{"id":14271,"url":"\/distributions\/14271\/click?bit=1&hash=51917511656265921c5b13ff3eb9d4e048e0aaeb67fc3977400bb43652cdbd32","title":"\u0420\u0435\u0434\u0430\u043a\u0442\u043e\u0440 \u043d\u0430\u0442\u0438\u0432\u043e\u043a \u0438 \u0441\u043f\u0435\u0446\u043f\u0440\u043e\u0435\u043a\u0442\u043e\u0432 \u0432 vc.ru \u2014 \u043d\u0430\u0439\u0434\u0438\u0441\u044c!","buttonText":"","imageUuid":""}

Клиническая смерть стартапа — инструкция по применению

Всем привет! Меня зовут Игорь, и я хочу поделиться своим опытом запуска стартапа от "гениальной идеи" до "клинической смерти".

Первостепенной целью моего лонгрида является изливание души о наболевшем понимающей аудитории. Второй – поделиться своими выводами по каждому этапу. Третья – это посыл в космос, быть может, эта статья поможет вывести проект из состояния "клинической смерти".

Предыстория

Всё началось с внезапно возникшей дружбы с моим будущим ко-фаундером Никитой. Далёкой весной 2018-го года я выложил пост в ВК с кличем к желающим пойти в поход на Кавказ. По всем попсовым канонам я прикрепил ещё и песню, весьма не попсовую хочу заметить. (Группа Free – кстати рекомендую). Никита (учились в одном лицее) к тому моменту недавно вернулся с бакалавриата в Лондоне и явно заскучал в городской суете, и на удивление откликнулся на призыв. Слово за слово, оказалось, что наши музыкальные вкусы чертовски схожи, а это как ни странно сближает.

И вот мы уже на Кавказе, оттарабанили безумный поход, оба по возвращении устроились на работу и наступила пронзительная тишина бытия. А в ней как раз и рождаются идеи.

Ты просто представь!

Сентябрь 2018-го.
Сижу в вагоне метро, удивительно привлекательная девушка напротив слушает музыку. Мимолётная мысль – "Интересно, что же у неё сейчас играет в плэйлисте?"

Так вот же оно! То самое! Music dating app! It all starts with music!

Идея, как часто и бывает, захватывает твой разум полностью, и ты уже слепо повинуешься ей, и держишься за неё как за единственную путеводную звезду своей жизни. Да простят меня читатели за лирику.
Оформив идею в голове, я конечно же звоню Никите спустя пару недель и делюсь своим открытием! И что вы думаете?
Он загорается ещё сильнее меня!

И тут посыпались те самые ошибки...

Разработка

Ситуация. Два, абсолютно не смыслящих в ИТ человека, хотят слепить единорога и имеют некоторые средства для реализации. Очевидное решение – digital-агентство. Очевидное, но неправильное.

Урок №1. Аутсорс разработка – временное решение!
Лучше соберите команду энтузиастов-единомышленников.

Несмотря на то, что конечным результатом самого продукта мы остались довольны, дальше возникает ряд сложностей в виду расходов на поддержание приложения, и его дальнейшего автономного развития.

Lean-startup

Если вы всё же пошли по пути аутсорса, то прочтите или посмотрите хотя бы пару роликов на эту тему. Мы так конечно же не сделали.
Не тратьте деньги на код, не проверив гипотезу в полной мере.
Это неприлично дорого!

Урок №2. Тестируйте мотивацию ДО кода!

Лучше последуйте золотому примеру DropBox, а именно запустите UI мокап в ютуб и соберите потенциальных юзеров, которые будут ждать релиза по подписке на уведомление о запуске. Так вы узнаете, насколько это интересно людям, и потратите деньги в нужное русло.

Soft-launch

Склепав достаточно сносный MVP, мы перешли к запуску на аудиторию. И тут нас ждала вытекающая из предыдущей части проблема. Из-за дорогостоящей разработки у нас осталось мало средств для качественного маркетинга.
По дурости мы решили двигаться через Facebook Ads, который не дал желаемых результатов, и быстро сжёг наш бюджет.

Урок №3. Если у вас ограниченный бюджет, и вы B2C стартап, то двигайтесь в сторону блоггеров.
Influencer marketing решает.

Fundraising и акселераторы

А что остаётся?! Как известно, большинство программ предусматривают инвестиции в районе 100 тысяч долларов. Не могли не попробовать и этот путь развития проекта. Так, мы плавно перешли к этому этапу. Подались в 40-50 акселераторов.
На 50% программ пришли отказы, 40% остались без ответа, 10% одобрили первый шаг, 0% приняло нас.

Урок №4. Продать идею невероятно сложно!
Даже с работающим MVP.
Все хотят traction-traction-traction.

Там, где мы снискали удачу в виде заинтересованности, были продолжительные телефонные разговоры. В 500 startups, к примеру, нас забраковали на 4-м звонке, эх, а счастье было так возможно.
В тех 10%, где мы прошли скрининг, основной проблемой стал конечно же traction. 12000 пользователей абсолютно не релевантный показатель, и тут нельзя не согласиться.

Ситуация с фондами более плачевная, 85% не отвечают на запросы с присланным питчдеком. Остальные 15% присылают отказы.

beat2beat

Собственно само приложение для более ясной картины повествования. beat2beat

Итог

Не самый бездарный по идее проект находится в состоянии клинической смерти, вобрав в себя те самые классические причины неудач стартапов.

  • Отсутствие своей технической команды
  • Отсутствие ментора
  • Безграмотная трата бюджета
  • Отсутствие дополнительных каналов инвестиций
  • Слабый маркетинг

На сегодняшний день приложение убрано с сервера в виду участившихся крашей, а чинить то и некому, и не на что.
Дабы сохранить сложившуюся оценку в гугл-сторе было принято такое решение на время поиска инвестиций.
Мы ещё поборемся за жизнь нашего проекта!

Послесловие

Как бы мрачно это всё ни звучало – ПРОБУЙТЕ!
Это безумный драйв, которым живёшь, а всё остальное меркнет.

Если кого-то зацепит эта история, или есть какое-то напутствие, или совет, то пишите на эту почту [email protected]

0
77 комментариев
Написать комментарий...
Andrey Krestovnikov

Не понимаю, почему столько негативных комментариев.
Бизнес - это хорошая идея + воля, чтобы эту идею реализовать.
Хорошая идея у ребят? Скажу так: если бы я такую идею поймал, то стал бы копать. Несколько подобных приложений показывают, что идея не тупа, как минимум. Я же вижу в ней нечто большее - это отказ от традиционной dating-схемы, когда особи противоположного (или одинакового) пола ищут себе сексуального партнёра по внешнему виду. Через общие увлечения (а музыка один из сильнейших сближающих факторов, особенно в юности) можно находить "родственные души", и не обязательно сюда примешивать секс. В этом есть тренд нового поколения, и я думаю он будет только расти. Два парня познакомились через общую музыку и основали стартап - разве это не прекрасно! У них ментальная связь посильнее, чем у многих пар с Тиндера. Мы с моими друзьями по институту периодически списываемся и знаете что в основном обсуждаем? Музыку, мать её. А прошло больше 20 лет с выпуска. 
Двигаемся дальше. Воля - они приложили усилия и сделали очень много, чтобы выйти на рынок. Кто сам делал стартап, тот знает, что это непросто, и уже одно это достойно похвалы. 
Не хватило компетенций? А что, дофига было компетенций у дислексичных миллиардеров вроде Бренсона или прочих сопляков, которые просто прыгали в океан, без понимания, куда приплывут? Или Цукерберг родился CEO? Да у того даже идеи своей не было, но он взял чужую и включил режим берсерка. Если есть желание, то компетенции нарабатываются влёт.
Теперь про операционку и маркетинг. Посмотрите на свою бизнес-модель. У вас 2 пути: стратегический рост в постоянном минусе или экономный стартап с моделью монетизации. Вам не повезло, что в нашей стране сейчас нет ангельских инвестиций. И не ищите их, не стоит. Значит первый вариант можно убрать и сосредоточиться на втором. Как монетизировать, какой должен быть крючок у приложения и какая минимальная команда будет это обслуживать - думать и решать вам, вы к этому уже пришли. 
Если вы чувствуете, что потенциал вашей идеи не исчерпан и можно щупать, поворачивать и искать дальше, то не бросайте. Кто знает, куда это приведёт.
Готов помочь на безвозмездной основе в операционке. Опыт позволяет что-то подсказать.

Удачи! 

Ответить
Развернуть ветку
Игорь Стародубцев
Автор

ВАУ!
Мега-заряд!
Вот и тот самый единомышленник!

Год прошёл, а идея все также греет душа, поэтому повторюсь ДВИЖУХЕ быть!
Спишемся в фб на днях

Ответить
Развернуть ветку
Andrey Krestovnikov

Пишите, только не ФБ, я там не бываю)
Вот почта: [email protected]

Ответить
Развернуть ветку
74 комментария
Раскрывать всегда