Зачем начинать рабочую неделю в воскресенье и что такое манифест целей

Как облегчить себе жизнь по понедельникам? Можно ли выполнять несколько задач одновременно, и почему многозадачность — это ерунда? Как найти время на личную жизнь и избежать выгорания? Своим кредо жизни делится руководитель биотех-лаборатории Neiry Александр Панов в подкасте «Потом доделаю» от сервиса WEEEK. А мы упаковали часовой выпуск в короткие списки пользы.

Александр Панов
руководитель биотех-лаборатории Neiry

Зачем начинать рабочую неделю в воскресенье

Проблема

Каждый понедельник мы выходим на работу — не то чтобы в офис, а именно в рабочий режим. Всё важное, всё главное, коллеги написывают, подрядчики спрашивают. И надо всё успеть, а это трудно. Невозможно, пожалуй. Так что надо как-то концентрироваться на главном и не ослаблять движение к главным целям.

Решение:

  • Сформируйте список дел на ближайшую неделю в воскресенье. Почему именно в последний выходной? Потому что не надо отвлекаться на созвоны и рабочие чаты. В действительности планирование займёт меньше времени, чем в понедельник — всего 15–30 минут. А на следующий день у вас уже будет готовый план действий.
  • Расставьте приоритеты дел и на неделю в целом, и на каждый день. Самое важное ставьте в первую очередь на всю неделю. Дела, которые требуют особого внимания, — на контроль на каждый день. Быстрые и простые задачи — на начало дней. Остальное распределите по принципу остатка.

Как отказаться от многозадачности

Источник Pikabu
Источник Pikabu

Проблема

О, счастливчики те, кто не втягивается в разговоры и сообщения от коллег, кто не отвечает за решение череды проблем каждый день и может в течение длительного времени, не отвлекаясь на другие дела, выполнять задачи. В 99,99% случаев с разных сторон сыпятся проблемы: «Ой, у меня админка не работает, поможешь?», «Блин, тут заказчик пишет, недовольный! Надо срочно созвон», «Сдаю работу, проверяй», «Гит лёг, срочно чиним, текущие дела отставить». Такое требует быстрого переключения. Но человеческий мозг не способен сконцентрироваться сразу на нескольких несвязанных между собой задачах. Выполняя два дела одновременно, мы теряем концентрацию, силы и производительность.

Решение:

  • Выделяйте время для работы над одной задачей. Это техника тайм-блокинга. Её можно применить для длительных отрезков — например, забронировать 20 минут с утра под разбор почты или один час под обед. А можно пробовать технику Помодоро и использовать короткие отрезки — 10–20 минут для сконцентрированной работы, чтобы после завершения спокойно переключиться на горящие задачи.
  • Делегируйте. Простое правило: отдавать рутинные, простые или повторяющиеся задачи коллегам и подчинённым. Так и их работе научить получится, и себя от операционки разгрузить. А своё время посвятите задачам, которые нельзя никому поручить. Кстати, используйте чек-лист для делегирования от WEEEK.
  • Примите решение однажды — и следуйте ему годами. Это помогает избежать ежедневных мук выбора. Здесь речь о глобальных целях и задачах. Всегда сверяйтесь, продвигают ли вас ежедневные действия к главной цели. Это универсальный маркер, который поможет выкинуть из жизни ненужное.

Как найти баланс личной жизни и работы

Проблема

Не хватает времени на себя и семью. Пятый раз отложен поход к дантисту, звонок маме постоянно переносится на следующий вечер, некогда почитать сказку детям перед сном. Нормально жить и не отвлекаться на чаты во время отдыха всему мешает обилие рабочих задач (многозадачность, ага) и неправильная приоритизация.

Решение:

  • Помните, отдых — это не потраченное впустую время. Вы восстанавливаете силы, чтобы сохранить продуктивность и здоровье. Это ваша менталка, в конце концов.
  • Сделайте расписание не только для рабочих задач, но и отдыха. Заранее забронируйте в календаре место под поход в спа, спорт, общение с семьёй.

«У нас с семьёй есть общий еженедельный звонок. Мы все живём кто-где, и чтобы не терять связь, мы договорились — созваниваемся один раз в неделю и всегда. Где бы кто ни был — в поездке, на работе, в делах — всегда!»

Александр Панов

Как избежать выгорания

Проблема

Чума 21 века — выгорание. К нему приводят и усталость от рутины, и регулярные переработки во имя лучшего результата, и завышенные требования к себе. Говорят, самый эффективный рецепт от выгорания — выбрать дело по душе. Но тут появляется другая проблема: легко увлечься работой и вовремя не заметить усталости.

Решение:

  • Делайте перерывы в работе. В идеале, не проводите их за пролистыванием ленты соцсетей или просмотром сериала. Лучше выпить чаю, прогуляться или помедитировать, чтобы отвлечься от гаджетов и дать мозгу отдохнуть.
  • Найдите свой личный ритм. Это к пункту про отрезки времени сконцентрированной работы — чередование периодов продуктивности и отдыха. У всех они разные, и классика помодоро-метода (25 минут работы и 5 минут отдыха) подходят не всем. Нужно поэкспериментировать и попробовать разные периоды работы — и обращать внимание на усталость.

Как достигать целей, получая удовольствие от процесса

Проблема

Иногда жизнь становится похожа на бесконечное соревнование. Бежишь за новой должностью, покупкой, знаниями, витком развития бизнеса. Сложно сохранить мотивацию, поддерживать ритм — порой хочется всё бросить и забыть.

Решение:

  • Сравнивайте себя сегодня и себя вчера. Читать Рейтинг Forbes «З0 до 30», когда вам уже 31, а своего бизнеса всё ещё нет, — верный путь к самоуничижению и самобичеванию. Лучше не сравнивать себя с другими, а посмотреть, насколько конкретно вы выросли по отношению к себе 30-летнему.
  • Сформулируйте свой жизненный манифест целей и ценностей. Что вам важно, что трогает, кем вы хотите быть? Очень хорошее упражнение, которое как раз можно выполнить перед 2024 годом. Сделать его за один вечер не получится — придётся посвятить этому несколько дней. А когда манифест будет готов, сверяйтесь с ним: соответствуют ли ему текущие действия? Если да — вы великолепны.

Есть ли у вас свой манифест ценностей и какие секреты борьбы с выгоранием применяете вы? Поделитесь в комментариях!

1818
Начать дискуссию