Как мы развиваем бизнес без отдела продаж, а только с помощью полезного контента

Рассказываю о своем опыте создания бизнеса и о том, как продвигать компанию без холодных звонков, огромных рекламных бюджетов и вложений в маркетинг — только за счет личного бренда и полезного контента. Как результат — рост выручки в 2,3 раза за год.

Как появилась концепция компании

Я основала «Лабораторию трендов» в 2017 году как научно-исследовательскую компанию, которая специализируется на изучении рыночных трендов и моделей потребительского поведения. «Мы не ищем ответов в прошлом, мы смотрим в будущее» — наш слоган, который отражает то, что мы делаем. Мы оказываем клиентам полный комплекс маркетинговых услуг — от разработки стратегий, бизнес-моделей и концепций новых товаров до интернет-маркетинга, брендинга, пиара и много другого.

​Елена Пономарева, генеральный директор «Лаборатории трендов»

Кратко расскажу, как возникла такая концепция компании. Я работала в маркетинге 15 лет — за спиной были топовые позиции в российских холдингах и многолетний опыт частного консультирования. В 2016 году я поняла, что мне хочется продолжать именно в сфере консалтинга. Тогда же пришло осознание, что тренды интересны и востребованы бизнес-сообществом. К ним добавилось направление моделирования поведения потребителей — эта тема всегда была мне интересна, плюс к этому я прошла несколько курсов профессиональной переподготовки по психологии.

Позже возникла идея компании, было прописаны ее позиционирование и перечень услуг. Придумали название. Спустя некоторое время после старта тренды завели нас в неожиданную ловушку: нас начали воспринимать как исследовательскую компанию, несмотря на большой спектр маркетинговых услуг. В связи с этим в 2019 году мы отказались от слов «научно-исследовательская» в названии и выводим теперь на первый план не сами тренды, а то, как бизнес может использовать их для своего развития.

Как представляем идеального клиента

С кем работает «Лаборатория трендов»? Наша целевая аудитория — малый и средний бизнес. Компании, которые находятся на этапе роста, которые достигли «стеклянного потолка» и теперь ищут новые пути повышения эффективности и укрепления конкурентоспособности. Мы помогаем также микробизнесу и стартапам, у которых обычно нет больших бюджетов, — но только если проект заинтересовал, и мы видим его реальные перспективы.

В этом году мы сформулировали для себя формулу идеального проекта: «Дорого. Быстро. Интересно». Что это значит:

  • дорого — это отражение нашего уровня компетенций и экспертизы. Так мы отстраиваемся от фрилансеров и консалтинговых компаний с сомнительным качеством услуг;
  • быстро — интересны проекты, на разработку которых потребуется до 4 месяцев. Обычно это стратегические проекты (стратегии, концепции, позиционирование, новые проекты и др.);
  • интересно — чтобы сделать качественно и быстро, необходимо, чтобы проект «зацепил», чтобы еще на начальном этапе переговоров загорелись глаза и возник поток идей, как его можно реализовать и чем помочь клиенту.

Какие инструменты помогли нам покорить рынок

Мы не из тех компаний, которых называют «сапожник без сапог». Раз мы хотели помогать другим брендам с маркетингом, то необходимо было составить маркетинговую стратегию и для себя. Мы решили (говорю мы, когда подразумеваю нашу команду), что будем развивать семь направлений в рамках продвижения. Что делаем:

  • выпускаем публикации в деловых и отраслевых СМИ;
  • выступаем на профильных мероприятиях;
  • ведем социальные сети и говорим о «Лаборатории трендов» как в официальных группах компании, так и на личных страницах — моих (у меня около 7 тыс. подписчиков в Facebook), а также страницах наших руководителей;
  • развиваем Клуб «Лаборатории трендов» — это бесплатные очные мероприятия для маркетологов и предпринимателей Санкт-Петербурга, а также онлайн-вебинары;
  • проводим партнерские мероприятия — они нацелены на взаимный PR со смежными компаниями и бизнес-сообществами;
  • делаем email-рассылку по «живой» базе адресов — в среднем в неделю мы отправляем 1-2 рассылки с полезными текстами и приглашениями на мероприятия;
  • работаем над видео-проектом «Сказки про маркетинг» — вместе с экспертом в b2b-маркетинге Денисом Баталовым еженедельно мы помогаем одному предпринимателю или наемному сотруднику решать вопросы повышения эффективности или развития бизнеса.

На самом деле, все эти инструменты можно объединить под емким понятием — контент-маркетинг. То есть мы продвигаемся за счет полезного контента, который мы бесплатно даем бизнес-сообществу, маркетинговому сообществу. Мы не боимся конкуренции, поэтому на выступлениях и в СМИ открыто делимся своими методиками, результатами исследований и кейсами. Конечно, на начальном этапе было страшно, что наши наработки используют конкуренты, но у нас было два варианта — играть в открытую и полюбить своих «соперников», так как мы вместе работаем на развитие российского бизнеса, или инвестировать в другие способы продвижения (имею в виду прямую рекламу и так далее), но на это потребовались бы огромные бюджеты. Мы выбрали первый вариант и не ошиблись.

Мы хотим быть полезными, при этом понимаем, что чем больше мы делимся, тем больше к нам возвращается — контент обеспечивает работу сарафанного радио, а также напрямую привлекает новых клиентов. Если компания на слуху, вероятность того, что она одной из первых придет на ум потенциальному клиенту или появится в первых строках поисковиков, существенно выше.

В комплексе каждый из перечисленных инструментов влияет на продажи, ведь клиенты идут к тем компаниям, которые могут доказать свою компетентность еще до момента начала переговоров. У нас нет холодных продаж, клиенты обращаются к нам сами или мы предлагаем свои услуги тем компаниям, которые уже как-то взаимодействовали с нами.

Я хотела бы подробнее рассказать о трёх инструментах продвижения — о публикациях в СМИ как о самом масштабном и, возможно, трудозатратном канале коммуникации с целевой аудиторией, а также о Клубе «Лаборатории трендов» и проекте «Сказки про маркетинг» как о самых интересных и нестандартных направлениях.

Как делать много публикаций в СМИ бесплатно

На первых этапах, когда компания только-только вышла на рынок, экспертные тексты и комментарии в медиа помогли нам заявить о себе и сформировать образ «Лаборатории трендов». Я считаю, что публикации в СМИ очень важны именно в плане репутации, подтверждения экспертности. Если у руководителей компании много публикаций в значимых изданиях — это всегда плюс «в карму» бренда и еще одно преимущество перед теми конкурентами, которые контент-маркетингом не занимаются.

Что мы публикуем в СМИ:

  • рыночные и отраслевые обзоры (аналитика, тренды и др.);
  • комментарии по поводу интересных бизнес-новостей (почему произошло какое-то событие, как будет дальше развиваться ситуация);
  • разбор интересных кейсов (оценка вышедшего на рынок продукта, новых инструментов бизнеса т. д.);
  • тексты в формате «как решить какую-то задачу» (рассказываем о различных инструментах маркетинга и бизнеса, делимся своим опытом, кейсами и методами и др.);
  • материалы, касающиеся психологии и коучинга (бизнес-психология, поведение потребителей, личная эффективность).

Что касается изданий, то в приоритете ведущие деловые СМИ (Forbes, «РБК», «Коммерсантъ», «Эксперт», «Ведомости» и др.), а также отраслевые медиа — так сложилось, что мы плотно работаем с изданиями, пишущими о пищевой промышленности (RussianFoodmarket, «Мясной ряд», «Мясная промышленность» и т. д.), так как у нас много клиентов из этой сферы. Кроме того, делаем статьи и даем комментарии для бизнес-ресурсов — «Генеральный директор», «Деловой мир», E-xecutive и так далее.

С момента появления «Лаборатории трендов» мы успели посотрудничать с десятками изданий, и все же для нас важнее тема, чем известность площадки. Каждый материал, каждое упоминание влияют на репутацию бренда, кроме того, любой выход на внешней площадке (если там будет ссылка на наш сайт, а затем мы еще продублируем статью на сайте) повышает позиции сайта в поисковых системах. За 2018-2019 годы от «Лаборатории трендов» опубликовано более 250 статей и комментариев.

Как нам удается договариваться с журналистами всевозможных СМИ? Отмечу, что все статьи выходят на безбюджетной основе, а за некоторые материалы даже платят нам! Иногда сотрудники редакции выходят на нас сами (в большей степени из отраслевых изданий, связанных с пищевой промышленностью), журналисты стучаться в Facebook, предлагают что-то написать вместе, а порой я сама предлагаю им темы для публикаций. Также большую часть материалов мы делаем с помощью сервиса журналистских запросов Pressfeed (или с теми журналистами, с которыми мы познакомились до этого на сервисе). Это специальная платформа, на которой представители редакции выкладывают запросы, в которых указано, какой эксперт им нужен, на какие вопросы ответить, до какого срока. То есть эксперту (пиарщику) не нужно самому «ломиться» в издание, уточнять, какие темы для них актуальны, о чем можно написать.

С Pressfeed всё то, что интересует журналистов прямо сейчас, находится у меня перед глазами. Плюс через сервис работают пять тысяч изданий — от самых именитых до самых маленьких отраслевых. Регистрация на сервисе бесплатная для всех, но на базовом тарифе действуют ограничения. Мы хотим выпускать как можно больше публикаций, так что у меня подключен PRO-аккаунт (на нем ограничений нет).

Например, именно через Pressfeed я вышла на редакцию Forbes. Теперь я регулярно пишу для них комментарии, а также веду свою колонку.

Активнее всего обсуждалась моя статья, посвященная нашумевшей в начале 2019 года рекламной кампании Reebook. Это прекрасный пример того, как на волне хайпа с помощью публикации в СМИ можно привлечь к себе внимание. Моя колонка в Forbes позиционирует меня как эксперта в маркетинге, но ведь я являюсь лицом компании «Лаборатория трендов», поэтому то, что влияет на мою репутацию, в дальнейшем влияет и на репутацию бренда. Всё взаимосвязано.

Вообще эта классическая схема — знакомитесь с редактором / журналистом издания на Pressfeed, а затем продолжаете общаться в Facebook. С популярным журналом Psychologies я также связалась через сервис — нужно было через призму психологии дать ответ, почему одежда со слоганами стала вновь популярной.

Мое мнение опубликовали на страницах печатного журнала. Спустя некоторое время я продолжила сотрудничество с изданием и писала статьи на сайт. Одна из самых интересных, на мой взгляд, была посвящена шопоголизму, — ее прочитали около 5 тысяч пользователей.

Как я уже отметила, мы много пишем о трендах на рынке пищевой промышленности и о ЗОЖ. Эти темы самые популярные у нас на сайте (когда мы дублируем туда статьи), они же периодически приводят новых клиентов. Такие тексты мы делаем чаще всего напрямую с конкретными изданиями, а также не пропускаем запросы на эту тему на Pressfeed.

Например, я стала колумнистом на сайте Marketmedia — это издание о торговой и коммерческой недвижимости, ритейле и новостях ресторанов. Пишу о трендах в сфере ритейла, предприятий общественного питания.

Или же как-то я комментировала новость об открытии «ВкусВилла» в Санкт-Петербурге. Этот запрос я увидела на Pressfeed.

Проанализировала ситуацию, подготовила развернутый ответ по теме — и журналист поставил мои комментарии в материал.

Считаю, что секрет хороших отношений с редакциями кроется в том, что эксперту в момент самого первого контакта важно показать, что он умеет писать интересно, оперативно, готов погружаться в тему и адекватно реагировать на правки. Тогда редакторы изданий будут с вами сотрудничать и второй, и третий раз.

В 2019 году мы планировали выпустить 100 публикаций в СМИ, но на конец ноября 2019 года у нас уже сделано 122 статьи и комментария. В 2020 году собираемся идти в сторону увеличения количества выходов в топовых деловых СМИ. Хотим сделать не менее 200 публикаций, при этом 25% должны выйти в крупнейших бизнес-изданиях.

Подытожу, что публикации в СМИ делают огромный вклад в репутацию компании, в ее узнаваемость на рынке. Они играют роль, когда потенциальный клиент выбирает компанию-подрядчика и ему важно быть уверенным в экспертности специалистов этой компании. Кстати, также на публикации в медиа смотрят при проведении тендеров.

В то же время иногда конкретные статьи приводят клиентов напрямую — у нас были случаи, когда заказчик ссылался на определенный материал. Он прочитал его и понял, что именно мы сможем грамотно решить его маркетинговые задачи.

Клуб «Лаборатории трендов»: офлайн-встречи и онлайн-вебинары

Клуб «Лаборатории трендов» — это бесплатные очные мероприятия для маркетологов и предпринимателей Санкт-Петербурга, а также вебинары для тех, кто находится в регионах. Ежегодно проводится 10-15 очных заседаний и около 30 вебинаров.

Соотношение по тематикам следующее: около 70% вебинаров посвящены маркетингу и смежным сферам (прежде всего, реклама и продажи), около 20% — актуальным темам по управлению бизнесом (стратегическое развитие, HR, финансы и др.), оставшиеся 10% — вопросам, связанным с психологией и личной эффективностью. Прежде чем выбрать тему, обсуждаем ее со спикерами, а также собираем пожелания на очных заседаниях Клуба, спрашиваем мнение подписчиков в рассылке и соцсетях.

Спикеры Клуба — эксперты в разных областях. Сейчас в нашей базе спикеров более 70 профессионалов, большая часть из Санкт-Петербурга, но также стараемся приглашать спикеров из Москвы. Региональные эксперты (Самара, Воронеж, Краснодар и др.) проводят только вебинары.

Вебинары длятся по 1-2 часа, в зависимости от темы. Это всегда диалог, а не монолог спикера, не менее 20-30 минут выделяется на вопросы участников.

Анонсы вебинаров мы готовим вместе со спикерами. Важно то, чтобы участники видели ценность еще до регистрации — это должна быть трендовая тема, которая актуальна для бизнеса, обязательно нужно обозначить основные тезисы, рассказать, на какие вопросы участники получат ответы, также необходимо дать подробную информация об эксперте, подтвердить фактами, что он разбирается в той теме, на которую будет выступать.

Анонсы мы размещаем на TimePad, там же идет регистрация. Далее делаем рассылки по нашей базе, публикуем посты в группах «Лаборатории трендов» и на личных страницах в Facebook.

Пример вебинара

Как правило, к вебинару подключаются не менее 50% зарегистрировавшихся участников. Количество слушателей всегда разное — многое зависит от темы и спикера. Например, на сериях вебинаров по маркетингу и интернет-маркетингу, которые в конце 2018 — начале 2019 года проводила я вместе с нашим digital-директором Анной Ипатовой, количество регистраций доходило до 700 человек на каждый вебинар, а фактических участников же было 250-300 человек. На более узкие темы (нейминг, сервис, навыки руководителя и др.), которые обычно освещают приглашенные эксперты, количество участников в среднем составляет 30-50 человек.

Практически все вебинары Клуба записываются, записи доступны на нашем канале в YouTube, также мы размещаем их в социальных сетях и на сайте.

Каждый вебинар имеет такой жизненный цикл: анонс в онлайн-каналах — собственно проведение вебинара — публикация видеозаписи на Ютуб-канале, которую могут посмотреть все желающие в любое удобное время.

Проект «Сказки про маркетинг» на Youtube

«Сказки про маркетинг» — новый проект «Лаборатории трендов», в котором я и эксперт по b2b-маркетингу Денис Баталов помогаем предпринимателям и маркетологам находить решения по повышению эффективности и развитию бизнеса.

Формат проекта — живой диалог между экспертами и предпринимателем. В процессе разговора участники проекта получают консультацию по интересующему вопросу (основная проблема обговаривается заранее), мы вместе с ними разбираем причины возникновения и варианты решения проблем, в финале формируем дальнейший план действий. В самом конце встречи обязательно задаем вопрос: какой первый шаг в сторону решения проблемы сделает участник в ближайшие 72 часа (подключаем элементы бизнес-коучинга).

Запись первого выпуска на Youtube-канале​

Проект называется «Сказки про маркетинг» — потому что мы выступаем со стороны «добра» и «зла», задавая иногда неожиданные вопросы и давая рекомендации с разных сторон. Тем самым мы помогаем не только решить проблемы наших участников, но и высказываем свои предположения — как будет развиваться бизнес при благоприятных условиях или же если что-то пойдет не так.

Записи консультаций выкладываются на наш канал в YouTube. Каждую неделю выходит новый выпуск. Участников мы выбираем по предварительным заявкам — подать заявку может предпринимать из любой сферы бизнеса. Уже записано 5 серий о бренде кофе, бренде белых блузок, детской школе танцев, о развитии личного бренда генерального директора крупной IT-компании. На очереди до конца года запись серий для предприятий индустрии красоты и спорта, ЗОЖ и здорового питания, производства мебели и даже цирка на Фонтанке.

Проект запустился совсем недавно, и пока рано говорить о его эффективности, но я уверена, что в дальнейшем он еще сделает свой вклад в имидж «Лаборатории трендов». Тем более, сейчас самое интересное происходит на Youtube, а мы не собираемся отставать. Проектом уже заинтересовались два банка, которые потенциально готовы его спонсировать.

Всё это дорого? Сколько мы тратим на продвижение

Очень мало. Не более 8-10 тысяч рублей в месяц. В эту сумму входит плата за использование вебинарной площадки, за услуги дизайнера (заказываем разные мелкие макеты), за продление PRO-аккаунта на Pressfeed. Иногда нужно купить какую-то статистику для статей (Росстат или Федеральная таможенная служба). Но даже такая сумма полностью окупается платными статьями (некоторые СМИ платят за материалы экспертам — от 4 до 15 тыс. за статью объемом 10-15 тыс. знаков).

Больше мы ни на что не тратимся, я имею в виду в рамках маркетинга. Платную рекламу в социальных сетях не подключаем — несколько раз пробовали продвигать посты, но поняли, что это не дает нужного результата, так как нашим клиентам важнее контент, который мы транслируем по разным каналам.

Итоги: какие результаты дает такая маркетинговая стратегия

Если сравнивать первое полугодие 2018 года и 2019 года, то по выручке мы выросли в 2,3 раза. За последний год посещаемость нашего сайта увеличилась почти на 200%. Что не менее важно, растет и уровень наших клиентов, и сложность задач — мы медленно, но верно идем к проектам в формате «Дорого, быстро, интересно».

Я не могу сказать, что на эти результаты повлияли только публикации в СМИ, только выступления или только мои посты в соцсетях.

Абсолютно всё играет роль, это комплекс инструментов, а каждый канал коммуникации с аудиторией взаимодополняет, поддерживает другой канал. Потенциальные клиенты следят за тем, что мы пишем в медиа, подключаются к нашим вебинарам, читают новости в Facebook, получают рассылку, интересуются проектом «Сказки». А затем обращаются к нам за помощью, потому что уже знают, что мы умеем, что мы можем. Это «хорошо прогретые» лиды, если можно так сказать.

Всё, что мы делаем, приносит свои плоды, а PR и контент-маркетинг — это действительно лучший способ продвижения для «Лаборатории трендов».

Кстати, еще один признак, что экспертность и узнаваемость компании растет, — это когда к вам начинают обращаться журналисты из разных изданий напрямую, приходит все больше заявок от организаторов мероприятий через почту или Facebook. В этом плане я тоже ощутила на себе весомые изменения.

0
4 комментария
Артем Богданов

Вы пишете, что результат контент-маркетинга - рост выручки в 2,3 раза за год. А как вы доказали эту причинно-следственную связь? Что из перечисленного срабатывает лучше всего? Что показывают опросы клиентов?

"Половина рекламы работает. Если бы знать, какая именно".

Ответить
Развернуть ветку
Елена Пономарева
Автор

Срабатывает только комплекс, но с учетом того, что мы в разы увеличили объем выдаваемого контента, при этом никакой рекламы у нас нет, связь оказались очевидной. Кроме того, чем больше контента, тем больше о нас узнают и тем активнее сарафанное радио. Опросы клиентов говорят "слышал, читал, видел по ТВ, рассказали, увидел пост, нашел на вашем сайте, мне порекомендовали и т.п." - все приходят только после уже имевшегося какого-то контакта с нашими материалами или людьми, которые о нас рассказали.

Ответить
Развернуть ветку
CLOU D

"научно-исследовательскую компанию", дальше не читал

Ответить
Развернуть ветку
Елена Пономарева
Автор

жаль, дальше как раз рассказано, как мы отказались от этой формулировки, попав в ловушку трендов.

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Раскрывать всегда