейтинга в этом, конечно, есть.

Что касается фишек (киллер-фичи и конкурентные преимущества), они и должны давать хороший трэкшн. 
В нынешнем виде, когда совершенно непонятно, для кого этот проект и для чего, шансов на хороший трекшн и  привлечение инвестиций ровно ноль.

Ответить
Развернуть ветку
Вася Пражкин
 это НЕ дейтинг

А на скрине тогда что?

Ответить
Развернуть ветку
Vlad Vlad

Я говорил не про них, а про тот сервис, который привёл в пример.

Ответить
Развернуть ветку
74 комментария
Раскрывать всегда