{"id":14274,"url":"\/distributions\/14274\/click?bit=1&hash=fadd1ae2f2e07e0dfe00a9cff0f1f56eecf48fb8ab0df0b0bfa4004b70b3f9e6","title":"\u0427\u0435\u043c \u043c\u0443\u0440\u0430\u0432\u044c\u0438\u043d\u044b\u0435 \u0434\u043e\u0440\u043e\u0436\u043a\u0438 \u043f\u043e\u043c\u043e\u0433\u0430\u044e\u0442 \u043f\u0440\u043e\u0433\u0440\u0430\u043c\u043c\u0438\u0441\u0442\u0430\u043c?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"6fbf3884-3bcf-55d2-978b-295966d75ee2"}

Прибить или приклеить: семь лайфхаков, как перестать говорить и начать работать

Основатель сети ресторанов Zames Максим Дорофеев, в прошлом топ-менеджер компаний «Тануки» и «Fарш», — о том, как проводить эффективные совещания.

Сейчас в Сети один из самых популярных роликов – видео «Очень важное совещание» от участников Comedy Club.

Сам ролик, если кто еще не видел:

Однажды в течение месяца я работал в одной крупнейшей корпорации (называть не буду) и попал там на совещание. За 3.5 часа обсуждений, как корабли бороздят космические просторы, я успел поиграть в 3 игрушки на телефоне, с одним наушником посмотреть серию сериала и выбрать отель для следующей поездки. А потом вышел и уволился.

Если вы работаете в крупной корпорации, скорее всего изменить такой стиль невозможно. Но все чаще и чаще я слышу от коллег из небольших компаний, как их совещания длятся по 4 часа, и они вдесятером с серьезными лицами обсуждают, прибить или приклеить.

В компаниях, где я работал топ-менеджером, было до 6000 человек, но у нас никогда не было таких бессмысленных совещаний.

1. На совещании, как и в бизнесе, не должно быть лишних людей

Совещание – это «зеркало» структуры вашей компании. Насколько быстро и эффективно проходят совещания зависит от того, насколько четко сформирована штатная структура и насколько много или мало в ней лишних людей. Во всех компаниях, где я работал управляющим, если совещание задерживалось, люди были в панике и постоянно выходили поговорить по телефону и решить задачи. Для них лишние два часа совещания – это катастрофа, а не способ изящно убить время, раз уж все равно пришел на работу.

В известной книге «Rework. Бизнес без предрассудков» есть шикарная фраза: «Помните, каждую минуту, которую вы тратите на совещания, вы можете потратить на реальную работу».

Также важный момент: не надо звать на совещание всех, кто теоретически может понадобиться. Убедитесь, что они находятся в офисе, и подключите их на 5 минут, если возникнет необходимость. Читал кстати, что генеральный директор Amazon Джефф Безос применяет «правило двух пицц»: участников любой встречи должно быть столько, чтобы их можно было угостить всего двумя пиццами, то есть менее 8 человек.

2. Жестко ограничивайте время

Эффективность совещания = ценность принятых решений / (время совещания * количество участников * средняя зарплата участника)

Если посчитать стоимость лишних совещаний за год в России, думаю, мы смогли бы накормить 3 Африки. Чтобы минимизировать потери, очень важен тайминг. Я обычно придерживаюсь следующих цифр: чтобы совещание было эффективным, оно не должно длиться больше 1,5 часов. Тайминг выступления для каждого человека – не больше 5 минут. Когда начинаешь жить по таким правилам, учишься четко и конкретно формулировать свои мысли, не лить воду и не делать лирические отступления о жизни в СССР и на Луне. Минусы правда тоже есть: в личной жизни начинаешь разговаривать примерно также: «сроки, бюджет, тайминг» и т.д. Здесь важно научиться переключаться.

Есть много неожиданных решений, как соблюдать тайминг совещания. Вот несколько вариантов штрафов, которые применяются в некоторых компаниях, если совещание задерживается больше чем на 30 минут:

1. Отжаться, присесть или сделать какие-то другие физические активности

2. Убрать стулья и продолжить совещание стоя (даже если это не в офисе, а, например, в ресторане)

3. Заплатить денежный штраф

3. Человек в углу

Очень крутой лайфхак. В одной компании, где я работал управляющим директором, на каждом совещании в уголке молча сидел один человек. Помощник акционера. Он внимательно записывал все, что происходит на собрании: кто что говорит, кто как к кому относится, на каких эмоциях идет разговор, кто обсуждает «прибить или приклеить» и так далее и так далее. Он никогда ничего не комментировал и не говорил, но его присутствие всегда держало в тонусе всех. Не пробовал никогда отжимания или приседания, но уверен, они не сравнятся по эффективности с таким простым и в то же время действенным способом как присутствие человека от акционера на совещании.

4. Реальные вещи, реальные сроки и реальные действия

У любого совещания должна быть повестка. Простое правило, но о нем часто забывают и встречаются, чтобы «поговорить», или потому что по понедельникам принят ритуал под названием «проводить совещания». До совещания должны быть сформулированы все ключевые вопросы, которые нужно обсудить и решить. Еще важный момент: совещание– это про реальные вещи, реальные сроки и реальные действия. Не «обсудить возможности», не «оценить перспективы», не «минимизировать риски», а «поручить такому-то сделать то-то к такому-то числу». Если хотите обсудить как сделать мир лучше, соберите креативную сессию.

5. Здесь и сейчас

Очень часто на совещаниях происходят следующие истории: один человек говорит одно, второй другое, а чтобы проверить их слова, нужны вообще другие люди. Часто тогда решается собрать новое собрание, чтобы еще раз обсудить в другом составе. Я категорически против, нужно максимальное количество проблем решать здесь и сейчас. Совещание - это не про поговорить, а решить. Я часто в таких случаях связываюсь с нужными людьми по телефону по громкой связи и устраиваю неожиданные очные ставки, к которым сотрудники не были готовы, так как знали, что на собрании не будет людей, кто может опровергнуть их слова. Кстати, я верю в то, что самые эффективные собрания часто очень эмоциональные и жесткие. Если все проходит на спокойных тонах, скорее всего никому нет дела до происходящего, а возможно, все кроме выступающего спят или играют в игрушки на телефоне.

6. Если сомневаетесь, выберите что-нибудь

Можно бесконечно обсуждать, выбрать вариант А или B, чтобы не ошибиться. Но скорее всего самой большой ошибкой будет не вариант А или B, а потраченное время. Читал недавно интересное интервью Мэтью Малина, сооснователя классного нью-йоркского бьюти-бренда Malin+Goetz: «Нас однажды попросила одна корпорация сделать для них бальзам для губ. Полтора года мы ходили на встречи, где присутствовала комиссия из 20 человек, которая обсуждала, в какое место на упаковке поставить название марки. Это 10-минутный разговор, а у них он занял полтора года!»

Если все-таки вопрос чуть более сложный, чем на какое место на упаковке поставить название, а ответа все равно нет, то я искренне верю, что надо выбрать любой вариант и начать его тестировать. Мы живем в новом мире, где нет однозначно верных и безошибочных решений. Если данных недостаточно для ответа на вопрос, бесконечные обсуждения не помогут приблизиться к истине, а только украдут время, а значит, и деньги.

7. Мотивируйте людей деньгами

Самое главное, и самое важное правило. Если оно работает, то в принципе все остальные правила соблюдаются сами собой. Я верю в то, что лучшая система мотивации – это мотивация на чистую прибыль. Не бойтесь давать сотрудникам проценты или опционы. Когда они получают дополнительный доход с ростом дохода компании, то им правда выгодно работать, а не болтать.

0
15 комментариев
Написать комментарий...
Lev Moscov

Вопрос целеполагания. В большинстве случаев эффективность встреч их участникам не нужна. В том числе в бизнесе.

Ответить
Развернуть ветку
Юрец Булавинцев

В порядке придирки. Почему 2 пиццы - 8 человек? Это одна пицца на 8 частей делится. Если подразумевается, что каждому должно достаться по 2 кусочка, то почему 2 пиццы, а не полноценная дегустация с 3+ вариантами?

Ответить
Развернуть ветку
Alexander Schipakov

По такому вопросу однозначно надо собрать совещание, тут сходу не разберешься

Ответить
Развернуть ветку
Nathan Zachary
Совещание - это не про поговорить, а решить. 

на стену. прибить. золотом. в мраморе

Ответить
Развернуть ветку
Alexey Praskovin

А может лучше приклеить? И серебром по граниту? :)

Ответить
Развернуть ветку
Никита Лавров

Многие, к сожалению, собирают совещания не ради конструктива, а так чисто собраться-поговорить. Работал в небольшой компании (20-25 человек), где совещания проводились еженедельно и всем составом. Ни результата, ни конструктива. Большинство вообще не понимали, что они там делали. Совещание по продажам, на котором присутствуют офис-менеджер, копирайтер, дизайнер....  

Ответить
Развернуть ветку
Борис Васильев

Рассказывал бывший директор завода подшипников в б. Куйбышеве (теперь Самара) во время Войны.
СПРАВКА: без подшипников работа любого механизма войны не возможна. (удобно копипастить ТС):
"На каждом совещании в уголке молча сидел один человек. 
Представитель Ставки ВГК. 
Перед началом совещания он доставал пистолет и молча клал его на столик. Он внимательно (рисовал чёртиков в блокноте).
Он никогда ничего не комментировал (не записывал) и не говорил, но его присутствие всегда держало в тонусе всех. ...уверен, (ни что) не сравнится по эффективности с таким простым и в то же время действенным способом как присутствие человека от Ставки с пистолетом на столе на совещании."

Ответить
Развернуть ветку
Dan Skatov
 Он внимательно записывал все, что происходит на собрании: кто что говорит, кто как к кому относится, на каких эмоциях идет разговор, кто обсуждает «прибить или приклеить» и так далее и так далее. 

Во-первых, всё сказанное будет обусловлено присутствием этого человека — скажут одно в угоду акционеру, а в реальности там другое. Во-вторых, это значит, что без помощника акционера "стадо" будет совещаться аки мычать часов 5 к ряду. Нужны ли такие сотрудники?

Вот из авторской же статьи:

 По-настоящему слаженная работы команды строится на простых, но действительно важных для всех людей вещах: высокие зарплаты, бонусы, возможность развиваться и доверие в коллективе.

Посадить слушателя от акционера — это тоже такая форма доверия?

Если у вас эффективная команда, выдающая актуальный результат высокого качества в срок — вы её разгоните своим человеком от акционера. С другой стороны, сажая человека от акционера, вы не сформируете такую команду и оттолкнёте потенциальных сотрудников.

Ответить
Развернуть ветку
Ivan Lapaev

Подход близкий к идеальному, в моем представление на данный момент времени
Отлично собранные тезисы 🙌🏻 дало повод задуматься

Ещё бы парочку статей от вас на данную тему

Ответить
Развернуть ветку
Юрий Козинцев

Да. Пусть напишет, а мы обсудим.

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Епанчинцев

Да это выжимка для книги :) Осталось водой облить концентрат, как делается почти во всех современных книгах

Ответить
Развернуть ветку
Vladimir Ponomarev

Просто юнит не из нашего комьюнити.🙂

Ответить
Развернуть ветку
Александр Абраменко

ReWork пересказал

Ответить
Развернуть ветку
Alexey Glazachev

Прекрасный текст, автор большой молодец. Я работал в конструкторских бюро, где порой основным результатом совещание было назначение даты следующего совещания. На текущем месте работы все совещания не более 15 минут и это очень радует. 

Ответить
Развернуть ветку
Dan Skatov
 Кстати, я верю в то, что самые эффективные собрания часто очень эмоциональные и жесткие. Если все проходит на спокойных тонах, скорее всего никому нет дела до происходящего.

Мрак. Ну хотя, в принципе, если не в мозгоёмких областях, да за ну вот прямо огрооомные зарплаты, то может быть и норм.

Ответить
Развернуть ветку
12 комментариев
Раскрывать всегда